Программа проблемного обучения
учебно-методический материал

Дажы Салимаа Тадар-ооловна

Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа сумона Торгалыгский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун»

Рассмотрена                                                                           Утверждена

на методсовете                                                                   приказом № _____

протокол № ____                                                              от «     » _________________2016 г

от «   » ________2016 г

Программа реализации

современной образовательной технологии

на тему «Использование проблемного обучения

в начальной школе»

Программа разработана

учителем  начальных классов:

Дажы С. Т.

Торгалыг  - 2016

Пояснительная записка

«Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать  решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности  за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».  

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки новых стандартов.

  Новый проект государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нём нашли своё отражение и провозглашённые, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.

В стандартах были заявлены, но не реализованы: личностная ориентация, формирование ключевых компетенций, деятельностный характер образования.

Новые стандарты  провозглашают личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы.

В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов действий.

В отечественной психолого – педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия  учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их  учебной деятельности.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,  логические,  а также постановку и решение проблемы:

  • постановка и решение проблемы включает;
  • формулирование проблемы;

—        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Стандарт  выдвигает требования к минимуму содержания образования, объёму максимальной нагрузки учащихся, уровню подготовки ученика начальной школы, требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. Новый стандарт предъявляет требования к структуре образовательной программы, к условиям реализации и результатам её освоения.

Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.        

Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.

 Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций  активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Постановка проблемы и поиски её решения является хорошим мотивом для активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

 Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Не имеются чёткие представления о конкретных путях осуществления проблемного обучения и об его основных звеньях – проблемных ситуациях, проблемных заданиях, вопросах, задачах. Поэтому выбрана данная тема.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Новизна: работа по освоению технологии проблемного обучения позволит учителю:

-систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в традиционной школе и системах развивающего обучения;

-«увидеть» себя, свой собственный педагогический опыт в новой системе обучения;

- переходить к реализации ФГОС поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;

- уже на первых этапах перехода увидеть положительный результат и повысить качество образования:

- на посильном для себя уровне включиться в инновационный процесс (сегодня это не только моральный, но и материальный стимул);

- обеспечить достаточную полноту и качество формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);

- повысить свой профессиональный уровень;

- уверенно и успешно реализовывать ФГОС.

Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения  на современном этапе развития образования.

Объект: проблемное обучение  как педагогический процесс.

Предмет – проблемные ситуации  в обучении как фактор актуализации возможностей проблемного обучения.

Гипотеза: проблемные ситуации становятся фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:

- она создаётся систематически,

- учитывает индивидуальные особенности обучающихся,

- ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.

Задачи:

1.Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента системы образования и воспитания в начальной школе на современном этапе образования.

2. Изучить передовой педагогический опыт по данной проблеме.

3.Проанализировать технологию проблемного обучения.

4. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников.

Ожидаемые результаты: В результате обучения учащиеся достигают следующих  результатов:

1. Повышается активность учащихся, растет интерес к предметам

2. Формируется умение работать с источниками информации.

3. Становится больше увлеченных конкретным делом ребят.

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

        Использование учебных проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций:

1.        При построении проблемных уроков  необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.

2.        Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.

3.        Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

4.        На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.

Содержание.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории и науки. Однако такой путь познания был бы слишком не экономичен; оптимальная структура материала – вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (который и называется проблемным обучением).

Проблемные ситуации могу быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям.

По содержанию решаемых проблем  различают три вида проблемного обучения:

- решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое           исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических  учебных проблем;

- решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;

Особенности методики

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание  психологической проблемной ситуации – сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Не слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема  цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемных ситуаций)

1этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на воспитание её проявления, организация появления у ребёнка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств.

2 этап- перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса- начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.

3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

4 этап – появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

5 этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций ;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с  неопределённостью в постановке вопроса , противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции» и д.р.);

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо:

-построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);

- отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);

- учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;

- наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение абзаца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

Уровень полусамостоятельной активности  характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно – поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструктирует решение задачи среднего уровня сложности, путём логического анализа доказывает гипотезы – помощь педагога при этом минимальна.

Уровень творческой активности характеризует  выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

План реализации программы (2015-2018 уч. годы)

Направления

Методическая работа

Учебно-воспитательная работа

Внеклассная

работа

Распространение ППО

Диагностическое

(2015-2016 уч.год)

-Утверждение программы

-Изучение методической, педагогической и псих.лит.

-Прохождение курсы повышения

-Сбор и анализ в Интернете информаций по начальному обучению.

Прогностическое

(2015-2016 уч.год)

Изучение опыта работы учителей по данной теме.

Открытые уроки по школе

Практическое применение материалов

Практическое

(2016-2017 уч.год)

Посещение уроков учителей начальных классов школы и кожууна.

Практ. прим. материалов  на уроках.

Участие в конкурсах и олимпиадах.

Обобщающее

(2017-2018 уч.год)

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов.

Открытые уроки.

Оформление результатов  в форме печатной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...