Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.
статья

Хабинова Октябрина Ринчиновна

           Философской основой работы  для себя  определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение- это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей (Якиманская И.С.)    В технологии личностно –ориентированного обучения центр всей  образовательной системы – индивидуальность детской личности: следовательно: методическую основу этой технологии составляет дифференциация и индивидуализация обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл att_tehnologii.docx109.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.

  «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

 В стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам образования, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Моя первостепенная задача  - превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

Обучение на дому детей с ОВЗ - это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий в нашей школе, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива. Она предусматривает создание специальной образовательной среды, для получения качественного образования, а также развитие их индивидуальных способностей.  В процессе обучения в нашей школе  обеспечивается  щадящий режим проведения  занятий,  осуществляется  социализация  детей с ОВЗ через проведение совместных с учащимися классов  адаптационных уроков, занятий коррекционного блока, внеклассных воспитательных мероприятий, предметных недель, включение во внеурочную деятельность: таких  как посещение театров: музеев, библиотек. С помощью индивидуальной программы реабилитации дети, обучающиеся могут получить сопровождающую коррекционную  помощь логопеда, психолога и других специалистов.

           Философской основой работы  для себя  определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение- это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей (Якиманская И.С.)    В технологии личностно –ориентированного обучения центр всей  образовательной системы – индивидуальность детской личности: следовательно: методическую основу этой технологии составляет дифференциация и индивидуализация обучения.

Индивидуализация обучения означает, что она  ориентируется на индивидуально – психологические особенности отдельного ученика. У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы  на уроке ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Характер усвоения учебного материала отличается от возможностей обычных школьников, в силу их образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал,  тщательно разрабатываю  и реализую  индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ, адаптирую  объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающегося, для чего значительно детализирую разделы учебной программы: учебный материал  преподношу  небольшими порциями, усложняя  его постепенно, использую  способы облегчения трудных заданий. Обучение  наших детей носит коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов.  Весь учебный процесс  строится с учетом этих особенностей.

Здоровьесберегающие технологии.

Особенно актуальным данные технологии становятся для нашей школы, так как наши дети уже имеют проблемы со здоровьем, врожденными или приобретенными. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

 Для достижения поставленных целей я решаю следующие задачи:

-соблюдение  санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

-  дозировка учебной нагрузки;

- построение  урока  с учетом психофизических особенностей: работоспособности  учащегося;

- создание благоприятного психологического  климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

- стимулирование  учащегося к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

-  проведение физкультминуток и  различных динамических пауз на уроках.

Использование данной технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

Игровые технологии. Цель: находить пути решения через игровую деятельность. Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к изучаемому   материалу, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.  Зная, что любая игра должна способствовать решению основной учебной цели и задачи урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей стараюсь органично «вплести» ее в ткань урока и при этом всегда помню о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

-игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

 -игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

-игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным;

Игра решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, учитель-группа.(например, на уроках адаптации)

Игру или игровой момент я провожу на различных этапах урока. Далее мною представлены лишь малая доля игровых упражнений. Например, на уроках обучения грамоте:

1«Оживление». Ученику предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)

 На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»:

- Какую по твоему мнению одежду носит звук М?

- Как ты думаешь, какой звук спрятал от тебя своё имя: О, М, Х или Ц?

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

На уроках математики с удовольствием  дети «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство с использованием ИКТ и при встрече с каждым героем  ребенок выполняет определённые математические задания от сказочных героев или  пропуск  на следующий этап

 Например: у Цыреновой Дари: преобладает кинестетический тип восприятия , поэтому на переменах мы перекидывали друг другу мяч, называя гласные буквы, последовательность букв в словах, последовательность чисел. После игр с перекидыванием мяча  Дари  лучше стала запоминать числа, при письме допускала  меньше ошибок.

  Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

 Проблемное обучение. Мечта каждого учителя – это интерес в глазах ученика. Что же может породить этот интерес? Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание. Мне бы хотелось предложить фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроках, которые проводились мною.

  Математика. Ученики младших классов трудно представляют временные понятия, как секунда, минута, год, век. С этой целью при изучении данной темы я провожу интересные виды работ: нарисовать геометрические фигуры, записать ответы к примерам, решить разного типа задачи за определённое количество времени (в течение минуты). Знакомлю детей с данными статистики - минута в жизни государства, данные беру из СМИ. Прошу рассказать, что успевает сделать ученик за минуту, за час, за сутки (из режима дня). Ученики сами составляют задачи, используя данные о возрасте своих родных, сравнивают их возраст с возрастом долгожителей страны. Подбираю интересные данные о продолжительности жизни человека, животных, растений, спортивные рекорды, о скоростях полёта насекомых, птиц, самолётов, космических кораблях, о скорости движения транспорта, животных.

Русский язык: 2 класс

А. На уроках объяснения нового материала предлагаю следующие задания, позволяющие ученику самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравни правый и левый столбик.
Я ученик первого класса.                                        Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.                     В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради,                                   Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

4. Выпиши пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Задание 2. Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, Улан- Удэ, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?

2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .

Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что?  кто? - это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?

    Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества: 
•  Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 
• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 
• Нацелена на формирование универсальных учебных действий; 
• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.

Технология проектного обучения. Ведущее место методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

 

 Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Моя основная задача выбрать проблему для проекта, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В своей практике стараюсь активно применять метод проектов в своей педагогической деятельности. Мои ученики по  мере своих возможностей выступают с проектами на НПК разного уровня.

Учеб

год

Фамилия, имя

уровень

Наименование конкурса

результат

2014-2015

Маслова Лиза

школьный

НПК

Тема: «Мой кролик Кузя»

2 место

2016-2017

Цыцыкова Саяна

школьный

НПК

Тема:«Выращивание фиалки из листа»

3  место

2017-2018

Тимухина Таисия

республиканский

НПК«Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

Тема:«Зацветет ли одуванчик вновь?»

диплом

2018-2019

Желаев Артем

школьный

НПК

Тема: «Телефон- что это?»

2 место

Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.

Информационно-коммуникационные  технологии

Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

- использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе;

-сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

-формировать и развивать коммуникативную компетенцию.

  Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. на уроках - мои  помощники. В своей работе использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к урокам, к отдельным темам, составляю   тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций. Компьютер помогает мне сделать  уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Применяю различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на разных этапах урока(при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); при организации внеурочной деятельности учащихся.  Применение ИКТ дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. У учащихся повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером. С использованием ИКТ провожу физкультурные музыкальные паузы с различными двигательными упражнениями. При подготовке к урокам использую электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Использование компьютерных технологий позволяет мне:

Повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета.

Сравнительно быстро проводить проверку качества знаний при полной объективности. Обеспечить обратную связь.

Повысить темп и плотность урока.

Сделать обучение и воспитание творческим.

Повышать своё профессиональное мастерство.

 Вместе с детьми учимся создавать презентации - совместная работа сближает, объединяет, вдохновляет на новые проекты. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает  учебный  процесс,  развивает  творческие   способности,  вызывает  живой  интерес  учащихся,  создаёт    положительную  мотивацию  к  самообразованию.

 Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета. Являюсь активным пользователем на сайтах, полезных для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Современный учительский портал» «Инфоурок», «Учительский портал» и другие.  

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже. На мой взгляд, для достижения положительных результатов обучения, нужно использовать разные педагогические технологии. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т. д. 

Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что применение современных  технологий и методик приводит к стабильным результатам, способствует всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательной деятельности.

В условиях реализации требований ГОС НООнаиболее актуальными становятся технологии:● Информационно – коммуникационная технология;которой отводится большое значение, т.к. ученикдолжен владеть инф...

Мастер-класс на тему: «Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

Мастер-класс на тему: «Реализация современных образовательных технологий на уроках математики» Цель: распространение опыта работы учителя начальных классов по использованию совр...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.   Дело в т...

Мастер-класс на тему: «Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

Данный материал  является  методической разработкой для использования уроков математики в начальной школе....