Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Зуденкова Любовь Ивановна

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе.                                                                                                                                                                                                                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету русский язык и авторской программой авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

В соответствии с ФГОС начального общего образования  важную роль в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России играет изучение русского языка.

Современное обучение русскому языку играет важную роль:                                                                                                                                                                    1  в формировании первоначальных представлений  учащихся о единстве  и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;                                                                                                                                                                                            2  в развитии диалогической и монологической устной и письменной  речи;                                                                                                                                  3  в развитии коммуникативных умений;                                                                                                                                                                                                                   4  в развитии нравственных и эстетических чувств ;                                                                                                                                                                                               5  в развитии способностей к творческой деятельности.

Роль учебного предмета «Русский язык» очень велика, так как именно на уроках русского языка, начиная с периода обучения грамоте,  родной язык становится главным средством речевого общения, инструментом мыслительной деятельности.  

Важное средство  развития у учащихся устойчивого интереса к родному языку – это  изучение русского языка  в занимательной форме. Воспитание интереса к изучению родного языка должно пробуждать у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности За страницами учебника«Русский язык»  рассчитана на учащихся 4 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:

Коммуникативный

- развитие умения ориентироваться в ситуации общения                                                                                                                                                                                                          - знакомство с различными ситуациями общения ( устными и письменными, речевыми и неречевыми)                                                                                                                              развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности ( деловой, художественной, научно – познавательной)                                                                                                                                                                                                                                                                           - организацию учебного ( делового) общения в паре, в группе на основе уважения, взаимопонимания в совместной деятельности                            

Познавательный

- язык – важнейшее средство познания мира                                                                                                                                                                                                                    - развитие мышления, интуиции, воображения учащихся                                                                                                                                                                                            - поэтапное усвоение важнейших понятий курса русского языка 4 класса                                                                                                                                   - осмысление понятия «культура»                                                                                                                                                                                                                                                      -освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий                                                                                                                                - рассмотрение слова как сложного языкового знака

 Принцип личностной направленности обучения и творческой активности

- пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания                                                                                                                                                                                                         - развитие интереса к изучению языка и творческой активности                                                                                                                                                                              - знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры                                                                                                                                   - творческая самореализация личности в процессе изучения русского языка

Изучение русского языка на основе этих трех принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому изучение русского языка становится интересным и доступным для ребенка. 

Характеристика внеурочного  курса

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта  деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

У четвероклассников  возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

   

Описание места внеурочного курса в учебном плане

В соответствии  с учебным планом начального общего образования МОУ «Средняя школа № 27» на 2016-2017 уч. год внеурочный курс За страницами учебника «Русский язык» включен в план внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление,  на его изучение отводится  34 часа (1 час в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностные УУД:

  • интерес к познанию русского языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметными  результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

•различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•определять качественную характеристику звука: гласный —согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•определять ударный и безударные слоги в слове;

•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•использовать знание алфавита при работе со словарями;

•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

••находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

•восстанавливать деформированные предложения;

•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему;

•применять изученные правила правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

••осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

•находить предложения с обращениями;

•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

 •применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов,    Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи.

Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.  Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).                                                                                                                                                                                                                                                                Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по  числам. Склонение имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).

Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.

Имя числительное. Значение и употребление в речи.

Наречие. Значение и употребление в речи.  Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).

 Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.  Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых.

Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.  Заглавие текста.  Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

За страницами учебника «Русский язык»

п/п

 Наименование разделов и темы

Общее кол-во

Из них

Теоретические

Практические

Контрольные  работы

Экскурсии

1

«В мире безмолвных и неведомых звуков»

1

1

2

Игра – занятие «Волшебные слова»

1

1

3

Фразеологические обороты.

1

4

«Вглубь веков на Машине времени»

1

1

5

«К словам – родственникам»

1

1

6

«К словам – родственникам»

1

1

7

«Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение»

1

1

8

«Все ли однородные одного рода»

1

1

9

Конструирование сложных предложений из простых предложений.

1

1

10

Игра – занятие «Составление словосочетаний с  использованием орфографического словаря»

1

1

11

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»

1

1

12

«В гостях у Омонимов и Антонимов»

1

1

13

«Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?»

1

1

14

«Основное об Основах.  Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы».

1

1

15

«Основа плюс морфема, или как делают слова»

1

16

Игра  - занятие «Образование слов»

1

1

17

«Где живут слова и как они находят своё место»

1

1

18

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.

1

1

19

Род имен существительных. Число имен существительных.

1

1

20

Склонение имен существительных.

1

1

21

Три склонения имен существительных.

1

1

22

Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.

1

1

23

Согласование имен существительных и прилагательных.  Краткие имена прилагательные.

1

1

24-25

Местоимение. На своем прямом месте.

2

2

26

«Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение».

1

1

27

« На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола.

1

1

28

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

1

29

I и II  спряжение глаголов.  Неопределенная форма глагола.

1

1

30

Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.

1

1

31

Глаголы – исключения.

1

1

32

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»

1

1

33

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий.                  Степени сравнения наречий.

1

1

34

Обобщающий урок – КВН «Части речи»

1

1

Итого

34

34


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

За страницами учебника «Русский язык»

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (сизм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru(дата обращения:28.08.2016).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение, 2016. –31с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 232с.

Учебная литература

  1. Исаева Н. А. Русский язык 4 класс Рабочая тетрадь М: Баласс, Школьник 2016.-80с.
  2. Комиссарова Л, Ю. Дидактический материал из серии «Свободный ум» под научной редакцией Е. В. Бунеевой.- М.: Баласс Издательство Школьный дом, 2016. -  96с.

Учебно-методическая литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с.

Рассмотрено  

на заседании методического      объединения учителей  начальных классов

Председатель МО

______________Терлецкая Н.В.

 «29» августа 2016 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________  Лёзина С.В  

«30» августа 2016 г.

Утверждаю

И.о. директора

МОУ «Средняя школа №27»

__________ Юрченкова О.Н.

«30» августа 2016 г.

Рабочая программа

 внеурочного курса

За страницами

учебника «Русский язык»

в 4 классе

                    Составитель:

Зуденкова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

2016-2017 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательный русский язык" 2класс

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешеств...