Копилка интерактивных методов
учебно-методическое пособие

Тереля Алена Алиевна

Предлагаемая копилка предназначена для учителей начальных классов. Она раскрывает суть интерактивного обучения, основные правила организации, упражнения, которые учителя смогут применять на разных этапах уроках. Это позволит сделать урок еще более интересным, эффективным и результативным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_im_terelya_a.docx783.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Панченко»

А.А.Тереля

Копилка интерактивных методов,

игр и упражнений

для учителей начальных классов

                          C:\Users\алена\Downloads\966136_4.jpeg

Яшалта

2019 год

Пояснительная записка

Предлагаемая копилка предназначена для учителей начальных классов. Она раскрывает суть интерактивного обучения, основные правила организации, упражнения, которые учителя смогут применять на разных этапах уроках. Это позволит сделать урок еще более интересным, эффективным и результативным.

Оглавление

  1. Суть интерактивного обучения …………………4
  2. Основные правила организации интерактивного обучения ……………………………….…………5
  3. Упражнения, применяемые на разных этапах урока…………………………………….………...7
  1. Мотивация ……………………………….7
  2. Сообщение темы и ожидаемых результатов……………………………....12
  3. Актуализация знаний…………………...14
  4. Осознание смысла………………....…….21
  5. Рефлексия………………………………..30
  1. Список используемой литературы……………..35

Суть интерактивного обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact», где «inter» - это «взаимный», «act» - «действовать».

Интерактивный означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем-либо (например, человеком).

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении; учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли нал другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое.

 В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе.

 Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье.

Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое.

 Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое.

Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

Правило шестое.

 Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Упражнения, применяемые на разных этапах урока

  1. Мотивация

Упражнение 1. Игра – приветствие «Пожелание веселых пальчиков»

Заглянуть друг дугу в глаза, и подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук. Затем поочередно коснуться одноименных пальцев своего соседа, произнося на каждое прикосновение слова:

- Большие пальцы – желаю

- Указательные пальцы – успеха

- Средние пальцы – большого

- Безымянные пальцы – во всем

- Мизинцы – и везде

- Ладонь – здравствуй, удачи тебе!

Упражнение 2.  Игра – приветствие «Желаю добра» 

- Я желаю тебе добра! (рука на своей груди)

- Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

- Мы желаем друг другу добра! (обнимаются)

- Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

- Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Упражнение 3. Игра – приветствие «Привет, сосед!»

Учащиеся поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в лицо соседа, произносят следующие слова:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Можно придумать сопровождение слов движениями рук.

        

Упражнение 4. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте!»»

Проводится со всем классом одновременно, можно в парах.

Учитель просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.

  • Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
  • Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем – нибудь).
  • Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
  • Станет радостней (веселей) кругом (все произносят хором «Здравствуйте»).

Можно вместо «ртом» произносить «кивком», тогда после слов все дружно кивают головой.

Упражнение 5. Игра – приветствие «Печатная машинка»

Выбирается какая–нибудь фраза или коротенький текст для печатания, например:

«Здравствуйте, ребята,

Как ваши дела?»

Выбор длины фразы зависит от подготовленности участников. Можно взять четверостишие, в котором есть слово «здравствуйте» Выбранную фразу можно записать на доске.

Учащимся раздаётся по букве алфавита или только те буквы, которые встретятся при печатании текста, и те знаки препинания, которые встретятся в тексте. Условия печатания придумывает учитель, например:

  • согласные буквы – хлопнуть в ладоши;
  • гласные – проговорить вслух;
  • пробел между словами – всем встать;
  • запятая – топнуть ногами;
  • точка – хлопнуть ладонями по парте;
  • восклицательный знак – ударить ладонями о колени;
  • вопросительный знак – хлопнуть ладонями над головой.

Если кто-то из участников ошибся, то учитель или все хором произносят слово «Ам!», то есть убирается ошибка, и хором произносится слово «Вжик!». В конце текста участники игры встают.

Упражнение 6. Метод «Поменяйтесь местами»

  1. Все участники взаимодействия садятся в круг.
  2. Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов - 10 - 15.

Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:

  • уже проснулся;
  • жаждет деятельности;
  • пил на завтрак чай;
  • пил на завтрак кофе;
  • добирался до школы Пешком;
  • добирался до школы На общественном транспорте;
  • у кого хорошее настроение;
  • у кого есть что-то серое (черное и т. п.) в одежде;
  • у кого черная обувь;
  • хотел бы узнать что-то новое;
  • хочет общаться и т. д.
  1. Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.

Упражнение 7. «Найди лишнее»

            Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение  известного человека и т.п.)

Шаг 2. Вставьте в слова девиза урока лишние слова. Это могут быть названия цифр, животных, растений, школьных принадлежностей.

Шаг 3. Напишите на доске деформированный девиз.

Шаг 4. Попросите детей удалить лишние слова и прочитать девиз урока.

Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

Например: Без труодинда не вытадващишь и рытрибку из прчетыреуда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Упражнение 8. «Раздели слова».

Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение известного человека и т.п.) или тему урока.

Шаг 2. Запишите все слова слитно.

Шаг 3. Ученики должны разделить слова и прочитать девиз урока илди тему.

Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

Например: Использованиебольшойбуквывкличкахживотных (Использование большой буквы в кличках животных)

Упражнение 9. «Ледокол».

Шаг 1. Подберите стихотворение, которое можно нарисовать или показать с помощью движений, мимики и жестов, и которое напрямую относится к содержанию урока.

Шаг 2. Начните урок с этого стихотворения (прочитайте его с помощью рисунков или покажите движениями).

Шаг 3. Попросите учеников повторить этот «ледокол» за вами.

Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

Например: Улыбаюсь солнышку,

         Здравствуй золотое!

         Улыбнусь цветочку,

         Пусть он растет!

         Улыбнусь дождику,

         Лейсь, как из ведра!

         Друзьям улыбаемся,

         Желаем им добра.

 

Упражнение 10. «Бананы»

Шаг 1. Выберите ключевое слово урока.

Шаг 2. Выберите фразу, с помощью которой вы зашифруете это слово.

Шаг 3. Зашифруйте ключевое слово в выбранной фразе без изменения последовательности букв.

Шаг 4. Попросите детей найти и зачеркнуть фразу, чтобы получить ключевое слово урока.

Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

Например: зачеркните в этой строчке шесть букв так, чтобы оставшиеся буквы составили хорошо знакомое слово: ШБЕАСТНАЬБНУЫКВ (Зачеркивается фраза «шесть букв» и остается ключевое слово «бананы».)

Например: Тема «Существительное». Зачеркните главные слова в предложении и получите ключевое слово урока ГЛАВНЫСУЩЕЕСЛСТВИОВАВТЕЛЬЛОЖЕНОЕИИ (зачеркивается фраза «главные слова в предложении», и оставляется ключевое слово «существительное»)

Упражнение 11. Метод «Микрофон»

Шаг 1. Поставьте вопрос классу.

Шаг 2. Предложите детям какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона.

Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».

Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.

Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.

Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

Пример: Чтение. 2 класс. Тема: «Сказки русских писателей». Вопрос: Какие сказки вы читали? Назовите их авторов.

 Ю.Д. Владимиров «Чудаки». 2 класс. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Окружающий мир. 2 класс. «Про кошек и собак». Как необходимо ухаживать за кошкой и собакой?

2. Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.

Упражнение 1. «Дешифровщик»

Шаг 1. Определите ключевое слово темы урока.

Шаг 2. Зашифруйте его с помощью цифр.

Шаг 3. Попросите детей расшифровать и озвучить тему урока.

Пример: расшифровать тему урока.

Н.Н. Носов «Затейники». 2 класс.  4-2, 2-3, 1-2, 6-1, 4-4, 2-5, 2-1, 6-5, 2-1.

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Х  

А

Л

С

Ш

Ф

4

Ч

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

М

Н

У

П

Ц

К

Упражнение 2. «Домысливание»

Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим, изучим, узнаем,  проверим. С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.

        

 Упражнение 3. Метод «Зигзаг»

Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).

Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

  • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
  • Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Упражнение 4. Приём "Цветные поля"

Описание:  Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»;

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»;

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»;

чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке».

Пример. Применим на уроках русского языка, таких как самостоятельная работа с грамматическим заданием.

3. Актуализация знаний

Упражнение 1. «Мозговой штурм» (работа в группах или фронтально со всем классом)

Шаг 1. Разделите детей на группы по 5-7 человек.

Шаг 2. Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма».

Шаг 3. Работайте вместе.

Шаг 4. Выберите главного (спикера группы), который ведет обсуждение и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество, а количество идей.

Шаг 5. Дайте детям время на размышление, чтобы увеличить появление новых идей.

Шаг 6. Придерживайтесь правил «мозгового штурма»

  • Никакой критики.
  • Заимствование других идей – нормальное явление.
  • Желательно большое количество идей.
  • Оценка приходит позже.

Шаг 7. Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее по очереди и идеи не повторяются.

Пример: Сказки. Назовите по описанию виды сказок

 Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками      сказочных героев. (Волшебные)

Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости. (Бытовые)

Животные, растения, объекты неживой природы. (О животных)

Упражнение 2. «Мозговая атака» - карусель

Шаг 1. Выберите тему, которую можно разбить на подтемы или подгруппы вопросов.

Шаг 2. Напишите каждый вопрос или подтему на отдельном листе.

Шаг 3. Разделите учеников на группы по 4-5 человек.

Шаг 4. Раздайте каждой группе по таблице.

Шаг 5. Выберите, кто будет записывать идеи (секретарь), и раздайте им цветные маркеры.

Шаг 6. Укажите время, за которое надо дать ответ на вопрос.

Шаг 7. Каждая группа передает свои таблицы по кругу.

Шаг 8. Продолжайте упражнение, пока каждая группа не даст ответы на все вопросы.

Шаг 9. Каждая группа заканчивает свое движение на таблице, с которой начала.

Шаг 10. Изучить таблицы и обратить внимание на то, что было добавлено другими группами.

Например: Тема «Животные». Подтемы: насекомые, рыбы, птицы, звери.

Упражнение 3. «Углы»

Шаг 1. На больших листах бумаги напишите различные точки зрения на тему урока и пронумеруйте

Шаг 2. Объявите, какая точка зрения в каком углу размещена.

Шаг 3. Предложите детям присоединиться к какому-нибудь углу.

Шаг 4. Среди участников того же угла найдите себе пару и обговорите между собой причины выбора.

Шаг 5. Вместе со своим партнером объединитесь с другой парой из того же угла, что и вы, и перескажите причины выбора вашего партнера.

Шаг 6. Выберите в каждом углу спикера, который расскажет всей аудитории причины, названные в его углу.

Пример: начиная изучать времена года, ученикам предлагается выбрать любимое время года и назвать две причины, почему именно это время года является у них любимым.

Ваша любимая пора года?

Весна – зеленый;

Лето – красный;

Осень – желтый;

Зима – синий;

Упражнение 4. «Мозговая атака» «Пять слов – три слова»

Шаг 1. Объявляется тема обсуждения.

Шаг 2. Дети объединяются в группы по 4 человека.

Шаг 3. Каждый член группы самостоятельно 5 слов, пришедших на ум во время работы над определенной темой, на отдельном листе.

Шаг 4. Участники объединяются по четверо, обсуждают эти слова и  отбрасывают повторяющиеся.

Шаг 5. На большом листе бумаги секретарь группы записывает три слова, наиболее удачно характеризующие тему обсуждения. Листы вывешиваются на доске.

Шаг 6. Докладчики групп сообщают эти слова и объясняют всему классу.

Шаг 7. Обратить внимание на все слова, которые записали группы, проанализировать их и отбросить повторы.

Шаг 8. Составить короткий доклад по теме обсуждения на основе опорных слов.

Упражнение 5. «Интервью в три шага»

Группы по 4 делятся на пары, учитель дает вопросы для интервью.

Шаг 1. Каждый проводит интервью со своим соседом по паре.

Шаг 2. Ученики меняются ролями в паре.

Шаг 3. Объединитесь в группы по 4, каждый ученик рассказывает своей группе, что он узнал от соседа по паре.

Например: Как вы думаете, о чем, судя по названию, идет речь в данном рассказе?

Упражнение 6. «Встреча с героем»

Представьте, что вам предстоит встретиться с  героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать: про него самого, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, ответит герой?

Пример: «Ребята и утята»

Упражнение 7. Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Тема: «Имя существительное»

Это часть речи.

Обозначает действие предмета.

Конь, бегает, ручей, ловкий – все слова существительные.

Отвечает на вопросы кто? что?

Математика.

В 1 см – 10 мм.

Сумма чисел 15 и 3 равна 19.

У двузначных чисел десятки пишутся на первом месте, а единицы – на втором.

Уменьшаемое 64, вычитаемое 13, разность 51.

2 см 3 мм – 23 мм.

Упражнение 8. «Отгадывание кроссворда» 

Чтение. 2 класс. С.В. Михалков «Мой секрет», в выделенном столбце получается слово - секрет.

  1. Любимая детская зимняя забава. С  Н  Е  Ж  К  И
  2. Кем становятся дети, когда приходят в школу? У  Ч   Е  Н  И  К  И
  3. Любимая игрушка девочек? К  У   К  Л  А
  4. Бывает компьютерная, салочки, дочки-матери? И  Г Р  А
  5. Любимое лакомство девчонок и мальчишек. К  О  Н  Ф  Е  Т  Ы
  6.  Где ребята пишут классную или домашнюю работу? Т  Е   Т  Р  А  Д  Ь

Упражнение 9. «Кластер»

В центре доски записывается ключевое слово – тема урока. Обучающимся предлагается назвать основные составляющие

Пример: Русский язык. 2 класс. Обобщение по теме «Имя существительное»

Окружающий мир. 2 класс тема: «Виды транспорта»

В центре слово транспорт. От него 4 стрелочки: наземный, подземный, водный, воздушный.

4. Осознание смысла

Упражнение 1. Система обозначений «Помощь»

Шаг 1. Актуализация (обсуждение пред чтением или изучением).

  • Групповая «мозговая атака» по теме.
  • Записывание информации, полученной в результате «мозговой атаки» на доске
  • Классификация информации.

Шаг 2. Усвоение смысла (собственно чтение и изучение). Читая текст, дети делают обозначения: «+» - «Я это знал»; «-» - «Я это не знал»; «!» - «Это интересно».

Шаг 3. Рефлексия после обсуждения или прочтения.

Упражнение 2. «Ажурная пилка»

Дети должны быть готовы работать в разных группах.

Шаг 1. Каждая домашняя группа получает задание, изучает его и обсуждает материал.

Шаг 2. Распределить роли в группе: секретарь (ведет записи), докладчик (ставит вопросы по поводу содержания материала или докладывает о результатах работы группы), спикер (глава), секундант (следит за временем).

Шаг 3. Объединить детей в экспертные группы. В экспертных группах дети становятся экспертами в теме, которая изучалась в домашней группе.

Шаг 4. Каждый ученик по очереди за определенное время должен донести информацию до членов других групп и воспринять новую информацию от них.

Шаг 5. Дети возвращаются в домашние группы, где делятся информацией, полученной от членов других групп.

Шаг 6. Вырабатываются совместные решения и выводы.

Упражнение 3. Чтение с предвидением (методическая структура АУР «актуализация – усвоение – рефлексия»)

Шаг 1. Учитель выбирает хорошо изложенный и интересный материал для учеников, отвечающий их возрасту.

Шаг 2. Учитель должен самостоятельно прочитать и понять текст, а также поставить перед собой такие вопросы:

  • Почему я хочу, чтобы мои ученики прочитали этот материал?
  • Что ученики поймут, прочитав текст?
  • Что ученики должны понять, прочитав текст?
  • Какие проблемы или вопросы содержатся в тексте?
  • Каким опытом должны обогатиться и поделиться ученики, ознакомившись с текстом?

Шаг 3. Разбейте текст на части в тех местах, которые могли бы вызвать интерес у детей.

Шаг 4. Не делите текст на множество дробных частей. Важно выделить основную линию событий.

Шаг 5. После каждой части текста продумайте разные типы вопросов. Не ставьте очень много вопросов, это может привести к потере целостности текста, а соответственно и восприятия последовательности событий.

Шаг 6. Предупредить детей. чтобы они читали текст только до указанного места.

Шаг 7. После каждой остановки вести с детьми дискуссию. Уместно сосредоточить внимание на вопросах:

  • Про что эта история?
  • Какая проблема описывается в произведении?
  • Почему вы так думаете?
  • Как вы думаете, что произойдет дальше?
  • Что вы думаете о…?
  • Что вы чувствовали по отношению к определенному персонажу или событию?
  • Что бы вы сделали дальше?
  • Оправдались ли ваши ожидания?
  • Что вы думаете теперь?
  • Удивлены ли вы?

Шаг 8. А теперь прочитайте следующий отрывок и узнайте, что случилось далее.

Шаг 9. Упорядочить процесс обработки текста по схеме АУР так, чтобы ученики последовательно проходили стадии актуализации, прогнозирования, понимания, построения смыслов и рефлексии.

Упражнение 4. Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли)

 Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:

  • Позиция: «Я считаю, что…»;
  • Обоснование: «…потому, что…»;
  • Пример: «…например…»;
  • Выводы: «Поэтому я считаю…».

Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»:

  1. Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения.
  2. Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства.
  3. Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства.
  4. Обобщают свои мысли

Упражнение 7. Займи позицию (полезна для работы с дискуссионными вопросами и проблемами)

Шаг 1. Предложите ученикам дискуссионный вопрос и попросите их определить собственную позицию по поводу этого вопроса.

Шаг 2. Напишите три плаката: За. Против. Не знаю. Озвучьте проблемный вопрос. Например: Необходимо запретить охоту на зверей.

Шаг 3. Дети становятся возле выбранного ими плаката.

Шаг 4. Учитель выбирает нескольких учеников и просит их обосновать свою точку зрения или предлагает всем, кто разделяет ее, обговорить и выработать совместные аргументы в ее защиту, использовав метод «ПРЕСС».

Шаг 5. После изложения разных точек зрения учитель спрашивает, не изменил ли кто свою точку зрения и не хочет ли перейти к другому плакату.

Упражнение 8. Хорошо или плохо (применяется для рассмотрения проблемы с разных точек зрения)

Шаг 1. Сообщение проблемы для обсуждения.

Шаг 2. Дети рассматривают эту проблему с разных точек зрения, называя хорошие и плохие стороны.

Шаг 3. Составляют таблицу «хорошо – плохо» и аргументируют свои ответы.

Пример: обсуждается черта характера жадность.

Хорошо: человеку никто не мешает; он один и делает, что хочет и т.д.

Плохо: человек без друзей некомфортно, неуютно в этой жизни; страдает нервная система, так как постоянно возникает страх, что у него что-то попросят и т.д.

Упражнение 9. Метод «Дерево предсказаний» 

G:\интерактивные методы\img10.jpg

Описание: заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

G:\интерактивные методы\1510120561_slayd7.jpg 

Пример: Урок чтения. И.А. Крылов Стрекоза и муравей»

Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы.

Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

Упражнение 10. Метод «Поиск соответствий»

Выбрать имена прилагательные характеризующие черты главных героев. Опишите героя используя имена прилагательные.

Пример: Русская народная сказка «Каша из топора». 2 класс.

Солдат – храбрый, смелый, добрый, умный. Старуха – жадная, хитрая, сварливая.

Упражнение 11. «Ключевой момент»

Из списка пословиц учащимся необходимо выбрать ту, которая подходит к сказке и объяснить почему.

Пример: Русская народная сказка «Каша из топора»

Кашу маслом не испортишь.

Что в котёл положишь, то и вынешь.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Что в воду упало, то пропало.

С маслом и со сметаной бабушкин лапоть съешь.

Упражнение 12. Метод «Четыре угла»

Описание: создавать для каждого ученика условия, при которых ему самостоятельно надо сделать правильный выбор из четырёх предложенных вариантов ответа;

Обучающиеся должны разойтись к карточкам: «Да», «Нет», «Мне все равно», «Затрудняюсь ответить»

Пример: Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Правила вежливости»

Задумайтесь над вопросом, зачем надо знать правила вежливости?

Упражнение 13. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример: Русский язык

  • голова – Для чего создают зоопарк?
  • верхние косточки – исчезновение
  • нижние косточки – истребление
  • хвост – сохранение, знакомство с животными.

Упражнение 14. Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Домашние опасности".

Тонкий вопрос:  Какую опасность несут предметы? (картинки – ножницы, иголки, утюг, чайник, лекарства и прочее)

Толстый вопрос: Как необходимо себя вести, чтобы опасности стали безопасными?

Русский язык. 3 класс. Тема: «Приставка и ее роль в слове. Различие приставок и предлогов»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое приставка?

Почему приставка так называется?

Для чего она нужна?

Чем отличается приставка от суффикса?

Где пишется приставка в слове?

В чем отличие приставки от предлога?

Как обозначается приставка?

Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Упражнение 15. Метод «Да/нет»

Описание: формирует следующие универсальные учебные действия:

- умение связывать разрозненные факты в единую картину;

- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

- умение слушать и слышать друг друга.

Учитель задает обучающимся вопросы на которые следует ответ да/нет.

Пример: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

C:\Users\алена\Downloads\img16.jpg

5. Рефлексия

Упражнение 1.  Метод «Незаконченное предложение»

Шаг 1. Определяем тему для высказываний.

Шаг 2. Используя «микрофон», учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам завершить его.

Например: На уроке для меня наиболее важным открытием было…

Эта информация позволяет нам сделать выводы, что…

Это решение было принято, потому что…

            Сегодняшний урок научил меня…

Окружающий мир. 2 класс. Тема: «На воде и в лесу». Правила безопасности необходимо соблюдать во время…»

Чтение. 2 класс. Тема: «Из детских журналов»

Сказки пишут…

Статьи в газеты и журналы пишут…

Упражнение 2. Трехминутное эссе (свободное письмо)

Шаг 1. Дети пишут свои мысли о прочитанном произведении.

Шаг 2. Желающие читают свои сочинения в «кресле автора», которое ставится посередине класса.

Шаг 3. Изложение мыслей на бумаге не оценивается.

Шаг 4. Ученики уверены в своем праве высказывать мысли свободно, а также в уважительном отношении аудитории к их рассуждениям.

Шаг 5. Получив отзывы на собственные мысли, ученики имеют широкие возможности для их обсуждения.

Упражнение 3. Игра  «Карусель»

Область применения: данную игру можно использовать на любом уроке.

Цель: 1. Задать динамичный темп для ведения диалога.

           2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме.

Оборудование: 1. Карточки с заданиями.

                            2. Погремушка (для подачи сигнала)

1 .Построение (внешний и внутренний круг)

2.Вход и выход из диалога:

  • Поздороваться, пожав друг другу руки.
  • Договориться, кто первый начнёт.
  • Выполнить задание, поменяться ролями.
  • Поблагодарить.

После сигнала внутренний круг стоит на месте, а ребята из внешнего круга делают шаг вправо по кругу. Далее дети выполняют задание с новым партнёром и вновь передвигаются по сигналу.

«Карусель» поворачивается и т.д.

Упражнение 4. Игра «Ручеёк»

Область применения: Данную игру можно использовать на любом уроке. Число играющих — нечётное.

Цель: 1. Закрепить и обобщить знания детей по определённой теме.

            2. Отработать контроль в паре.

Оборудование:

           1. Карточки с заданиями

           2. Свисток (для подачи сигнала)

     Число играющих — нечётное. Дети встают в пары друг за другом так, как в аналогичной игре «Ручеёк». Один - лишний,  он - водящий. Учитель, начиная игру, даёт задание. Задания на карточках записаны так, что комплектуются новые пары с правильными формулировками. Учитель может находиться внутри игры.  Дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного (правильного) ответа.

Упражнение 5. Игра «Школа Разведки»

Область применения:   Данную игру можно использовать на любом уроке.

Цель: 1. Отработать взаимоконтроль в паре.

            2. Обобщить знания по определённой теме.

Оборудование:

  1. Карточки.

           2.Сигнал.

Детям объявляется, что они поступили на секретную работу. Раздаются секретные карточки; их нельзя никому показывать.

       Карточки - их 2: разведчики и генералы. Их главная цель пробраться в тыл противника и устроить как можно больше встреч с другими разведчиками, тем самым собрать команду и наибольшее количество информации.

       После соединения каждая группа должна доказать правильность такого распределения в команды.

       Усложняя технологию определённой формы работы, применяю соединение двух игр в парах сменного состава.

       Такое «совмещение» способствует повышению интереса детей, снижает утомляемость и осуществляет более глубокую индивидуализацию.

 Упражнение 6. Лесенка «Моё состояние» (учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки).

C:\Users\алена\Downloads\img_user_file_56e97bacb1f8a_7.jpg

Упражнение 7.

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня мое настроение?

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем я сегодня помог, порадовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было мое физическое состояние сегодня?

Список используемой литературы:

  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  3. Лизинский В.М.Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр "Педагогический поиск", 2004- 160 с.
  4. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.
  5. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008

Интернет-ресурсы

  1. http://infourok.ru/
  2. https://nsportal.ru/
  3. http://www.superidea.ru/ 
  4. http://festival.1september.ru/  
  5. http://www.rusedu.info/Article639.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интерактивные методы обучения"

В презентации представлен материал для методического обединения...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Копилка интерактивных методов, упражнений, игр

Методическое пособие для учителей начальных классов...

Копилка различных методов оценки самооценки и самоконтроля учащихся

Копилка различных методов оценки самооценки и самоконтроля учащихся в начальной школе....

Копилка активных методов обучения

Копилка методов обучения...

Копилка "Активные методы обучения"

Копилка "Активные методы обучения"...