«Приёмы, формы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках в начальной школе»
методическая разработка по зож (2 класс)
В законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации благоприятных условий для этих детей. Задачей администрации и педагогов обычных школ является принять детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей.
А целью является создание безбарьерной среды в обучении. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Активные методы обучения – это методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие- либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть.
Послушайте стихотворение:
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие.
Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек. Мы с детьми пользуемся ими при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
! У меня получается!
? Требуется помощь
На уроках в начальной школе, когда в классе присутствуют не только такие дети, согласна нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ, отследить его деятельность и психологическое состояние. Провожу на уроках музыкальные минутки. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. На своих занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Например:
«Дерево чувств» – обучающимся предлагаю повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
- «Вопрос – ответ» (для детей с 6 лет) Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:
Какое из животных больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А вечером?
Днём на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
Что такое Москва, Челябинск, Троицк?
Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..
Какие ты знаешь виды транспорта?
Чем весна отличается от осени?
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Для чего нужны автомобилю тормоза?
Что общего между белкой и кошкой?
Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? [5]
Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту, избавиться от страха, позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы учителя и ребенка. Поэтому я использую элементы занятий куклотерапией на различных уроках и во внеурочное время, тем самым определяю общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами куклотерапии. Цель своей работы вижу в приобщении детей с ограниченными возможностями в здоровье к работе с куклой, направленной на развитие мелкой мускулатуры рук, координации движений моторики, творческого воображения, развития коммуникативных навыков, устной речи.
Кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых много нового; обыгрывая разные волнующие его ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится посредством кукол проявлять положительные чувства и эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявить. Он погружается в мир сказок, на примере которых происходит познание и развивается мышление. Вступая в учебный диалог с куклой, у детей «горят глаза», появилась осознанная мотивация к познанию нового.
Например: на уроке чтения в сказке «Гуси-лебеди» предлагаю сестрице – поздороваться с печкой, с речкой, с яблонькой, спросить о том, что интересует.
Куклы доставляют радость детям. А что может быть важнее психологического здоровья детей? А кто смеется – здоров. Значит, наши куклы лечат. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательную деятельность, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью, что активные методы и приёмы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."
Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."...

Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"
Цель выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗЗадачи мастер-класса:познакомить с активными методами обучения;способст...
Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...
Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе
Методы и формы работы с родителями...
