Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе.
материал

Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе

Берегите эти земли, эти воды,

 Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Е.Евтушенко

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» дети в начальной школе получают широкий круг знаний о природе, приобретают важные умения и навыки, необходимые в жизни.

 Прежде всего, дети опираются на конкретные примеры наблюдений. «Но, чтобы дети полюбили и поняли природу мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком жизни и немой камень и полевую былинку, и журчащий ручей,  и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку». (Белинский В.Г.)

 Начальное природоведение ставит своей целью:

1.        Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.

2.        Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем проведения с ними систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3.        Раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи и взаимозависимости предметов и явлений природы.

4.        Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

5.          Формировать практические умения и навыки выращивания культурных растений, выполнению доступных мероприятий охраны природы, умения и навыки личной и общественной гигиены.

 Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Одной из главных особенностей природоведения является его экологическая направленность. В системе формирования этих знаний нельзя допустить механического усвоения,  поэтому одна из задач заключается в том, чтобы дать детям почувствовать многообразие  красок и звуков в природе. Ведь, впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Природа для них становится ценностью. А вместе  с этим  у школьников формируется привязанность к родному краю и своей стране. Появляется желание охранять природу  и защищать её.

В курсе  начальной  школы рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными  компонентами   живой  природы (растениями и животными,  между различными животными и др.). Обсуждаются также  отношения:  «воздух - человек», «вода - человек», «полезные ископаемые - человек»,  «почва - человек», «растения - человек», «животные - человек», «природные  сообщества - человек». Причем в каждом из этих случае раскрыты как связи, направленные от природы к человеку, так и связи, направленные от человека к природе.

Первые характеризуют значение данного природного компонента для людей, вторые – влияние человека на природный компонент. При таком подходе к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. Из всего многообразия этих проблем отобраны следующие:

•        защита неживой природы (воздух, вода, полезные ископаемые) и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

•        сохранения многообразия видов живых организмов и целостности их сообществ;

•        охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья людей.

Все содержание природоведения – это обширные сведения большого числа естественно-географических наук. Изучение этого предмета развивает кругозор, наблюдательность, внимание, мышление, прививает бережное отношение и любовь к природе. Соединение материала наблюдений непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг,  оценивание поступков людей, также служит средством развития мышления и речи школьников.

Воспитывать  любовь и ответственное отношение к природе мы продолжаем на уроках литературного чтения  и  русского языка, музыки, изобразительного искусства.

Иногда проводим интегрированные уроки. Многие дети бездумно ломают деревья, уничтожают муравейники, рвут цветы, разоряют гнезда,  засоряют воду, не подозревая, какой вред наносят окружающей среде.

Поэтому важно проводить беседы о правилах поведения в природе и ее охране   не только в рамках предмета «Окружающий мир» и во внеурочное время, но и на уроках русского языка и литературного чтения. Для этого можно использовать  загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, содержание их отражает близкие детям явления, а также можно давать дополнительные сведения на уроках математики (например,  из жизни птиц:  сколько живет ворона?  или какое это дерево? и  т.п.).

Научно-художественные рассказы помогают формировать экологическую культуру детей, их  осознанное отношение к природе. Работая с текстами о природе, в которых авторы не дают оценку действиям человека, учитель подводит детей к выводу о бережном отношении к окружающей среде.

Можно использовать произведения таких писателей, как М. М. Пришвин, Е. Чарушин, А. Клыков, В. Бианки, Г. Скребицкий,  Б. Заходер.  Их рассказы уже своим содержанием несут добро и тепло, заставляя детей задуматься над поступками человека над своими собственными действиями.

Когда мы разбираем стихотворения, посвященные природе, мы работаем над  приемами художественной выразительности, такими, как метафора и олицетворение. Это пробуждает чувство прекрасного и желание сохранить красоту окружающего мира.

Можно дать задание сочинить экологическую сказку либо продолжить рассказ, по его началу, либо написать изложение по рассказу  В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»:

 Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обедать, недалеко от них запел соловей.  Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь шевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула  в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

-Зачем ты берешь с собой мусор?- сказала Оля -Брось под куст.

-Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида

Вопросы для обсуждения:

Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

Кто поступил правильно и почему?

Какой вред наносит мусор природе?

Примером работы над темой «окружающая среда» может служить урок русского языка в третьем  классе, даже если, на первый взгляд, его содержание прямо не соотносится с названной темой. В материалах урока содержатся сведения об экологии, что помогает воспитывать у детей внимание, интерес и бережное отношение к природе. А так же потребность в здоровом образе жизни.

Тема: Распознавание падежей имен существительных в предложении

Цели:

1.        Формировать навыки склонения имен существительных:

2.        Учить определять падеж существительного.

3.        Развивать письменную и устную речь учащихся, содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

4.        Воспитывать любовь к природе, с целью сохранения и улучшения окружающей среды.

Оборудование: карточки у детей (падежные окончания существительных), картина «Осень» И.И. Левитана, «Осенняя песня» П.И. Чайковского (воспроизводится с магнитофона)

Ход урока

  1. Организация класса на работу.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь от всей души, пошлите друг другу добрые мысли.        

2 Словарная работа:

1. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями (береза).

2. Хвойное дерево с ценной древесиной, с мелкой опадающей на зиму хвоей (лиственница).

3. Организм развивающийся в неподвижном состоянии (растение).

4. Дерево или кустарник с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные терпкого вкуса ягоды (черемуха).

5. Образовать существительное – словарное слово (из прилагательного) «Дрожит как осиновый лист» (осина).

6. Кустарник с белыми или розовыми душистыми соцветиями (сирень).

7. Организм – существо, обладающее способностями двигаться и питаться (животное).

Поставьте себе отметку карандашом.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Какие существительные относятся к I, II, III скл.?

- Определить склонение существительных,  которые записаны на доске.

- Что значит изменить по падежам?

- Я буду называть вопросы, а вы покажите название падежа, к которому они относятся (карточки).

- Запишите падежи по порядку в столбик, просклоняйте слово «река».

- Что вы заметили?

- Что такое окончание?        

3        Сообщение цели:

- Что мы делали на прошлом уроке?

Сегодня мы будем тоже определять падежи существительных в предложении.

- Как мы это делали?        

4        Закрепление:

- Какой темой можно объединить все существительные?

- Словарные слова.

- Как называется наука, изучающая отношения растений, животных, людей?

- Что вы можете сказать об экологии в нашем городе.

- Как человеку помочь лесу, себе, природе в целом?

А знаете ли вы?

200 лет назад воздух на нашей планете состоял из 38% кислорода и 1% углекислого газа.

Сегодня в связи с загрязнениями окружающей среды в воздухе содержится 19% кислорода и 25% углекислого газа.

Считается, что кислород производится главным образом – лесами.

На самом деле 90% кислорода в воздух поступает из морей, океанов, от морских растений и водорослей, на леса остается 10%.

Чтобы обеспечить достаточное для организма человека количество кислорода, существует много методов. Например:

- Выдохните воздух из легких через рот.

- Быстро вдохните через нос и выдохните через рот.

Продолжим наш урок.

-Составим предложение из слов, разберем по членам предложения, укажем падеж существительных:

Пожелтел, осени, лес, дыханием, под.

-Как вы понимаете: «под  дыханием»

-Что это за литературный прием?

Физкультурная минутка:

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Продолжим тему «Лес»:

- Вставить пропущенные буквы, указать падеж существительных.

Работу выполняем по вариантам:

(За) пылала  ж.лтым   к.стром  б.л.ствольная  б.р.зка.

(В) л.стве  .сины  появились  л.мон(н)ые  (от)метины.

-Какие орфограммы вы видите в этих словах?

-Как определили падеж существительных?

-Как вы понимаете слово «отметины»  

-Сделайте синтаксический разбор

Физкультурная минутка:

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

Творческая работа (разноуровневое задание)

-О каком времени года мы писали предложения?

Первая группа учеников попробует написать мини – сочинение по картине

«Осень», используя слова:

Глубокая осень, серое небо, тяжелые влажные облака, утренний туман, край солнца.

Вторая  группа запишет предложения, вставляя пропущенные слова.

В роще в золотом наряде стояли …

Желтые листья… в воздухе.

Улетели на юг …

Покидают родные болота …

Задание для всех указать падеж существительных.

Ребята, не только словом, но и музыкой всегда люди выражали свои чувства к природе, сейчас мы прослушаем  «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Я думаю, она поможет вам в работе.        

5        Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?        

6        Домашнее задание.

Стр. 65 упражнение 115.         

Сведения об авторе картины «Осень»

Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях. http://isaak-levitan.ru/bio.php 

Таким образом, видится важным обогащать речь школьников понятиями не только из окружающего мира, но и из литературных источников. Для подготовки к уроку школьнику необходимо не только  прочитать материал, но и ознакомиться с основными понятиями, терминами, определениями. Изучая  явления  природы и читая о них в литературе, школьники более детально усваивают понятия, и, как следствие, легче находят схожее и различное, причины и следствия, а также закономерности существования явлений живой и неживой природы. Что в свою очередь влияет на развитие и обогащение речи учащихся и развитие их мышления.

Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Использованная литература

Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания-М.: Владос, 2008

Энциклопедия для детей – М.:Аванта+, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...

Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе

Данная статья отражает актуальную проблему формирования личностных УУД в рамках ФГОС. Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках...

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...