Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
статья

Симоненкова Елена Евгеньевна

Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Ребенок играя, стремится все время вперед, к завершению начатого дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся». Автор: Симоненкова Е.Е.

Тема: «Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Василий Александрович Сухомлинский

В толковом словаре русского языка игра определяется как «действие по глаголу   «Играть»: «развлекаться, забавляться…» (Толковый словарь русского языка. Т.1, М., 1935, ст. 1128-1129).

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования различных игр в процессе обучения.

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. В начале ХХ века Шацкий Станислав Теофилович писал: «Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются … в определенных движениях, необходимых… как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место…».

В педагогической литературе появилось много определений игры. Пидкасистый Павел Иванович в своем труде «Технология игры» (М.: 1996 г. С.11) дал следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано: то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Использование игр  требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Ребенок играя, стремится все время вперед, к завершению начатого дела.

Период начального обучения   – самый важный в жизни школьника. Перед начальной школой поставлена первоочередная задача – обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий учителя.

В современном педагогическом процессе необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Роль учителя – организация познавательной деятельности ученика.

Активизация учебного процесса,  устойчивость внимания, устойчивость познавательного интереса   формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра.

Дидактическая игра:

- снимает чувство усталости

- раскрывает способности детей, их индивидуальность

- усиливает непроизвольное внимание.

Дидактические игры можно использовать, и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности. Систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию всех психических процессов у детей младшего школьного возраста.

Дидактическая игра особенно необходима в воспитании и обучении детей 1 класса. Первый год обучения является стартовым для формирования универсальных учебных действий. В 1 классе происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм, удается сконцентрировать инертных, или, наоборот, гиперактивных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабевает интерес к обучению, при ее чрезмерном, или неуместном использовании, ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, будет зависеть от цели, которую ставит учитель перед учеником.

Игровая задача часто заложена в самом названии игры.

Одним из важных элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними.

Виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные, игры-драматизации, работа с тренажерами, проблемно-диалогическая технология; ИКТ.

  1. Игры с предметами используются, например, на уроках математики: счетный материал при изучении чисел, изучения состава чисел, сложения и вычитания с помощью причисления по одному, отчисления по одному, сложения и вычитания через десяток.

  1. Настольно-печатные игры:

 - Составь открытку (сложение и вычитание)

 - кроссворды

 -  составь маленькие слова из большого

3. Игры-драматизации:

= чтение по ролям

= инсценировки

  1. Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учитель начальных классов может использовать работу с тренажерами.

Повышение качества знаний учащихся не возможно без хорошо отработанных навыков.

Тренажер – это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведенных до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

Во время устного счета

При закреплении нового материала

При проведении самостоятельной, проверочной работы

При игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные листы (тетради)  тренажеры,  через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной «Таблице успехов».

Ребятам очень нравится работать с тренажером и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные значения отрабатываются и доводятся до автоматизма.

  1. Проблемно-диалогическая технология

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и

найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

 

 

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

   Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

  

 

 

Учитель

Ученики

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

- Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? Читает загадку

  Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
 

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

  1. Информационно-компьютерные технологии.

Спектр использования возможностей ИКТ очень широк.  ИКТ должно помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, ни в коем случае не навредить. ИКТ является вспомогательным элементом учебного процесса, а не основной.

Сайт LearningApps.org – создание мульмимедийных интерактивных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...

Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...

Презентация к статье: Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.

Презентация к статье "Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся"...

«Использование малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся класса «Особый ребёнок».

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования....