Рабочая программа. 1 класс "Планета знаний".
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 класс258.41 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1 класс  учебно-методический комплект «Планета знаний» М: АСТ Астрель, 2012

2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН2.4.2.2821-10

5. . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 .12.2013 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 уч. год»

6 . Школьный Учебный План  2014-2015 учебный год

7. Школьная образовательная программа

           Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы, с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса литературное чтение.

        Программа «Литературное чтение»  состоит из двух частей: «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».

Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:

УМК для учащихся :

Э.Э.Кац. «Литературное чтение». -  М.: АСТ, «Астрель».  2013г.

Э.Э.Кац. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». – М.: АСТ, «Астрель». 2013г.

УМК для учителя:

Э.Э.Кац. «Литературное чтение». -  М.: АСТ, «Астрель».  2013г.

Э.Э.Кац. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». – М.: АСТ, «Астрель». 2013г.

Э.Э.Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение». - М.: , «Астрель»; Владимир: ВКТ. 2012г.

Программы общеобразовательных учреждений : Начальная школа: 1 класс. УМК «Планета знаний»(сборник) – М:АСТ: Астрель, 2014г.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

II.Общая характеристика учебного предмета

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто  не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику  «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс (40 часов) 4 часа в неделю, 33 учебные недели.

IV. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

-  положительное отношение к урокам литературного чтения;

-  адекватное  восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

-  внимания к красоте окружающего мира, к красоте природы России;

-  осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, соей семьи;

-  внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;

-  эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

-  воспринимать на  слух художественное произведение;

-  сознательно,  плавно,  правильно читать целыми словами;

-  объяснять смысл названия произведения;

-  читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  высказывать своё отношение к героям произведения, с помощью учителя.

Творческая    деятельность

Учащиеся научатся:

-  выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  сочинять рассказы по рисункам;

-  сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

-  выделять рифмы в тексте стихотворения;

-  чувствовать ритм стихотворения;

-  различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-  организовывать своё рабочее место;

-  устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;

-  осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;

-  вносить необходимые изменения, дополнения в свою работу4

-  в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

         Учащиеся получат возможность научиться:

-  понимать цель выполняемых действий;

-  адекватно оценивать правильность выполнения задания;

-  в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-  ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, картин;

-  выделять непонятные слова и находить их значение в словаре  учебника (под руководством учителя);

-  сравнивать литературные произведения по  жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;

-  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

-  выбирать задание ,тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

-  знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;

-  группировать литературные произведения по жанрам;

-  сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-  отвечать на  вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-  объяснять смысл названия произведения;

- высказывать своё отношение к героям произведений, их поступкам;

-  выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

-  участвовать в коллективном обсуждении;

-  соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;

-  внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;

-  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

VI.Содержание программы

        

Страна Вообразилия (16 ч)

            С.михалков (из Ю.Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы»., «Тараканище», «Скрюченная песенка»; Д.Родари «Лежебока»; В.Лифшиц «Тимоша»; И.Токмакова «Пряничные человечки»; М.Карем «На травке»; В.Хотомская «Аист»; Ю.Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка»; Б.Заходер ((из Я.Бжехвы) «на горизонтских островах»; О.Мальдельштам «Телефон»; О.Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика « (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Сказки о животных (14 ч)

          Народные сказки: «Лиса и рак», «Лиса и тетрев», «Лисичка-сестричка и волк», «Конь и лиса», Как кролик взял койота на испуг», Гиена и черепаха».

          Авторские сказки: К.Ушинский «Лиса и козел», Дж.Харрис «сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы), Н.Заболоцкий «»Как мыши с котом воевали», Д.Биссет «Лягушка в зеркале», А.Усачев «Пятно», Б.Сергуненков «сладкая трава».

Природа и мы (10 ч)

          Г.Балл «Кружавинка»,М.Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха», А.Блок «Зайчик», Н.Рубцов «Воробей»,Л.Толстой «Орел», «какая бывает роса на траве»,Е.Чарушин «Как Томка научился плавать», А.Барто « Думают ли звери?», В.Жуковский «Жаворонок».

  Семейное чтение: К.Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки : «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж.Харрис «сказки дядюшки Римуса»; Ш.Перро «Кот в сапогах»; А Усачев «Королевская дворняжка»; Л.Толстой «Слон», «Котенок»; В.Бианки «Рассказы о животных».

Навык и культура речи

        Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

VII. Тематическое планирование изучения учебного материала для 1 класса

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение. Э.Э. Кац. 1 класс. УМК «Планета Знаний»

40 часов (4 часа в неделю)

РАЗДЕЛ

№ урока

Тема урока

Дата

Формы учебной деятельности учащихся ( в т.ч. творческой)

Планируемые результаты (предметные, метапредметные)

Коррекционно – развивающая деятельность

1.

Знакомство с учебником.

Формирование представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи.

Умение рассказывать о прочитанном; ориентироваться в учебнике; соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой.

Рассказ о любимом произведении.

НРК М.Гроссман. «Был Вова до этого…»

СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ (16 ЧАСОВ)

2.

Игра с буквами.

Способствовать обогащению словаря, совершенствованию техники чтения. Способствовать формированию умения работать со словарём; развитию творческого воображения, ассоциативного мышления.

Умение воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста; читать вслух с интонационным выделением знаком препинания.

Выразительное чтение.

3.

С.Михалков. «Азбука».

Способствовать обогащению словаря, совершенствованию техники чтения, переходу к плавному чтению целыми словами. Учить определять свою эмоциональную реакцию на произведение, находить в тексте фрагменты, подтверждающие собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировать в заучивании наизусть.

Предметные

Умение читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

УУД

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге.

Аргументировать собственную позицию.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине).

Наизусть.

4.

Фантастические существа.

Способствовать формированию культуры чтения стихотворений, понимания эмоционально-смыслового значения, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки. Способствовать развитию внимания к звуковому образу слова.

Выразительное чтение. Рисунок

5.

К.Чуковский. «Храбрецы».

Способствовать формированию культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи. Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Способствовать развитию умения актуализировать читательский и жизненный опыт.

Наизусть.

Рисунок.

6.

В.Левин. «Маленькая песенка о большом дожде»

Выразительное чтение.

Рисунок.

7.

Стихотворный ритм (хорей)

Дж.Родари. «Лежебока».

*В.Лифшиц. «Тимоша»

Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Способствовать формированию представления о ритме. Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Развитие внимания к многозначности слова. Способствовать развитию творческого воображения. Включение в информационный поиск.

Наизусть.

Рисунок.

8.

Стихотворный ритм (ямб)

«Купите лук».

В.Левин. «Обыкновенная история».

Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию внимания к названию произведения и его смысловому значению. Способствовать развитию творческого воображения.

Наизусть по выбору.

Рисунок.

9.

И.Токмакова. «Пряничные человечки».

Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества.

Продолжить рассказ (мини сочинение).

Рисунок.

10.

Освоение рифмы

К.Чуковский. «Тараканище».

М.Карем.«На травке».

В.Хотомская. «Аист».

Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Способствовать формированию умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.

Наизусть по выбору.

Рисунок.

11.

Освоение рифмы

К.Чуковский. «Скрюченная песенка».

Сочинить сказку.

Рисунок.

НРК А.Борченко. «Большой я или мал?»

12.

Считалки.

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.

Сочинить свою считалку.

13.

Чудесные приключения

Ю.Тувим. «Чудеса».

Д.Самойлов. «Сказка»

*Б.Заходер. «На Горизонтских островах».

Закрепление культуры чтения стихотворений. Формировать умение включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль. Способствовать развитию внимания к оттенкам собственных переживаний, умения помещать себя в воображаемую ситуацию.

Выразительное чтение.

Рисунок.

Творческая работа.

14.

Неживое становится живым

О.Мандельштам. «Телефон».

О.Дриз. «Юла».

*Ю.Тувим. «Пляска».

Развитие внимания к переживаниям героя произведения и способам его выражения. Формирование умения передавать при чтении эмоциональное состояние героя. Обучение сравнению героев разных произведений. Развитие внимания к ритму стихотворения.

Наизусть.

Рисунок.

Задание №6, с.47

15.

Загадки.

Обогащение словаря. Знакомство с определением жанра загадки. Сочинение загадок. Формирование умения описывать объект в устной речи.

Сочинить загадки.

НРК А.Горская. «Загадки».

16.

Звучащий мир в поэзии

В.Лунин. «Жук».

Н.Матвеева. « Молчание листика».

* Н.Матвеева. «Было тихо…»

Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения создавать рассказ по картинкам. Способствовать развитию эстетического чувства.

Составление рассказа по картинкам.

Рисунок.

Внеклассная работа.

Проект учащихся

С.56-57

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.

Проект по теме «Загадки, считалки, скороговорки».

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ (14 ЧАСОВ)

17.

Народные сказки.

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта.

Предметные

Умение выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

Отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст кратко, развёрнуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и своё отношение к ним.

УУД

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.

Инсценировать художественное произведение.

Оценивать высказывание, чтение товарища, аргументировать свою позицию.

Включать в речь новые слова.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок.

Выразительное чтение.

Задание в Р.Т.с26, №2.

18.

«Лиса и Рак». Русская народная сказка.

Пересказ сказки.

Семейное чтение.

19.

«Лиса и тетерев». Русская народная сказка.

Способствовать обогащению словаря. Способствовать развитию внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками. Формирование умения передавать при чтении состояние персонажа. Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках. Формирование умения оценивать чтение товарища.

Чтение по ролям.

Рисунок.

20. 21.

«Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка.

Формирование умения работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему. Способствовать развитию творческого воображения, навыков коллективной деятельности.

Задание в учебнике на с.71, №7.

Рисунок.

22.

«Конь и лиса». Немецкая народная сказка.

* «Как кролик взял койота на испуг». Сказка американских индейцев.

Способствовать обогащению словаря. Способствовать развитию внимания к смысловому наполнению слова в тексте художественного произведения. Формирование умений находить нужные фрагменты текста, воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев. Обогащение знаний о нравственной оценке поступков.

Сочинить сказку (задание №8, с.75 уч.)

23.

«Гиена и черепаха». Африканская народная сказка.

Пересказ сказки.

Задание в уч.с.77, №4.

24.

Авторские сказки

К.Ушинский. «Лиса и козёл».

Задание в уч.с.80, №5.

25.

Дж. Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса».

Актуализация прошлого читательского опыта. Формирование умения читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя. Развитие интереса к позиции повествователя. Сопоставление героев-животных в народных и авторских сказках.

Чтение по ролям.

26.

Н.Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали».

Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Развитие внимания к причинам изменений во внутреннем состоянии персонажа. Формирование умения объяснять сделанные выводы.

Задание в уч.с.89, №4.

Семейное чтение.

Рисунок.

27 -

28.

Д.Биссет. «Лягушка в зеркале».

Развитие внимания к названию произведения, к эмоциональной окрашенности произведения, умения передавать при чтении нужную интонацию. Формирование умений работать с текстом: находить нужные фрагменты; рассказывать о герое по предложенному плану; определять причины поступков героев.

Сочинить свою сказку про кота и мышей.

Семейное чтение

29.

А.Усачёв. «Пятно».

Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать своё отношение к нему; рассказывать о его поступках; обосновывать свою позицию. Развитие умения воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Задание в уч.с.101, №4

НРК .Г.Комаров. «Кот не знал».

30.

Б.Сергуненков. «Сладкая трава».

Включение новых слов в речевую практику. Формирование умений передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать своё отношение к героям разных произведений. Способствовать развитию внимания к внутреннему состоянию героя и к авторской позиции.

Задание в уч.с.105, №8.

Семейное чтение.

Внеклассная работа.

Проект учащихся

С.108-109

Обогащение словаря, позволяющего оценить героя. Соотнесение поступка и внутреннего состояния героя. Обогащение знаний нравственной оценке поступка героя. Формирование умения воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества.

Придумать сказку (задание в уч.с.107, №5).

Рисунок. 

Проект по теме «Сказки».

ПРИРОДА И МЫ (10 ЧАСОВ)

31.

32.

Г.Балл. «Кружавинка»

.М.Пришвин. «Осеннее утро».

Способствовать развитию внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова, к авторской позиции и способам её выражения. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе.

Предметные

Умение выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Выделять нужные фрагменты текста.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.

Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

УУД

Пользоваться словарём в конце учебника.

Включать новые слова в свою речь.

Определять свои возможности и интересы при выборе задания.

Оценивать чтение товарища.

Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию.

Знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности; участвовать в инсценировке.

Выразительное чтение.

Рисунок.

33.

А.Блок. «Зайчик».

Способствовать развитию внимания к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя. Формирование умения оценивать чтение и высказывание товарища.

Проза. Наизусть.

Рисунок.

34.

Н.Рубцов. «Воробей».

Обогащение словаря. Закрепление умения читать лирическое произведение. Формирование умения выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов.

Наизусть отрывок.

Рисунок.

35.

Л.Толстой. «Орёл».

Обогащение словаря, включение новых слов в речевую практику. Формирование умения выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть.

Наизусть.

Рисунок.

36.

Е.Чарушин. «Как Томка научился плавать».

Формирование умений определять и передавать в процессе чтения своё отношение к изображаемым событиям.

Проза. Наизусть.

Семейное чтение.

37.

А.Барто. «Думают ли звери?».

Формирование умения рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Формирование умения передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений.

Задание в уч.с.123, №5.

Пересказ

38.

М.Пришвин. «Черёмуха».

Развитие внимания к смыслу поставленного вопроса. Формирование умения понимать чувства и мысли повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища.

Наизусть отрывок.

Семейное чтение

39.

В.Жуковский. «Жаворонок».

Обогащение словаря. Формирование умения рассказывать о любимых явлениях природы.

Пересказ.

Рисунок

40.

Л.Толстой. «Какая бывает роса на траве».

Формирование умений воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. Развитие внимания к поэтическому слову. Закрепление знаний о рифме.

Наизусть.

Рисунок.

VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

 Э.Э.Кац. «Литературное чтение». -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.

Э.Э.Кац. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». – М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

 Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов, Э.Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

1

Принтер

1

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран.

1

Колонки

2

Магнитная доска.

1

Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

http://video4child.  

http://school-collection.edu.ru/ 

http://it-n.ru/       

http://fcior.edu.ru/    http://window.edu.ru/ 

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://www.floranimal.ru/

http://www.uchportal.ru/load/46

http://viki.rdf.ru /  

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru




Литературное чтение

Критерии и нормы оценки обучающихся

Литературное чтение

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6,4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова – 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 1-м классе

Общая оценка

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

«Справился»

Слоговой способ чтения

25 - 30 сл/мин

Не более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Понимание значения отдельных слов и предложений

«Не справился»

Слоговой способ чтения

Менее 25 - 30 сл/мин

Более 4 ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Непонимание значений отдельных слов и предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Планета знаний" по музыке

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования  (5 марта 2004 года), примерной программы по УМК "Планета знаний". Программа составлен...

Рабочая программа Планета знаний 4 класс

Рабочая программа для 4 класса по УМК "Планета знаний", составленная на основе Федерального компонента государственного стандарта начального  образования, по предмету "Математика", "Русский язык"...

Рабочая программа "Планета знаний" 2 класс.

Рабочая программа для 2 класса "Планета знаний"....

Рабочая программа "Планета знаний" 1 класс ИЗО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 1 КЛАССА2013 -2014 учебный год Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...

Рабочая программа "Планета знаний" 1 класс Информатика

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИНФОРМАТИКА»1 класс (6,5 - 8 лет) Пояснительная записка          В основе программы «Занимате...

Рабочая программа "Планета знаний" 1 класс Математика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО  МАТЕМАТИКЕДЛЯ 1 КЛАССА2013 -2014 учебный годПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...