Главные вкладки

    Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."
    учебно-методический материал (1 класс) на тему

    Овчинникова Любовь Геннадьевна
    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов. Выполнила: учитель начальных классов Овчинникова Любовь Геннадьевна д.Ядрышникова 2012

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_uchitelya_nachalnykh_klassov.doc116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

    МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов.

    Выполнила:

    учитель начальных классов

    Овчинникова Любовь Геннадьевна

    д.Ядрышникова

    2012

    Введение

    «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

    Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество».

    Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

      Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

    Вы загляните в детские глаза.

    Вам истина откроется простая:

    Нельзя учить, души не отдавая,

    И в этом смысла жизни красота!

      Современная школа требует воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

            Цель моей работы – создание условий для развития личности ученика, реализации его способностей.

    Для достижения этой цели были поставлены задачи:

    • обновить и совершенствовать образовательный процесс через применение современных педагогических технологий;
    • создать условия для мотивации учащихся к овладению знаниями, развитию личностных способностей;
    • мотивировать обучающихся к участию в различных предметных и внеклассных мероприятиях и конкурсах.

    Аналитическая часть

     В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

    Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

            Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

       Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.

            Поэтому  мне,  как  учителю,  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

     Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе  

     системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные

    технологии деятельностного типа:

    -ИКТ-технологию;

    - проблемно-диалогическую технологию;

    -  игровую технологию;

    - технологию организации проектной деятельности;

    - здоровьесберегающую технологию.   

    Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями.

              Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому.  В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.    

        Использование компьютера  позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения.

      Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

     Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Для лучшего усвоения теоретической части русского языка ввела систему памяток.

      Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках литературы сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

             Второй год в учебный план введен урок информатики и ИКТ, цель которого – сформировать у учащихся представление об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.

             Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся   используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.

       Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

      Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.

       На уроках, особенно в первом классе старалась ввести игру.

      Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

         Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:

    1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.

     2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.

     3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.

     4. Применение различных форм устной работы.

     5. Постановка учебной проблемы.

         Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Старичок - лесовичок», «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету   обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

     «Найди лишнее число в каждом ряду»,

     «Зачеркни его»,

     «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

     «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

     «Запиши его».

     6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.

         В индивидуальной работе с учеником  опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику  предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.

      Создание проблемных ситуаций.

         Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому   нахожу,   конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,   привлекаю школьников к их обсуждению и решению.

         Тема «Термометр»

        Проблемные вопросы

     Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

    Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

    В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

         Проблемная задача

     Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

       Создание ситуации успеха.

    Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

         Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.  

    О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.

    Учебный год

    Класс

    Предмет

    Качество знаний

    2008-2009

    4

    Математика

    50%

    Русский язык

    50%

    Чтение

    100%

    2009-2010

    1

    Математика

    50%

    Русский язык

    50%

    Чтение

    69%

    2010-2011

    2

    Математика

    53,8%

    Русский язык

    46%

    Чтение

    69%

    2011-2012

    3

    Математика

    61,5%

    Русский язык

    50%

    Чтение

    75%

    В 2011-2012 учебном году участвовали во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и математике, организованной Центром поддержки талантливой молодежи. Ученики показали очень хорошие результаты. Шишова К. и Жансакалова В. получили Дипломы   3 степени, все остальные ребята – сертификаты участника. В этом году участвовали в олимпиадах по предметам для младших школьников на муниципальном уровне.

      Воспитательную   работу стараюсь строить  в  форме  коллективных  творческих  дел, в  которых  и  дети, и  родители – активные  участники.  По  всем  направлениям  деятельности  проводится  много  воспитательных  мероприятий.  Это - познавательные  игры, соревнования, викторины, праздники.

    Внеклассные  мероприятия способствуют развитию личностных способностей, логического мышления, носят познавательный  характер.

     В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, подготовка и проведение мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку.

     Вовлекаю своих учеников в участие в конкурсах различного уровня, школьного, муниципального,всероссийского.

     Мои ученики принимают активное участие в мероприятиях класса и школы, села и района. В спортивных мероприятиях на уровне района по легкой атлетике и лыжным гонкам  участвуют Володина В., Мальцев Д., Шалаев В., Пятых А., Пискулин А.

    Участвуем ежегодно в районном конкурсе чтецов. Прекрасно читают стихи Валитова К., Ватаева С., Тестова Н.. Принимали участие в «Радуге талантов»

     В 2011-2012 году принимали активное участие  в интеллектуально – творческой игре «Экоколобок» для младших школьников, в рамках областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», посвященной году здорового образа жизни, объявленному правительством Свердловской области. Совместно с ребятами был подготовлен проект по теме «Природу любим, охраняем – свое здоровье сохраняем!»

    Ежегодно проводим «День учителя», участвуем в Кроссе Наций, традиционно проводим День здоровья с выходом на природу, активно участвуем в празднике «Золотая Осень», «Осенний бал», участвуем в выставке поделок из природного материала, в конкурсе букетов. В ноябре готовим подарки и праздничный концерт для любимых мам. Сотрудничаем с сельской библиотекой. Неоднократно проводились мероприятия в библиотеке. Одно из самых  ярких – «Путешествие в  Кукляндию».

     С удовольствием готовимся к встрече Нового года. Дети с желанием готовят игрушки, карнавальные костюмы, рисуют рисунки, делают подарки, активно участвуют в новогодних утренниках. Ежегодно участвуем в месячнике ко Дню Защитника Отечества. Проводим конкурс «А ну – ка, мальчики!», разучиваем стихи песни, встречаемся с Защитниками Отечества. В марте традиционно поздравляем всех женщин, девочек с первым весенним праздником. Проводим утренники, конкурс рисунков «Мама – солнышко в доме», оформляем стенды с фотографиями. Весело встречаем и  провожаем Масленицу с блинами, песнями, с играми на свежем воздухе. В апреле проводим викторины, конкурсы к Дню Космонавтики.

     В 2011 году совместно с ДК была проведена интеллектуально – конкурсная программа «Купол небес – полон тайн и чудес», посвященная 50 - летию Космонавтики.

     Ежегодно с ребятами чествуем ветеранов, тружеников тыла. Дети с удовольствием читают стихи, поют песни, готовят подарки для ветеранов.

    Представляем достижения моих учеников.

    В четвертом классе, среди детей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу».

    Результаты анкетирования учащихся:

    1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

    2. Любишь ли ты свой класс?

    3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?

    4. Есть ли у тебя друзья в классе?

    5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?

    6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?

    7. Хотел бы ты перейти в другую школу?

    8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

    Анкетирование наглядно показало отношение детей к школе, коллективу, учителям.

    Часто на утренниках, внеклассных мероприятиях присутствуют родители, общественность, которые дают положительные отзывы о моих учениках. В районной газете «Знамя труда» от 12 июня 2010 года в публикации  «Живи, Юшкова,  и  процветай!» имеются фотографии моих учеников во время праздничного выступления, посвященного юбилею малой Родины. Опыт моей работы представлен в областной газете «Новая эра», через публикацию «Фантазия + идея»

    В 2009-2010 учебном году на базе нашей школы проводилась районная секция учителей начальных классов по теме: «Дидактическая игра, как одно из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса». Совместно с коллегами было подготовлено прекрасное открытое мероприятие. Третий год являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов.

    Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

    Прекрасно понимая то огромное поле работы, которое ещё предстоит сделать, тем не менее, могу подвести некоторые итоги собственного профессионального развития, тем более  что без оценки сделанного нельзя понять того, что ещё предстоит сделать.

     За межаттестационный период повышала уровень квалификации через:

    Семинар «Особенности организации образовательного процесса в сельской школе» 2009г.

    Семинар «Рабочая программа как инструмент реализации Государственных образовательных стандартов » 2009 год.

    Курсы «Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2011 год.

    Семинар «Предметные компетентности в Стандартах второго поколения»2012 год.

    За последние пять лет имею следующие награждения:

    • Грамота Главы Ядрышниковской территориальной администрации(2008 г.) за добросовестный труд, личный вклад в воспитании молодого поколения России.
    • Грамота Управления Образования Тугулымского городского округа (2010 г.) за многолетний добросовестный труд и значительный вклад в развитие системы образования
    • Грамота МКОУ Ядрышниковская основная  общеобразовательная школа № 22 (2012г.) за высокий профессионализм, педагогическое мастерство и добросовестный труд в организации воспитательной и оздоровительной работы.
    • Диплом организатора за подготовку и проведение Всероссийской олимпиады (2012 г.)
    • Благодарственное письмо Управления Образования ТГО(2012 г.) за активное участие в интеллектуально - творческой игре «Экоколобок» для младших школьников.

    Активно занимаюсь общественной деятельностью. На протяжении многих лет являюсь председателем участковой избирательной комиссии. В 2008 г., 2012 г. награждалась Почётными грамотами избирательной комиссии Свердловской области.

    Проектная часть

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД)

     Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:

    • разработать задания, направленные на формирование УУД для всех учебных предметов.
    • продолжить работу по использованию информационно – коммуникативных  технологий в образовательном процессе.
    • разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений.
    • создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
    • продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей.
    • способствовать развитию личности ребенка, через участие в конкурсах, олимпиадах.
    • помогать каждому ученику, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом считаю назначение учителя.

    Заключение

    В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

    Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения.

    Литература

    1. Иванова В.Н. Формирование у школьников мотивации к обучению // Справочник классного руководителя, № 2, 2010 г.
    2. Банников С.В. Развитие познавательной активности у учащихся // Справочник классного руководителя, №3, 2007 г.
    3. Круглова И.В. Требования к организации современного урока // Справочник классного руководителя, № 3, 2008 г.
    4. Бичевина Ф.А. Анкетирование учащихся // Справочник классного руководителя, № 3, 2008 г.
    5. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС // Сборник научных и методических материалов. – Екатеринбург, 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

    Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

    Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

    Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

    Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

    Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

    Доклад "ИКТ в практике работы учителя начальных классов"

    Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельнос...

    Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

    Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов....