программа кружка "БИСЕРИНКА"
рабочая программа

Хутияйнен Татьяна Фёдоровна

программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок БИСЕРИНКА70.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юркинская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено»

Зам. Директора по ВР

______________/Иванова Н.С./

«__»________________2018г.

                   Директор

                   МБОУ «Юркинская СОШ»

                   _______________/Немцева Т.Г./

                 «__»________________2018г.

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «БИСЕРИНКА»

Программа рассчитана на детей 9-11 лет.

Срок реализации программы 3 года.

                                                    Учитель:

                                                                Хутияйнен Т.Ф.

.                                                                                                                                                                                                                                                      

пос. Юркино, 2018год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Общая информация

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по бисероплетению

 

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41
  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС

Направленность программы

Художественно-эстетическое

Тип образовательной программы

Модифицированная

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

8-11 лет

Цель программы

данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи программы

Обучающие:

  •    ознакомить обучающихся  с разными видами бисера;
  •    обучить различным техникам  бисероплетения;
  •    обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  •    сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  •    научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  •  Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •   Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •   Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Структура программы и оглавление

  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Методическое обеспечение
  • Работа с родителями
  • Модель выпускника
  • Список литературы
  • Приложения

Ожидаемые результаты

Обучающие:

–    знание основных приемов и техник бисероплетения;

–    знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы  различной сложности (плоские и объемные);

–   уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предметов;

–     уметь применять полученные знания на практике и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные:

  • выраженная устойчивость к учебно-познавательной деятельности, мотивацией к обучению;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватность и позитивность самооценки;
  • готовность к реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

 

Регулятивные:

  • умение организовать свою деятельность;
  • подготовить свое рабочее место;
  • рационально размещать инструменты и материалы;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • самоконтроль;
  • корректировка работ;
  • самооценка.

Познавательные:

  • умение учитывать и координировать собственные позиции и  позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • давать правильные определения понятиям;

Коммуникативные:

  • сформированное собственное мнение и позиция;
  • умение аргументировать и координировать личное мнение с позицией партнёров в сотрудничестве;
  • умение принимать решение в совместной деятельности.

 

Пояснительная записка

 

Декоративно прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы – живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Образовательная программа по бисероплетению, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.

Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями:      Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.

Направленность дополнительной образовательной программы

 Данная программа  создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Данная программа может быть использована как дополнение к основным урокам труда или как самостоятельный предмет по внеурочной деятельности ФГОС, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества. Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Основные идеи: Творчество не является делом избранных – творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

Актуальность. Программа обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности.  В процессе изготовления красивых вещей очень важно –   воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.

Новизна, педагогическая целесообразность. В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Образовательная программа включает в себя следующие блоки:

-развивающие занятия

-досуговая деятельность

-участие в конкурсах, выставках различной направленности

-нравственно-эстетические беседы

-работа с родителями (родительские собрания, беседы, открытое занятие для родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия)

Цель: Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:

Обучающие УУД:

  •  Ознакомить учащихся  с разными видами бисера;
  •  Обучить различным техникам плетения бисером;
  •  Обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  •  Сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  •  Научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  •  Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •  Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •  Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий

Учебное сотрудничество

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса бисероплетения эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Творческая, проектная,
деятельность

Художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация значимых инициатив и др.
Работа над 
проектами гармонично дополняет образовательный процесс, позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.
Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию 
коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и
рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.
Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

  • постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не педагог, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);
  • предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
  • организация объективации для ребенка изменений в образовательной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
  • формирование у ребенка установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);
  • формирование у детей умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
  • организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Сроки реализации программы: Курс обучения бисероплетению планируется на три учебных года. Данная программа рассчитана на детей 9-11 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное –  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.  С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставках При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальной программе.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

 1 ступень – начальная: –Техника безопасности; – Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; – Хранение бисера; – Материалы и инструменты; – Создание бисерного изделия; – Умение подобрать цвет для изделия; – Умение работать по схемам; – Качество работы;

2 ступень – основная: – Техника безопасности; – Умение определять форму и размеры изделия; – Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; – Умение работать по схемам; – Составлять простые схемы; – Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; – Качество работы; -Техника безопасности;

3 ступень – итоговая: – Техника безопасности; – Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; – Умение составить схемы изделия и его элементов; – Уметь выбрать или разработать орнамент; – Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах); – Умение подобрать цветовую гамму бисера, стекляруса, рубки; – Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой; – Качество работы;

 Основные принципы программы:

– Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

– Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

– Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

– Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов;

– Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

– Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;

– Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

 Ожидаемые результаты:

Знать: Правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

Уметь: Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками. Чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно – технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Обучающие:

–    знание основных приемов и техник бисероплетения;

–    знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы  различной сложности (плоские и объемные);

–    уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предмето

Учебно-тематический план на 1-й год обучения

Раздел

Тема занятия

всего часов

теория

практика

УУД

Водная часть

1

Вводное занятие.

 

1

1

0

Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;

2

Бисерная азбука.

1

1

0

 

Работа с проволокой.

3

Плоское параллельное плетение на проволоке.

4

1

3

положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.

4

Метод низания дугами (французская техника плетения).

5

1

4

5

Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой:

7

1

6

Работа с ниткой и иголкой

6

Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.

5

1

4

положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.

7

Элементы плетения бижутерии. Подвески.

2

0

2

8

Ажурное плетение.

1

0

1

Работа леской.

9

Техника низания крестом

2

0

2

Итоговая часть.

10

Выставочные  работы

1

0

1

Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания;  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.

11

Воспитательная работа

2

1

1

12

Познавательно- досуговая деятельность

2

1

1

 

13

Итоговое занятие

1

1

0

 

Итого часов:

34

9

25

 

Должны  знать: 1. Правила техники безопасности; 2. Основы композиции и цветоведения; 3. Классификацию и свойства бисера; 4. Основные приемы бисероплетения; 5. Условия обозначения; 6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны  уметь: 1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 2. Составлять композиции согласно правилам; 3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения; 6. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 7. Прикреплять застежки к украшениям; 8. Рассчитывать плотность плетения; 9. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Содержание тематического плана на 1-й год обучения.

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».

Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения,  вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.

2. Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером.

Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов.

3. Плоское параллельное плетение на проволоке.

Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Беседа о правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Цель: закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.

Изготовление миниатюр, цветов из бисера параллельным низанием.

4. Метод низания дугами (французская техника плетения).

Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера -выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции.

Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.

5. Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой.

Продолжение обучению параллельному плетению уже  с использованием лески и придания объёма изделиям из бисера. Изготовление брелков, объёмных игрушек  проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения. Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами».

6. Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.

Обучение выполнению несложных цепочек, как основы для изготовления украшений:

Простые цепочки из бисера и бусин

Цепочка с «пупырышками»

Цепочка с «бугорками»

Цепочка с «петельками»

Цепочка «зигзаг»

Цепочка «змейка»

Цепочка «крестик» в одну, две нити

Цепочка «цветы»

Плетение в технике «мозаика»

Беседа об истории появления украшений из бисера и бусин, традициях русского народа в изготовлении украшений. Выполнение индивидуальных работ по изготовлению фенечек, колье, серёг. Знакомство с фурнитурой для изготовления бижутерии: швензы, пуссеты, застёжки для колье.

7. Элементы плетения бижутерии. Подвески.

Выставка книг по изготовлению бижутерии из бисера и бусин. Рассматривание бижутерии. Цель: заинтересовать детей изготовлением бижутерии, развивать эстетический вкус детей.

Знакомство с техникой выполнения подвесок для бижутерии: бахрома, веточки, листочки,

цветы. Зарисовывание в тетради схем выполнения подвесок.

8. Ажурное плетение.

Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме. Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних игрушек из бисера. Цель: заинтересовать детей выполнением новогодних игрушек своими руками, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус.

«Мастерская Деда Мороза»: изготовление снежинок из бисера и стекляруса, новогодних игрушек, Изготовление сувенира «Рождественский ангелочек». Беседа: «Лучший подарок родным и друзьям – тот, который сделан своими руками».

9. Техника низания «Крестом».

Низание крестом- иногда этот метод называют низанием квадратиками, применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Это сложный метод, требующий повышенного внимания и сосредоточенности во время работы. При использовании круглых бусин получается изделие с ровной красивой структурой. Изделия из мелкого бисера на ощупь напоминают тяжелый плотный шелк. Низание крестиками выполняются на две нити, проволоки или леской. При низании крестом предусматриваются изготовление следующих работ:

– фенечки;

– цепочки;

– браслеты и.т.д.

10. Выставочные работы.

Участие детей в улусных, республиканских, всероссийских (дистанционно)  выставках прикладного творчества детей на родительских собраниях в ДДТ и школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства.

11.Воспитательная работа.

Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.

12.Познавательно-досуговая деятельность.

Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ.

13. Итоговое занятие

Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.

Учебно-тематический план на 2-й год обучения

Раздел

Тема занятия

всего часов

теория

практика

УУД

Вводная часть

1

Вводное занятие

 

1

1

0

Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;

Работа с проволокой

2

Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания

 

4

1

3

положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.

3

Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения.

7

1

6

Работа с леской.

4

Ажурное плетение

8

0

8

положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.

5

Кирпичный стежок. Изготовление сувениров.

7

1

6

Итоговая часть.

6

Выставочные работы

2

0

2

Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания;  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания

7

Познавательно-досуговая деятельность

2

1

1

8

Воспитательная работа.

2

2

0

9

Итоговое занятие

1

0

1

Итого часов:

 

34

7

27

 

 

Должны знать: 1. Правила техники безопасности; 2. Основы композиции и цветоведения; 3. Классификацию и свойства бисера; 4. Основные приемы бисероплетения; 5. Условия обозначения; 6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны  уметь: 1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 2. Составлять композиции согласно правилам; 3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения; 6. Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов; 7. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 8. Прикреплять застежки к украшениям; 9. Рассчитывать плотность плетения; 10. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

1.Вводное   занятие.

Обсуждение творческих планов на год, разработка расписания занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ. Беседа об искусстве бисероплетения с использованием наглядного материала: выставки изделий из бисера, просмотр фотографий выставочных работ прикладного творчества, поделок, панно.

2. Изготовление листочков и веточек по технике параллельного плетения. Оформление букетов.

Беседа: «Цветы в нашей жизни». Демонстрация фотографий выполненных цветов из бисера. Закрепление выполнения цветов в технике параллельного плетения. Усложнение выполнения: новый способ соединения деталей. Обучение искусству составления букетов. Оформление букетов. Контроль: самостоятельное выполнение букета по схеме.

3. Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения.

Выставка поделок, выполненных в смешанной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение выполнения работ в смешанной технике низания.

Практическая работа: рыбки, бабочки, цветы и.т.д.

Контроль: изготовление бабочек для декора штор в смешанной технике плетения.

4. Кирпичный стежок. Изготовление сувениров.

Обучение новому приему – «Кирпичный стежок» на примере изготовления броши «вишенка».

Практическая работа: сувенир «Русалочка».

Контроль: коллективная работа «Лукошко ягод».

5.Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника)

Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера -выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции.

Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.

Выставочные работы. Участие детей в улусных, республиканских, всероссийских (дистанционно)  выставках прикладного творчества детей,  на  родительских собраниях в ДДТ и  школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства. Открытые занятия по кружку при ДДТ                                                                                                                                                                                                  7 .  Нравственно-эстетические беседы. Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о  видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к  миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.                                                                                            8..  Познавательно- досуговая деятельность. Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ, художественные выставки.                                                             9. Итоговое занятие Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем.. Подведение итогов работы детей за учебный год.

 

Учебно-тематический план на 3 год обучения

Раздел

Тема занятия

всего часов

теория

практика

УУД

Водная часть.

1

Вводное занятие

 

1

1

0

Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;

Работа с проволокой

2

Объемные игрушки из бисера и бусинок мозаичным плетением.

4

1

3

положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.

3

Бисерное плетение мозаичным и кирпичным стежком.

   3

0

3

Деревья из бисера.

4

Изготовление листочки по технике «Параллельного» плетения

2

0

2

положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.

положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.

5

Изготовление листочки по технике «Петельного» плетения

6

1

5

6

Изготовление листочки по технике «Игольчатое» плетение

5

1

4

7

Изготовление листочков по технике низание «Дугами»

6

1

5

8

Формирования   и покраска ствола

3

0

3

Итоговая часть.

9

Выставочные работы

1

0

1

Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания;  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания и навыки.

10

Познавательно- досуговая  деятельность

1

0

1

11

Воспитательная работа.

1

1

0

12

Итоговое занятие

1

0

1

Итого часов:

 

34

6

28

 

 

Должны знать: 1. Правила техники безопасности; 2. Основы композиции и цветоведения; 3. Классификацию и свойства бисера; 4. Основные приемы бисероплетения; 5. Условия обозначения; 6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны уметь: 1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 2. Составлять композиции согласно правилам; 3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 5. Четко и самостоятельно выполнять основные приемы бисероплетения; 6. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно; 7. Изготовлять плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов; 8. Правильно выполнять листочки для деревьев. 9. Освоить  последовательность выполнение работы для покраски и покраски ствола. 10. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 11. Рассчитывать плотность плетения; 12. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Содержание программы на 3-й год обучения

 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».

Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения,  вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.

2.  Объемные игрушки из бисера и бусинок мозаичным плетением. Продолжение обучению параллельному плетению  и придания объёма изделиям из бисера с добавлением бусинок больших и маленьких, ракушек и.т.д. Изготовление брелков, браслетов и  объёмных игрушек  проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения и выбором цветовой гаммы. Выполнение коллективной работы: «Мир животных».

3. Бисерное плетение мозаичным и кирпичным стежком.

Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Выполнение оба способа очень популярны, для работы используются обычный бисер, рубка, граненый бисер. Иглы, леска и нитки подбирают к тому или иному виду бисера. Беседа о правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.

4. Раздел «Деревья из бисера»  Изготовление листочки по технике «Параллельного» плетения.

Низание бисером плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Изготовление листочков для дерева «Клен» расчет листочков для выполнения дерева. Цветовая гамма для осеннего клена, просмотр фотографий дерева. Для изготовления листочков понадобится: бисер разных цветов, проволока №3 два мотка, нитка мулине, кусачки.

5.Изготовление листочки по технике «Петельного» плетения.

Низание листочка с симметрично расположенными петельками с использованием проволоки. Такие веточки, как правильно используют для сакуры, рябины, березы и других лиственных деревьев.  Изготовление листочков для деревьев «Березы» и «Рябины» расчет листочков для выполнения дерева. Цветовая гамма для осеннего клена, просмотр фотографий дерева. Для изготовления листочков понадобится: бисер разных цветов, проволока №3 два мотка, нитка мулине, кусачки.

6. Изготовление листочки по технике «Игольчатое» плетение.

Низание листочка игольчатым плетением с использованием проволоки. Такие веточки, как правильно используют для сакуры, ели и других лиственных деревьев.  Изготовление листочков для деревьев «Новогодняя елочка» и «Сосна» расчет листочков для выполнения дерева. Цветовая гамма для осеннего клена, просмотр фотографий дерева. Для изготовления листочков понадобится: бисер разных цветов, проволока №3 два мотка, нитка мулине, кусачки.

7. Изготовление листочков по технике низание «Дугами».

Низание листочка плетением дугами без оси, шарики для бонсай с использованием проволоки. Такие веточки, как правильно используют для сакуры, для цветов  и других лиственных деревьев.  Изготовление листочков для деревьев «Хан-кенгай» и «Сакура» расчет листочков для выполнения дерева. Цветовая гамма для осеннего клена, просмотр фотографий дерева. Для изготовления листочков понадобится: бисер разных цветов, проволока №3 два мотка, нитка мулине, кусачки.

8. Формирования   и покраска ствола.

Заливка дерева гипсовым раствором на основу, обмотка и соединение веточек и основного  ствола. Для работы по данной теме нужно: проволока разных размеров, мулине и шерстяные нитки (для обмотки веток и ствола), гипс,  ПВА клей, краски акриловые или гуашь, лак безсветный.

9. Выставочные работы.

Участие детей в улусных, республиканских, всероссийских (дистанционно)  выставках прикладного творчества детей на родительских собраниях в ДДТ и школе, участие в различных конкурсах прикладного творчества, Научно- практических конференциях.

10. Познавательно- досуговая  деятельность.

Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ.

11. Воспитательная работа.

Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.

12. Итоговое занятие

Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с  бисером).

Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера. Разработана инструкция по технике безопасности работы.

Занятие проводится согласно тематическому плану. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, физминутка для глаз (Приложение№3) остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия по воспитательному плану – беседы, календарные праздники, экскурсии, конкурсы, анкетирования (Приложение№4) Дни именинника и обще ДДТ мероприятия.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

 

Формы организации образовательного пространства, способствующего формированию УУД

Занятия:

– выполнение поставленной задачи;

– диалог;

– взаимообучение;

– разновозрастное

сотрудничество и т.д.

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем обучаемого по его запросу к педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

 

Работа с родителями:

В школьном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребёнком культурного общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, физических, художественно-эстетических и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми школьного возраста становится эффективным в воспитании ребёнка при следующих педагогических условиях:

– формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов многопоколенной семьи;

– определение и согласование с родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребёнка;

– обогащение эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи.

При создании вышеперечисленных педагогических условий эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует  многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в ДО и семье.

Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:

– когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм, оценок, ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных межпоколенных отношениях в семье и этически скоординированном воздействии на ребёнка;

– эмоционально-мотивационный компонент представляет собой систему мотивов и чувств, определяющих позитивное отношение старшего поколения к ребёнку, его потребностям и интересам;

– деятельностный компонент представляет собой совокупность способов, методов и приёмов организации жизни и воспитания ребёнка.

Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в ДО. Путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе  образовательного учреждения дополнительного образования.

Работа с родителями является важным условием успешной реализации данной программы. Творческое взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования позволяет педагогу и родителям лучше понять психофизическое состояние ребенка и гармонизировать детско-родительские отношения, что в свою очередь способствует выявлению таланта и развитию креативных способностей. Сотрудничество педагога с родителями включает такие формы работы, как

– родительские собрания, в рамках которых педагог знакомит родителей с целями, задачами и методами реализации программы. А также информирует о дальнейших планах занятий и творческих успехах детей;

– индивидуальные беседы с родителями, необходимые для получения сведений о психофизических и личностных особенностях каждого обучающегося (черты характера, тип ЦНС, утомляемость и т. д.)

– посещение родителями открытых занятий, выставок, участие в проведении праздников и экскурсий, в ходе которых родителям предоставляется возможность наблюдать за творческим процессом детей, а также самим участвовать в нем.

Контакт между педагогом, детьми и родителями обеспечивает оптимизацию решения педагогических задач и проблем, связанных с обучением и воспитанием.

Модель выпускника

Компоненты готовности к жизнедеятельности

Личностно-значимые качества воспитанника ДДТ

Мировоззренческий

  • Патриотизм, гражданственность, гуманизм, интернационализм

Нравственный

  • Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера.
  • Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей.
  • Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам

Психофизический

  • Творческий потенциал.
  • Саморегуляция поведения.
  • Мотивация на здоровый образ жизни.
  • Здоровое самоуважение.
  • Коммуникативная компетентность

Самоопределение в социуме

  • Гражданская зрелость.
  • Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей.
  • Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития.
  • Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности.
  • Способность выстраивать свое поведение в соответствии с общекультурными, гражданскими и социальными поведенческими нормами.
  • Готовность к позитивной деятельности в социуме

Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями

Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера.

Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей.

Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам

Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития

Обладающий высокими нравственными качествами, творческой адаптивностью, социальной зрелостью.

Умеющий самосовершенствоваться, ведущий здоровый образ жизни

Образованный, творческий, обладающий допрофессиональной компетентностью.

Свободно ориентирующийся в потоках информации.

Владеющий широким спектром методов практико-ориентированной деятельности

Готовый к самостоятельному поиску, к продолжению образования.

Способный самоопределиться.

Трудолюбивый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...