Тайны русского языка
рабочая программа

Нестеренко Наталия Васильевна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tayny_russkogo_yazyka.docx71.58 КБ
Файл ktp_tayny_russkogo_yazyka.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Щербиновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                                           решением педсовета протокол №  1

                                                                                           от  31.08.2018 года

                                                                                           Председатель педсовета

                                                                                           ______________     Л.В.Гарькавая  

                                                                                                     (подпись руководителя ОУ)                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Тайны русского языка»

Срок реализации – 4 года

Возраст обучающихся: 6,5 - 11 лет

Преподаватель: Нестеренко Н.В.

       

Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» - М.:  Издательство РОСТ, 2012г.

1. Планируемые  результаты освоения программы курса «Тайны русского языка» /общеинтеллектуальное направление/

В результате освоения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

      Первый уровень результатов – овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правил речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

       Второй уровень результатов – овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме.

      Третий уровень результатов – опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

        Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

2. Содержание программы

Раздел 1. В мире слов и звуков

Расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм», игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Раздел 2. Наш помощник язык

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку.

Раздел 3. Живые буквы

Игры на расширение словарного запаса школьников, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм», расшифровывание фраз и текстов.

1класс (33 часа)

Раздел 1. В мире слов и звуков (10 часов) Звуки и буквы – не одно и то же. Что такое метаграммы? Жили - были гласные и согласные. Игротека. Волшебник Ударение. Такие разные согласные. Такие разные, разные согласные. Игротека. Русские народные загадки. Зачем шипят шипящие?

Раздел 2. Наш помощник язык (4 часов) Речь устная и письменная. Что такое слово? В мире звуков. Игротека

Раздел 3. Живые буквы (19 часов) Познакомьтесь: алфавит! Игротека. Привет, пословица! Поговорим о предложении. Ещё немного о предложении. Игротека. Знакомимся с анаграммами. Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Игротека. О безударных гласных. О парных звонких и глухих согласных. Слова - приятели. Игротека. Слова – неприятели. Волшебное слово предлог. Что за зверь такой - фразеологизм? Игротека. Учимся различать слова разных частей речи.

2 класс (34 часа)

Раздел 1. В мире слов и звуков (3 часов) Что мы знаем о звуках и буквах. Секреты некоторых букв. Шарады, анаграммы и метаграммы.        

Раздел 2. Наш помощник язык (13 часов) Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова. Игротека. Слова-братья. Слова - наоборот. Пословица недаром молвится. Игротека. И снова пословицы, пословицы, пословицы, … Играем со словарными словами. Анаграммы. Игротека. Ещё раз о синонимах и антонимах. Игротека

Раздел 3. Живые буквы (18 часов) Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Игротека. Текст, тема, главная мысль. Заголовок - всему голова. Работаем с фразеологизмами. Игротека. И снова пословицы. Ещё раз о фразеологизмах. Русские народные загадки. Игротека. И вновь словарные слова. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Какие слова русского языка помогают называть качества характера. Игротека. Повторяем… Повторяем, повторяем…

3 класс (68 часов)

Раздел 1. В мире слов и звуков (8 часов) Его величество ударение. От архаизмов до неологизмов. По страницам энциклопедий. Игротека.

Раздел 2. Наш помощник язык (23 часа) Да здравствует русский язык! Вежливые слова. Поговорки и пословицы. Игротека. Запоминаем словарные слова. Растения во фразеологизмах. Животные во фразеологизмах. Игротека. Я не поэт, я только учусь… Игры с пословицами. Игротека. Животные во фразеологизмах.

Раздел 3. Живые буквы (37 часов) Как морфология порядок навела. Кое-что о местоимении. Познакомимся поближе с наречием и числительным. Игротека. Состав слова. Основа слова. Формы слова. Про корень и окончание. Про суффикс и приставку. Игротека. Непроизносимые согласные. Учимся различать предлог и приставку. Учимся писать «не» с глаголами. Игротека. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Поговорим о падежах. Игротека. Сложные слова. Повторение. Игротека. Конкурс-игра «Русский медвежонок».

4 класс (68 часов)

Раздел 1. В мире слов и звуков (10 часов) Словесные забавы. Игротека. Запоминаем словарные слова. 31 июня. Игротека.

Раздел 2. Наш помощник язык (50 часов) И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы. Игротека. Об именах. О русских фамилиях. В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки. Игротека. Ох уж эти фразеологизмы! ... Работаем над рифмами. Продолжаем работу над фразеологизмами. Русские пословицы и поговорки. Ассорти для любителей русского языка. Игротека. И снова о фразеологизмах. Однородные члены предложения. Игротека. Про омонимы и их разновидности. Ещё немного фразеологизмов. Игротека. Что такое «паронимы». Повторяем… Повторяем…

Раздел 3. Живые буквы (8 часов) Копилка занимательных заданий. Коллекция заморочек. Ошибочка вышла! ... В стране Перевертундии.

3. Тематическое планирование

1 класс

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Аудит.

Внеаудитор.

 

 

Характеристика основных видов деятельности ученика

Наш помощник - язык 4 часа

1.

Речь устная и письменная.

1

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче.

Разыгрывать риторические игры.

2.

Что такое слово?

1

1

3.

В мире звуков.

1

1

4.

Игротека.

1

1

В мире слов и звуков – 10 часов

5.

Звуки и буквы – не одно и то же.

1

1

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задачей.

Разыгрывать риторические игры.

6.

Что такое метаграммы?

1

1

7.

Жили были гласные и согласные.

1

1

8.

Игротека.

1

1

9.

Волшебник Ударение.

1

1

10.

Такие разные согласные.

1

1

11.

Такие разные, разные согласные.

1

1

12.

Игротека.

1

1

13.

Русские народные загадки.

1

1

14.

Зачем шипят шипящие?

1

1

Живые буквы -  19 часов

15.

Познакомьтесь: алфавит!

1

1

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Различать текст и набор предложений определять тему текста. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в

тексте. Называть ключевые слова в сказках,

сказочных историях.

Выделять незнакомые слова в тексте.

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке.

Выделять начало, основную часть, конец текста.

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.

Называть изученные признаки текста.

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года.

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Разыгрывать риторические игры.

16.

Игротека.

1

1

17.

Привет, пословица!

1

1

18.

Поговорим о предложении.

1

1

19.

Еще немного о предложении.

1

1

20.

Игротека.

1

1

21.

Знакомимся с анаграммами.

1

1

22.

Что такое текст?

1

1

23.

Что мы пишем с большой буквы?

1

1

24.

Игротека.

1

1

25.

О безударных гласных.

1

1

26.

О парных звонких и глухих согласных.

1

1

27.

Слова – приятели.

1

1

28.

Игротека.

1

1

29.

Слова – неприятели

1

1

30.

Волшебное слово предлог.

1

1

31.

Что за зверь такой - фразеологизм?

1

1

32.

Учимся различать слова разных частей речи.

1

1

33.

Повторяем, повторяем.

1

1

Итого

33

24

9

 2 класс

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Аудит.

Внеаудитор.

Характеристика основных видов деятельности ученика

В мире слов и звуков - 1 час

1.

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

1

Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

Наш помощник язык - 11 часов

2.

Что такое лексика?

1

1

Знать понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова».

 Объяснять слова, имеющие одно и несколько лексических значений.

Уметь подбирать синонимы, антонимы. Исключать лишние слова из ряда синонимов.

Вычислять антонимы из текста.

Уметь подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста.

Уметь разгадывать анаграммы.

3.

Однозначные и многозначные слова.

1

1

4.

Игротека.

1

1

5.

Слова-братья.

1

1

6.

Слова- наоборот.

1

1

7.

Пословица недаром молвится.

1

1

8.

Игротека.

1

1

9.

И снова пословицы, пословицы, пословицы…

1

1

10.

Играем со словарными словами.

1

1

11.

Анаграммы.

1

1

12.

Игротека.

1

1

В мире слов и звуков - 2 часа

13.

Секреты некоторых букв.

1

1

Знать особенности букв Я, Е, Ё, Ю.

Разделительный твёрдый знак, мягкий знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы.

14.

Шарады, анаграммы и метаграммы.

1

1

Наш помощник язык  - 2 часа

15.

Еще раз о синонимах и антонимах.

1

1

Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов

16.

Игротека.

1

1

Живые буквы - 18 часов

17.

Слова, обозначающие предметы.

1

1

Различать слова разных частей речи, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.

Упражнения в изменении глаголов по временам (без терминологии).

Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.

Знать роль заголовка, его особенности. Употреблять фразеологизмы в речи.

Разгадывать русские народные загадки.

Игры со словарными словами.

Понятие «качества характера». Знать о многообразии имён прилагательных, служащих для характеристики человека.

Подбирать заголовки к тексту.

18.

Слова, обозначающие действие предметов.

1

1

19.

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

1

20.

Игротека.

1

1

21.

Текст, тема, главная мысль.

1

1

22.

Заголовок- всему голова.

1

1

23.

Работаем с фразеологизмами.

1

1

24.

Игротека.

1

1

25.

И снова пословицы.

1

1

26.

Ещё раз о фразеологизмах.

1

1

Подбор заголовка к тексту, различение частей речи, подбор синонимов и антонимов.

Решение головоломок.

27.

Русские народные загадки.

1

1

28.

Игротека.

1

1

29.

И вновь словарные слова.

1

1

30.

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

1

1

31.

Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

1

1

32.

Игротека.

1

1

33.

Повторяем, повторяем…

1

1

34.

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

1

1

Итого:

34

22

12

3 класс

Наименование разделов тем

Кол-во часов

Аудит.

Внеаудитор.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Наш помощник язык - 17 часов

1.

Да здравствует русский язык!

1

1

Уметь подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Систематизация вежливых слов. Упражнение в умении отличать поговорку от пословицы. Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок. Игры со словарными словами. Знать значение и происхождение фразеологизмов. Упражнение в подборе рифмующихся слов.

2-3.

Вежливые слова.

2

1

1

4-5.

Поговорки и пословицы.

2

1

1

6-7.

Игротека.

2

1

1

8-9.

Запоминаем словарные слова.

2

2

10-11.

Растения во фразеологизмах.

2

2

12-13.

Животные во фразеологизмах.

2

2

14-15.

Игротека.

2

1

1

16-17.

Я не поэт, я только учусь…

2

2

Живые буквы- 2 часа

18-19.

Как морфология порядок навела.

2

2

Упражнение в различении частей речи.

Наш помощник язык – 6 часов

20-21.

Игры с пословицами.

2

2

Упражнения в умении выявлять скрытый смысл пословиц. Упражнение в подборе рифмующихся слов.

22-23.

Игротека.

2

1

1

24-25.

Животные во фразеологизмах.

2

2

Живые буквы – 24 часа

26-27.

Кое-что о местоимении.

2

2

Упражнение в различении частей речи.

Упражнение в выделении основы, частей слова.

Знать, чем отличаются форма слова от другого однокоренного слова.

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, различении формы слова и другого однокоренного слова. Знать значение суффиксов и приставок.

Подбирать слова к схемам. Составлять слова из данных частей.

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Написание частицы «не» с глаголами.

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце.

28-29.

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

2

2

30-31.

Игротека.

2

1

1

32-33.

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

2

2

34-35.

Про корень и окончание.

2

2

36-37.

Про суффикс и приставку.

2

2

38-39.

Игротека.

2

1

1

40-41.

Непроизносимые согласные.

2

2

42-43.

Учимся различать предлог и приставку.

2

2

44-45.

Учимся писать «не» с глаголами.

2

2

46-47.

Игротека.

2

1

1

48-49.

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

2

2

В мире слов и звуков - 2 часа

50-51.

Его величество ударение.

2

2

Упражнение в правильной постановке ударения.

Живые буквы – 6 часа

52-53.

Поговорим о падежах.

2

2

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

54-55.

Игротека.

2

1

1

56-57.

Сложные слова.

2

2

В мире слов и звуков – 6 часов

58-59.

От архаизмов до неологизмов.

2

2

Упражнение в распознании архаизмов и неологизмов. Чтение энциклопедических статей.

60-61.

По страницам энциклопедий.

2

1

1

62-63.

Игротека.

2

1

1

Живые буквы – 5 часов

64-65.

Повторение. Игротека.

2

1

1

Написание «не» с глаголами. Сложные слова. Написание слов с непроизносимыми согласными. Разбор слов по составу. Фразеологизмы и их значения. Упражнение в распознании частей речи. Решение головоломок.

66-67.

Конкурс-игра «Русский медвежонок». Повторение «не» с глаголами.

1

1

1

1

68.

Повторяем написание слов с непроизносимыми согласными.

1

1

  Итого                                        

68

56

12

  1. класс

Наименование разделов тем

Кол-во часов

Аудит.

Внеаудитор.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Наш помощник язык – 3 часа

1.

И снова о русском языке…

1

1

Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.

2-3.

Крылатые слова и афоризмы.

2

2

Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

Живые буквы – 2 часа

4-5.

Копилка занимательных заданий.

2

2

Решение занимательных задач

Наш помощник язык – 14 часов

6-7.

Игротека.

2

1

1

Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

8-9.

Об именах.

2

1

1

История возникновения древнерусских и современных имён. Разнообразие имён и их форм.

10-11.

О русских фамилиях.

2

1

1

История возникновения русских фамилий. Распространённые способы происхождения русских фамилий.

12-13.

В поисках сбежавших головоломок

2

2

Решение занимательных заданий

14-15.

Игротека.

2

1

1

Повторение: история возникновения русских имён и фамилий

16-17.

Мы играем в логогрифы.

2

2

Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

18-19.

Учимся распознавать речевые ошибки.

2

2

Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение

Живые буквы – 2 часа

20-21.

Коллекция заморочек.

2

2

Решение занимательных заданий

Наш помощник язык – 6 часов

22-23.

Игротека.

2

1

1

Повторение: логогрифы, речевые ошибки

24-25.

Ох уж эти фразеологизмы! ...

2

1

1

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами

26-27.

Работаем над рифмами.

2

2

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме

В мире слов и звуков – 4 часа

28-29.

Словесные забавы.

2

2

Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

30-31.

Игротека.

2

1

1

Повторение: рифмы парные, перекрёстные, опоясывающие. Игры со словами

Наш помощник язык – 12 часов

32-33.

Продолжаем работу над фразеологизмами.

2

1

1

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведёт», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов

34-35.

Русские пословицы и поговорки.

2

1

1

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы

36-37.

Ассорти для любителей русского языка.

2

2

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

38-39.

Игротека.

2

1

1

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

40-41.

И снова о фразеологизмах.

2

1

1

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

42-43.

Однородные члены предложения.

2

2

Выделение однородных членов предложения

Живые буквы – 2 часа

44-45.

Ошибочка вышла! ...

2

2

Решение занимательных заданий

Наш помощник язык – 6 часов

46-47.

Игротека.

2

1

1

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»

48-49.

Про омонимы и их разновидности.

2

2

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.

50-51.

Еще немного фразеологизмов.

2

1

1

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Живые буквы – 2 часа

52-53.

В стране Перевертундии.

2

2

Решение занимательных заданий

Наш помощник язык – 4 часа

54-55.

Игротека.

2

1

1

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

56-57.

Что такое «паронимы».

2

2

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

В мире слов и звуков – 6 часов

58-59.

Запоминаем словарные слова.

2

2

Игры со словарными словами

60-61.

31 июня.

2

2

Решение занимательных заданий

62-63.

Игротека.

2

1

1

Повторение: паронимы, словарные слова

Наш помощник язык – 5 часов

64-65.

Повторяем…

2

2

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы

66-67.

Повторяем…

2

2

Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошёл». Речевые ошибки.

68.

Повторяем …

1

1

Итого

68

52

16

СОГЛАСОВАНО                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                  Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                    ___________ С.В.Прищепа

учителей начальных классов                                                   30 августа 2018 года

МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского

от  30 августа   2018 года № 1

__________________   С.Н.Уварова



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________  С.В.Прищепа

30 августа 2018 г

Календарно-тематическое

планирование

Кружок «Тайны русского языка»

Класс       2-а

Учитель:   Нестеренко Н.В.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе  рабочей программы учителя  начальных классов Нестеренко Н.В.,утверждённой решением педсовета /Протокол № 1 от 31 августа 2018 года/.

Программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» - М.:  Издательство РОСТ, 2012г.

В соответствии с ФГОС начального общего образования

Календарно - тематическое планирование       2-а класс

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Аудит.

Внеаудитор.

Дата

Характеристика основных видов деятельности ученика

План

Факт

В мире слов и звуков – 1 ч

1.

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

1

04.09.18

Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

Наш помощник – язык – 11 ч

2.

Что такое лексика?

1

1

11.09.18

Знать понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова».

  Объяснять слова, имеющие одно и несколько лексических значений.

  Уметь подбирать синонимы, антонимы. Исключать лишние слова из ряда синонимов.

  Вычислять антонимы из текста.

Уметь подбирать пословицы,   выражающие главную мысль текста.

Уметь разгадывать анаграммы.

3.

Однозначные и многозначные слова.

1

1

18.09.18

4.

Игротека.

1

1

25.09.18

5.

Слова-братья.

1

1

02.10.18

6.

Слова-наоборот.

1

1

09.10.18

7.

Пословица недаром молвится.

1

1

16.10.18

8.

Игротека.

1

1

23.10.18

9.

И снова пословицы, пословицы, пословицы 

1

1

30.10.18

10.

Играем со словарными словами.

1

1

13.11.18

11.

Анаграммы.

1

1

20.11.18

12.

Игротека.

1

1

27.11.18

В мире слов и звуков – 2 ч

13.

Секреты некоторых букв.

1

1

04.12.18

  Знать особенности букв Я, Е, Ё, Ю.

 Разделительный твёрдый знак, мягкий знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы.

14.

Шарады, анаграммы и метаграммы.

1

1

11.12.18

Наш помощник язык – 2 ч

15.

Еще раз о синонимах и антонимах.

1

1

18.12.18

  Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов.

16.

Игротека.

1

1

25.12.18

Живые буквы – 18 ч

17.

Слова, обозначающие предметы.

1

1

15.01.19

  Различать слова разных частей речи, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.

  Упражнения в изменении глаголов по временам (без терминологии).

 Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

  Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.

  Знать роль заголовка, его особенности. Употреблять фразеологизмы в речи.

  Разгадывать русские народные загадки.

  Игры со словарными словами.

  Понятие «качества характера». Знать о многообразии имён прилагательных, служащих для характеристики человека.

  Подбирать заголовки к тексту.

18.

Слова, обозначающие действия предметов.

1

1

22.01.19

19.

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

1

29.01.19

20.

Игротека.

1

1

05.02.19

21.

Текст, тема, главная мысль.

1

1

12.02.19

22.

Заголовок - всему голова.

1

1

19.02.19

23.

Работаем с фразеологизмами.

1

1

26.02.19

24.

Игротека.

1

1

05.03.19

25.

И снова пословицы.

1

1

12.03.19

26.

Ещё раз о фразеологизмах.

1

1

19.03.19

 Подбор заголовка к тексту, различение частей речи, подбор синонимов и антонимов.

27.

Русские народные загадки.

1

1

02.04.19

28.

Игротека.

1

1

09.04.19

29.

И вновь словарные слова.

1

1

16.04.19

30.

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

1

1

23.04.19

31.

Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

1

1

30.04.19

32.

Игротека.

1

1

07.05.19

33

Повторяем, повторяем…

1

1

14.05.19

34.

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1

1

21.05.19

Итого:

34

22

12