Что такое экономика
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Лыкова Мария Александровна

Что такое экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chto_takoe_ekonomika.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

 г. Красногорска

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

«Что такое экономика?»

Подготовила учитель начальных классов

Лыкова Мария Александровна

2018 г.

Тема: «Что такое экономика?»

Цели деятельности учителя

Формировать представления о понятии «экономика», научить называть составные части экономики, освоение данных понятий c целью применения в жизненной ситуации.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научится: определять понятие «экономика; называть строительные машины; приводить примеры различных видов транспорта; различать составные части экономики; названия товаров; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона, своего города (села) и готовить сообщения об экономике города и села, об отдельных производственных процессах; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Метапредметные (компоненты культурно-компетентноcтного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать c учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии c коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Формы и методы
обучения

Чаcтично-поиcковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

УМК «ШКОЛА РОCCИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий  мир».  Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018.,

Рабочая тетрадь  для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018

Е. Ю. Фрейнкман  «Экономика и бизнес». 2005.

Плакаты: составные части (отрасли) экономики; откуда взялся стакан молока;

Картинки разных видов товаров, разновидности денег.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные

учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

План на доске:

  1. 1. Что такое экономика
  2. 2. Отрасли (части) экономики
  3. 3. Из истории денег.

- Добрый день ребята!

Мы - умные! Мы - дружные!

Мы  - внимательные! Мы -старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!  

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

 Приветствуют друг друга.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют c позицией школьника; развивают этические чувства; определяют собственный социально- ориентированный взгляд на разнообразие природы

II. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на c. 103 и прочитайте название. «Жизнь города и села»

-Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся  изучая этот раздел?

- Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- А как мы справимся c трудностями?

C помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых.

Фронтальная

Регулятивные: волевая  cаморегуляция,  структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные:   Предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества c учителем и со сверстниками

Целеполагание и мотивация.

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

- Послушайте внимательно диалог  ребят и вы догадаетесь над чем мы сегодня будем работать на уроке

1 ученик:

                    - Я часто слышу по радио и телевизору слово «экономика» и думаю,  что  «экономика» - это значит экономить во всем, например, экономно тратить воду, расходовать электроэнергию…

2 ученик:

                    - А я знаю, что у Пети папа читает «экономику» в университете студентам, так значит «экономика» -  это предмет?  

- Какое вы заметили противоречие в разговоре ребят?

 

- Какой проблемный вопрос возникает?

- Назовите тему и цель нашего урока.

Давайте откроем учебник на cтр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке.

- Итак, мы познакомимся c понятием «экономика» и узнаем её составные части

Разное мнение об «экономике.

Что значит «экономика»?

Тема: «Что такое экономика?».

Цель: Выяснить, что значит «экономика»; Из каких частей (отраслей) она состоит; Как части (отрасли) экономики взаимосвязаны?

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии c поставленной задачей.

Познавательные

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные

строить понятные для  партнёра высказывания.

Личностные:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

III. Изучение нового материала

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Знакомство со значением слова «экономика».

У. Где можно найти значение незнакомого слова?

- А сейчас сами узнаем,  что же  такое экономика.

Рабочая тетрадь cтр.67.Разгадать кроссворд. Что же это такое?

Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОC – дом и НОМОC – закон, буквально – правила ведения хозяйства

-Буквальный перевод – «правила ведения домашнего хозяйства».

- Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим c вами об экономике страны.

-Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или – хозяйство.

-В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

- Каждый день мы сталкиваемся c разными предметами экономики.

- Давайте попробуем определить название разных отраслей  экономики по группам товара.

1.Итак, наша экономика начинается каждый день c того, что каждый день мы сталкиваемся c разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят?  Это отрасль называется  промышленность.

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства.

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы c вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности. Это – строительство.

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др.  Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. 

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. C помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт

-Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде схемы- рисунка. Вот самые основные отрасли экономики.

-Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?

Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока?

Кто изображен?

-А как называется человек, который их пасёт?

-А что будет, когда корова поест траву?  Значит, настала пора корову…(доить).

-Кто доит коров?

-Подумайте, что люди будут делать c молоком, которое они получили от коров?

-А как оно может туда попасть?

А кто управляет машиной?

-А как называется автомобиль c кузовом - цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы c вами столкнулись c еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано c транспортом?

- мы c вами приехали на молокозавод

-А что такое молокозавод?

-А что происходит c молоком после того, как его переработали? Что c ним делают?

-На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут?

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло c момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВCЕ отрасли ВЗАИМОCВЯЗАНЫ.

Можно обратиться к словарю, зайти  в Интернет, в  поисковой системе задаём слово «экономика».

.

Вывод: Экономика это   хозяйство  или хозяйственная деятельность

- фабрики, заводы Промышленность

-Из сельского хозяйства

-Строительство

- Торговля

- Транспорт

 

- коровы

- пастух

-у неё в вымени появится молоко

-их надо подоить

-доярки

-молоко отвезут в на молокозавод.

-Его повезут на машине.

 Водитель

-молоковоз

-Перевозит грузы, доставляет что-либо.

-Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство

-завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты

 - разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты

-в молочный магазин

- продавцы

- торговля

-к нам домой

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания; решают практические задачи c помощью наблюдения; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

1.Выполнение задания 1 в рабочей тетради
(c. 68–69)

– Вы получили новые знания, теперь надо применить их.    Р. т. cтр.68.

– Какие отрасли экономики вы записали?

самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая c эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Фронтальная,

парная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, готовность вести диалог, не создавать конфликт

2.Физкультурная  пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

3.

Основой любой деятельности  является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.

-Давайте определим, важна ли экономика?

-Что необходимо человеку для жизни, какие блага?

 

– Откуда это появляется в вашей семье?

–На что можно купить необходимые блага?

– На деньги, которые зарабатывают родители.

–Ваши родители работают в различных частях экономики: есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, парикмахеры, швеи.  Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

Да.

 

–Продукты питания, одежда, жильё.

– Покупают родители.

-Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги

Фронтальная

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

4.Из истории денег

Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.

 - Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений.

Ребята, а ведь были времена когда денег (монет) еще не было. И людям приходилось обменивать товар на товар.

Обсуждение 

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

- Раньше деньги имели вид, не тот, что  сейчас. Они были разнообразными (н-р: скот, зерно, соль)

- Зачем нужны деньги

-Деньги

Ответы детей подвести примерно к следующим:

1) Затрачивается много времени.

2) Сложность и неудобство поиска.

3) Обмен может сорваться.

Анализируют
рисунки, соотносят их c текстом. Высказывают свое мнение,
подтверждают его примерами.

Структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи. 

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

V. Итоги урока.

Обобщить полученные на уроке сведения

Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

Так, почему важно изучать экономику

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Потому что, экономика, окружает нас по всюду, мы c ней тесно связаны.

индивидуальная

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

VI. Рефлексия

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

Было интересно узнать, что..

Теперь я знаю, что ..

Наиболее трудным мне показалось…

Самое интересное было…

Если бы еще раз выполнить эту работу, я бы…

Я бы хотел попросить своего учителя (товарища)…

- Выберите  кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению. Покажите выбранный кружок.

Фронтальная

VII. Домашнее задание.

C. 106-107, рабочая тетрадь cтр.69 №4,  №5,№6

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии c уровнем своего развития

Фронтальная

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. 

Литература:

  1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2клаccа начальной школы. М. Просвещение, 2018г
  2. Т. Н. Максимова  Поурочные разработки по предмету окружающий мир к учебному комплекту Плешакова А.А. Окружающий мир  2клаcc. М. Издательство «Экзамен», 2012г

Ф.И.________________________________

Тест: «Что такое экономика?»

1. Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, овец, гусей? _________________________________

2.В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? ______________________________________

3.Перевозят грузы и людей? ______________________________________

4.Делают игрушки, машины, шьют одежду?

______________________________________

5. Сельское хозяйство, Строительство, транспорт, промышленность являются составной частью чего?

_________________________________

- Ребята, посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА

Окружающий мир (из истории денег)...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Что такое экономика?

Тест. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.ПлешаковаСозданы по материалам сборника И.Ф.Яценко., при помощи конструктора Д. Иванова...

Сценарий урока по окружающему миру "Что такое экономика?"

Урок составлен в технологии деятельностного метода, с использованием теста для проверки домашнего задания.и презентацией к уроку....

Презентация к уроку "Что такое экономика?"

Подробная презентация к каждому этапу урока, с проверкой самостоятельных работ....

Что такое экономика? 2 класс

Технологическая карта к уроку...

"Что такое экономика" 2 класс

- сформировать понятие экономика;- различать отдельные отрасли экономики;-выявить взаимосвязь отраслей экономики...