Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»
книга

Ольга Александровна Зыкова

Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

                                                                     учителя начальных классов Зыковой Ольги Александровны

Тема самообразования:

«Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»

                                                                План работы над темой самообразования

                                                                                         Пояснительная записка

        Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам ее можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избежания неудач.

     Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» положительных мотивов. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они стали значимыми для него.

    Основная задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

  Цель -изучить  пути  и средства  формирования и повышения учебной мотивации обучающихся. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

  • провести теоретический анализ понятия о мотивах
  • изучить мотивационную сферу учащихся
  • найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
  • апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
  • проанализировать достигнутые результаты
  • наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели

         

   Работа начата в августе 2020 года.

 Предполагается закончить в мае 2022 года.

                                     Основные вопросы:

  • Наличие инноваций в работе, т.е. овладение современными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  • Работать над созданием в коллективе обучающихся доброжелательной атмосферы для  развития  позитивных  навыков общения ,здорового нравственно – психологического климата.
  • Самоанализ и оценка своей  деятельности.
  • Изучение педагогического опыта других преподавателей.
  • Планомерное и систематическое совершенствование методов  учебно–воспитательного процесса.
  • Анализ педагогических  факторов, влияющих  на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
  • Создание  условий  для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
  • Изучение литературы о современных образовательных технологиях.
  • Разработка системы уроков, отвечающей за формирование мотивации учащихся на различных этапах урока

№ п/п

сроки

Этапы самообразования

Содержание

 Результаты реализации этапов

1

сентябрь

Ознакомление с альтернативными направлениями изменения профессиональной практики с целью корректирования собственной траектории самообразования-саморазвития.

Формулировка ценностных установок учителя.

Выделение педагогических принципов.

1. Изучение методической литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта коллег по проблеме.

2. Подготовка раздаточного и дидактического материала, по темам рабочей программы.

2

Октябрь-январь

Определение ближайшего этапа развития самообразовательной практики.

Выбор проблемы: разработка основных идей, констатация изученности профессиональной проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы, обоснование практической значимости (результата).

1.Определение цели и задач работы над темой:« Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание  условий для её развития »;

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Изучение рабочих программ на текущий год.

5.Прогнозирование результатов: участие с детьми в конкурсах и проектах.

3

Февраль -май

Формирование комплексной информационно-аналитической базы разнодисциплинарных знаний, способствуюших широкому самосовершенствованию, саморазвитию.

Реферирование, конспектирование научной литературы; обобшение и осмысление материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий; осмысление полученной информации и выбор приоритетной для данной темы; появление новых тем и проблем, отказ от ранее выработанных.

Система мер, направленных на решение проблемы:

1. Формирование личностных качеств, мотивации к обучению, проявлению творчества и взаимодействию в коллективе обучающихся, применению формируемых УУД на практике.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.Корректировка работы.

5.Самообразование, повышение уровня профессиональной компетенции черезобучение на курсах повышения квалификации, участия в семинарах, вебинарах.

4

сентябрь-ноябрь

Проектирование модели индивидуальной самообразовательной деятельности в сопряжении с опытом самообразования коллег.

Определение цели и поэтапных задач: разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля - первичное теоретическое проектирование решения задачи; выявление и формулирование обшей проблемы: выбор примерного направления, проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определение сроков; выбор средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы, формирование гипотезы проекта; выбор команды: распределение ролей для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников, определение правил работы: текущая отчетность и корректировка работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим.

Формирование умений обучаемых осуществлять самостоятельный поиск необходимого материала для решения поставленных задач, работе со справочным материалом учебника, словарями и данными Интернет-ресурсов, способствовать развитию интереса к предмету через создание условий, необходимых для реализации данного процесса. Обучение само/ взаимоконтролю при выполнении заданий и коррекции в связи с поставленными задачами с опорой на опыт в учебной деятельности коллег и их достижения.

3. Представление опыта работы на заседаниях школьного МО учителей начальных классов, городском форсайт-центре

5

декабрь- февраль

Развитие компетенций, направленных на решение социально значимых педагогических и социально-значимых образовательных задач в ходе творческой индивидуальной и коллективной деятельности.

Включение в работу творческих лабораторий самообразования.

Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях проектно-исследовательских работ.

6

март

Определение критериев продуктивности иидивидуально-личностной и коллективной самообразовательной деятельности.

В рамках творческой лаборатории самообразования это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с коллегами, анкетирования коллег, различных исследований, обращения к электронной базе данных; обработка статистических данных, построение диаграмм: подбор фотографического материала и составление к нему комментариев.

1. Изучение научно-педагогической литературы, Интернете-ресурсов в рамках реализации ФГОС ОО.

2. Получение Благодарственных писем и грамот от администрации школы, города, социальных партнеров, оргкомитетов и др.

7

Апрель-май

Выявление возможности применения полученных выводов и способов их реализации.

Реализация продукта индивидуальной и коллективной самообразовательной деятельности на практике (отчет по самообразованию, мастер-класс, круглый стол и др. формы представления опыта).

Представление результатов самообразовательной деятельности на заседании МО учителей начальных классов в конце учебного. года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках

Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики     Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается честность, критичность мышления, спос...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....