«Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов»
статья по зож

Сисюк Наталья Юрьевна

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства  в здоровьесберегающем образовании.Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sisyuk_nyu_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сисюк Н.Ю., учитель начальных классов

СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Курортного района

Санкт-Петербурга

Конференция

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов»

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы.

Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

Здоровьесберегающие технологии отвечают следующим требованиям:

  • создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);
  • учитывают возрастные возможности ребенка;
  • рационализируют организацию учебного процесса в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребенка;
  • обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

  • не навреди;
  • забота о здоровье ребенка в приоритете;
  • непрерывность, то есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись постоянно;
  • соответствие содержания обучения возрасту;
  • успех порождает успех, то есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов;
  • ответственность, учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В технологиях, которые применяются на уроках в начальной школе, можно выделить следующие направления:

  • направленные на соблюдение гигиенических требований;
  • организующие рациональную физическую активность;
  • психолого-педагогические технологии;  

Первое направление: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия.

Комфортная температура в классе, достаточный уровень освещения, режим проветривания, удобная поза детей, сохранение правильной осанки и периодичность смены позы.    

Второе направление: организуем обучение и физическую активность.

Здесь можно выделить четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе:

  1.  интересно – значит неутомительно!
  2.  вижу, слышу, пробую!  Использование в работе разных вариантов подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей и обеспечить творческий подход;
  3. учет зоны работоспособности;
  4. распределение интенсивности умственной нагрузки.

Третье направление: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

  • игровые технологии;
  • обучающие интерактивные программы;
  • оригинальные задания и задачи;
  • введение в урок отступлений;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный стиль общения, интерес к каждому мнению, тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки, стимулирование к самостоятельной деятельности;
  • наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями;
  • элементы личностно-ориентированного обучения.

Большой проблемой образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость обучающихся. Для снятия статического утомления различных мышц, ослабления умственного напряжения, снятия зрительного утомления использую физкультурные минутки. Провожу по мере утомляемости детей: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, легкие физические упражнения. Например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Физкультминутки позволяют использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.

        В середине учебного дня провожу динамические паузы, которые  дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело. Часто динамические паузы провожу в сюжетной форме и в форме игр «Бармалей и дети», «Гипнотизер» и др.

Особое внимание  уделяю работе со зрением. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров,  пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Для снятия утомляемости провожу на уроках физминутки для глаз. С этой целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в рифмованной форме.

Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.

Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз.    

Другой  проблемой  является нарушение осанки. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. На уроках постоянно, на это обращаю внимание, дети выполняют упражнения: «Маятник», «Китайский болванчик»,  «Оглянись» и др.

На уроках, где ученики много пишут, использую пальчиковую гимнастику.

Для снятия эмоционального напряжения использую артикуляционную гимнастику   (считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения). Выполняем упражнения звукоподражания:

  • «Ее-ее-ее» - тренирует горло;
  • звук «а-а-а»  -  немедленно вызывает расслабление;
  • звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия;
  •  звук «о-о-о» - горло лечит, средство мгновенной настройки организма;
  •  звук «э-э-э» -  улучшает работу головного мозга;
  •  звук «ы-ы-ы» - лечит уши, улучшает дыхание;
  •  звук «м-м-м» - снимает стресс и дает полностью расслабиться.    

Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.

Для  снятия напряжения при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках использую эмоциональные разрядки – это минутки юмора, мини-игры,  занимательные моменты помогающие

        Очень важен психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности. Школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. В обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что приводит к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам.  По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – одна из главнейших задач. Раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор на физическое состояние здоровья ребенка, а теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя – не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов .

В статье освещены вопросы о инновационных педагогических технологиях в практике работы учителя в свете подготовки к работе по ФГОС 3 поколения ....