УУД все кратко
статья

УУД все кратко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_vse_kratko.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

4 основные блока УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

(общеучебные, логические)

Коммуникативные

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности условия. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Обеспечивают возможность проведения исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Обеспечивают возможность сотрудничества – умение слушать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этического оценивания;

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

самоопределения и смыслообразования

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегулирование;

рефлексия

общеучебные 

умение ставить цель;

структурирование знания;

умение строить речевые высказывания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

контроль; оценка; рефлексия и др

логические анализ;

синтез; доказательство;

сравнение; классификация;

обобщение;

подведение под понятие;

причинно-следственные связи

планирование сотрудничества;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды действий:

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

самоопределение является ключевой задачей развития в юношеском возрасте. Однако уже в самом раннем возрасте происходит формирование личности ребенка, подготавливающее успешность будущего жизненного и профес-го самоопределения.

В младшем школьном возрасте развиваются Я концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой).

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивает личностный моральный выбор.

- выделение морального содержания действия;

- определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков (норма взаимопомощи, справедливого распределения, честности);

- идентификация поступка как морального/ аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном;

- решение моральной дилеммы.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

Познавательные действия (общеучебные и логические действия).

Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • знаково-символические УУД (действие со знаково-символическими средствами: замещение, кодирование, декодирование, моделирование) обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выполняют функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

- преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
  • синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий
  • установление причинно-следственных связей
  • установление аналогий.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

Условно выделяется 5 основных блоков действий:

  • Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на:
  • умение слушать и слышать друг друга;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
  • готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  • Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
  • планирование общих способов работы;
  • обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

  • Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы):
  • умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;
  • умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.

  • Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
  • адекватное межличностное восприятие;
  • готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

В номенклатуру УУД, помимо коммуникативных действий, входят непосредственно с ними связанные, но иные по функции речевые действия. Они направлены на регуляцию собственной деятельности субъекта (ученика). К основным видам речевых действий относятся:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
  • речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности
  • в форме громкой социализированной речи;
  • в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие характеристики обучающихся 2 класса (образцы)

Представлены образцы характеристик обучающихся. Составляла для своих детей...

Краткий проект перспективного развития «Будь здоров!»

Проект разработан на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая состоит из шести направлений...

Понятие о кратких прилагательных

Урок русского языка по теме "Понятие о кратких прилагательных" для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Данный урок был проведен в рамках муниципального ...

Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"

Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные"  4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...

Решение задач по краткому условию. 2 класс

Упражнения для развития умения составлять задачи по краткому  условию задачи. Даются числа для практического применения к условиям задачи. таким образом формируются логическое мышление, навык реш...

Константин Паустовский (краткая биография)-презентация,

помогут в разработке урока, делала для сына...

Сизикова С. Д. Краткие биографии художников.

Материал может быть использован учителями ИЗО в качестве дополнительного материала, а также на дополнительных занятиях и в кружковой работе....