Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Вязовцева Валентина Георгиевна

Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnd-rp-stupenki_mudrosti-poyasnitelnaya_zapiska.docx73.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По внеурочной деятельности  «Ступеньки мудрости»

Духовно-нравственное направление

Учитель:  Вязовцева Валентина Георгиевна

Класс 1-4

Общее количество часов по плану 135 часов

Количество часов в неделю  1 час

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа».Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 класс:2 ч.(сост. Р.Г. Чуракова, Н. А. Чуракова, О.А. Захарова). Стр. 135. — М.: Академкнига/учебник, 2013. (http//www.academkniga.ru)

Лопатина А. А., Скребцова  М. В. «Ступени  Мудрости» 50 уроков о добрых качествах, Москва,  «Амрита - Русь», 2005

« » мая 20   г.                                        ________________

                                                                                                                                                      (подпись учителя)

г. Новый Уренгой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Ступеньки мудрости»

1-4 классы

Направление «Духовно-нравственное»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы в том, что сейчас, на рубеже тысячетелетий, ни у кого не возникает сомнения в том, что будущее человечества- это мирное сотрудничество разных стран и народов.Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства.     Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Новизна  данной программы в том, что Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни;
  •  справедливость;
  •  милосердие;
  •  честь;
  • достоинство;
  • свобода совести и вероисповедания;
  • толерантность,
  • представление о вере, духовной культуре и светской этике;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип  гуманизма;
  • принцип практической направленности.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Личностными результатами по каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание следующих нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

  • появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе,
  • способности индивидуально воспринимать окружающий мир,
  •  иметь и выражать свою точку зрения,
  •  стремления к созидательной творческой деятельности,
  •  целеустремлённости, настойчивости в достижении цели,
  •  готовности к преодолению трудностей,
  • способности критично оценивать свои действия и поступки.

Познавательные УУД

  • положительное отношение  к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания,  умения,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  •  осваивать новые виды деятельности,
  •  участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества,
  • признание для себя общепринятых морально-этических норм,
  • способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,
  • интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте
  •  готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
  •  действовать по плану;
  •  контролировать процесс и результаты деятельности,
  •  вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения,
  •  осознавать возникающие трудности,
  •  искать их причины и пути преодоления.    

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
  • формулировать собственные мысли,
  •  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  строить небольшие монологические высказывания,
  •  осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Предметными результатами изучения программы «Ступеньки мудрости»  является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основные моральные нормы поведения и их выполнять;
  • об источниках наших нравственных знаний.
  • о  совести как основе нравственности.

Уметь:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Условия реализации программы

 Каждый учащийся должен иметь место для деятельности, соответствующее теме занятия. Для  занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия, деятельности. Каждый ребенок должен иметь возможность получать своевременнуюи полноценную консультацию и помощь от педагога. Педагог должен владеть в совершенстве материалом занятия, как в конструктивном, так и в тематическом и информационном плане.

Особенности организации внеурочной деятельности.

Программа ориентирована на учащихся начальной школы. Курс обучения рассчитан на 4 года.

1 год – учащиеся 1-х классов, возраст  6-8 лет,

2 год – учащиеся 2-х классов, возраст  7-9 лет,

3год – учащиеся 3-х классов, возраст  8-10 лет,

4год – учащиеся 4-х классов, возраст 9-11 лет.

Программой первого года обучения предусмотрено 33 часа. Последующие годы обучения включают в себя по 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Ведёт их учитель начальных классов. Занятие имеет определенную структуру: игры, чтение и обсуждение сказки, творческое задание, рисунок, домашнее задание. Участниками  программы могут быть также родители, педагоги, психолог, администрация.

          Каждый год обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей формирования духовно-нравственного воспитания и развития.

Методическое обеспечение

Для решения перечисленных выше задач в ходе проведения занятий используются следующие методы и подходы:

-    индивидуальный;

  • личностный;
  • продуктивный;
  • проблемно-поисковый.

Одним из непременных условий успешной реализации  целевой программы  является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию интеллектуальных и  творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

  В ходе реализации программы используются коллективные и групповые организационные формы занятий.   Значительное место при проведении занятий занимают игры, в том числе и сюжетно-ролевые.

Способы преподнесения материала различны. Это и введение сказочных героев, выбор сюжета в виде путешествия, экспедиции и др. Такие приёмы, как использование элементов драматизации, создание комических ситуаций, включение игр, позволяют сделать занимательными те или иные этапы занятия. Занятия направлены на глубокое переживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Дети учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать. Итогом работы по определенной теме могут быть проведены совместные праздники класса, школы, организация совместного переживания событий взрослыми и детьми. Именно, целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого -не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого  общества и счастливой жизни человека.

Критерии оценки результатов.

Воспитательные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от классак классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –

поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за

выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул

нравственного поведения и опора торможения нежелательных(безнравственных) действий

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

 К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика (Приложения)

Учебно-тематическое планирование занятий «Ступеньки мудрости»1 класс

№п/п

Название темы

Теория

Практика

Итого

Вводное занятие «Ступеньки мудрости от А до Я»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…бережливости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…бескорыстии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…благодарности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…вежливости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о… гордости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о… доброте»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

 Итоговое занятие за 1 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим о…дружбе»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…единстве

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…любви к маме»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…заботливости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…красоте души»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…кротости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…любознательности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Итоговое занятие за 2 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим о…милосердии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…мастерстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…нежности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…отзывчивости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…правдивости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…прощении»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…радости и улыбке»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…скромности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Итоговое занятие за 3 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим о…трудолюбии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…уважении»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…упорстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…чуткости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…храбрости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…умении видеть хорошее»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…щедрости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Заключительное занятие «Ступеньки мудрости от А до Я»

---------

1 час

1 час

В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны

 знать:

  • Изученные понятия этических норм поведения
  • Правила вежливости и красивых манер.
  • Заповеди и соответствующие притчи

уметь:

  • Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
  • Вести себя достойно в общественных местах.
  • Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
  • Быть доброжелательными.
  • Сострадать животным, не обижать их.
  • Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
  • Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

Учебно-тематическое планирование занятий «Ступеньки мудрости»2 класс

№ п/п

Название темы

Теория

Практика

Итого

1

«Ступеньки мудрости от А до Я»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

2

«Поговорим об…аккуратности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…бережном отношении к природе»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…взаимопомощи»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…верности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…гостеприимстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о… добросердечии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

 Итоговое занятие за 1 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим  о…достоинстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о… дружелюбии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…жертвенности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…испытаниях и страданиях»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…даре любви»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о… любви к животным»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о… мечте»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

 Итоговое занятие за 2 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим о…мудрости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…надежде»»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…поисках прекрасного»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…мужественных поступках»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…ответственности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим об…умении жить без предрассудков»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…служении людям»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…справедливости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  об…умении сотрудничать»»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

 Итоговое занятие за 3 четверть

---------

1 час

1 час

«Поговорим о…сочувствии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…стремлении к свету»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…роли ума в жизни человека»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  об…умеренности»»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим о…таланте и упорстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговори о…целеустремленности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

«Поговорим  о…чести и честности»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Заключительное занятие «Ступеньки мудрости от А до Я»

---------

1 час

1 час

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны

знать:

  • Заповеди и правила этикета.
  • О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках
  • Каким должен быть воспитанный человек.
  • Афоризмы и пословицы

уметь:

  • Исполнять заповеди и правила этикета.
  • Выполнять обещания.
  • Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
  • Быть сострадательными к чужому горю.
  • Не обижать животных и птиц.

Учебно-тематическое планирование занятий «Ступеньки мудрости»3 класс

№ п/п

Название темы

Теория

Практика

Итого

1

«Ступеньки мудрости от А до Я»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

2

«Поговорим об…альтруизме»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

3

«Поговорим  об…истинном богатстве»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

4

«Поговорим о…великодушии»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

5

«Поговорим  о…вере »

0,5 часа

0,5 часа

1 час

6

«Поговорим о…взаимопонимании »

0,5 часа

0,5 часа

1 час

7

«Поговорим  о…доверии »

0,5 часа

0,5 часа

1 час

8

 Итоговое занятие за 1 четверть

0,5 часа

0,5 часа

1 час

9

«Поговорим  о… законах доброты»

---------

1 час

1 час

10

«Поговорим   о…силе единства»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

11

«Поговорим  об…умении не завидовать»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

12

«Поговорим  о…заботе о других»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

13

«Поговорим  о…силе знания»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

14

«Поговорим  о…мире красоты»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

15

«Поговорим  о…красоте души»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

16

 Итоговое занятие за 2 четверть

0,5 часа

0,5 часа

1 час

17

«Поговорим  о…любви к Родине»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

18

«Поговорим о…секретах трудолюбия»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

19

«Поговорим о…сокровищах мудрости»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

20

«Поговорим о…языке природы»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

21

«Поговорим о…языке сердца»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

22

«Поговорим  о…смысле жизни»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

23

«Поговорим о…силе слова»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

24

«Поговорим о…совести»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

25

«Поговорим  о…сострадании»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

26

 Итоговое занятие за 3 четверть

0,5 часа

0,5 часа

1 час

27

«Поговорим о…стремлении к совершенству»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

28

«Поговорим о…счастье »

0,5 часа

0,5 часа

1 час

29

«Поговорим о…судьбе человека»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

30

«Поговорим о…свете улыбки»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

31

«Поговорим  о…способности радоваться»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

32

«Поговорим  о…мире чистоты»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

33

«Поговорим о…щедрости души»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

34

Заключительное занятие «Ступеньки мудрости от А до Я»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны

 знать:

  • Ранее изученные заповеди и афоризмы.
  • Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
  • Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
  • Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
  • Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

уметь:

  • Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
  • На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
  • Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
  • Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
  • Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
  • Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках

Учебно-тематическое планирование занятий «Ступеньки мудрости»4 класс

№ п/п

Название темы

Теория

Практика

Итого

 «Ступеньки мудрости от А до Я»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Внутренняя и внешняя красота

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Всем ли нужна мудрость

0,5 часа

0,5 часа

1 час

В чём сила любви

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Где прячется счастье

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Для чего нужен друг

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Для чего нужна сила

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Диспут- разговор по душам

---------

1 час

1 час

Если ты справедливый

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Золотое правило жизни

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Как жить в гармонии с миром и с собой

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Как найти свое призвание

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Как найти себя

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Как научиться прощать

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Как научиться радоваться

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Игра - Звездный час-

---------

1 час

1 час

Как стать лучше

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Какое дело самое лучшее на свете

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Кто достоин уважения

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Можно ли нарушить клятву

0,5 часа

0,5 часа

1 час

На кого нужно надеяться

0,5 часа

0,5 часа

1 час

На что похожа нежность

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Нужна ли человеку природа

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Нужно ли доверять людям

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Нужно ли спасать врагов

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Праздник –Минута славы

---------

1 час

1 час

Почему «Ученье свет, а неученье - тьма»

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Почему скучно учиться

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Стоит ли быть добрым

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Чем можно гордиться

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Что в жизни самое главное

---------

1 час

1 час

Что влияет на нашу судьбу

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Я сам за себя отвечаю

0,5 часа

0,5 часа

1 час

Итоговое занятие-«Ступеньки мудрости от А до Я»

---------

1 час

1 час

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны

знать:

  • основные моральные нормы поведения и их выполнять;
  • об источниках наших нравственных знаний.
  • о  совести как основе нравственности.

уметь:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Распределение основного содержания курса внеурочной деятельности «Ступеньки мудрости» в1-4 классах по  темам представлено в следующем разделе программы, который включает календарно-тематическое планирование.

Литература для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”, 2007.
  2. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практическое пособие для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  9. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  10. Лопатина А. А., Скребцова  М. В. «Вершины  Мудрости» 50 уроков о добрых качествах, Москва,  «Амрита- Русь» 2005г;
  11. Лопатина А. А., Скребцова  М. В. «Начала Мудрости» 50 уроков о добрых качествах, Москва,  «Амрита- Русь» 2005г;
  12. Лопатина А. А., Скребцова  М. В. «Ступени  Мудрости» 50 уроков о добрых качествах, Москва,  «Амрита- Русь» 2005г;
  13. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  14. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  15. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  16. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  17. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  18. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  19. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.
  20. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  21. Энциклопедия этикета. – СПб.: Мим-Экспресс, 1996.
  22. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  23. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень.

Приложение 2

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
  2. За что хвалите, за что наказываете?
  3. Как поощряете? Как наказываете?
  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование обучающихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")

Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....

Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...

Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса

Рабочая программа кружка  «Логические ступеньки» для 1 класса...