Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
статья
Из опыта работы с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
Струнина Л.А.,
учитель начальных классов
При организации работы кружка «Друзья природы» с детьми с ОВЗ в нашей школе педагог учитывает следующие условия:
∙место организации работы кружка должно быть комфортным для ребенка;
∙ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;
∙педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;
∙не используются требования, принуждение, указания, команды;
∙исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;
∙ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их
другими.
Руководитель кружка изучает личность каждого ребенка, его возможности, консультируется с классным руководителем, психологом, учителями- предметниками, определяет пути коррекции при работе с каждым ребенком, выбирая индивидуальные направления коррекционной работы. Так основными коррекционными направлениями в работе кружка являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.
Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу. На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.
Задачи создания экологической тропы как комплексного дидактического инструментария, таковы.
- Уточнение и углубление знаний детей о растениях, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды.
- Формирование представлений о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
- Развитие психических процессов, познавательного интереса, мелкой моторики.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы.
Укажем, что нашу группу посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:
- низкая работоспособность
- низкий уровень познавательного интереса
- быстрая утомляемость
- повышенный уровень тревожности
- выраженное недоразвитие всех сторон речи.
Поэтому мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Все это способствует закреплению и обогащению речевой сферы, развитию психических процессов, что весьма актуально для детей различных нозологий, обучающихся в нашей школе.
Согласно актуальным социоигровым технологиям «хозяином» экологической тропы является лесовичок, который предлагает детям различные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать где находится какой-то объект и исследовать его, придумать конец сказке, нарисовать животное и т.д. Перед обследованием объекта проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения. Предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку и т.д. ( «Лесная полянка», «Палатка»). При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, опыты, конкурсы, викторины, экологические акции, выставки, игры и другие.
Заметим, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с семьями. С этой целью мы привлекаем родителей к различными видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного материала, подбору материала для детских коллекций и экологического кабинета. Пропаганда экологических знаний – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Наша экологическая тропа включает следующие материальные объекты, состоящие из выполненных в безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ техниках художественных дидактических средств.
- «Музей леса». Дети знакомятся с коллекциями плодов, семян растений, полезными ископаемыми. На основе динамической модели леса, формируется представление о биоценозе леса – как едином природном организме, функционирующим по своим строгим законам.
- «Музей воды». Собран большой материал по подводному миру морей и океанов. Книги, иллюстрации, коллекция фигурок животных, игры, оформлена выставка картин морских пейзажей. Проводятся знакомства с различными водоемами, их обитателями, правилами поведения на воде, биоценозом водоема.
- «Аквариум». Дети наблюдают за рыбками, улитками, слушают рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.
- «Материки». Происходит знакомство с материками, их растительным и животным миром, природными зонами.
- «Опытно-экспериментальная лаборатория». Дети рассматривают материал для экспериментирования, знакомятся со специальным оборудованием, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. Ведь когда ребенок видит, слышит и делает все сам, знания усваиваются прочно и надолго.
- «Планетарий». Знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами, телескопом.
- Библиотека «В гостях у Филина». Содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, иллюстрации о природе, занимательный материал по экологии: ребусы, кроссворды и др.
- «Зимний сад». Знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.
- «Мини-огород на окне». Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.
- Мастерская природы «Умейка». Имеются оригинальные композиции из разнообразного природного материала. Дети знакомятся со способами обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания.
- «Растения, которые нас лечат». Расширяются и закрепляются знания детей о лекарственных растениях, о том как их собирать, засушивать, использовать для здорового образа жизни.
- «Коллекции детей». Данная зона содержит такие интересные подсистемы, как «Камни», «Насекомые», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные», «Перья», «Бабочки».
- «Экологические игры». Это игры «Лес и его значение для жизни человека», «Цепочки в лесу», «Лесные этажи», «Лесные домишки», «Вода в жизни человека» и другие, а также комплексные пособия типа «Загадки лесной опушки» и т.п.
В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических и пропедевтико-метапредметных приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, они стали наблюдательнее, эмоциональнее, научились сопереживать. Стали бережнее относится к живым существам, отмечается улучшение их психического здоровья, более яркой и насыщенной стала их повседневная жизнь.
Накопленный нами опыт экологического сопровождения развития личности детей с ОВЗ в нашей школе показал, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают кружок, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. Таким образом, в процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137456-1352061878.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-345344-1522420228.jpg)
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр».
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"
В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/07/picture-1339562-1625667172.jpg)
Занятие "О чём расскажет бабушкин сундук" (к дополнительной образовательной программе "Истории старой квартиры")
Представлена методическая разработки занятия. С мастер-классом в приложении....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1159810-1579908152.jpg)
Занятие по дополнительной развивающей программе "Юный эколог" "Будь природе другом"
Занятие №11 «Будь природе другом»Цель: развитие экологической культуры у детей школьного возраста...