Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП
методическая разработка на тему

Цимбалюк Марина Викторовна

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.

 Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №16»

Тема: «Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП»

   

Подготовила:

Учитель М.В. Цимбалюк

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г №1599

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.

 Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

В нашей образовательной организации 8 обучающихся с первичным диагнозом от сентября 2014годя обучаются по СИПР, 5 обучающихся в условиях класса и трое обучающихся на индивидуальном обучении на дому.

Социализация обучающихся строится на основных принципах:

-Принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса).

-Принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя обучения на дому, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников).

-Принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами).

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

Структура специальной индивидуальной программы развития включает:

-общие сведения о ребёнке; Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях

- Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

Характеристика отражает:

1)        бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

2)        заключение ПМПК;

3)        данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка (медицинские сведения);

4)        особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;(указываем название авторов и методик используемые в обследовании)

5)        состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6)        характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

7)        сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

8)        потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9)        выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

- Индивидуальный учебный план на обучающегося (включает учебную недельную нагрузку);

-содержание образования в условиях организации и семьи: включает в себя программы учебных предметов, коррекционных занятий, другие программы (формирования базовых учебных действий; нравственного развития, воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, внеурочной деятельности);

-организация реализации потребности в уходе и присмотре;

Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

-перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

- перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

-перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

-средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Реализация СИПР для обучающихся с ТМНР обеспечивается:

-Изменение содержания образования

-Использование специфических методов и средств обучения

-Организация обучения в разновозрастных классах (группах)

-Дифференцированное, "пошаговое" обучение

-Обязательная индивидуализация обучения

-Создание оптимальных путей развития

-Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами

-Организация взаимодействия специалистов и семьи обучающегося, обеспечивающая особую организацию всей жизни ребенка (в условиях организации и дома)

И все эти пути реализации возможны только при взаимодействии всех специалистов которые участвуют в обучении и воспитании обучающихся 2 варианта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для педагогов "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" специалистов школы КУ "НОСШ" г.Нижневартовска

Данный материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" является памяткой для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Представлены памятки-буклеты по трем направлен...

Методические рекомендации к урокам. 1-4 классы. ОВЗ. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Методические  рекомендации  к урокам.1-4 классы.  ОВЗ.  Обучающихся  с умственнной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) (Вариант 1)....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации у обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования«Формирование мотивации у обучающихся»...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...

Методические рекомендации педагогам и специалистам, использующим в работе с детьми с ОВЗ методы и приемы музыкальной терапии

Различные виды арт-терапии рождают у человека новые креативные потребности и способы их удовлетворения, таким образом осуществляется педагогическая и психологическая коррекция человека (создание творч...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...