СИПР
рабочая программа

Катмакова Валентина Алексеевна

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы для    9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей тяжёлой умственной отсталостью, с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося.
  • учебного плана филиала школы;
  • САНпин для обучающихся с ОВЗ 2015 г.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Искусство
  • Физическая культура
  • Технологии
  • Коррекционно-развивающие занятия
  • Коррекционные курсы

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1). 

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной   самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. 

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

 

Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • «письменные» упражнения;

Виды деятельности учащегося на уроке:

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальное (слушание, показ), ритмические;

  • игры-имитации, жестово-образные игры; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штрихов- предметно-практическая деятельность.

Сроки освоения образовательной программы: 1 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temnikova.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрено и одобрено

 на ПМП консилиуме филиала  ОГКОУШ №39

протокол   №_____ от ____________

________________Мозгова Ю.Е.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на ученицу 9 «А» класса

Темникову Алину

ответственный за реализацию

Учитель Катмакова В.А.

                                   Ульяновск, 2018 г.

Структура СИПР.

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм   мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.

 1. Общие ведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Темникова Алина Николаевна

Возраст ребенка: 17 лет

Место жительства: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с. Максимовка, ул. М. Горького 1а, детский дом-интернат «Родник»

Родители (лица их заменяющие): опекун Дмитриева Наталья Александровна

Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2009

Класс обучения: 9

Группа (особые потребности): ---

2. Психолого-педагогическая характеристика

В ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» Алина (23.12.2001) поступила 12.02.2007 году из областного дома ребенка. Подкидыш. Родители не известны.

В школе Алина обучается с 2009 года. По рекомендации последней ПМПК, протокол № 1233/93 от 27.06.2017г. с диагнозом F-72, болезнь Дауна обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе 9 класса для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, СИПР, с полной включенностью.

Нормальная работоспособность сохраняется до конца урока. К учебной деятельности относится ответственно. Внимание не продолжительное, рассеянное, часто отвлекается.  Память механическая, избирательная. Опосредованное запоминание частично доступно. Мышление наглядно-действенное. Навыки самообслуживания, учебные и трудовые навыки сформированы.

  Математические представления.

Частично сформированы математические знания и умения. Не знает числовую последовательность. Не понимает алгоритм устных и письменных вычислений. Не умеет сравнивать числа и величины. Распознаёт геометрические фигуры на наглядном уровне. Складывает фигуры из счетных палочек. Выполняет действия со счетным материалом по показу действий учителя. Обводит по написанному учителем цифры и выражения.

  Речь и альтернативная коммуникация.

Развитие речи отстает от возрастной нормы. Речь косноязычная, не всегда понятная. В разговорной речи использует отдельные слова, фразы. Реагирует на собственное имя и называет свое имя. Знает имена девочек из группы.

Не умеет читать. Находит изучаемую букву среди других букв. Составляет слоги и слова из разрезной азбуки по образцу учителя.  Прописывает слоги, слова по написанному учителем очень аккуратно. Научилась писать печатные буквы: А, М, Х, Р, Ш.  На карточках пиктограммах показывает части лица и тела.

  Окружающий природный мир. Научилась различать фрукты и овощи по внешнему виду: яблоко, груша, банан, лук, морковь, огурец.

Находит и показывает на картинке домашних животных: собака, кошка, корова и диких животных: лиса, заяц, волк, медведь. Научилась показывать на картинке строение тела животных: голова, уши, туловище, хвост, ноги.

  Окружающий социальный мир. Ориентируется в помещении детского дома-интерната. Научилась показывать школьные принадлежности: тетрадь, ручка, карандаш, книга, альбом. Узнает мальчика и девочку по внешнему виду.  Узнает электробытовые приборы (телевизор, магнитофон, утюг, фен), а пользоваться не умеет. Знает предметы мебели: стол, стул, диван, кровать, шкаф и их назначение (сидеть, спать). Называет с помощью учителя предметы посуды: ложка, тарелка, бокал, чайник. На вкус различает: лимонад, вода, чай. Показывает готовые к употреблению продукты питания: хлеб, колбаса, печенье, конфеты.

С удовольствием слушает музыку и любит танцевать. Принимает участие в концертах.

 Вероятная причина недостатков в обучении это нарушение внимания и отсутствие речи. Вид помощи на уроках - прямой показ того, как надо делать. Помощь принимает. Взаимоотношение со сверстниками и со взрослыми доброжелательное, дружеское.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4. Домоводство.

5. Окружающий социальный мир.

6. Музыка и движение.

7. Адаптивная физкультура.

8. Профильный труд.

9. Коррекционно-развивающие занятия.

10. Сенсорное развитие.

11. Предметно-практические действия.

12. Двигательное развитие.

13. Альтернативная коммуникация.

Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в неделю

В год

I Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.  Речь и альтернативная коммуникация

2

68

2. Математика

2.1. Математические представления

2

68

3.Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

2

68

3.2. Человек

3.3. Домоводство

5

170

3.4. Окружающий социальный мир

3

102

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

2

68

4.2. Изобразительная деятельность

5. Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

2

68

6. Технологии

6. 1. Профильный труд

5

170

7.  Коррекционно-развивающие занятия

2

68

ИТОГО

25

844

Максимально-допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной нагрузке)

II Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

1.  Сенсорное развитие

2

68

2. Предметно-практические занятия

2

68

3. Двигательное развитие

2

68

4. Альтернативная коммуникация

2

68

Итого коррекционные курсы

8

272

                                     

4.4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы для    9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей тяжёлой умственной отсталостью, с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося.
  • учебного плана филиала школы;
  • САНпин для обучающихся с ОВЗ 2015 г.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Искусство
  • Физическая культура
  • Технологии
  • Коррекционно-развивающие занятия
  • Коррекционные курсы

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).  

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной   самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.  

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • «письменные» упражнения;

Виды деятельности учащегося на уроке:

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальное (слушание, показ), ритмические;

  • игры-имитации, жестово-образные игры; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штрихов- предметно-практическая деятельность.

Сроки освоения образовательной программы: 1 год.

4.2. Базовые учебные действия.

            Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.  Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:
  2. Направленность взгляда (на говорящего-взрослого, на задание);
  • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Умение выполнять действия по подражанию.  

3.    Формирование умения выполнять задание:

  • В течение определенного периода времени;
  • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
  • С заданными качественными параметрами.  

                       

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1)   Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.  

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.  
  • Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.  

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.  

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.  
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.).  
  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.  
  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.  
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.  
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
  • Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
  • Узнавание        и        различение        напечатанных        слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.  
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.  
  1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.  
  • Узнавание и различение образов графем (букв).  
  • Начальные навыки чтения и письма.

Математика

 Математические представления

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.  
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.  
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.  
  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.  
  • Умение        соотносить        число        с        соответствующим        количеством предметов, обозначать его цифрой.  
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.  
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.  
  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.  
  • Умение пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.
  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.  
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.  

                                         

          Окружающий мир

Окружающий природный мир

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.  
  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.  
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности и др).  
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.  
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.  
  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.  
  • Интерес к объектам живой природы.  
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).  
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.  
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).  
  1. Элементарные представления о течении времени.  
  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.  
  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.  д.  

                                        Домоводство

  • Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность)
  • Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
  • Формирование умения обслуживать себя
  • Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности
  • Формирование умения следить за своим внешним видом

Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).

  • Прививать обучающемуся с глубоким и сложным дефектом навыки самообслуживания-научить принимать пищу.
  • Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда».
  • Формирование логической последовательности определённых действий.                                  

                       

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека.

 Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

5) Представление о стране проживания - России.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

  • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
  • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

  • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях и др.

Физическая культура

 Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических            возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

Технологии

Профильный труд

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.
  • Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.
  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.
  • Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.
  • Обучение элементарным практическим приемам.
  • Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.
  • Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.

Коррекционно-развивающие занятия

  •    выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;  
  •  использовать предметно-практическую деятельность (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
  • обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;
  • рисовать простые эстампы (с помощью педагога);
  • рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);
  • рисовать, изображения по трафаретам;
  •  подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.

Сенсорное развитие

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.
  • Развитие пространственно-временных ориентировок.
  • Развитие слухо-голосовых координаций.
  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.
  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.
  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.
  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.
  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.
  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.
  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.
  • Развитие двигательной активности.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие

  • мотивация двигательной активности;
  • поддержка и развитие имеющихся движений;
  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.

Альтернативная коммуникация

  • Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
  • взгляд, мимика, жест, предмет.  
  • освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.

                   5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

 Учитель-олигофренопедагог, психолог, логопед, специалист по ЛФК.

                   6. Программа сотрудничества с законными представителями    обучающегося.

Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и   специфических образовательных потребностях ребенка;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся;
  • обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;
  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Мероприятия:

1.Индивидуальные консультации со специалистами.

2.Тематические семинары.

3.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.

4.Привлечение официальных представителей к участию в разработке   СИПР в интересах     ребенка.

5.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.

6.Еженедельное визитирование.

7.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

8.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

9.Информирование электронными средствами.

10.Личные встречи, беседы.

11.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.

12.Проведение открытых уроков/занятий.

13.Привлечение официальных представителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

14.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

          Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.  

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.  

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,  
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),  
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),  
  • планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др..  

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

  • предметов различной формы, величины, цвета,  
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,  
  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,  
  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,  
  • калькуляторов и других средств.  

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики   взаимодействия   с   ним   в   рамках   предметной   области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования,

интернет ресурсов и печатных материалов.  Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Оборудование: кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), индивидуальные зеркала.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии вышеуказанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных  

мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Для реализации задач по предметной области «Физическая культура» в рамках учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, включая тренажеры, специальные велосипеды, инвентарь для спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания.

Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по профильному труду включает дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические  карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.

Техническое оснащение курса «Двигательное развитие» включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

             

  8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

      Условные обозначения

Цель:        

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».

Законный представитель:   __________ / Дмитриева Н. А./

Учитель:                            _____________/ Катмакова В.А./

9. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

СИПР

индивидуальная программа развития предназначена для учащихся с ОВЗ...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....