Мастер- класс на тему "Приёмы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Фёдорова Ольга Аркадьевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер классе. Но сначала  мне бы хотелось узнать ваше настроение.

-Если у вас отличное настроение,  покажите карточку зелёного цвета,

Если хорошее-  карточку желтого, а если плохое – красную.( При помощи смайликов)

- Итак, покажите свое настроение соответствующей карточкой. Спасибо, я очень рада, что вы пришли с отличным настроением.

В новых образовательных стандартах большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности уделяется рефлексии. Исходя из этого,

тема моего мастер-класса «Приёмы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе».

Цель:  «Повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельности обучающихся».

Но прежде чем начать выступление по данному вопросу, мне бы хотелось узнать, на каком уровне во владении теории о рефлексии находитесь сейчас вы? Покажите, пожалуйста, это на лесенке успеха с помощью человечка. (Показывают)(жёлтого цвета)

- В конце занятия мы ещё раз вернемся к лесенке успеха и сравним наши результаты.

- Чтобы достичь результата в обучении и воспитании, сформировать мотивацию, необходима совместная деятельность учителя и ученика. Поэтому, я вам предлагаю один из приёмов учебной мотивации.

 - Я сейчас вам раздам по одному яблоку. Держите их в руках. Давайте обменяемся ими. Как вы видите, количество яблок  у нас  не изменилось. А  вот если у каждого из вас есть идея, у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Давайте мы их подарим друг другу.

- А сейчас положите яблоки на край стола, они нам ещё пригодятся.

- Прежде, чем более подробно остановится на приемах рефлексии, выясним, что же такое рефлексия? А как вы понимаете значение этого слова? (Ответы)

Слово рефлексия происходит от латинского слова reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

-Рассмотрим основные виды рефлексии . Поступив в начальную школу, ребенок может оценить пока только своё эмоциональное  состояние. Поэтому первый вид рефлексии :

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния, которую целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии мы с вами попробовали в начале нашего занятия при помощи смайликов.

На слайде вы видите ещё один вариант оценивания эмоционального состояния.

2.Следующий вид - рефлексия деятельности. Её можно использовать тогда, когда у ребёнка появится первоначальный багаж знаний.

Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

- К такому  виду рефлексии относится «Лесенка успеха», мы этот вид уже применили, определили свой уровень знаний в начале занятия и вернемся к нему, когда будем определять его после обсуждения этой темы.  

-В своей работе я   использую ещё и такие приемы: наряди ёлочку, дерево успеха, волны успеха.     Эти приемы связываю с сюжетом урока. На слайде вы видите приём «Наряди ёлочку» Данный приём был использован мной на одном из уроков Накануне Нового года. Аналогичный приём «Дерево успеха». Приём «волны успеха» я использовала на уроке математики «Морское путешествие». Вы видите 3 уровня: высокий, средний, низкий.

- Как же можно организовать деятельность обучающихся  на уроке? Я использую фронтальную, индивидуальную, парную и групповую формы деятельности. Каждая из которых должна оцениваться.

- Я вам предлагаю разделиться на группы по цвету яблок. (красные и зеленые). Задание такое: поделитесь в группе друг с другом тем, как ваши ученики оценивают свою деятельность. Как только группа будет готова, возьмите друг друга за руки и поднимите вверх.

- А сейчас поделитесь своими идеями со всеми нами.

- Я вас хочу дополнить. С 1 класса мои ученики приучены оценивать свою работу с помощью знаков: +,  /, - и листа самооценки. (на слайде)

3- Перейдем к рефлексии  содержания учебного материала

     Данный вид используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложении, с которым я предлагаю сейчас поработать:

                      На слайде перед вами начало фразы, вы должны  её закончить. У вас  есть возможность выбора той фразы, которая вам необходима в данный момент. (на слайде)

- Рассмотрев основные виды рефлексии, можно сделать вывод, что

рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

- Уважаемые коллеги, давайте вернемся к нашей лесенке успеха. На какую ступеньку вы поднялись после нашего занятия? (Покажите)

Я очень рада, что вы поднялись на лесенку выше.

- Кроме всего того, что мы сейчас рассмотрели, в своей практике можно использовать прием  поезд ( рассказ) Поезд: На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «весёлый смайлик» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять а «грустный  смайлик» в тот, который символизирует задание которое показалось не интересным. Можно использовать один жетон.

«мишень».

Мишень Попробуем оценить свою деятельность,  деятельность коллеги и учителя.

-Я надеюсь, что  мой мастер-класс был  актуальным, полезным, интересным и вы будете использовать данные виды рефлексии  в своей работе. Спасибо вам за совместную работу и желаю вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Мастер – класс«Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...

Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....

Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"

Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....