Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
рабочая программа (1 класс)

Храпунова Наталья Владимировна

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми  результатами  начального  общего  образования,  на основе  авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_literaturnoe_chtenie.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска «Средняя школа № 58»

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

протокол  _  от ________

руководитель МО _________/__________    

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СШ № 58»
___________Самойлюк В.Л.
приказ №___от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

.                   по _предмету    «Родной язык (литературное чтение)»                        

(предмет, внеурочный курс, кружок….)

уровень изучения: базовый

(уровень изучения: базовое, углубленное, профильное)

1«А» класс

                    Составитель : Храпунова Н.В.

                          ФИО педагога-составителя

2020 г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми  результатами  начального  общего  образования,  на основе  авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.

Рабочая программа по предмету «Родной язык (литературное чтение)» соответствует требованиям ФГОС ООП НОО и локальным нормативным актов  МАОУ «СШ № 58».

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598)
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • ООП НОУ МАОУ «СШ №58»
  • Учебный план МАОУ «СШ №58»
  •       Авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская  к курсу «Региональная литература» для

       1-4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.

Общая характеристика учебного предмета

        Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, в качестве литературы, рекомендованной для дополнительного чтения.  Программа «Родная литература. «Литература Дальнего Востока» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.

Основной целью является: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.

Задачами данного курса являются:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 2 класса «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.

Основные содержательные линии

Содержание курса «Родная литература» для каждого класса отражает основные содержательные линии:

  • Круг детского чтения.
  • Формирование приёмов понимания, прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  • Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  • Литературоведческая и краеведческая пропедевтика.
  • Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной  речи.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии учебным планом на курс "Родной язык (литературное чтение)" отводится 0,5 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет во 1 классе -  17 часов в год.

Содержание учебного курса

Тематическое планирование

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть

Библиотечный урок

Урок-театр

1.

И в школе, и дома

6

1

1

2.

Мой большой дом

4

1

1

3.

В народе говорят…

1

-

1

4.

Приходи, сказка!

6

1

1

Краткая характеристика содержания курса

  1. И в школе, и дома (6 часов)

Пётр Комаров «Первый урок», Борис Копалыгин «Букварь»,Елена Добровенская «Азбука», Борис Копалыгин «Азбука Морзе»,Степан Смоляков «О Мишке-хвастунишке»,Николай Наволочкин «Галя идёт в школу»; (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»), «Ручка из берёзового сучка» (Сказка); «Жадная» сестрёнка; Как мне быть? Валерий Шульжик«Вот такие чудеса»,Тамара Чинарёва«Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках),Елена Неменко«Простой вопрос»; «Выдумщица»,Олег Кузнецов «Капустное варенье»

  1. Мой большой дом (4 часов)

Елена Неменко «Таёжник»; «Разговор с Дедом Морозом»; «Саранка»; «Облачко», Евгений Кохан «Переулок между булок»; «Можно жить»; «Следы огня»,Виталий Коржиков «Дом у океана»; «Паучок»; «Гость»,Владимир Тыцких «История с акулой»; «Тресковая путина»; «Морской конёк»; «Краб»; «Про китов»

  1. В народе говорят… (1 час)

Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика» , Елена Неменко «Загадки на грядке», Галина Долинина «Отгадай»

  1. Приходи, сказка! (6 часов)

«Как медведь и бурундук дружить перестали» (нанайская сказка), Владимир Санги«Медведь и бурундук», Валерий Шульжик «Отважный муравей»; «Храбрый заяц»; «Правдивая история»; «Стихи о моей собаке»; «На птичьем базаре»; «Королевская сказка», Иосиф Курлат «Маленькие сказки для взрослых и детей»; «Кающийся воробей»; «Хрустик»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНОЙ ЯЗЫК (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Содержание курса «Родной язык (литературное чтение)» в 1 классе обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  2.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

по предмету «Родной язык (литературное чтение)» к концу 1 класса

Обучающие научатся:

  • читать вслух безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в  них основные логические части;
  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
  • рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;
  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • читать художественное произведение (в том числе и произведения вологодских авторов) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;
  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
  • различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
  • обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).
  • осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

Информационно-методическое обеспечение

  1. Учебно-методическая литература

Учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 1 классов «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-http://school-collection.edu.ru

2.Педагогическое сообщество. -http://pedsovet.su

3. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

4.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

  1. Технические средства обучения.

1.Компьютер.

2.Мультимедийный проектор.

3.Интерактивная доска.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Стр.

Дата

Примечание

план

факт

РАЗДЕЛ 1. И в школе, и дома (6 часов)

1

1

Пётр Комаров «Первый урок», Борис Копалыгин «Букварь».

2

2

Николай Наволочкин «Галя идёт в школу» (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»);

3

3

Смоляков «О Мишке-хвастунишке».

4

4

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках).

5

5

Елена Неменко «Простой вопрос»; «Выдумщица».

6

6

Олег Кузнецов «Капустное варенье».

РАЗДЕЛ 2. Мой большой дом (4 часов)

7

1

Елена Неменко «Таёжник»; «Разговор с Дедом Морозом»; «Саранка»; «Облачко».

8

2

Евгений Кохан «Переулок между булок»; «Можно жить»; «Следы огня».

9

3

Юрий Архаров «Еду к бабушке в село»; «В краю родном»

10

4

Владимир Тыцких «История с акулой»

РАЗДЕЛ 3. В народе говорят… (1 часов)

11

1

Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика». Елена Неменко «Загадки на грядке», Галина Долинина  «Отгадай».

РАЗДЕЛ 4. Приходи, сказка! (5 часов)

12

1

«Как медведь и бурундук дружить перестали» (нанайская сказка).

13

2

14

3

Валерий Шильник «Отважный муравей»; «Храбрый заяц»;

«Правдивая история»

15

4

Валерий Шульжик «Стихи о моей собаке»; «На птичьем базаре»; «Королевская сказка».

16

17

5-6

Елена Добровенская «Соловей и Солнце» (Сказка),

 Иосиф Курлат «Маленькие сказки для взрослых и детей»; «Кающийся воробей»; «Хрустик».

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________/ Колесник Е.В.

        "____"___________2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,

Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса по программе "Школа России" с УУД

Рабочие программы  для 2 класса по программе "Школа России", включают пояснительные записки и КТП с УУД по ФГОС...