Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению «Логика». "Закономерность", 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)

Тарасова Любовь Александровна

Логика является важнейшей частью культуры мышления человека. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. Устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Закономерность.

(Математический турнир.)

Цель

Отработка умения находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы.

Задачи

-развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- воспитывать умение общаться, четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формировать интерес к занятиям математикой, информатикой

Планируемый результат

Предметные УУД

Уметь выделять закономерность, сравнивать, классифицировать.

Личностные УУД

Иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Использовать полученные знания на учебных предметах. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний, устанавливать закономерность, строить небольшие математические высказывания, обосновывать выводы.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Основные понятия

Числа, фигуры, закономерность, магический квадрат, турнир.

Методы

Методы: проблемно-диалогические .

Форма работы

Индивидуальная, групповая.

Оборудование:

М/проектор, компьютер, карточки для работы в группе, фломастеры, клей, индивидуальные рефлексивные карточки, набор смайликов.

Этапы

Содержание занятия.

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, ваши добрые лица, лучистые глазки! (Слайд 1)

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тѐплый, золотой

На занятие возьмѐм с собой.

-У меня вот такое симпатичное солнышко. Возьмите частичку этого солнышка. (Дети берут лучик).

Пусть лучик нас согревает и работать помогает.

(Дети рассаживаются на отведенные места группами, в соответствии с цветом лучика)

-Улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего хорошего настроения!  

Этап актуализации знаний

-Начнем наше занятие с разгадывания ребуса.

(Работа в группе.)

-Какое слово у вас получилось? (закономерность) (Слайд 2)

-Что же оно обозначает?

Давайте ещё раз обратимся к словарю и вспомним значение этого слова. (Слайд 3)    

Закономерность – правило, по которому повторяются в строгом порядке шаги, события, действия.    

-Когда вы брали солнечный лучик, какую закономерность заметили? (Чередование цвета, по цвету)

-В жизни нас окружают закономерности. Вы можете привести примеры?

(Смена дня и ночи, дни недели, циферблат на часах, смена времен года, урок, а затем переменка  и т.д. )

-Можно ли её нарушить?

Я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент одной замечательной сказки. (Просмотр видеофрагмента сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»)

-Как называется сказка? Кто автор? (Слайд 4)

-Что в этой сказке захотела избалованная принцесса?

-Разве такое может быть?

- Почему?

-Можем ли мы предсказать, какой месяц наступит после октября?

- Какой день недели будет через 4 дня?  

-Можете предсказать, когда и в какой вашей тетрадке младшие братишки и сестренки в очередной раз нарисуют смешную рожицу?

(Нет такой закономерности в поступках и поведении детей)

-Какова тема нашего занятия?

(Закономерность. Поиск закономерностей.)

Для чего ищем закономерности, например, в школе на занятиях? (Чтобы правильно выполнить какое-либо задание. Нужно подумать и догадаться, какой закон действует в этом задании. Это развивает логику.)

-Нам уже удалось выяснить, что в некоторых случаях закономерность бывает, а в некоторых её установить невозможно.

Творческое применение  и добывание знаний в новой ситуации.

-Я предлагаю провести небольшой турнир.

-Что такое турнир, каково лексическое значение слова?

-Подберите синонимы к слову. (Соревнование, состязание, встреча).

-Слышали ли вы такое словосочетание рыцарский турнир? (Слайд 5)

Когда-то, очень давно, воины (рыцари) состязались, показывая своё боевое искусство.

В наше время очень часто проводятся спортивные турниры: по шахматам, шашкам, футболу, хоккею и т.д. (Слайд 6)

У нас сегодня интеллектуальный турнир. Турнир знатоков математики и русского языка.

Команда –победитель встретится с командой другого класса. (Слайд 7)

Физминутка

(Выполняются упражнения стимулирующие мыслительные процессы.)

-Команды у нас сформированы, даже названия есть у команд.

Однако, участники об этом ещё не знают, т.к название команды зашифровано.

Расшифруйте название своей команды, шифр перед вами. (Слайд 8)

-Итак, перед нами команда « Умники» и команда «Знайки». (Слайд 9)

Поприветствуем друг друга.

Вспомним еще раз правила работы в группе. (Слайд 10)

1. Работать дружно, быть активными.

2. Не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу.

3. Говорить спокойно, ясно и только по делу.

4. Уметь слушать и понимать другого.

5. Уметь договариваться.

6. Доводить начатое дело до конца.  

(Выбор капитана команды)

 Задание№ 1 (желтый конверт) (Слайд 11)

1 команда:

 Найти закономерность расположения букв в цепочке  А, Я, Б, Ю, В, …, …, Ь, Д, Ы.   (Э Г)

2 команда:

 Найти закономерность расположения чисел в цепочке  9,90,8,89,7,…, …,…,…86   (88,6.87,5)

Какова закономерность данной цепочки? (ответы детей)

1.Буквы образуют последовательность типа “начало – конец”, т.е. 1-я буква алфавита – последняя буква; 2-я буква алфавите – предпоследняя; и т.д. Нужно вставить буквы “Э” и “Г”.

2.Уменьшение однозначного и двузначного числа на единицу

-Молодцы!

Оцените свою работу.

Если вы выполнили задание верно-берете желтый смайлик, есть ошибки - красный.      

Задание №2 (красный конверт) (Слайд 12)

-Определив закономерность, вам предстоит выбрать нужную фигуру и прикрепить на пустующее место.

                      

Оцените свою работу, используя смайлики.

Задание № 3 (зеленый квадрат) (Слайды 13-16)

-Продолжаем работу с числовыми закономерностями в магических квадратах.  

Что такой магический квадрат? (Ответы детей)

       

Оцените свою работу.

Подведем итоги.  

В этом турнире одержала победу команда….(Награждение команд).

- С каким понятием связана сегодняшняя наша работа? (Закономерность)

Давайте ещё раз вспомним, что такое закономерность?

Какие виды закономерностей мы сегодня наблюдали?

Закономерность составляющая часть нашей жизни. Она нас окружает. Наша задача видеть эти закономерности и уметь их выделять.  

Рефлексия деятельности

-Молодцы, ребята. Работали дружно. (Слайды 17-18)

Предлагаю вам сделать выбор: чемодан, мясорубка, корзина.

Чемодан – знания пригодятся в дальнейшем.  

Мясорубка – информацию переработаю.    

Корзина – всё выброшу.  

- Спасибо за работу! Прекрасный день! Занятию подошел конец!

Пусть каждый скажет про себя: «Какой я молодец!»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие духовно - нравственного направления в 1 классе "Репортаж"

Конспект открытого внеурочного занятия с подробным самоанализом....

Внеурочное занятие по общекультурному направлению во 2 классе на тему: «Как прекрасен этот мир..»

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «побед...

Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению .

Внеурочное занятие  по общеинтеллектуальному направлению "С чего начинается Родина?"Цель: организация деятельности учащихся по повышению историко-культурного уровня образования посредст...