рабочая программа "Развитие познавательной и учебной деятельности"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Митряева Елена Александровна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

протокол от « 11  » __июня__ 2018 № 11

Руководитель МО _________

ПРИНЯТА

решением педагогического Совета

ГБОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 11.06.2018  года № 11

Председатель Совета ______

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 18.06.2018 года № 116-д

Директор  _________

Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности

«Развитие познавательной и учебной деятельности у обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

 на 2018 - 2019    учебный год

(РП №                      )

Ступень образования: начальное общее образование

Форма обучения: очная

Направление внеурочной деятельности  – коррекционно-развивающее

Класс: 4в

Программа обучения -  Основная общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью

Учитель-дефектолог: Митряева Елена Александровна

Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка

Цель программы : ликвидация пробелов знаний  учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы .

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий составляет 40  минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Содержание учебных тем.

Развитие аналитико-синтетической сферы

           Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

- сравнивать и отличать от несущественных признаков;

- строить простейшие умозаключения.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА  

Виды деятельности

План

Факт

1

Обследование психофизических функций

Обследование произвольной сферы

Беседа;

Опрос;

Практические упражнения;

03.09.2018

2

Обследование познавательных процессов

Обследование уровня сформированности математических знаний, умений и навыков

Опрос ;

Практические упражнения;

04.09

Развитие моторики, графомоторных навыков

3

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Практические упражнения

10.09

4

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок  - бег вперед, два хлопка - бег назад и т. д.)

Практические упражнения

11.09

5

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо - два шага вперед - один шаг назад), словесный отчет о выполнении

Практические упражнения

17.09

6

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо - два шага вперед - один шаг назад), словесный отчет о выполнении

Практические упражнения

18.09

7

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

Практические упражнения

24.09

8

Графический диктант с усложненными заданиями

Практические упражнения

25.09

9

Графический диктант с усложненными заданиями

Практические упражнения

01.10

10

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

Беседа; Дидактическая игра

02.10

11

Дорисовывание симметричной половины изображения

Беседа; Дидактическая игра

08.10

12

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

Практические упражнения

09.10

Тактильно-двигательное восприятие

13

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

Дидактическая игра

15.10

14

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

Практические упражнения

16.10

15

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

Игровой практикум

22.10

16

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

Игровой практикум

23.10

17

Игры с мелкой мозаикой

Практические упражнения

05.11

Кинестетическое и кинетическое развитие

18

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

Практические упражнения

06.11

19

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

Практические упражнения

12.11

20

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Дидактическая игра Практические упражнения

13.11

21

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Практические упражнения

19.11

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

22

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

Беседа

20.11

23

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

Практические упражнения

26.11

24

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

Практические упражнения

27.11

25

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов

Практические упражнения

03.12

26

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

Опрос, практические упражнения

04.12

27

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

Практические упражнения

10.12

28

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

Беседа, дидактическая игра

11.12

29

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

Дидактическая ира

17.12

30

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

Практические упражнения

18.12

31

Узнавание предмета по одному элементу

Игровой практикум

24.12

32

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Дидактическая игра

25.12

33

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Практические упражнения

14.01

Развитие зрительного восприятия

34

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2 - 3-предметных (сюжетных) картинок)

Беседа, Практические упражнения

15.01

35

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2 - 3-предметных (сюжетных) картинок)

Практические упражнения

21.01

36

Нахождение нелепиц на картинках

Дидактическая игра

22.01

37

Нахождение нелепиц на картинках

Дидактическая игра

28.01

38

Дидактическая игра «Лабиринт»

Дидактическая игра

29.01

39

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

Практические упражнения

04.02

40

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

Практические упражнения

05.02

Восприятие особых свойств предметов

41

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное -  мокрое и т. д.), их словесное обозначение

Практические упражнения

11.02

42

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

Практические упражнения

12.02

43

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

18.02

44

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее и т. д.), словесное обозначение

Практические упражнения

19.02

45

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

Практические упражнения

25.02

46

Упражнения в измерении веса предметов на весах

Беседа, опрос

26.02

47

Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, темный -  светлый, вредный - полезный)

Практические упражнения

04.03

48

Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный -  полезный)

Опрос

05.03

49

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть -  закрыть, расстегнуть - застегнуть, одеть - раздеть)

Практические упражнения

11.03

50

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть - закрыть, расстегнуть -  застегнуть, одеть - раздеть)

Беседа, опрос

12.03

Развитие слухового восприятия

51

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

Практические упражнения

18.03

52

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

Практические упражнения

19.03

53

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

Дидактическая игра

01.04

54

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

Практические упражнения

02.04

55

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Дидактическая игра

08.04

Восприятие пространства

56

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

Практические упражнения

09.04

57

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

Практические упражнения

15.04

58

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

Практические упражнения

16.04

59

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Дидактическая игра

22.04

60

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

Практические упражнения

23.04

61

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

Практические упражнения

29.04

Восприятие времени

62

Определение времени по часам

Практические упражнения

30.04

63

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

Дидактическая игра

06.05

64

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

Беседа, опрос

07.05

65

Работа с календарем и моделью календарного года

Практические упражнения

13.04

66

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Дидактическая игра

14.05

67

Последовательность основных жизненных событий

Практические упражнения

20.05

68

Возраст людей

Беседа, опрос, Практические упражнения

21.05

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников

Представлены материалы о возрастных особенностях младших школьников: психологических новообразованиях возраста, развитии личности и познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения,...

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированное достаточно высокого уровня произвольного внимания. К...

Рабочая программа: "Развитие познавательной и учебной деятельности"

Обучение в начальной школе - важный этап жизни ребенка. От его успешности зависит дальнейшее становление личности ребенка. Результативность обучения зависит от ряда факторов: медицинских, психологичес...

Рабочие программы внеурочной и учебной деятельности

Содержание программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год....

Применение рабочих листов для организации учебной деятельности на занятии.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...