Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка " 2 кл
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 330.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой разработки данной программы общекультурного направления являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ №13 х. Михайлов на 2015-2019 г;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение 2010 год.
Программа кружка «Почемучка» предназначена для обучающихся 2 класса, предполагает формирование экологических знаний учащихся.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в Республике Адыгея, горах Северного Кавказа, Краснодарском крае, России и на планете Земля, будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Приобретенные в младшем школьном возрасте знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения об отношении человека к окружающей среде, миру, что особенно актуально и необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Цель кружка:
- формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе;
- получение знаний общих закономерностей взаимодействий живого и окружающей среды
Задачи кружка:
- формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
- развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие и изменения в природных системах.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных:
- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
Воспитательных:
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Развивающих:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, презентаций, видеофильмов.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
Используя опыт наблюдений обучающихся, постараюсь в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений, вызывать эмоциональные реакции учащихся, стремиться сформировать у них личное отношение и любовь к окружающему миру, пробудить чувства ответственности и заботы об окружающем среде. Активизировать потребность обучающихся в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Планируемые результаты освоения программы кружка «Почемучка»
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере:
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере:
- владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере:
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры:
- элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах села.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
Показателями высокой экологической культуры детей второго года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
Формы и виды контроля:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде сообщений, проектов, исследовательских и творческих работ.
Содержание программы
2 класс
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Просмотр учебного фильма
Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Просмотр учебного фильма
Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.
Изготовление модели Земли из цветного пластилина
Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.
Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. Просмотр учебного фильма
Составить название дней недели из букв разрезной азбуки
Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе.
Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Просмотр учебного фильма
Загадки круговорота воды в природе 4ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Просмотр учебного фильма
Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду
Дети учатся составлять свои загадки
Загадки под водой и под землей 5ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Конкурс рисунков обитателей океанов
Рисунки детей по теме занятия
Просмотр учебного фильма
Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Просмотр учебного фильма. Опытно-исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
Планета насекомых 5ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их .роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Просмотр учебного фильма. Выполнение зарисовок
Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.
Конкурс рисунков «Невероятный жук».
Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.
Что такое НЛО? Заключение 2ч.
Просмотр учебного фильма
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Выставка рисунков: «НЛО-О-О?!?»
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 4 |
3 | Загадка смены времен года | 6 |
4 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 |
5 | Загадки круговорота воды в природе | 4 |
6 | Загадки под водой и под землей | 5 |
7 | Загадки растений | 3 |
8 | Планета насекомых | 5 |
9 | Что такое НЛО? Заключение | 2 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическй план 2 класс
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса | 1 | 07.09 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод | 1 | 14.09 | |
3 | Перемещение солнца на небосводе | 1 | 21.09 | |
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар | 1 | 28.09 | |
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе | 1 | 05.10 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси | 1 | 12.10 | |
7 | Движение солнца над горизонтом | 1 | 19.10 | |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности | 1 | 26.10 | |
9 | Загадки. Год и времена года | 1 | 02.11 | |
10 | Названия месяцев на Руси | 1 | 16.11 | |
11 | История происхождения названий дней недели | 1 | 23.11 | |
12 | Круговорот веществ в природе | 1 | 30.11 | |
13 | Живая и неживая природа | 1 | 07.12 | |
14 | Цепи питания | 1 | 14.12 | |
15 | Обитатели почвы | 1 | 21.12 | |
16 | Загадки о состояниях воды | 1 | 28.12 | |
17 | Наблюдение в природе за водой | 1 | 11.01 | |
18 | Природа дождевого облака | 1 | 18.01 | |
19 | Природа снежного облака | 1 | 25.01 | |
20 | Как изучают подводный мир | 1 | 01.02 | |
21 | Киты, дельфины, акулы | 1 | 08.02 | |
22 | История открытия гигантского кальмара | 1 | 15.02 | |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса» | 1 | 22.02 | |
24 | Жизнь в темных глубинах океана | 1 | 01.03 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений | 1 | 15.03 | |
26 | Сказка о цветке-недотроге | 1 | 22.03 | |
27 | Образование плода. Многообразие плодов | 1 | 05.04 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека | 1 | 12.04 | |
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук | 1 | 19.04 | |
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка | 1 | 26.04 | |
31 | Охрана насекомых | 1 | 03.05 | |
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы | 1 | 10.05 | |
33 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения | 1 | 17.05 | |
34 | Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...