РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов
учебно-методический материал (1 класс)

Антонова Светлана Борисовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Топкинская общеобразовательная школа

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического                               приказом  директора школы  

совета                                                                     от «28» августа 2018 г.  № 132

от «28» августа 2018 г.                                                                

протокол  № 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Творческая мастерская»

для 1-4 классов

        

                                    Составитель:

Антонова Светлана Борисовна,

                                                                        учитель начальных классов.

                                                          с. Топки, 2018г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена на основе авторской программы Литвиновской Т.Н.- учителя технологии МОУ «СОШ №31 имени А.П.Жданова г.Братска Иркутской области и реализует общекультурное  направление в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения.        

Она направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики, а также творческую работу с природным материалом.

Актуальность данной программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Актуальность  программы «Творческая мастерская» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом  деятельности.

Цель:      создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей в языке декоративно-прикладного искусства, бумажной техники, работе с природным материалом.

Задачи:

  • Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • Развивать воображение и фантазию, внимание, память, трудолюбие, интерес к истории родного края;
  • Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

  1. Результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные универсальные учебные действия

  • знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;
  • расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  • экономно и рационально расходовать материал.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и  видов внеурочной деятельности

1 класс (33 часа)

Название раздела

Количество

часов

     Содержание

Основные виды внеурочной деятельности учащихся

Формы организации  занятий

Работа с природным материалом

4

 Вводное занятие. ТБ. Рассказ о флористике. Природе родного края. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. Изготовление животных из листьев.

-Знакомство с правилами ТБ при работе с природным материалом;

-Сбор различных природных  материалов;

-Изучение правил просушивания и хранение природных материалов;

-Самостоятельное выполнение разметки для отделки изделия.

Занятие-путешествие. Экскурсия в природу.

Творческая деятельность. Практическая работа.

Работа с бумагой и картоном

10

 Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. Ребристые игрушки. Елочка. Колокольчик. Подсолнухи. Аппликация с бумажными петлями. «Ромашка».  Жар – птица. Пластичная полоска  «Мишка». Аппликации из бумажных комочков «Петушок».

- Создание  эскиза аппликаций;

-Создание оригинальных аппликаций и игрушек из бумаги;

-Оформление  изделия по собственному желанию.

Практическая работа.

Игра.

Творческая деятельность.

Работа с пластичными материалами

11

Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). Знакомство с тесто пластикой. Правила техники безопасности. Осьминожка.  (Лепка элементов изделия). Сушка и окрашивание теста.  (Оформление изделия). Бусы. Солонка «Уточка». Брелок «Человечек».

-Изготовление декоративных игрушек по образцу;

-Знакомство с видами работы с пластилином и соленым тестом;

-Использование  приемов работы с пластилином;

-Оценивание  работы по заданным критериям.

 Практическая работа с элементами творчества.

Работа с бросовым материалом

8

Игрушки из катушек. Тигренок из коробки. Панно «Апельсиновый букет». Крокодил и Тигренок  из коробочек.

-Создание  эскиза;

-Выбор материала для изготовления самому или с помощью руководителя;

-Использование  элементов художественного творчества;

-оформление  изделия при помощи красок.

Экскурсия в природу. Практическая работа с элементами творчества.

2 класс (34 часа)

Название раздела

Количество

часов

Содержание

Основные виды внеурочной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

Работа с природным материалом

7

Вводное занятие. Правила ТБ. Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян. Лесная полянка.

-Повторение правил ТБ при работе с природным материалом;

-Сбор материала для поделок;

-Составление тематической композиции, эскиза;

-Выбор материала для изготовления, исходя из его назначения;

-Изготовление аппликаций из природного материала.

 Игры с  элементами творчества.  Практическая работа. Экскурсия.

Работа с бумагой и картоном

9

Аппликация  «Осень» (обрывание).

Технология выполнения поделок из конуса. «Буратино».  Самоделки из бумаги и картона «Медвежонок».  «Птица». Волшебный шар «Снеговик». Геометрическая мозайка  «Петушок».

-Выполнение разметки деталей по шаблону;

-Контроль и корректировка своей работы;

-Оценивание качества работы, сравнение ее с другими работами.

Практическая работа.

Работа с пластичными материалами

8

Волшебный колокольчик. Конфетница.

Рамка для фото. Шкатулка.

-Работа с пластилином,  соленым тестом;

-Организация рабочего места;

-Оформление изделия по  желанию, замыслу;

-Самостоятельное составление плана работы.

Развлекательные  игры.

Практическая работа.

Работа с бросовым материалом

10

 Ландыши и колокольчики из пластиковых бутылок.   Мозаика из скорлупы «Звездное небо». Робот из коробок. Боевая техника из пенопласта.

-Самостоятельное составление плана работы;

-Оформление изделия;

-Подбор материала для работы;

-Оценивание своей работы.

Интеллектуальные игры. Практическая работа.

3 класс (34 часа)

Название разделов

Количество

часов

Содержание

Основные виды внеурочной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

Работа с природным материалом

5

Вводное занятие. ТБ. Беседа о цветах «В царстве цветов». Учимся составлять букеты. Божья коровка из скорлупы грецкого ореха. Кораблик из крупы. Аппликация собачки из крупы.

Постановка цели занятия

Самостоятельное составление тематической композиции;

Оценивание своей работы и работы товарищей;

-Анализ предлагаемых заданий.

Практическое занятие.

Работа с бумагой и картоном

10

 Геометрическая мозайка: Черепаха. Кошка. Собачка (оригами). Цветы. Снегири на ветке. Птичка (витая спираль). Новогодняя игрушка.

Контроль своей деятельности ;

Создание занимательных игрушек из бумаги разными способами (обрывания, складывания, скатывания, вырезания из гладкой и гофрированной бумаги);

Использование конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий.

Мини-соревнования «Чья поделка лучше».

Практическая работа.

Работа с пластичными материалами

6

 Кашпо. Карандашница «Божья коровка». Колье с рыбкой.

Подготовка пластичного материала к работе;

Работа с эскизом;

Оформление поделок, миниатюр;

Общее представление о росписи на изделиях;

Различные образцы росписи.

Практическая работа.

Кинозал.

Работа с бросовым материалом

13

 Панно «Цветы из ленточек». Улитка из ниток. Мозаика из яичной скорлупы. Поделки из яйца. Поделки из макарон. Поделки из коробочек «Собачка».

Практическая деятельность;

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями по образцам и рисункам;

Подбор соответствующих материалов и инструментов

Игра.

Творческая деятельность. Практическая работа.

4 класс (34 часа)

Название разделов

Количество

часов

Содержание

Основные виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Работа с природным материалом

4

Вводное занятие. ТБ. Сова из крупы. Подсолнух (семена, крупа, горошины перца). Мишка из цепких растений.

Выполнение работы по самостоятельно составленному плану;

Конструктивные доработки;

Осуществление технологических операций.

 Практическая работа. Экскурсия в природу.

Работа с бумагой и картоном

12

Композиция  «Полет бабочек» Пушистый шарик. Зайчонок (бумажные комочки).  Веточка( витая спираль). Новогодние игрушки: Лисенок. Клоун.(конус)

Выполнение своей художественно-практической  деятельности в соответствии с собственным замыслом;

Подбор наиболее рациональных технологических приемов изготовления изделий;

Аргументация своей точки зрения по отношению к выполненной работе

Проект. Практическая работа.

Работа с пластичными материалами

10

 Веселый зоопарк.  Зебра. Павлин. Картина из пластилина «Мой дед победитель».

Практическая деятельность в соответствии с  целью и задачами;

Моделирование изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и  рисунку;

Самоконтроль качества выполненной работы.

 Проект. Практическая работа.

Работа с бросовым материалом

8

Панно из карандашных стружек. Букет для мамы. «Веселые человечки»( брелок для ключей) Мозайка из яичной скорлупы «Звездное небо».Поделки из макарон.

Разная техника выполнения и виды работ;

Приемы безопасного и рационального труда;

Самоконтроль выполненной работы.

Использование Интернет ресурсов. Практическая работа.

Творческая деятельность.

Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Количество часов по классам

1

2

3

4

Работа с природным материалом

4

7

5

4

Работа с бумагой и картоном

10

9

10

12

Работа с пластичными материалами

11

8

6

10

Работа с бросовым материалом

8

10

13

8

ИТОГО:

33

34

34

34

                               Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата

Работа с природным материалом 4 ч.

1.

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

2.

Рассказ о флористике, природе родного края.

1

3.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов.

1

4.

Изготовление животных из листьев.

1

Работа с пластичными материалами (соленым тестом, пластилином) 11 ч.

5.

Рассказ о глине и пластилине.

1

6.

Лепка простых по форме овощей и фруктов ( по образцу)

1

7.

Знакомство с тестопластикой. Правила ТБ.

1

8-9

Осьминожка (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия)

1

10-11

Бусы.

2

12-13

Солонка «Уточка».

2

14-15

Брелок «Человечек».

2

Работа с бумагой и картоном10 ч.

16.

Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты.

1

17.

Ребристые игрушки. Елочка.

1

18.

Колокольчик.

1

19.

Пушистый шарик.

1

20.

Подсолнухи.

1

21.

Аппликация из бумажных комочков. Петушок.

1

22.

Аппликация с бумажными петлями. Ромашка.

1

23-24

Жар-птица.

2

25.

Пластичная полоска. «Мишка».

1

Работа с бросовым материалом 8ч.

26.

Ваза для сухих цветов.

1

27.

Игрушки из катушек.

1

28-29

Тигренок из коробки.

2

30.

Крокодил из коробочек.

1

31-32

Панно «Апельсиновый букет».

2

33

Итоговое занятие. Выставка лучших работ.

1

Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата

Работа с природным материалом 7 ч.

1.

Вводное занятие. Правила ТБ с режущими предметами.

1

2.

Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек.

1

3-4

5-6

7

Львенок из крылаток.

Поздравительная открытка из семян .

Лесная полянка.

2

2

1

Работа с бумагой и картоном9 ч.

8-

9

Аппликация «Осень» ( обрывание)

2

10-11

Веселый конус. Поделка для мамы. Буратино.

2

12-13

Самоделка из бумаги и картона. Птица.

2

14

Медвежонок.

1

15

Волшебный шар. Снеговик. (Новогодняя игрушка)

1

16

Геометрическая мозайка. Петушок.

1

Работа с пластичным материалом 8 ч.

17-18.

Конфетница.

2

19-20

Волшебный колокольчик.

2

21-22

Рамка для фото. (Подарок для папы).

2

23-24

Шкатулка. (Подарок к 8 Марта)

2

Работа с бросовым материалом 10 ч.

25

Робот из коробок.

1

26-27

 Ландыши из пластиковых бутылок.

2

28-29

Звездное небо  (Мозайка из яичной скорлупы).

2

30-31

Боевая техника из пенопласта.

2

32-33

Колокольчик из пластиковой бутылки.

2

34

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата

Работа с природным материалом 5ч.

1.

Вводное занятие (вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, клеем).

1

2.

Беседа о цветах «В царстве цветов». Учимся составлять букеты.

1

3.

Божья коровка из скорлупы грецкого ореха.

1

4.

Кораблик из крупы.

1

5.

Аппликация собачки из крупы.

1

Работа с бумагой и картоном 10 ч.

6

Геометрическая мозайка.

1

7.

Черепаха.

1

8.

Кошка.

1

9.

Собачка (оригами).

1

10.

Цветы.

1

11

-12

Снегири на ветке.

2

13-14

Новогодняя игрушка.

2

15.

Птичка (витая спираль).

1

Работа с соленым тестом, пластилином 6 ч.

16-17.

Кашпо.

2

18-19

Карандашница « Божья коровка».

2

20-21

Колье с рыбкой.

2

            Работа с бросовым материалом

13

22-23

Панно «Цветы из ленточек».

2

24-25

Улитка из ниток.

2

26-27

Мозайка из яичной скорлупы.

2

28-29

Поделки из яйца.

2

30-31

Поделки из макарон.

2

32-33

Поделки из коробочек «Собачка».

2

34

Итоговое занятие. Выставка лучших работ.

1


Календарно-тематическое планирование  

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата

Работа с природным материалом 4 ч.

1.

Вводное занятие (вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, клеем).

1

2.

Сова из крупы.

1

3.

Мишка из цепких растений.

1

4.

Подсолнух (семена, крупа, горошек перца).

1

Работа с бумагой и картоном12 ч.

5-6

Подарок Учителю. Композиция «Полет бабочек».

2

7-8

Пушистый шарик (бумажные комочки).

2

9-10

Подарок для мамы. Зайчонок (бумажные комочки).

2

11-12

Веточка (витая спираль).

2

13-14

Новогодние игрушки (конус). Клоун.

2

15-16

Лисенок (конус).

2

Работа с бросовым материалом 8 ч.

17-18

Панно из карандашных стружек.

2

19-20

Букет для мамы.

2

21-22

Веселые человечки. Брелок для ключей папы.

2

23-24

Звездное небо. Мозайка из яйчной скорлупы.

2

Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 10 ч.

25-26

Зебра.

2

27-28

Павлин.

2

29

Веселый зоопарк.

1

30-31

Картина из пластилина. Мой дед победитель.

2

32-33

Поделки из макарон.

2

34

Оформление выставки (заключительное занятие).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"(мягкая игрушка). 4 класс

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"...

Творческая мастерская для учащихся начальных классов.

Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков.  Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с про...

Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»

Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях» ...

Занятие творческой мастерской с обучающимися 2 класса на тему: "Природа родного края как средство нравственно - патриотического воспитания".

         Уважение к своей стране, к ее национальным традициям,  истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего граж...

Французская творческая мастерская "Традиции в моём классе"

Французская творческая мастерская "Традиции в моём классе", провенная во 2 классе....