Аналитический отчет педагогической деятельности
статья

Данилова Анна Борисовна

Аналитический отчет педагогической деятельности Даниловой Анны Борисовны, учитель начальных классов МКОУ "Екатерининская СОШ". В отчете представлены результаты педагогической деятельности за 3 года работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit_otchet_no_2_.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,

Третьяковского района, Алтайского края

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

Даниловой Анны Борисовны,

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории.

2019 год

Я, Данилова Анна Борисовна, родилась 08.08.1977 году, в селе Самарка, Рубцовского района, Алтайского края. Образование среднее специальное, в 1996 году закончила Рубцовское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах», с дополнительной специализацией «учитель музыки 5-6 классов».

С 27 августа 1996 года по 25 июня 1998 года работала в Егорьевском детском доме воспитателем.

С 17 августа 1998 года работаю в МКОУ «Екатерининская СОШ», учителем начальных классов.

Стаж педагогической работы - 22 года.

Стаж работы в данном учреждении - 20 лет.

Стаж работы в данной должности - 20 лет.

Имею первую квалификационную категорию.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Свою педагогическую деятельность я начала по традиционной системе обучения. С 2008 года освоила преподавание УМК «Перспективная начальная школа», в рамках которой овладела личностно-ориентированной системой обучения.

        УМК предполагает сформированное желание каждого школьника выбирать посильные и интересующие его задания и выполнять их творчески – как самостоятельно (в индивидуальной учебной деятельности), так и в условиях коллективной деятельности, используя всевозможные источники информации.  Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учёбы, использовать знания в нестандартных   ситуациях.

Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

Вы, загляните в детские глаза.

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!

       Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

                  Целью моей педагогической деятельности является использование современных технологий обучения в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:

  1. изучить и обобщить опыт эффективного использования современных технологий обучения в условиях внедрения стандартов нового поколения.
  2. овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
  3. создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.

В основе реализации данных целей лежит технология системно – деятельностного подхода, которая предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.

        Уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося.   Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

        Чтобы ответить на вопрос, о том, как я реализую программу ФГОСНОО, нужно сказать об уровне сформированности УУД. Я провожу диагностические тесты, по методикам, которые позволяют определить уровень сформированности личностных и познавательных УУД и проследить динамику их развития.

Уровень сформированности УУД на конец года в 1 классе – 81,8% (13 чел базовый уровень и 5 человек повышенный уровень), 4 чел-18,2% не достигли базового уровня (низкий уровень) сформированности УУД.

Во 2 классе уровень сформированности УУД:- 84,5%

На начало 3 класса уровень сформированности УУД – 85,7%

        Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

При подготовке к уроку учитываю реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отбираю совокупность приёмов мотивации, создающих оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Материал урока отбираю в соответствии с принципами доступности, логичности, научности, систематичности, последовательности и прочности усвоения. В содержание учебного материала включаю обязательные знания, соответствующие программе, основой которых является учебник, а также материалы научно-популярной литературы.

          Для создания положительной мотивации учения и развития познавательной активности учащихся, на своих уроках создаю атмосферу первоначального успеха благодаря дифференцированию заданий по степени сложности и возможности выбора индивидуального темпа обучения в процессе самостоятельной деятельности. Создаю проблемные ситуации разного уровня сложности. На всех уроках учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приёмы способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Исходя из этого, главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке.

        Я считаю, что эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения (демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (рисунки, иллюстрации, муляжи, гербарии, таблицы, стенды, плакаты, учебные датчики, электронный микроскоп, мультимедийный проектор, компьютер), раздаточный материал (карточки — задания, тесты, дидактический материал), игрушки, видео и аудио материал, книжный фонд, методическую литературу, периодические издания «Начальная школа», «Педсовет».

    В моей коллекции находятся мультимедийные энциклопедии, электронные пособия, коллекция презентаций по предметам, которые я использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, классные часы, внеурочную занятость детей, создаю презентации.

В процессе своей работы использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектный метод обучения, информационно – коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Название технологии

Конкретные результаты внедрения (названия программ, пособий, дидактических материалов), отраженные в «портфолио» учителя

 1

Технология проблемного-диалогического обучения

 Главной ценностью применения проблемного обучения в моей работе считаю то, что оно приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни. Изменения, происходящие в моих учениках, указывают на то, что учебные проблемы создают условия, благоприятные для общего развития каждого ребёнка. У учащихся повысился интерес к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей, раскрывается творческий потенциал школьников. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения.

2

Метод проектов

Использование метода проектов в моей педагогической практике показало, что у моих учеников   ко II классу:

-  повысился интерес к работе с различными источниками, в т. ч. с Интернет-ресурсами;

- они умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;

- умеют самостоятельно проводить исследования (некоторые практические работы по заданной теме) и создавать свои проекты;

- устанавливают причинно-следственные связи, строят умозаключения, выражают свою мысль.  Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме.

3

Игровые технологии

Применение игровых технологий способствует активизации познавательной деятельности. Учащиеся, увлечённые игрою, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. В классе создаётся атмосфера доверия и взаимопонимания, что содействует самовыражению, побуждает ребёнка к диалогу. В результате применения игровых технологий в моём классе повысилась школьная мотивация, у учащихся формируется нормативное поведение, умение следовать определённым правилам.  Опыт показывает: удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. А ещё дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Конечно, нельзя постоянно играть, играть и играть, но игровой момент в несколько секунд даёт желаемый результат быстрее, чем многократное повторение каких-либо правил. При очередном знакомстве с новой игрой у учащихся формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Игровые технологии сохраняют и укрепляют нравственное, психическое и физическое здоровье моих учащихся.

4

Информационно-коммуникативные технологии

Дети с первых дней показа в классе презентаций хотели сами узнать «как там всё само двигается», поэтому стали приносить заготовки, сделанные дома с помощью родителей, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю следующую тему и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. В этом случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации (пример: «Мое село родное»).

  Использование ИКТ позволяет мне расширить рамки учебника.  Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Детям очень нравятся электронные динамические паузы, зарядка для  глаз  - задействованы все каналы  восприятия учащихся  –  зрительный, механический, слуховой  и  эмоциональный.  Они заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже: я периодически готовлю презентации к родительским собраниям. При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Систематически, почти на всех уроках, использую мультимедийные средства обучения, компьютерные программы, видео, аудио аппаратуры и пр.

5

Технология групповой деятельности

Детям очень нравятся такая форма работы.  Они с нетерпением ждут таких уроков.

Каждый ученик активно включается в процесс усвоения учебного материала. Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Улучшается психологический климат в классе.

Ученики, общаясь между собой, анализируют проблемы и задачи, находят пути их решения, оказывают помощь своим товарищам.

Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если ему не понятен материал. При совместной же работе учащиеся выясняют друг у друга всё, что им не понятно. Ученики учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

В процессе такой работы учащиеся учатся сами контролировать не только свою деятельность, но и работу своих товарищей по группе.

Высокая активность учащихся, непринуждённость в общении друг с другом, в то же время очень серьёзное отношение к работе каждого члена группы – всё это позволяет видеть эффективность таких уроков.

      Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов. Ежегодно, провожу диагностику по выявлению уровня школьной мотивации учащихся. По результатам которой можно сделать вывод о том, что количество учащихся с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось, а количество учащихся с положительным отношением к школе и низким уровнем школьной мотивации понизилось.

Кол-во уч.

класс

Высокий уровень школьной мотивации

Хороший уровень школьной мотивации

Положительное отношение к школе

Низкий уровень школьной мотивации

1 класс 22 ученика

5

9

6

1

2 класс 19 учащихся

5

13

1

3 класс 19 учащихся

6

12

1

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали следующие показатели качества обучения:

Класс

Качество знаний

Успеваемость

1 (2016-2017)

-

-

2 (2017-2018)

58 %

98,7%

Русский язык

47,4

94,7

Литературное чтение

68,4

100

Математика

47,4

94,7

Окр. мир

57,9

100

Изо. иск

100

100

Технология

100

100

Музыка

100

100

3 (2018-2019 (1 полугодие)

Русский язык

58

100

Литературное чтение

78,9

100

Математика

57,9

100

Окр. мир

68,4

100

Изо. иск

100

100

Технология

100

100

Музыка

100

100

Информатика и ИКТ

52,6

100

Для повышения качества знаний во 2 и 3 классе по русскому языку и математике с детьми в течение учебного года провожу коррекционную работа. Разрабатываю планы коррекции умений и навыков, ликвидации пробелов в знаниях, развитию УУД, в которых отражаю информацию о проблемах конкретного ученика в изучении предметов. С целью создания эффективных условий для усвоения материала были организованы индивидуальные и групповые занятия со слабоуспевающими школьниками в специально отведённое для этого время. В результате на конец первого полугодия в 3 классе качество знаний по русскому языку повысилось на 11,6%, по математике – 10,5%

        Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога.  Я убеждена, что учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное, поэтому систематически прохожу курсы профессиональной подготовки.

п/п

Дата

Где проходила

Тема

Кол-во

часов

1

В апреле 2015 года

Научно – методический центр Издательство «Академкнига/Учебник» на базе МКОУ «Егорьевская СОШ», Новоегорьевского района.

Участвовала в образовательном форуме «Федеральный государственный образовательный стандарт: обсуждаем опыт решения инновационных задач»

2

с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г.

КГБУ ДПО АКИПКРО

«Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

36 час

3

с 15.10.2018 г. по 24.10.2018 г.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

«Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ключевые особенности и механизмы»

72 часа

Изучение методической литературы, передового опыта учителей, новинок методической литературы, посещение уроков коллег, методических мероприятий – вот далеко не полный перечень возможностей, которые стараюсь использовать для повышения квалификации. Моя тема по самообразованию «Формирование УУД младших школьников в свете ФГОС НОО второго поколения».

           В рамках ФГОС все учащиеся заняты во внеурочной деятельности различного направления. Мною разработаны для учащихся начальных классов программы по следующим направлениям внеурочной деятельности: научно-исследовательское «Я исследователь», проектная деятельность «Мои первые проекты». Дети представляли свои проекты как на уроках (технологии, ИЗО, окружающем мире), так и в различных выставках, конкурсах творческого характера. Учащиеся моего класса не только активно участвуют в конкурсах различного уровня, но и становятся призерами.

  • Например: школьный конкурс рисунков «Здравствуй, осень», «Мир, который нужен мне», «Мир профессий». в игровой программе «Защитники Отечества» и др.
  • Районный конкурс «Сибириада» приняли участие 3 ученика, 1–лауреат.
  • Школьный конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!» 2 ученика - участие.
  • Научно исследовательская конференция «Первые шаги в науку» школьный уровень –1 участник.
  • Районный конкурс «Пожарная ярмарка», 2 участника из них 1– лауреат.
  • Районная олимпиада по предметам «Вместе к успеху» участие 1 ученика.

Достижения учеников, результаты мониторинга фиксирую в портфолио.

        Администрация нашей школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:

  • кабинет   оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, тренажеры  и другие программы.
  • возможность использования компьютерного класса, кабинета  с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).
  • возможность выхода в Интернет.

                Свою работу, как классный руководитель строю в соответствии с программой воспитательной работы школы. Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить.

        В своей практике применяю такую форму взаимодействия с родителями учащихся – как сотрудничество, использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия (родительские собрания, тренинги, индивидуальные и тематические консультации). Родители частые гости на моих открытых уроках, классных часах, праздниках, в походах – экскурсиях. В ходе организации сотрудничества с семьёй происходит совместная постановка целей и коррекция учебных достижений учащихся.                                      

        В классе каждый ребенок   выполняет определенные функции.   Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь, готовят ребенка к   жизни за стенами школы.

В своей профессиональной деятельности имею тесную связь с коллегами по работе:

  • Обмениваемся опытом, методическими разработками, помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям;
  • Провожу мастер - классы и открытые уроки в рамках предметных недель и мероприятий школы (Преемственность обучения младших школьников - для коллег и педагогов детского сада, день открытых дверей - для родителей, для коллег).
  • Участвую в конференциях, методических семинарах (районный семинар "ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС").
  • Выступаю на заседаниях ШМО учителей начальных классов, на педсоветах ("Преемственность в обучении младшего школьника. Адаптация первоклассников", "Работа со слабоуспевающими учащимися", "Формирование ИКТ компетенций в условиях ФГОС")
  • Разработки уроков и внеклассных мероприятий представляю на методических выставках (2012 год -школьная, 2014/2018 год - районная).  
  • Мои материалы можно посмотреть на страницах школьного сайта, по адресу: htt://оо1444.edu22.info.
  • Имею свою личную страничку (https://nsportal.ru/danilova-anna-borisovna)
  • Оказываю наставническую помощь молодым учителям начальных классов. В 2018 году была руководителем дипломной практики студентки БГПК, моей бывшей выпускницы Жолнерова Е.А., которая проходила на базе моего класса. Очень радует, что моя бывшая выпускница окончила БГПК с дипломом особого образца и в настоящий момент работает учителем начальных классов и продолжает получать высшее образование.
  • Являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов, ко мне обращаются за консультацией по возникшим вопросам, посещают уроки. Я охотно обмениваюсь своим педагогическим опытом и материалами.

Считаю, что творческий рост учителя происходит при общении с коллегами.

В дальнейшем планирую свою деятельность по направлениям:

  • Создать условия для приобретения учащимися компетентности, удовлетворяющей современным требованиям процесса обучения и воспитания в стандартах второго поколения, позволяющей выпускнику начальной школы адекватно адаптироваться в средней школе;
  • Обновлять и корректировать содержание учебного материала с выходом на практическую направленность, в соответствии с требованиями содержания общего образования.

В перспективе я планирую:

  • продолжить работу по изучению и использованию образовательных технологий;
  • продолжить работу по теме самообразования;
  • активизировать работу по обобщению и распространению педагогического опыта.

        В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.

        Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.

        Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка педагогической деятельности

В данном документе отражается анализ своей педагогической деятельности....

Аналитический отчёт педагогической деятельности

Подробный анализ работы учителя для аттестации...

Информационно-аналитический отчет педагогического работника в междуаттестационный период

Здесь вы найдете-Критерий 1 «Знание информационной основы деятельности».-Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных техноло...

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

Аналитический отчет педагогической деятельности

Педагог   систематически реализует  в своей трудовой практике современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС в учебно-воспитательном  процессе и результативно организ...

Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год

Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год...