ТЕХНИКА РЕЧИ
материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_rechi.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНИКА РЕЧИ

Выполнила:

Ефремова Марина Геннадьевна,

студентка 1 курса ЗФО,

2013


Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.Дыхание и его тренировка……………………………………………………4

   1.1Специальный комплекс дыхательной гимнастики………………………..6

2.Образование голоса…………………………………………………………...7

2.1. Голосовые упражнения……………………………………………………10

3. Дикция………………………………………………………………………..11

3.1Упражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса....................................................................................................................12

Заключение ………………………………………………………………….….13

Список литературы ……………………………………………………………..14

  Введение.

    Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актер, диктор комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

    Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

  Овладеть техникой речи - значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

   Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 1/4 - 1/2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи педагога.

    Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к педагогу.

  Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

   Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

   Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение - зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

   Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

1.Дыхание и его тренировка.

  Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание.

   Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

   К. С. Станиславский писал:

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -- громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.

  Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание.

   Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза.

   Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

   Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) - в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

  Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:

  1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.
  2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.

Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы "фокусироваться" в одной точке.

  1. Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции.

Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох -- пауза -- выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово -- полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;

  1. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы "речевого пояса" - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки -- межреберные мышцы.

   Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые "зажимы" будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.

1.1Специальный комплекс дыхательной гимнастики

Упражнения носят игровой характер. Они должны отработать:

  1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких;
  2. Равномерный, активный выдох;

Организованный выдох, "фокусировку" его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

     № 1. "Свеча"

 Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте "на свечу". Не погасло? Дуньте еще раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот втягивается.

Медленно, ровно дуйте "на пламя", но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше. Ладонью вы почувствуете, как медленно и ровно подтягивается низ живота, т.е. сокращаются нижнебрюшные мышцы. Это упражнение тренирует медленный, ровный выдох

Перед вами 3, 4, ... 15 воображаемых свечей. Потушите каждую свечу в отдельности. Объем вдоха не увеличивайте. При выдохе вы почувствуете ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагм

     № 2.

Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, отведите их назад, наберите воздуха, плечи опустите, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей, нет мускульной напряженности; на счет раз -- два сделайте вдох, на счет три -- четыре -- пять -- шесть -- выдох. Следите за движениями диафрагмы. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны -- вдох, вперед -- выдох. Поднять над головой -- вдох, вперед -- выдох. Поднять над головой -- вдох, опустить по бокам -- выдох.

Каждый раз увеличивайте время выдоха.

     № 3.

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. На звуке [п-фффф] выдохните воздух, после чего рефлекторно происходит вдох (живот при этом выдвигается вперед). Теперь на выдохе произнесите звук [с] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук [сссс-сссс-сссс...]. Снова сделайте вдох и на выдохе тяните звук [с]. Проделайте это упражнение 5 ра№ 4.

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. Смотрите перед собой, плечи развернуты. На звуке [п-фффф] выдохните воздух — живот втягивается, после чего рефлекторно происходит вдох и живот выдвигается вперёд. На выдохе тяните звук [ш]: [ш-ш-ш-ш-ш-...] Потом снова — вдох. На выдохе считайте: 1, 2, 3 ... 15. Повторите упражнение 5 раз.

2.Образование голоса

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Произносительный аппарат 

1 - альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);
2, 3 - передняя и задняя части твёрдого нёба;
4 - мягкое нёбо;
5 - язычок (увула);
6 - кончик языка (лат. apex);
7, 8, 9 - передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинка -- лат. dorsum);
10 - корень языка;
11 - надгортанник;
12 - полость гортани;
13 - голосовые связки.

   Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки -- тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску - тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

   Звонкость (металличность) - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

   Собранность звука - это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

   Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность - это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент - стремление как можно дальше направить звук.

   Устойчивость голоса - это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

  Подвижность - свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

   Диапазон - высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях -- две октавы. Но в быту человек говорит на трех - четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

   Выносливость - высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

   Адаптивность - способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивность - способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

                 Как выработать для себя необходимые голосовые качества? 

1 этап работы над голосом - освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.

2 этап - поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.

Упражнения на расслабление мышц

  1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, соберите пальцы в кулак, напрягите пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения.
  2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабьтесь.
  3. Поднимите вверх брови, напрягите их (выражение крайнего удивления), потом расслабьтесь, опустите брови.
  4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3-4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты.
  5. Крепко сожмите челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабьте их.
  6. Наклоните голову вперед - назад, вправо - влево: круговые движения головой вправо - влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.

Вибрационный массаж

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней -- грудная полость.

Для "включения" в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела.

Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса.

2.1. Голосовые упражнения.

     № 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стоните.

Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

[ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]

[ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...

Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.

А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]

Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

      № 2. "Гудок"

Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка". А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо... 

А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа... 

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ... 

Потом с [и]: ууиууиууиууиууи... 

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы... 

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.

Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".

3. Дикция.

    Дикция - особенность произнесения звуков.

Ясная, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении, "съедание" конечного гласного или звука внутри слова, звучание "сквозь зубы" делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих.

Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы "наскакивают" друг на друга.

Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его "посыла". Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком.

    Для тренировки артикуляционного аппарата выполняйте следующие упражнения:

  1. Пластическая гимнастика органов речи.
  2. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть - откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз.
  3. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз.
  4. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.
  5. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
  6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз.
  7. Образовав "хоботок", двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте "хоботок" по кругу.

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

3.1Упражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса.

    № 1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:

Этот зверь зовется лама.
Лама -- дочь,
И лама -- мама.
(В.В. Маяковский).

Русалка плыла по реке голубой,
Озараяема полной луной.
(М.Ю. Лермонтов)

     Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Следите за полетностью звука.

    № 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.

1.

Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.

2.

бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.

3.

утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.

4.

был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить.

5.

бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.

    № 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:

1.

Пословица не мимо молвится.
Написано пером, не вырубишь топором.

2.

Дружба дружбой, а служба службой.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь

3.

Терпенье и труд все перетрут.

Заключение

       Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму. Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит.
      Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1.Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.

       2. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства.-Т.: Просвещение, 1989.
       3.Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 1978.

       4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. - М.: Владос, 2003.

       5.Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М. , 1996.
       6.Тумина Л. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса

Важное место в школе  должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыха­ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...

Статья "Работа над техникой речи"

В статье я использовала свою работу над техникой речи в начальной школе. Надеюсь, что  этот материал пригодиться в работе на уроках чтения....

Упражнения для развития техники речи.

Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"

Логопедическая тема: Формирование техники речи.Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».Лексическая тема: Школьные принадлежности. Коррекционные задачи: -...

Техника речи педагога.

Важна ли техника речи для педагога? Ответ вы найдете в данной работе....

Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи

Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...

Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Голос».

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» и предназначена для учащихся с нарушениями слуха....