Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl_zanim_rus_yaz.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа

Губенко Людмилы Владимировны

по внеурочной деятельности

  1. класс

«Занимательный русский язык»

на 2018/2019 учебный год.

пгт. Излучинск

2018г

1


Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи программы:

развитие лингвистических компетенций учащихся;

формирование любви и уважения к русскому языку;

развитие познавательных способностей младших школьников;

развитие творческих способностей младших школьников;

расширение кругозора учащихся.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

развитие речи;

развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Особенности программы «Занимательный русский язык» Программа «Занимательный русский язык» позволяет наиболее успешно

применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

1 класс. «Путешествия по Стране Слов»

2


2класс. «Секреты орфографии»

3 класс. «Занимательное словообразование»

4класс. «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается

на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и

раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,

кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно

образными словарями;

творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

  • каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии:

технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации

  • индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий
  • личностных качеств школьника.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

3


эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

учиться        высказывать        своё        предположение        (версию)        на        основе        работы        с

материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться        высказывать        своё        предположение        (версию)        на        основе        работы        с

материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

4


договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения

и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться        работать        в        паре,        группе;        выполнять        различные        роли        (лидера,

исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес  к  письму,  к  созданию  собственных  текстов,  к  письменной  форме

общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать  по  плану,  сверяя  свои  действия  с  целью,  корректировать  свою

деятельность;

в  диалоге  с  учителем  вырабатывать критерии  оценки и  определять  степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную  точку  зрения,  быть

готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

5


Учебно-тематический план

Наименование

Количество часов

п/п

разделов

теория

практика

всего

1 класс

1

Наш помощник- язык

2

2

4

2

В мире слов и звуков

5

5

10

3

Живые буквы

9

10

19

ИТОГО:

16

17

33 ч

2 класс

1

Фонетика

1

1

2

2

Словообразование

2,5

2,5

5

3

Лексика

3,5

5,5

9

4

Морфология

2,5

3,5

6

5

Пословицы и

2

2

поговорки

6

Игротека

10

10

ИТОГО:

9,5

24,5

34

3 класс

1

Фонетика

1

1

2

2

Словообразование

2,5

2,5

5

3

Лексика

3,5

5,5

9

4

Морфология

2,5

3,5

6

5

Пословицы и

2

2

поговорки

6

Игротека

10

10

ИТОГО:

9,5

24,5

34

4 класс

1

Фонетика

1

1

2

2

Словообразование

2,5

2,5

5

3

Лексика

3,5

5,5

9

4

Морфология

2,5

3,5

6

5

Пословицы и

2

2

поговорки

6

Игротека

10

10

ИТОГО:

9,5

24,5

34

6


Содержание занятий в 1 классе.

Тема 1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

Тема 2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

Тема 3. В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Тема 4. Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

Тема 5. Звуки и буквы – не одно и то же

  • чем заключается различие между звуками и буквами

Тема 6. Что такое метограммы?

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.

Тема 7. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Тема 8. Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

Тема 9. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

Тема 10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

Тема 11. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Тема 12. Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

Тема 13. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Тема 14. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

Тема 15. Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

Тема 16. Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

Тема 17. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Тема 18. Поговорим о предложении

7


Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Тема 19. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

Тема 20. Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

Тема 21. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Тема 22. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Тема 23. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Тема 24. Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

Тема 25. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки,

  • о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

Тема 26. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

Тема 27. Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары

Тема 28. Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

Тема 29. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

Тема 30. Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Тема 31. Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Тема 32. Игротека.

8


Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Тема 33. Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи

Содержание разделов во 2 классе.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с        произведениями,        где        допущены

орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Содержание занятий во 2 классе.

Тема 1. Что мы знаем о звуках и буквах

Уточнение        представлений        о        звуках        и        буквах        русского        языка.        Понятия:

«фонетика», «фонема», «фонетический слух»

Тема 2. Что такое лексика?

Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»

Тема 3. Однозначные и многозначные слова

Слова, имеющие одно и несколько лексических значений

9


Тема 4. Игротека

Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов

Тема 5. Слова – братья

Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов

Тема 6. Слова – наоборот

Антонимы. Подбор антонимов. Вычисление антонимов из текста

Тема 7. Пословица недаром молвится

Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста.

Тема 8. Игротека

Повторение: подбор синонимов; антонимов; вычисление их из текста; выявление скрытого смысла пословиц

Тема 9. И снова пословицы, пословицы, пословицы… Игры с пословицами

Тема 10. Играем со словарными словами Игры со словарными словами

Тема 11. Анаграммы

Разгадываем анаграммы

Тема 12. Игротека

Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова.

Тема 13. Секреты некоторых букв

Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твердый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак.

Тема 14. Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм Тема 15. Ещё раз о синонимах и антонимах

Создание синонимических и антонимических пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов.

Тема 16. Игротека

Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста.

Тема 17. Слова, обозначающие предметы

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Тема 18. Слова, обозначающие действия предметов

Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии).

Тема 19. Слова, обозначающие признаки предметов

Имя прилагательное как часть речи. Различение имен прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы.

Тема 20. Игротека

Повторение: различение частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбор синонимов.

10


Тема 21. Текст. Тема. Главная мысль

Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.

Тема 22. Заголовок – всему голова

Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков.

Тема 23. Работаем с фразеологизмами

Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи.

Тема 24. Игротека

Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значения.

Тема 25. И снова пословицы

Игра с пословицами.

Тема 26. Еще раз о фразеологизмах

Игры с фразеологизмами

Тема 27. Русские народные загадки

Разгадывание русских народных загадок

Тема 28. Игротека

Повторение: пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки.

Тема 29. И снова словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 30. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные

и глаголы

Упражнение в различении частей речи.

Тема 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных, служащих для характеристики человека.

Тема 32. Игротека.

Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные; имена прилагательные для определения качеств характера человека; словарные слова.

Тема 33. Повторяем…

Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов

Содержание разделов в 3 классе.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями,        где        допущены

орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

11


Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Да здравствует русский язык!

Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

Тема 2. Вежливые слова

Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.

Тема 3. Поговорки и пословицы

Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки.Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.

Тема 4. Игротека

Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.

уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения

Тема 5. Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 6. Растения во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «дело табак».

Тема 7. Животные во фразеологизмах

12


Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня»

Тема 8. Игротека

Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.

Тема 9. Я не поэт, я только учусь…

Понятия        «рифма»,        «ритм».        Упражнение        в        подборе        рифмующихся        слов.

Сочинение рифмок.

Тема 10. Как морфология порядок навела

Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол

Тема 11. Игры с пословицами

Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

Тема 12. Игротека

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи

Тема 13. И снова животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.

Тема 14. Кое-что о местоимении

Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием

Наречие                неизменяемая        часть        речи,        обозначающая        признак        действия.

Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.

Тема 16. Игротека

Повторение: животные во фразеологизмах;различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.

Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.

Тема 18. Про корень и окончание

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.

Тема 19. Про суффикс и приставку

Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.

Тема 20. Игротека

Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам

Тема 21. Непроизносимые согласные

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Тема 22. Учимся различать приставку и предлог

Отличия между приставкой и предлогом.Упражнение в правописании приставок и предлогов.

13


Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами

Служебные  части  речи.  Частица  «не».  Написание  частицы  «не»  с  глаголами.

Когда «не» пишется слитно с глаголами.

Тема 24. Игротека

Упражнение в грамотномнаписании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.

Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тема 26. Его Величество Ударение

Роль ударения. Упражнениев правильнойпостановке ударения в словах; знакомство с омографами.

Тема 27. Поговорим о падежах

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Тема 28. Игротека

Упражнение внаписании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.

Тема 29. Сложные слова

Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Тема 30. От архаизмов до неологизмов

Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

Тема 31. По страницам энциклопедий

Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Тема 32. Игротека.

Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.

Тема 33. Повторяем…

Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Содержание занятий в 4 классе.

Тема 1. Роль русского языка в жизни общества.

Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.

Тема 2. Крылатые слова и афоризмы.

Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы».

Тема 3. Копилка занимательных заданий.

Решение занимательных задач.

Тема 4. Игротека. Игры: «Слова из Франции, Турции, Германии», «Слова-иностранцы».

14


Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

Тема 5. Об именах.

История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.

Тема 6. О русских фамилиях.

История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.

Тема 7. В поисках сбежавших головоломок.

Решение занимательных заданий

Тема 8. Игротека. Игры: «Как вы понимаете?», «Почему так называют?»

Повторение: история возникновения русских имен и фамилий.

Тема 9. Мы играем в логогрифы.

Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

Тема 10. Учимся распознавать речевые ошибки.

Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение

Тема 11. Коллекция заморочек.

Решение занимательных заданий.

Тема 12. Игротека. Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык».

Повторение: логогрифы, речевые ошибки Тема 13. Ох уж эти фразеологизмы!

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами.

Тема 14. Работаем над рифмами.

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме.

Тема 15. Словесные забавы.

Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме».

Тема 16. Игротека. Игры: «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом».

Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами Тема 17. Продолжаем работу над фразеологизмами.

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов.

Тема 18. Русские пословицы и поговорки.

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы.

Тема 19. Ассорти для любителей русского языка.

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий.

Тема 20. Игротека. Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка»

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

Тема 21. И снова о фразеологизмах.

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица).

15


Тема 22. Однородные члены предложения.

Выделение однородных членов предложения.

Тема 23. Ошибочка вышла!

Решение занимательных заданий.

Тема 24. Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень».

Тема 25. Про омонимы и их разновидности.

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Тема 26. Еще немного фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Тема 27. В стране Перевертундии.

Решение занимательных заданий.

Тема 28. Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения

фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак».

Тема 29. Что такое «паронимы».

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов.

Тема 30. Запоминаем словарные слова.

Игры со словарными словами.

Тема 31. Решение занимательных заданий.

Решение занимательных заданий.

Тема 32. Игротека.

Повторение: паронимы, словарные слова.

Тема 33. Русские имена и фамилии.

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы.

Тема 34. Названия рифм. Палиндромы.

Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел».

Речевые ошибки.

16


Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 1класс

Тема

Кол-во

Дата

п/п

часов

план

факт

Наш помощник - язык (4 часа)

1

Речь устная и письменная.

1

2

Что такое слово?

1

3

В мире звуков.

1

4

Игротека.

1

В мире слов и звуков (10 часов)

5

Звуки и буквы – не одно и то же.

1

6

Что такое метограммы?

1

7

Жили были гласные и согласные.

1

8

Игротека.

1

9

Волшебник Ударение.

1

10

Такие разные согласные.

1

11

Такие разные, разные согласные.

1

12

Игротека.

1

13

Русские народные загадки.

1

14

Зачем шипят шипящие?

1

Живые буквы (19 часов)

15

Познакомьтесь: алфавит!

1

16

Игротека.

1

17

Привет, пословица!

1

18

Поговорим о предложении.

1

19

Еще немного о предложении.

1

20

Игротека.

1

21

Знакомимся с анаграммами.

1

22

Что такое текст?

1

23

Что мы пишем с большой буквы?

1

24

Игротека.

1

25

О безударных гласных

1

26

О парных звонких и глухих согласных

1

27

Слова – приятели.

1

28

Игротека.

1

29

Слова – неприятели.

1

30

Волшебное слово предлог.

1

31

Что за зверь такой - фразеологизм?

1

32

Игротека.

1

33

Учимся различать слова разных частей речи.

1

17


18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе.                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"

Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...