Статья"Коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках в начальных классах"
статья (2 класс)

Макарова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках русского языка и окружающего мира во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках в начальных классах

Бурное развитие в последнее время новых информационных технологий, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры.

       Итоги опроса родителей учащихся начальных классов (В какие игры ваш ребёнок играет дома?) нескольких московских школ и школ Московской области показали, что дома дети предпочитают компьютерные игры или электронные приставки (90%) тем играм, которые придумывают сами (10%).

        Что делает популярной компьютерную игру? Соединение эмоциональной привлекательности, которое присуще игре в целом, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и других возможностей компьютерной техники. «Компьютерные игры являются наиболее распространённым программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: графику высокого разрешения, анимацию, звуковое и голосовое сопровождение, которые присутствуют практически во всех современных играх» (Борзенко А., Фёдоров А. Мультимедиа для всех.- М.: ТОО фирма КомпьютерПресс, 1995. - 222 с., ил., с.8)

          Свойства компьютерных игр целесообразно использовать для развития связной речи, которая вбирает в себя все остальные навыки речевых умений и реализует основную функцию языка – общение между людьми и способность к самовыражению.  

 В качестве примера данного вида работы приведём использование содержания электронного диска «Тим и Тома. Каникулы на тропическом острове» (компания «Новый диск»)  на уроке русского языка во 2 классе  по теме «Упражнения в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными»

Основное содержание мультимедийной истории: «Белый медведь Тим и его друг забавный зверёк Тома приезжают на тропический остров».    

Цель использования диска на уроке: а) составление небольших рассказов по видеоматериалу, б) отработка навыка написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.  

 Организация работы по составлению рассказов проводится следующим образом: для урока необходимо отобрать фрагменты, которые выводятся на экран интерактивной доски и демонстрируются с комментариями и вопросами учителя.

Кадр 1. Изображение тропического острова.

Кадр 2. В лодке к острову подплывает белый медведь.

Кадр 3. Появление на острове необычного зверька Томы.

         В процессе работы с кадрами применяются такие приёмы работы, как:

- описание увиденного на экране;

- разыгрывание ситуации знакомства Тима и Томы;

 - фантазирование  о приключениях анимационных героев,

 - составление рассказов с использованием опорных слов, выписываемых учителем во время беседы на доске.    

         Итогом данного вида работы является создание собственных речевых произведений учащихся – рассказов о приключениях белого медведя Тима на тропическом острове.

Примеры рассказов детей:   

1. «Однажды белый медведь Тим отправился отдыхать на тропический остров. На острове он сразу обгорел. Ведь Тим – житель севера, привыкший к холодам, не знал, как защищаться от загара. Вот так белый медведь превратился в бурого».

 2.  «Белый медведь Тим побывал на тропическом острове. Сколько удивительного он там увидел: разные растения, которые в его краю совсем не растут, так как на севере, откуда Тим родом, сильные холода. А ещё белый медведь познакомился с разными животными и подружился с ними. Вернувшись домой, он стал переписываться с новыми друзьями».

 Решение второй учебной задачи – освоение слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными – можно организовать таким образом: выбирается видеофрагмент с изображением песчаного пляжа с ракушками (5 розового цвета с картинками и 5 жёлтого цвета со словами) и сидящими в гамаках Тимой и Томой.

Учитель: «На экране Тим и Тома весело играют на пляже с ракушками, в которых записаны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными. В игре запоминание происходит легче. Давайте тоже  поиграем. Усложним нашу игру. Слова нужно запоминать. Разделитесь по парам и распределите роли: кто из вас будет Тим, а кто Тома».

          Алгоритм учебного действия:

◄ Дети садятся за компьютеры по два человека, распределяют роли и выполняют задание: даётся два ряда закрытых ракушек – жёлтые, в которых записаны слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными и  розовые, в которых даются соответствующие словам картинки.

◄ На несколько секунд ракушки  открываются и дети соотносят слова и картинки.

◄ Ракушки закрываются.

 ◄  Ученик имеет право открыть розовую ракушку, вспомнить слово и его вербальное изображение.

◄ Способ самопроверки: найти соответствующую этой картинке жёлтую ракушку.

 ◄Если открыл правильно, ракушки исчезают, и так продолжается, пока не исчезнут все ракушки.

В этой игре побеждает та пара, которая быстрее выполнит задание.

     

На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «В гости к весне» можно поработать с содержанием электронного диска «ПМК Радуга в компьютере».

Учащиеся садятся за компьютеры парами для выполнения заданий и организации совместной речевой деятельности.

Краткое содержание диска: «На первом кадре изображение двух космических ракет, запуск которых являются сигналом для начала выполнения задания. На следующих кадрах записаны тексты загадок о каждом месяце весны, слова-отгадки представлены в виде анаграмм».

Цель использования диска:  закрепить навыки работы с текстом-загадкой; составление собственных загадок.

Тексты загадок:

Шагает красавица,                               Яростно река ревёт

Легко земли касается.                         И разламывает лёд.

Идёт на поле, на реку,                         В домик свой скворец вернулся,                        

И по снежку, и по цветку.                  А в лесу медведь проснулся.                      

                             ВЕНСА?                  В небе жаворонка трель.

                                                               Кто же к нам пришёл?

                                                                                АЛРЕПЬ?

Дует южный тёплый ветер,                     Зеленеет даль полей

Солнышко всё ярче светит,                     Запевает соловей.

Снег худеет, мякнет, тает,                       В белый цвет оделся сад,

Грач горластый   прилетает.                    Пчёлы первые летят.

Что за месяц? Кто узнает?                       Гром грохочет. Угадай,

                  ТРМА?                      Что за месяц это?

                                                                                      АМЙ?

Алгоритм выполнения упражнения с игровыми элементами:

◄На экране две космические ракеты (могут играть один или два ученика), которые нажатием на них стрелки «запускаются»

◄ Появляются записи загадок

◄ Каждое слово отгадывается отдельно нажатием стрелки на нужные буквы и расстановкой их в соответствующем слову порядке, затем стрелка «нажимает» на вопросительный знак: если слово отгадано верно – на экране залпы салюта, если неверно – звучит предупреждающий сигнал.

◄Когда все слова отгаданы, появляется табло с окончательными результатами и объявляются итоги игры. 

На данном уроке использованы следующие приёмы:

1) работа с текстом-загадкой (учащиеся дают определение и  вспоминают особенности построения загадки, с которыми познакомились на уроках литературного чтения),

2) ведение диалога – обсуждение, как лучше выполнить задание,

3) вежливое обращение к собеседнику,

4) поддержание разговора,

5) оформление своих мыслей в устной и письменной (составление и запись загадок) форме.

          Таким образом, использование коммуникативно-игровых приёмов работы с мультимедийным материалом на уроках  развивает:

 монологическую речь: каждое своё действие ребёнок сначала продумывает и только потом реализует на компьютере, задача ученика – правильно объяснить свои действия по ходу игры и составить предварительный поэтапный рассказ о том, что он собирается делать,      

 диалогическую речь: вопросно-ответная форма работы, умение спорить, доказывать свою точку зрения и вести диалог.

           Развитие диалогической речи происходит и после занятий, когда дети рассказывают друг другу о своих результатах и обсуждают знакомые игровые ситуации или новые игры.

 Ни одной форме учебного действия ребёнок не обучается так быстро, как умению работать на компьютере. Дети хотят научиться работать с компьютером, прежде всего, чтобы иметь возможность играть в компьютерные игры, в которых они принимают самостоятельные решения, вызывают в своей памяти образы и действуют с ними по своему усмотрению, стремятся перейти с одного уровня на другой и добраться до финиша. В ходе игры или после ребёнок может рассказать  товарищам об игре и поделиться впечатлениями. Этим навыкам детей обучать не надо, они приняли их и с удовольствием применяют. Учителю в данной ситуации предоставляется возможность подготовить и использовать учебный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Статья Приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».

Статья предназначена для учителей , работающих по программе УМК "Школа России". В ней описаны приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе....

Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»

Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»...