Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Составители М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко  2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год. Утверждена Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится:

– количество часов в год – 170;

– количество часов в неделю – 5;

– количество часов в 1-й четверти – 45;

– количество часов во 2-й четверти – 33;

– количество часов в 3-й четверти – 53

– количество часов в 4-й четверти – 39

Для реализации программного содержания используется УМК:

– Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса: в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012г.

- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. Тетрадь-задачник 2012г.

Целью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Задачи курса:

- формировать на основе лингвистических знаний осознанные языковые и речевые умения;

- формировать способности осознавать язык, как предмет наблюдения;

- совершенствовать чувство слова и языковую интуицию детей;

- формировать внимание, интерес и уважение к русскому языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_progr.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рабочая программа по  русскому языку

На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко

( к курсу   Русский язык  для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.)

(УМК «Гармония»)для 2 класса

2013 – 2014 учебный год

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Составители М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко  2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год. Утверждена Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится:

– количество часов в год – 170;

– количество часов в неделю – 5;

– количество часов в 1-й четверти – 45;

– количество часов во 2-й четверти – 33;

– количество часов в 3-й четверти – 53

– количество часов в 4-й четверти – 39

Для реализации программного содержания используется УМК:

– Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса: в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012г.

- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. Тетрадь-задачник 2012г.

Целью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Задачи курса:

- формировать на основе лингвистических знаний осознанные языковые и речевые умения;

- формировать способности осознавать язык, как предмет наблюдения;

- совершенствовать чувство слова и языковую интуицию детей;

- формировать внимание, интерес и уважение к русскому языку;

Во втором классе работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1'м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3'й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске), учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его. Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Особо обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

3. На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т. п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы

позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова».

После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й,].

Слово. Состав слова. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.

Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).

Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Предложение . Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).

Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Текст. Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.

Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.                                                                                                                                                      Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.

Орфография. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ, играТЬ, играеТ), на месте звука [у] (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

Обобщение в конце года.

Учебный план

Наименование раздела или темы.

Количество часов

Из них к –во

контр. работ

Кол-во работ по Р/речи

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

21 ч

1+ входная

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

24 ч

1

3

Предложение. Выражаем мысли и чувства.

12 ч

4

Текст

12 ч

1

5

Корень и окончание как части слов Размышляем о словах.

9 ч

1

Продолжаем  размышлять  о словах.

8 ч

1

Учимся решать главные орфог. задачи в корне слова.

44 ч.

2

4

Продолжение знакомства с составом слова. (Как устроены слова)

30 ч

3

Перелистываем учебник (Обобщение)

10 ч

ГИА

Итог

170 ч

10

17

Методы

        Решается ключевая орфографическая задача - научить младших школьников сознательно действовать при письме.

Осознанные орфографические действия предполагают :

а) обнаруживание орфограмм;

б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым  нужно воспользоваться;

в) применение правила , если оно известно;

г) самопроверку написанного.

Реализуется деятельностный подход к организации учебной работы:

1) введению новых знаний, как правило, предшествует постановка учебной задачи;

2) информация по возможности , не дается в готовом виде, а « добывается» в вместе с учениками;

 3) тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для решения фонетико-графических, грамматических, орфографических и речевых задач.

Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого второклассника, позволяющее не только правильно организовывать освоение того или иного учебного материала, но и в целом  формировать у начинающего школьника умение учиться.

Новым в организации учебной деятельности  является широкое использование специального средства обучения-тетради-задачника на печатной основе, представленного в 3 частях. Это  обязательное средство обучения.  Без него  учебник не может быть полноценно использован.        

Обучающиеся должны знать:

-пары согласных по глухости- звонкости;

-названия частей слова, способы их нахождения(изменение слова, подбор родственных);

-изученные орфографические правила написания(способы действия для выбора правильных букв):безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ

 знаков;

-виды предложений по цели и интонации по эмоциональной окраске).

Умения, формируемые в процессе обучения.

Речевые Слушать речь одноклассников на уроке,оцениватьее соответствие вопросу или заданию, требованиям к хорошей речи; строить свои собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью ,четкостью устной речи, соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»

Самостоятельно добывать информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения. обдумывая предмет речи ( о ком? или о чем?) и содержание сообщения,вопроса,просьбы,пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы,требования,пожелания,советы;строить предложения  с этими значениями и произносить их с  соответствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему(о чем?) и основную мысль(что?-в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов(после речевой и орфографической подготовки);проверять и улучшать написанное(с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать(с опорой на памятку).

Языковые (фонетико-графические и грамматические).

*Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов(с использованием элементарной транскрипции):обозначать звуки слова, устно и письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

*Проверять написанное с точки зрения графических ошибок, пропусков, замен, перестановок букв, а также неправильного  обозначения мягкости согласных  и звука (й), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции(слова –названия. указатели, помощники),узнавать названия предметов в косвенных падежах(без термина0 ставить вопросы к ним  и другим словам-названиям, выбирая правильный; кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.

*Подбирать родственные (однокоренные)слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными корнями(рис, рисовая, рисовать),от изменений одного и того же слова(река, речной, у реки, на реке).

*Осознанно действовать, проводя полный и частичный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль. а в ясных случаях и значение. Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

*Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам(наличие мысли и интонации ее конца).

*Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске);правильно ставить знаки на конец предложений при их записи.

Орфографические

.*Обозначать( или не обозначать)мягкость согласных звуков пред гласными. Использовать разделительные ь и ъ при обозначении звука (й)(сначала без их выбора, записывая как дробь, а потом осуществляя выбор.

*Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы которых известны.

Замечать буквы. на месте которых сочетаются две орфограммы(например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени(Олег, Анюта),в безударном слоге жи, или ши, в позиции мягкого согласного перед мягким,

если он парный по глухости-звонкости.(лезть, кость).

Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости –звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.

*Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости –звонкости в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ).Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы:по-,под-,на-,за-,до-.об-.от-,с-,в-;-еньк-.-оньк-,-ник-,-тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма « с окошками» для сознательного ухода от  орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

*Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

*Писать слова с непроверяемыми  орфограммами апельсин,арбуз.береза,билет.вагон.ванна.деревня.диван.дорога.желать,жжет,жужжит,заяц,здоровье,здравствуйте,интересно,капуста,картина,касса,кастрюля,

кефир,килограмм,кипеть,кисель.класс.колбаса.комната,компот.конфета.корзина.корова.котлета.кровать,лапша,лестница,лопата,магазин.макароны,мандарин,машина.медведь,молоко,морковь,мороз,обед,огурец.печенье.пирог,помидор,праздник,Россия,русский,сахар,сковорода,сметана,сосиска,стакан,суббота.тарелка,ужин,чувство,яблоко,ягода.язык.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

II класс  – 8 – 10;

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

II класс, в конце первого полугодия 25 – 30

II класс, в конце года    35 – 45

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной Оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Литература для учащихся:

Основная:

1.М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык 2 класс– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011г.;

2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык 2 класс. К тайнам нашего языка. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г..

3.Русский язык Т.В. Корешкова Потренируйся.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Дополнительная:

  1. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
  2. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2005
  3. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2005

Литература для учителя:

1 М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык 2 класс– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.;

2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык 2 класс. К тайнам нашего языка. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 г..

3.Русский язык Т.В. Корешкова Потренируйся.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

4.. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2005

5. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005

Тематическое планирование по русскому языку  2 класс

(5 часов в неделю. 170 часов: 128/42р.[1])

Дата

№п/п

Тема урока

Характеристика учебной деятельности

Д/ з

Прим.

I четверть - 45

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  И РАСШИРЕНИЕ СВЕДЕНИЙ (8 Ч.: 7/1 Р.)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Поговорим об ушедшем лете

2. О нашей речи

3. Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?»)

4. Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.

5. Повторение известного о звуках речи. Звуко буквенный разбор («Будем говорить понятно!»)

6. Совершенствование различных умений

7. Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?)

8. Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)

- Выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. Контролировать действия (чужие и свои). Оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р[2].)

- Находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.)

- Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. (К.)

Упр 4

Упр 7

Упр.14

Упр.20

Упр.27

Упр.32

Упр.38

ПРАВОПИСАНИЕ Ь МЕЖДУ ДВУМЯ СОГЛАСНЫМИ

(«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»)  (5 ч.: 4/1 р.)

9

10

11

12

13

1.Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн

2. Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место

3. Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт)

4. Закрепление правила написания ь между двумя согласными

5. Продолжение закрепления изученного

- Познавательный интерес к изучению русского языка, готовность преодолевать учебные затруднения. Проявление внимательного отношения к людям. (Л.)

- Ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике. (Р.)

- Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательной задачи (П-1.)

Анализировать, сравнивать,

классифицировать,

группировать языковой материал,

 фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. (П-2.)

- Участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь,

рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах одноклассникам и членам семьи. (К.)

Упр.43

Упр.48

Упр.53

Упр.60

СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА [Й,]. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Ь И Ъ («ЗА КАКИМИ БУКВАМИ ПРЯЧЕТСЯ ЗВУК [Й,]?»)

(5 ч.: 4/.)

14

15

16

17

18

1.Повторение известных способов обозначения звука [й,]

2. Знакомство с назначени-ем разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ

3. Формирование умения использовать разделительный ь

4. Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ

5. Обобщение: три способа обозначения звука [й,]

- Осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу. (Л.)        

- Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)

- Читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые; с помощью приобретённой информации проверять и оценивать сделанные предположения, выполненные действия; переводить информацию, представленную в табличной, модельной форме в словесную. (П-1.) Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, группировку, конструирование, моделирование, умозаключения, обобщения. (П-2.)

- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в учебное сотрудничество  с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К.)  

Упр.65

Упр.72

Упр.78

Упр.

84-86

Упр.

85

ПОДВЕДЁМ ПЕРВЫЕ ИТОГИ

(3 Ч.: 2/.)

19

20

21

1.Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем  – узнаем»

2. Подготовка к контрольной работе

3. Контрольная работа        

- Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)

- Фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке правильности выполнения учебных заданий, планировать определённые действия, в т. ч. умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)

- Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. (П-2.)

- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо. (К.)

Упр.87

Упр.91

ОРФОГРАММЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ И  ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ С «ОКОШКАМИ» (24 Ч.: 19/.)

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

1.Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово»)

2. Орфограммы безударных и ударных гласных

3. Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных

4. Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?)

5. Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы

6. Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

7. Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)

8. Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)

9. Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»)

10. Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

11. Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)

12. Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами

13. Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?»

14. Закрепление нового способа письма

15. Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4

16. Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»)

17. Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя»)

18. Совершенствование умений

19. Контрольная работа

20 .Работа над ошибками

21. Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками

22. Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга»)

23. Обучение словесному рисованию: сочинение загадок

24. Продолжение  сочинения  загадок и составления рецептов

- Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка.

Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.  (Л.)

- Ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме,

осуществлять самоконтроль,

адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р.)

-  Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника,

использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. (П-1.)

Осуществлять анализ с выделением существенных признаков,

делать умозаключение,

моделировать выводы, подводить факты языка под понятие,

проводить сравнение,

 классификацию по заданным критериям. (П-2.)

- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.  

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли,  дополнять и контролировать друг друга.

Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях. (К.)

Упр.99

Упр.105

Упр.110

Упр.113

Упр.119

Упр.124

Упр.128

Упр.134

Упр.139

.

Упр.145

Упр.150

Упр.154

Упр.157

Упр.158

Упр.166

Упр.170

Упр.173

Упр.178

Сочини загадку

II-четверть- 33

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  («Выражаем мысли и чувства»)  (13 ч.: 9/4р.)

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

Предложение: его назначение и признаки

1.Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?»)

2. Обучение построению предложений

3. Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

4. Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать

5. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

6. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные

7. Закрепление изученного о видах предложений

8. Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу»)

9. Построение ответов на вопрос «почему?»

10. Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»)

11. Обучение составлению пожеланий

12. Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»

13. Обучающий диктант

        

- Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств.

Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)

- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат.

Осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)

- Черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими. Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме. (П-1.)

Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.

Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.  (П-2.)

- Отвечать на вопросы персонажей учебника, строить небольшие монологи; рассказывать о приобретённых знаниях и умениях; соблюдать правила культуры общения;

 Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь.

Участвовать в диалоге и коллективной беседе.

Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.   (К.)

Упр.187

Упр194

Упр.201

Упр.207

Упр.212

Упр.214

Упр.220

Упр.223

Упр.226

Упр.232

Упр.233

ТЕКСТ  («Хочу сказать больше»)  (12 ч.: 9/.)

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

1.Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)

2. Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке»)

3. Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?»)

4. Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту»)

5. Упражнение в редактировании текстов

6. Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»).

7. Подготовка к диктанту

8. Контрольный диктант

9. Учимся письменному пересказу

10. Обучение первым изложениям

11. Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем)

12. Обобщение изученного о предложении и тексте

        

- Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать. (Л.)

 - Ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, осознанно выполнять инструкцию;  контролировать процесс и результат деятельности (своей и чужой), оценивать его и  вносить коррективы.  (Р.)

- Дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач. (П-1.)

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. (П-2.)

- Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.  

    Участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила  культуры общения.  (К.)

Упр.239

Упр.242

Упр.245

Упр.252

Упр.256

Упр.261

Сост слов. дикт

Упр.266

Упр.228

Упр.270

КОРЕНЬ И ОКОНЧАНИЕ КАК ЧАСТИ СЛОВ («Размышляем о словах»)  (8 Ч.: 7/.)

71

72

73

74

75

76

77-78

1. Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)

2. Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)

3. Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

4. Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня

5. Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений

6. Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)

7-8. Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к  Новому году

- Осознание важности понимания значения слов.  Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету (Л.)

- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий. (Р.)

-  Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач.  (П-1.) Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.  (П-2.)

- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким,  ко всем людям. (К.)

Упр.280

Упр.289

Упр.294

Упр.298

Упр.304

Упр.305

III-четверть – 53ч

СТРОЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ. «Продолжаем размышлять о словах»  (8 ч.: 7/.)

79

80

81

82

83

84

85

86

1. Однажды… Рассказ о зимних каникулах

2. Повторение изученного о словах

3. Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое»)

4. Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов

5. Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»)

6. Изменение названий предметов по «командам» вопросов

7. Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий

8. Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)

- Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.  Познавательный интерес к новому учебному материалу.  (Л.)

- Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (коллективно) новые задачи, выполнять действия для их решения.

Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.  (Р.)

- Осознавать необходимость новых сведений для решения учебно-познавательных задач. Черпать из учебника необходимую информацию, осмысливать значение новых терминов, трактовать их, проверять свои предположения по учебнику. Пользоваться различными словарями учебника.

Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, решать их. Находить в дидактическом материале требуемые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.  (П-1.)

Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать. (П-2.)

Обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.

Формулировать свои  суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения.

Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения. (К.)

ОБУЧЕНИЕ ПОДБОРУ ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ    (21 ч.: 16/5р.)

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106-107

1. Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки – какие они?)

Как искать проверочные слова для корня?

2. Способы подбора проверочных слов для названий предметов

3. Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

4. Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

5. Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

6. Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова – к правильной букве»)

7. Способы подбора проверочных слов для названий действий

8. Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

9. Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

10. Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

11. Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов

12. Значение слова и его написание («Снова о значении слова»)

13. Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова)

14. Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова

15. Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов

16. Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов

Обобщаем и стараемся писать без ошибок

17. Обобщение изученного по орфографии 

18. Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.

19. Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы

 20-21. Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка»)

- Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности.

 Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения;  осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма.

Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. (Л.)[3]

- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия.  

Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий.

Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления (Р.)

- Осознавать общий способ решения  задач,  понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде  моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач.

Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. (П-1.)

БУКВЫ НА МЕСТЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ («БУКВА НА МЕСТЕ ЗВУКА, КОТОРОГО НЕТ») (4 Ч.: 3/.)

108

109

110

111

1.Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения

2. Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю)

3. Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении

4. Закрепление изученного

Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения.

На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.  (П-2.)

VI-четверть- 39ч

РАБОТА НАД НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ (4 Ч.: 3/.)

112

113

114

115

1.Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь»)

2. Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»)

3. Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний

4. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами

- Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь.

Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других.

Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить  короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем. (К.)

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ОРФОГРАФИИ. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ («ПОДВЕДЁМ ИТОГИ»)

(7 Ч.: 4/3Р.)

116-117

118-119

120-121

122

1-2. Совершенствование всех приобретённых детьми умений

3-4. Обучающие проверочные работы

5-6. Контрольная работа

7. Совершенствование орфографических умений  

поступков как собственных, так и окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы. (Л.)

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самоконтроль. (Р.)

СОЧИНЯЕМ, ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ, РАССКАЗЫВАЕМ

(9 Ч.: 7/2Р.)

123

124-125

126

127

128

129

130-131

1. Обучение написанию поздравлений

2-3. Изложение «Подарок маме».

Подготовка поздравлений к 8 Марта. (При необходимости уроки передвигаются)

4. Изложение с выбором заголовка («Спасён!»)

5. Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

6. Продолжение работы над текстовыми умениями

7. Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны

8-9. Совершенствование речевых и орфографических  умений  

 

- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы. (Л.)

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самоконтроль. (Р.)

- Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму, (П-1.) Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использованных автором языковых средств, оценивать. (П-2.)

- Выбирать наиболее точные и выразительные средства языка при создании высказываний (текстов). Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков. (К.)

СОСТАВ СЛОВА  («КАК УСТРОЕНЫ СЛОВА?»)

 (23 Ч.: 23/6Р.)

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159-160

1. Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?»)

2. Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

3. Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!»)

4. Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»)

5. Разграничение приставок и предлогов

6. Значение, употребление и написание суффиксов

7. Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

8. Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)

9. Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов

10. Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов

11. Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)

12. Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

13. Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?»)

14. Закрепление способа действия при выборе разделительного знака

15. Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

16. Повторяем, готовимся к диктанту

17. Упражнение в решении орфографических задач

18. Тренировочные проверочные работы.

19. Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

20 Контрольная работа

21 Работа над ошибками

22. Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий

23. Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)

24. Упражнение в применении приобретённых знаний

25. Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова «Как сказать лучше?»

26. Написание словесных картин

27. Продолжение работы над правильностью и точностью речи

28-29. О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка»)

- Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе  как обучающейся личности. (Л.)

- Осознавать и принимать учебную задачу.

Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий.

Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.  (Р.)

- Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя.

Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную.

Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. (П-1.)

Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям,

работать с моделями,

 строить несложные рассуждения,

устанавливать причинно-следственные связи,

 делать выводы,

 формулировать их,

обобщать полученные сведения. (П-2.)

- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Создавать устные и письменные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства. (К.)

Перелистаем учебник  (10 ч.: 4/.)

161

162

163

164

165-

166

167

168

169

170

1.-3 Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям

4. Написание поздравлений к окончанию учебного года

5 Разговор  о значении слова

6 Итоговый диктант с грамматическим заданием

7 Анализ результатов итогового диктанта. Работа над ошибками

8 Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова»

9 Обобщение по теме «Перелистаем учебник. Повторение»

10.ГИА 2класс

- Познавательный интерес к наблюдениям за словом, к изучению русского языка. Удовлетворение от осознания своих достижений. (Л.)

- Осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить необходимые коррективы. (Р.)

- Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом, в том числе и «отрицательным» (словами, придуманными малышами); открывать «секреты» слов. (П-1.)

 Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П-2.)

- Размышлять над различными фактами языка, над их значением и употреблением, оценивать их, определять своё отношение.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов,  высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.

С пониманием относиться к затруднениям и ошибкам младших, стремиться к оказанию помощи.

 Соблюдать правила речевого поведения. (К.)


[1] Справа от черты указано общее количество выделенных резервных уроков, отводимых для дополнительного закрепления изучаемого материала. Место рекомендуемого использования этих часов показано в данном планировании тем же способом. Темы соответствующих уроков даны курсивом.

[2] Регулятивные, а чаще всего и другие универсальные учебные  действия   во втором классе, как и в первом, выполняются под руководством учителя, с его помощью.

[3] Универсальные учебные действия, формируемые при освоении всех тем данного раздела, в силу их единства указываются обобщённо, без повторения по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...

Рабочая программа по технологии (на основе авторской программы Н.И.Роговцевой) для 2 класса.

Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

программа внеурочной деятельности на основе авторской программы Дзятковской

Цель: формировать у пятиклассника стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни,  первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных ...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по ОБЖ (на основе авторской программы Л.П. Анастасовой)

Рабочая программа по ОБЖ (на основе авторской программы Л.П. Анастасовой) с 1 по 4 классы...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...