Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа

Трунькина Татьяна Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 3-их классов (УМК "Школа России") составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku.doc149.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»  

г.о. Саранск Республика Мордовия

      Рассмотрено                              Согласовано                                          «Утверждаю»

      на заседании ШМО                         Зам. директора по УВР                          Директор МАОУ «СОШ №10»

      Руководитель:                                  МАОУ «СОШ №10»                             ______________/В.Н.Верясов/

    ____________/Т.А.Трунькина/                                                                       Приказ № ______  

     Протокол № 1                                   _________ /Е.Е.Ивойлова/        от ______сентября 2018г.

  от 01 сентября 2018г.                        01 сентября 2018г.                                

     

                                                                  

                                                             

 

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2018 - 2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

по

«Русский язык»

для

3 А класса

учитель

Трунькина Татьяна Александровна

квалификационная категория

первая

Составлена в соответствии

с программой

Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программа общеобразовательных организаций/авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др. «Русский язык. 1- 4 класс». -М.: Просвещение, 2014.

учебник

Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2018.

количество часов

количество часов в неделю

количество часов в год

4

136

г.о. Саранск 2018 г.

Рабочая учебная программа

для начального общего образования

(Базовый уровень)

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа по русскому языку для 3-их классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018- 2019 учебный год»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ  №1598 от 19.12.2014г.);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.г» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  • Закон Республики Мордовия от 08.08.2013 №53-З «Об образовании в Республике Мордовия»;
  • Приказ Министерства образования  РМ «От утверждении инструкции по разработке рабочих учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия № 904 от 16.08.2011 года»;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа №10»;
  • Учебный план МАОУ «Средняя школа №10» на 2018-2019 учебный год;
  • Программа развития МАОУ «Средняя школа №10» на 2018- 2023г.г.г. «Школа социализации и самоопределения обучающихся»;
  • Положение МАОУ «Средняя школа №10» «О структуре и разработке учебных программ»;
  • Устав МАОУ «Средняя школа №10»;
  • Концепция воспитательной работы ОУ;
  • Положение о классном руководстве МАОУ «Средняя школа №10»;
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М.: Просвещение.
  • Авторская программа В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.

         Программа составлена для учебника «Русский язык» 3 кл., авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (образовательная программа «Школа России») – М.: Просвещение, 2016, включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018-2019 учебный год.

        Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в третьих классах начальной ступени обучения в виде административного контрольного диктанта в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

     Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 136 ч.  

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

•    понимать, что предложение - это основная единица речи;

 понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

•    различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

•    оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•    различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

•    называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

•    понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•    различать словосочетание и предложение;

•    называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

•    понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

•    называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

•    понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

•    различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

•    использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

•   давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

•    понимать влияние ударения на смысл слова;

•    различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

•    понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

•    орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

•    проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

•    производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

•    производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•    распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

•    интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

•    вычленять в предложении основу и словосочетания;

•    производить элементарный синтаксический разбор предложения;

•   определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

•    определять тип текста;

•    писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Результаты изучения курса        

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результат

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударный слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости- звонкости согласные, непроизносимые согласные);
  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ь и ъ знаки;
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое  из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
  • определять начальную форму слов- названий предметов, названий – признаков и  названий действий;
  • изменять слова- названия предметов по числам и команде вопросов, определять их род;
  • изменять слова- названия признаков  по числам и команде вопросов, родам;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах   надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического  минимума, отобранного для изучения во втором классе;
  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.)  

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий

Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями, отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

        

        


График проведения контрольно-измерительных работ

Период

обучения

Название раздела

ч.

Кол-во

часов

Диагностический  материал

Развитие речи

сочинение

изложение

1 четверть

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (2 ч)

36ч.

Вводный контрольный диктант

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)

Проверочная работа  (с.8-10)

Словарный диктант.  

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы» (Упр.26, с.20)

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка.(Упр.88, с. 52)

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч)

Проверочная работа (С.17-19)  Словарный диктант.  

Проверочная работа  (с.13-15)

Проверочная работа  (с.17-19)

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.(Упр.129, с.70)

СОСТАВ СЛОВА (47 Ч)

Корень слова (3 ч)

Окончание (4 ч)

Приставка (3 ч)

Суффикс (3 ч)

Контрольное списывание №1 Словарный диктант.  

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

 (Упр.63, с.37)

Итоговый диктант

за 1 четверть

Проверочная работа  (с.21-22)

2 четверть

Суффикс (продолжение)

28 ч.

Словарный диктант.

Проверочная работа  (с.28-29)

Проверочная работа  (с.32-33)

Проверочная работа (С.35-37)

Р.р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

(Упр.191, с.99)

Основа слова (5 ч)

Словарный диктант.  

Контрольный диктант

Р.р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Клесты»

Правописание частей слова (29 ч)

Проверочная работа  (с.39-41)

Проверочная работа  (с.43-44)

Проверочная работа  (с.47-48)

Итоговый диктант

за 2 четверть

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану (Упр.278, с.140)

3 четверть

ЧТО ТАКОЕ ЧАСТИ РЕЧИ (2 ч)

40 ч.

Контрольный диктант  по теме «Существительное»

Словарный диктант

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. (Упр.21, с.14)

Имя существительное (30 ч)

Проверочная работа  (с.51-52)

Проверочная работа  (с.55-57)

Проверочная работа  (с.62-64)

Проверочная работа  (с.67-69)

Проверочная работа  (С.71-73)

Имя прилагательное (18 ч)

Итоговый диктант

за 3 четверть

Словарный диктант.

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

 (Упр.108, с.62)

Р.р. Изложение повествовательного текста по собственному плану. (Упр.101, с.56)

Проверочная работа (С.75-77)

Р.р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь» (Упр.122, с.70)

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова  «Девочка с персиками». (Упр.154, с.88)

4 четверть

Личные местоимения (4 ч)

32 ч.

Проверочная работа (с.82-83) Проверочная работа (с.86-87)

 Р.р. Составление письма.

 (Упр.167 , с.97)

Глагол (21 ч)

Словарный диктант.

Повторение (15 ч)

Итоговый диктант за год в рамках промежуточной аттестации

Словарный диктант.

 

Р.р. Подробное изложение повествовательного  текста. (Упр.213, с.120)

Контрольное списывание №2

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.242, с.133)

Итоговая диагностическая работа

Итого:

136 ч.

диктантов – 7

сочинений - 6

изложений - 9

словар. диктантов – 9

контр. списываний - 2

проверочных раб. -19

диагност. работ- 1

Примечание. Изложение и сочинение носят обучающий характер.

Объём учебного времени, отведённый на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.


Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»  

г.о. Саранск Республика Мордовия

      Согласовано                              Согласовано                                          «Утверждаю»

      на заседании ШМО                         Зам. директора по УВР                          Директор МАОУ «СОШ №10»

      Руководитель:                                  МАОУ «СОШ №10»                             ______________/В.Н.Верясов/

    ____________/Т.А.Трунькина/                                                                       Приказ № ______  

     Протокол № 1                                   _________ /Е.Е.Ивойлова/        от ______сентября 2018г.

  от 01 сентября 2018г.                        01 сентября 2018г.                                

     

                                                                  

                                                           

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2018 - 2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

по

«Русский язык»

для

3 А класса

учитель

Трунькина Татьяна Александровна

квалификационная категория

первая

Составлена в соответствии

с программой

Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программа общеобразовательных организаций/авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др. «Русский язык. 1- 4 класс». -М.: Просвещение, 2014.

учебник

Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2018.

количество часов

количество часов в неделю

количество часов в год

4

136

г.о. Саранск 2018 г.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2018-2019 уч.г., 3 класс.

№ раздела / № урока

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

I четверть

  1. ЯЗЫК И РЕЧЬ (2Ч)

1.1

1.2

Наша речь. Виды речи.

Стр.6-7

Наш язык. Что такое текст? Типы текстов.

 Стр.8-14

вводный урок

повторение

03.09

04.09

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна)

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.

Составлять текст по рисунку.

Фронтальный опрос

Упр.3

ТПО, с.6, упр.9

2.ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (12ч)

2.3

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

стр. 15-18

повторение

05.09

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Регулятивные УУД:  Проговаривать  последовательность действий  на уроке; учиться  высказывать  своё предположение (версию)  на основе работы с

материалом учебника; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы  результате совместной работы

класса и учителя; Коммуникативные УУД: слушать и понимать  речь  других; выразительно читать и пересказывать  текст;

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:  Проговаривать  последовательность действий  на уроке; учиться  высказывать  своё предположение (версию)  на основе работы с

материалом учебника; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы  результате совместной работы

класса и учителя; Коммуникативные УУД: слушать и понимать  речь  других; выразительно читать и пересказывать  текст;

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

 Составлять рассказ по картине картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.  Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

 Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.  Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное., небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень)

Фронтальный опрос

упр.24

2.4

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы» (Упр.26)

Стр.20

Р/Р

06.09

Сочинение

Дописать сочинение

2.5

Виды предложений по интонации.

Стр. 20-23

Изучение нового

10.09

Устный опрос

упр.33, правило

2.6

Предложение с обращением.  Составление предложений по рисунку, с включением диалога и слов- обращений.

 Стр.24-26

Р/Р

11.09

Фронтальный опрос

упр.35,

правило

Фронтальный опрос

упр.41

2.7

Главные и второстепенные члены предложения.

Стр.26-28  

изучение нового

12.09

2.8

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

Стр.29-30

изучение нового

13.09

Фронтальный опрос

Упр. 46.

2.9

Входный контрольный диктант по теме «Предложение»

контроль

17.09

Диктант

2.10

Работа над ошибками.

Простое и сложное предложения. Общее представление.

Стр.31-33

комбинир.

18.09

Фронтальный опрос

Упр. 55, правило

2.11

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Стр.33-34

изучение нового

19.09

Фронтальный опрос

ТПО, с.17, упр.37

2.12

2.13

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова.  

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Упр.63, стр.37

изучение нового 

Р/Р

20.09

24.09

Фронтальный опрос

сочинение

Упр.60

Упр. 63

2.14

Работа над ошибками.

Проверочная работа по теме «Предложение»

C.8-10

контроль

25.09

Самостоятельная работа

ТПО, с.19, упр.41

3. СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

(18 ч)

3.15

Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы и синонимы.

Стр.40-44

повторение

26.09

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Работа со словарями учебника.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений и воспроизводить письменно содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновать правильность их выделения.

Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

 

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Фронтальный опрос

Упр. 67

3.16

Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов.

Стр.45-46  

Словарный диктант

изучение нового

27.09

Словарный диктант

Упр. 78

3.17

Слово и словосочетание.

Стр.47-48

комбинирован

01.10

Фронтальный опрос

Упр. 82

3.18

Значение и использование фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Стр.49-51

изучение нового

02.10

Устный опрос

Упр. 87

3.19

Р.р. Обучающее изложение текста «Осенняя ёлочка» Упр. 88, стр. 52.

Р/Р

03.10

Изложение

Рабочая тетрадь

3.20

Части речи и их значение. стр. 53-55.

Проверочная работа «Слово и его лексическое значение» с.13-15

изучение нового

04.10

Текущий

Упр. 92

3.21

Части речи. Стр.56-58.

контроль

08.10

проверочная

ТПО, с.32, упр.74

3.22

Имя существительное.

Стр.55-56

изучение нового

09.10

Фронтальный опрос

Повторить словарные слова

Фронтальный опрос

Упр.100

3.23

Имя прилагательное.

Стр.56-58

изучение нового

10.10

Фронтальный опрос

Составить и записать 2 предложения, подчеркнуть главные члены

3.24

Глагол.

Стр.58-59

изучение нового

11.10

3.25

Имя числительное. Общее представление.

Стр.59-60 

Проверочная работа «Части речи».

С.17-19.

изучение нового

15.10

Самостоятельная работа

Упр. 105

3.26

Контрольное списывание по теме «Слово и его лексическое значение». Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. стр.61-62

контроль

16.10

Контрольное списывание

Упр. 111, повторить словарные слова

3.27

Однокоренные слова.

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр.63-64

Словарный диктант 

изучение нового

17.10

 

Словарный диктант

Упр. 116

3.28

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне.

Стр.65-66

повторение

18.10

Проверять умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Научатся  распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова.

Научатся  умению правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова

Самостоятельная работа

Упр. 120

3.29

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Разделительный ь знак.  

Стр.67-69

повторение

22.10

Фронтальный опрос

Записать 5 слов с разд-ым ь и 5 слов с ь — показателем мягкости согл-го.

3.30

Контрольный диктант за I четверть.

контроль

23.10

Контольный диктант

3.31

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста (Упр.129, стр.70)

Р/Р

24.10

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Работа со словарями учебника.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений и воспроизводить письменно содержание текста-образца.

Научатся письменно излагать свои мысли.

Изложение

Упр.127

3.32

Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове»

Стр. 72

обобщение

25.10

Фронтальный опрос

II четверть

4.

СОСТАВ СЛОВА  (13 ч.)

4.33

4.34

Что такое корень слова?

Как найти в слове корень?  Чередование согласных.

 стр.74-76

комбинир.

06.11

07.11

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов, редактировать  текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста

Фронтальный опрос

Записать однокоренные слова: вариант 1 - с корнем -мор-(море), вариант 2-е корнем -гор- (гора)

Карточки

Повторить изученные правила

4.35

Сложные слова.

 стр.77-78

Проверочная работа стр.21-22

изучение нового

08.11

Ср/работа

Упр. 141

4.36

Что такое окончание? Как найти в слове окончание. стр.79-83  

Словарный диктант

изучение нового

12.11

Фронтальный опрос

Упр. 146

4.37

Что такое приставка? Как найти в слове приставку? стр. 84-86

изучение нового

13.11

Устный опрос

Сост. и записать 2 предложения, употребив в них глаголы с приставками.

4.38

Значение приставок.

 стр. 86-88

Проверочная работа стр.28-29

изучение нового

14.11

Фронтальный опрос

Упр. 160

4.39

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

стр. 89-90

изучение нового

15.11

Фронтальный опрос

Записать 10 слов с суффиксами

4.40

Значения суффиксов.

стр. 91-92

изучение нового

19.11

Фронтальный опрос

Рабочая тетрадь

4.41

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Стр. 93-94

изучение нового

20.11

текущий

Упр. 171

4.42

Основа слова. Разбор слова по составу.

стр.95-98

Проверочная работа стр.32-33

изучен. нового

21.11

Самостоятельная работа

Упр. 182

4.43

Р.р. Изложение повествовательного текста по плану.

Упр.191, стр. 99

Р/Р

22.11

Изложение

Упр. 188

4.44

 Контрольный диктант по теме «Состав слова»

контроль

26.11

Диктант

4.45

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Состав слова». Защита проекта «Рассказ о слове».

обобщение

27.11

Фронтальный опрос

5. ПРАВОПИСАНИЕ

ЧАСТЕЙ СЛОВА (20 Ч)

5.46

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

 стр. 102-103

изучен. нового

28.11

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Фронтальный опрос

Упр. 195 (вторая часть)

5.47

Правописание безударных гласных в корне слова.

Стр. 104-107

повтор.

29.11

Фронтальный опрос

Упр. 200

5.48

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Стр. 108-110

Проверочная работа С.35-37

комбин.

03.12

Тест

Упр. 203

5.49

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 111-113

Словарный диктант

комбин.

04.12

Проверочная работа

Записать десять слов с безударными гласными в корне

5.50

Проверка слов с парными согласными в корне.

Стр. 114-116  

Проверочная работа С.39-41

контроль

05.12

Словарный диктант

Упр. 214

5.51

Р.р. Обучающее изложение «Клесты»

Р/Р

06.12

Проверочная работа

Упр. 218

5.52

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

стр.117-119

изучен. нового

10.12

изложение

5.53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр. 120-121

Проверочная работа С.43-44

изучен. нового

11.12

Устный опрос

Упр. 224

5.54

 Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.121-122

изучен. нового

12.12

Карточки

Упр. 229

5.55

 Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.122-123

Проверочная работа С.47-48

изучен. нового

13.12

Фронтальный опрос

Упр. 235

5.56

Правописание  суффиксов и приставок. стр. 124-126

изучен. нового

17.12

Фронтальный опрос

5.57

5.58

Правописание суффиксов ик – ек, -ок стр. 127-130

комбин.

18.12

19.12

Словарный диктант

Упр. 241

5.59

5.60

Правописание приставок и предлогов. Стр.131-132

изучен. нового

20.12

24.12

Фронтальный опрос

Упр. 255

5.61

Контрольный диктант за 2 четверть.

контроль

25.12

диктант

5.62

Работа над ошибками.

Упражнения в правописании приставок  и предлогов. стр. 133-134

Проверочная работа С.51-52

повторение

26.12

III четверть

5.63

Правописание слов с разделительным ъ знаком. стр. 134-136

изучен. нового

09.01

Самостоятельная работа

Упр. 260

5.64

Правописание слов с разделительным  ъ  и ь знаками.  Составление объявления. стр. 137-139

Проверочная работа С.55-57

изучен. нового

10.01

Фронтальный опрос

Упр. 275

5.65

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

 Упр.278, стр. 140

Р/Р

14.01

Изложение

Записать по пять слов с разделительными ь и ъ

6. ЧАСТИ РЕЧИ (60ч.)

6.66

Части речи. (повторение и углубление представлений)

Стр. 3-5        

повторение

15.01

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Регулятивные УУД:

 проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Составлять рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Фронтальный опрос

Упр. 7

Имя существительное (26 ч)

6.67

6.68

Значение и употребление имён существительных в речи. стр. 6-11

повторение

16.01

17.01

Устный  опрос

Упр.11

6.69

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах. стр. 12-14

повторение

21.01

Ср/работа

Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные.

6.70

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Упр.21, стр. 14-15

Р/Р

22.01

Изложение

Записать 5 одуш. и 5 неодуше. имён сущ-ых

6.71

Собственные и нарицательные имена существительные. Стр. 15-19

Проект «Тайна имени»

Проверочная работа С.62-64

повторение

23.01

Самостоятельная работа

Проект

Упр. 27

6.72

Изменение имён существительных по числам. стр. 20-21

повторение

24.01

Карточки

Упр. 32

6.73

Имена существительные, имеющие форму одного числа. стр. 22-23 

Словарный диктант.

контроль

28.01

Словарный диктант

Упр. 37

6.74

Род имён существительных. стр. 25-27

повторение

29.01

Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Фронтальный опрос

Упр. 44

6.75

Упражнение в определении рода имен существительных в  косвенных падежах. Стр. 28-30

Проверочная работа С.67-69

изучен. нового

30.01

Ср/работа

Упр. 50

6.76

Мягкий знак  после шипящих в конце имён  существительных женского рода. стр.31-32

изучен. нового

31.01

Фронтальный опрос

Упр. 60

6.77

Упражнения в написание ь знака после шипящих.

изучен. нового

04.02

Фронтальный опрос

Упр. 63

6.78

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

контроль

05.02

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

Диктант

6.79

Работа над ошибками. Склонение имен существительных. стр. 36-37

комб.

06.02

Фронтальный опрос

Просклонять слова стрела,

 гроза.

6.80

Падеж имён существительных.

Стр. 38-41

Словарный диктант.

изучен. нового

07.02

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Словарный диктант

Составить и записать словосочетания со словом книга, употребив это слово в разных падежах

6.81

Именительный падеж имён существительных.

 стр. 42-43

изучен. нового

11.02

Фронтальный опрос

Просклонять слово ручка

6.82

Родительный падеж имён существительных.

Стр. 43-45

изучен. нового

12.02

Фронтальный опрос

Упр. 76

6.83

Дательный падеж имён существительных.

стр. 46-47

изечен. нового

13.02

Фронтальный опрос

Упр. 81

6.84

Винительный падеж имён существительных.

Стр. 48-49

изучен. нового

14.02

Карточки

Упр. 84

6.85

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.  (родительный и винительный)

Стр. 50-52

изучен. нового

18.02

Карточки

Упр. 93

6.86

Творительный падеж имён существительных.

Стр. 52-53

изучен. нового

19.02

Самостоятельная работа

Сост. и записать два предложен.с именами сущ. в творительном пад.

6.87

Предложный падеж имён существительных.

Стр. 54-55

контроль

20.02

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Проверочная работа

Упр. 98

6.88

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по собственному плану.

Упр.101, стр. 56

Р/Р

21.02

Изложение

6.89

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Упр.108, стр. 62

Р/Р

25.02

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Сочинение

Упр. 105

6.90

Работа над ошибками.

Морфологический разбор имени существительного. Стр. 57-59  

обобщен

26.02

опрос

Повторить изученные правила

6.91

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существителных»

контроль

27.02

Диктант

6.92

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Проверочная работа

С. 71-73.

28.02

Имя прилагательное (14 ч)

6.93

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

стр. 64-65

комбин.

04.03

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять описание растения в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в слово-

сочетаниях типа серая мышь,

 

пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Составлять текст-описание о животном по личным наблюдениям.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Карточки

Записать две пословицы

6.94

Связь имён прилагательных с именем существительным.

Стр. 66-67

комбин.

05.03

Фронтальный опрос

Упр. 112

6.95

Роль имён прилагательных в текстеСтр.68

изучен. нового

06.03

Фронтальный опрос

Упр. 115

6.96

Р.р. Текст- описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна- Лебедь» Упр.122, стр.70

Р/Р

07.03

Составление текста –описания

6.97

Изменение имён прилагательных по родам.

Стр. 72-73

изучен. нового

11.03

Фронтальный опрос

Упр. 121

6.98

Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Стр. 74-75

изучен. нового

12.03

Самостоятельная работа

Упр. 123

6.99

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Стр. 76-77

Словарный диктант

изучен. нового

13.03

Словарный диктант

Упр. 130

6.100

Итоговый диктант по теме «Имя прилагательное»

контроль

14.03

Самостоятельная работа

Упр. 138

6.101

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр. 78-81  

комб.

18.03

Фронтальный опрос

6.102

Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. стр. 82-83

изучен. нового

19.03

Фронтальный опрос

Упр. 142

6.103

Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

Стр. 84

Проверочная работа

С. 75-77

изучен. нового

20.03

Фронтальный опрос

Просклонять имя прилагательное высокая (гора)

6.104

Обобщение знаний об имени прилагательном

Стр. 85-87

обобщение

21.03

Проверочная работа

Упр.153

IV четверть

6.105

 Р.р. Составление отзыва по картине В.А. Серова  «Девочка с персиками». Упр.154, стр. 88

Р/Р

03.04

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Сочинение

6.106

Работа над ошибками.

Обобщение знаний.

04.04

Местоимение (4 ч)

6.107

Личные местоимения. Общее представление.

Стр. 92-93

изучен. нового

08.04

Фронтальный опрос

Упр. 155

6.108

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

Стр. 95-96

изучен. нового

09.04

Ср/работа

Упр. 162

6.109

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Проверочная работа

 с. 82-83.

комбин.

10.04

Узнавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа)

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

проверочная работа

Упр. 168

6.110

Р.р. Составление письма.

Упр.167, стр. 97

Р/Р

11.04

сочинение

Глагол (16 ч)

6.111

Значение и употребление глаголов в речи.

Стр. 100-102

повторение

15.04

Фронтальный опрос

Упр. 172

6.112

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.

Стр. 103-104

изучен. нового

16.04

Ср/работа

Упр. 176

6.113

Глагол в начальной (неопределенной) форме.

Стр. 106-107  

  Словарный диктант.

изучен. нового

17.04

Словарный диктант

6.114

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Стр. 107-108

изучен. нового

18.04

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Фронтальный опрос

Упр. 180

6.115

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Стр. 109

изучен. нового

22.04

Фронтальный опрос

Упр. 184

6.116

Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Стр. 110-111

повторение

23.04

Работа с деформир. Словами.

Упр. 188

6.117

Времена глаголов.

 2-е лицо глаголов.

Стр. 113-114

изучен. нового

24.04

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Фронтальный опрос

Упр. 199

6.118

Изменение глаголов по временам.

Стр. 117-119

повторение

25.04

Самостоятельная работа

Упр. 204

6.119

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. Упр.213, стр. 120

Развитие р.

29.04

Изложение

6.120

Род глаголов в прошедшем времени.

 стр. 121-122

изучен. нового

30.04

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

 проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Фронтальный опрос

Упр. 218

6.121

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

Стр. 123-124   Словарный диктант

изучен. нового

02.05

Словарный диктант

Упр. 222

6.122

НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов. Стр. 126-127

06.05

Упр. 225

6.123

 Обобщение знаний о глаголе.

обобщение

07.05

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Раздельно писать частицу не с глаголами.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.

6.124

 Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа  Стр.86-87

контроль

08.05

Проверочная работа

6.125

Контрольный диктант  по теме «Глагол».

контроль

13.05

Диктант

6.126

Работа над ошибками.

повторение

14.05

Фронтальный опрос

Рабочая тетрадь

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.)

7.127

Части речи.

Стр. 131-132

повторение

15.05

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме,  анализировать высказывания одноклассников,  составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

Фронтальный опрос

Упр. 231

7.128

Обобщение знаний о частях речи.

повторение

16.05

Фронтальный опрос

Упр. 234

7.129

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Упр.242,стр.133

Р/Р

20.05

Изложение

7.130

Имя прилагательное.

Стр. 134-135

повторение

21.05

Карточки

Задание 1

7.131

Глагол. Морфологический разбор. стр. 137

повторение

22.05

Самостоятельная работа

7.132

Итоговый контрольный диктант за год.

контроль

23.05

Контрольный диктант

Подготовиться к контрольному диктанту.

7.133

Контрольное списывание

контроль

27.05

Самостоятельная работа

7.134

Работа над ошибками.

Упражнение в правописание частей слова

Стр. 139-140

повторение

28.05

Самостоятельная работа

Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.

7.135

Текст. Тема текста. Части текста. стр. 141-142

повторение

29.05

Работа с текстом

Упр. 246

7.136

Итоговая диагностическая работа.

контроль

30.05


Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • «Русский язык», авт.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник для 3-го класса в 2-х частях- М.: Просвещение, 2018.
  • В.П.Канакина. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2018.
  • Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах. /авт.- сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс М.: «Вако», 2018
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Словари:

  • Леонович Е.Н. «Орфографический словарик русского языка (начальная школа)»
  • Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка».
  • Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка».
  • Иванов В.В. «Школьный словарь иностранных слов».
  • Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь».
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  • Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов».

Используемые технические средства

Наименование

Кол-во

Доска аудиторная с 5-ю рабочими плоскостями

1

Автоматизированное рабочее место пользователя, в т.ч.:

- монитор View Sonik VA-703B 17˝

- системный блок

- клавиатура

- мышь

-акустическая система

1

Проектор  ViewSonic PJ 678

1

Стол  компьютерный

1

Эл.доска

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...