КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".
презентация к уроку

 Наталья Николаевна Макарова

Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Макарова Наталья Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Красносельская средняя школа» учитель начальных классов первой квалификационной категории Педагогический стаж – 12 лет Профессиональное кредо: учить детей учиться

Слайд 2

Тема: Проектная деятельность младших школьников как средство развития мотивации учения .

Слайд 3

Актуальность. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. В “Федеральном компоненте государственного стандарта” указывается на то, что важным компонентом современного урока и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея Включение учащихся начальной школы в собственный исследовательский поиск в урочной и внеурочной деятельности через систематизацию работы для повышения мотивации к получению знаний.

Слайд 5

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения учащихся в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 6

Система работы учителя по развитию мотивации младших школьников через проектную деятельность. Урочная деятельность Работа по УМК «Школа России» Исследовательский поиск Использование технологии деятельностного метода

Слайд 7

Система работы учителя по развитию мотивации младших школьников через проектную деятельность. Внеурочная деятельность Кружок «Наш край», «Художественное творчество». Факультатив: «Учусь создавать проект»

Слайд 8

Система работы учителя по развитию мотивации младших школьников через проектную деятельность. Внеклассная работа Собственные исследования Творческая деятельность Объединения по интересам

Слайд 9

Новизна системы работы «урок - внеклассная работа» Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса; осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества .

Слайд 10

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Предметные результаты

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты С учащимися была проведена методика Лускановой Н.Г. «Оценка школьной мотивации»

Слайд 12

Достижения обучающихся С учащимися выполнено множество учебных проектов. Школьный форум исследовательских работ младших школьников «Я - исследователь». Городской фестиваль исследовательских работ и проектов. Всероссийский конкурс «Разговор о правильном питании». Всероссийский конкурс «Россия туристическая глазами детей». Всероссийский конкурс « В гостях у сказки!», «Юнга». Всероссийский игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок». Всероссийский математический конкурс «Ребус». Региональная межпредметная олимпиада «Эрудит». Международная олимпиада на платформе « Учи.ру ».

Слайд 13

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступления на МО учителей начальной школы Выступления на педсовете: «Место УУД в образовательной программе начальной школы»,2012г. «Сравнение стандартов 2004г. И ФГОС второго поколения», 2015г. Научно – практические семинары: «Организация проектно-исследовательской деятельности как средство развития мотивации у младших школьников», 2013г., 2014г. «Формирование культуры речи старших дошкольников и младших школьников», 2018г. Семинар в рамках ОЭР: «Исследовательская и проектная деятельность в рамках введения ФГОС НОО в сфере духовно-нравственного воспитания», 2013г. «Готовность ребенка к школе как результат совместной деятельности…», 2018г. Публикации в сборниках: «Исследовательские методы на уроках в начальной школе», 2012г., «Традиции и праздники русского народа», 2014 г. IV Покровские образовательные чтения: «Молодежь: свобода и ответственность», 2018г. Публикации в сетевом сообществе.

Слайд 14

Список литературы Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. Савенков А.И. Исследовательская практика детей.// «Детское творчество» №5, 6, 1998. Савенков А.И. Я – исследователь.Самара:Издательство «Учебная литература», 2007. Интернет – ресурсы. http://www.openclass.ru http://ru.wikipedia.org http://old.ulstu.ru http://www.it-n.ru



Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации

 Арзамасского муниципального  района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Красносельская средняя школа»

«Проектная деятельность как средство развития мотивации учения».

                                Макарова Наталья Николаевна

учитель начальных классов

                        первой

 квалификационной

                категории

Арзамасский район, 2019г.

"Проектная деятельность младших школьников как средство развития мотивации учения."

       В “Федеральном компоненте государственного стандарта” указывается на то, что важным компонентом современного урока и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний. 

      В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. И эта тема приобрела актуальный характер для меня как учителя начальных классов.

      Ведущая педагогическая идея: включение учащихся начальной школы в собственный исследовательский поиск в урочной и внеурочной деятельности через систематизацию работы для повышения мотивации к получению знаний.

      Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу, на мой взгляд, надо через развитие познавательной активности школьников, через творческую самореализацию, через самовыражение при поиске ответов на непростые вопросы, и, что не менее важно, ученик должен чувствовать удовлетворение результатами своего труда – чувствовать “ситуацию успеха”.

      Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность, для осуществления которой сегодня в школе есть все возможности.

      В качестве неоспоримых достоинств проектного метода обучения являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

   

    Проектную деятельность обучающихся я организую и на уроках, и в качестве самостоятельных, индивидуальных исследований детей, а также во внеурочное время.

    Так, работая по УМК «Школа России» в процессе учебной деятельности организуются проекты на уроках русского языка (Пишем письмо), литературного чтения (Живая азбука), математики (математические сказки, задачи-расчёты), окружающего мира (Родословная, профессии), ИЗО (оформление витрины), технологии (Игровой комплекс). В рамках работы на таких уроках-проектах ведётся исследовательский поиск. Все уроки строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии планирую активную деятельность учащихся.

    Во внеурочной деятельности, являясь педагогом дополнительного образования, организую кружки «Наш край», "Художественное творчество". Одна из важных форм практических работ – проектная, где я помогаю выстроить деятельность по выполнению проекта, а учащиеся осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения задач.

    Проектная деятельность организуется и  во внеклассной работе. Дети объединяются по интересам и принимают участие в таких школьных социальных проектах, как  «Моя малая родина», где изучались истории названия улиц, историко-культурные объекты села. По результатам исследования делали презентации и буклеты. Был реализован проект «Я сам», где создавались экспозиции в школе Музея детского творчества на базе нашей школы с дальнейшим использованием материала при проведении уроков изобразительного искусства, технологии, внеклассных мероприятий. В прошлом году стартовал проект «Великая Победа», в рамках которого проходила акция волонтеров «Полководцы Великой Победы» (сообщение, мультимедиа презентации), «Мои сражались за Родину» (изготовление страничек памяти), пионеры-герои.

    С результатами собственно проектной деятельности обучающиеся выступают на научно-практических конференциях «Я-исследователь», которые в нашей школе  проводятся ежегодно. С каждым годом число участников увеличивается. Мои ученики принимают участие и в районных, городских фестивалях.

    Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. У младших школьников формируются умения осуществлять самостоятельный поиск и сбор информации в разных источниках; анализировать, представлять собранную информацию в наглядном виде; работать в группе, самостоятельно и совместно принимать решения; оформлять итоги своей работы и уметь представлять их перед аудиторией.

   Использование проектного метода от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, метапредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным, являются самыми продуктивными в развитии мотивационной сферы учения.

   Развитие мотивационной сферы учения в ходе совместной воспитательной проектной деятельности приобретает позитивные результаты. (С учащимися была проведена методика Лускановой Н.Г. «Оценка школьной мотивации»). Со своими лучшими проектами мои ученики принимают участие в школьном форуме исследовательских работ младших школьников «Я - исследователь», в районном, городском фестивале исследовательских работ и проектов, во всероссийских конкурсах: «Разговор о правильном питании», «Россия туристическая глазами детей», « В гостях у сказки!», «Русский медвежонок», «Ребус». Участвовали в региональных и международных олимпиадах: "Эрудит", "Учи.ру", "Юнга", "Юный интеллектуал". Ребята желают участвовать во всех конкурсах и подают положительный пример другим. В новом 2018–2019 учебном году желающих участвовать в конкурсах увеличилось.

    Нужно отметить, что у первоклассников и второклассников преобладают внешние мотивы. Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения. Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу.

     Итак, применение проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе способствует формированию и развитию мотивационной сферы учения младших школьников.

     Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

    Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Птица 2010 года"

Конкурсная программа посвящена Международному Дню Птиц....

Материал для методического семинара ( "Учитель года"). Интересные методы работы с первоклассниками.

В данном материале представлены методы работы с первоклассниками под названием "Секреты учительского мастерства"....

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...

Конкурс "Учитель года - 2019"

Сочинение-рассуждение...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА 2019

технология нетрадиционного рисование ,как средство развития творчеких способностей на занятиях в кружке "Творческая мастерская"...

Методический семинар "Учитель Года 2019"

Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и при изучении курса «Окружающий мир»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ 14 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА

 Орфографическую  зоркость  я    развиваю  постепенно,  в  процессе  выполнения  раз-нообразных  упражнений,  обеспечивающих...