Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы
материал

Фокеева Ольга Николаевна

«Модель выпускника» начальной школы – это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа № 17»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

                                                     Подготовила:

                                                  учитель начальных классов

                                                   Фокеева О.Н.

Саранск

Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы

                                                                            Воспитывает всё: люди, вещи, явления,                                        но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

        «Модель выпускника» начальной школы – это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования.

        Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

        Раз в 4 года я встречаюсь впервые с маленькими человечками с широко распахнутыми глазами, которым всё интересно и увлекательно. И передо мной встаёт вопрос: «Как воспитать в них человечность и доброту, научить разделять радость и горе другого человека, как сделать общечеловеческие ценности их собственными убеждениями?» Я, как и все педагоги, мечтаю вырастить хороших детей.

        Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребёнка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится самостоятельным и должен научиться управлять собой, строить отношения со взрослыми и одноклассниками, иметь свою точку зрения на происходящие события и т.д. В этом возрасте у ребёнка есть огромное желание участвовать во всех мероприятиях и быть активным во всём. И педагогам необходимо поддержать это желание, что способствует воспитанию ответственности, трудолюбия, самостоятельности. Счастливый человек должен жить в гармонии с собой и окружающим его миром.

        В стандарте определён портрет выпускника начальной школы, ориентированный на становление личностных характеристик ученика.

  • Любить свой  народ, свой край и свою родину;
  • Уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • Быть любознательным, активным и заинтересованным;
  • Владеть основными умениями учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
  • Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • Быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формировать умение учиться. Формирование УУД реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

        Я расскажу, как на протяжении 4 лет работаю над формированием портрета выпускника начальной школы.

Любящий  родной край и свою страну

        «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» - писал Д.С.Лихачёв.

        Большим потенциалом для этнокультурного воспитания обладают занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом, на которых учащиеся имеют возможность приобщиться к основам декоративно-прикладного творчества.

        Уже с 1 класса дети начинают знакомиться со своей малой родиной. С Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты, достопримечательности родного города. Во 2-3 классах путешествуем вместе с Музейкой по различным музеям Саранска. Дети узнают о жанрах изобразительного искусства, о художниках и скульпторах Мордовии. В 4 классе, добавляются темы праздников и рассказы о древних обрядах мордвы.

        Совместная краеведческая деятельность – это средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Данная форма работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержать одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.

        Оживлённо и с большим интересом проходят «живые уроки» в музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, где расширяются знания по истории, культуре и природе мордовского края, где сама среда оказывает положительное воздействие, помогает развитию эстетических чувств и вкусов. Именно здесь впервые дети могут увидеть национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы быта. Все предметы старины вызывают у ребят неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют представления о жизни предков.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

        Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

        К классному часу «Семья и семейные ценности» готовились долго. Дети, совместно с родителями, составляли родословные, семейные гербы – выступали в роли историков, были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали сочинения о своей семье.

        Много нового и интересного открыли для себя мои ученики.

        Хорошей семейной традицией является совместные спортивные праздники «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», которые способствуют формированию здорового образа жизни, приобщение семей учащихся к физической культуре.

        Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, такие как «День Матери», «Семейные литературные викторины»,  «Масленица», «День пожилого человека», которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.

        Ребёнку важно брать из семьи положительные образы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

 для себя и окружающих

        Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».  Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

        Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога. Цель педагогической деятельности -  внедрение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач.

        Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

        Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.

        Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

После уроков осуществляется работа спортивных секций и кружков, направленных на

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младшего школьника: танец, подвижные игры. В школе систематически проходят турниры по шашкам, футболу, волейболу, баскетболу.

        Большую роль в нашей школе играет работа по безопасности дорожного движения. Разработан и осуществляется план по предупреждению детского дорожного травматизма. Регулярно в период акций проводятся мероприятия по правилам дорожного движения, проводятся конкурсы рисунков, плакатов, буклетов, листовок и памяток. В каждом классе оформлен уголок безопасности.

        Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС с целью ознакомления с трудом спасателей.

Исследовательская деятельность

        «Если вы жаждете приключений и стремитесь к исследованию неведомого, стремитесь туда, где вы могли бы не только задавать новые и оригинальные вопросы, но и пытаться самостоятельно искать на них ответы, — присоединяйтесь к тем, кто плавает под флагом науки.»

Ричард X. Флеминг

          Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

         Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие.  Отсюда возникает очень много вопросов «Что?», «Где?», «Когда» и «Почему?» на уроках и во внеурочное время.

        С целью приобщения учащихся к научно-исследовательской работе в классе я  организовала клуб учащихся и родителей «Мудрая сова».
        Наш клуб – добровольное творческое объединение учащихся и родителей класса, стремящихся совершенствовать свои знания в исследовательской деятельности, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагога и родителей.
        Цель программы: развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала. .
        Работу клуба по данному проекту начали в 1 классе. На внеурочных занятиях мои ученики начали активно и с интересом заниматься учебно-исследовательской деятельностью,  узнали суть исследовательской работы. За время своей научной работы, почувствовали себя настоящими исследователями.

        Результатом работы по программе  данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

        Свои работы ребята представляли на итоговом заседании клуба перед родителями класса, затем на школьном НПК, лучшие исследования отправляли на конкурс «Дети науки – 21 века». В век инновационных технологий родители  должны стоять на стороне развития. Поэтому я, как классный руководитель, стараюсь привлечь своих родителей в исследовательскую деятельность своих детей. Думаю, что умения и навыки, приобретенные при создании поисковой, исследовательской работы, помогут моим ученикам в дальнейшем справиться с любым заданием: выделение самого главного в потоке информации; умения выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать доказывать свою точку зрения; общение с другими детьми.

По результатам нескольких лет работы по ФГОС можно отметить следующее:

  • Для детей изменился характер деятельности, стал исследовательский, творческий, продуктивный;
  • У родителей повысилась заинтересованность и участие в образовании и воспитательной деятельности; изменился характер отношений с учителем; появилась возможность самим продолжать учиться;
  • У учителей возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений.

Современный учитель – это учитель, владеющий целым рядом интеллектуально-педагогических компетенций, умеющий фантазировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и конкретизировать.

        Научить своих воспитанников быть яркими, способными удивляться, «заразить» их «вирусом» творчества – это главная цель нашей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель выпускника начальной школы.

В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...

Модель выпускника начальной школы

Выступление на педсовете«Формирование основных компетентностей учителя»по теме: Модель выпускника начальной школы. (по ФГОС)Сопровождается презентацией....

Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"...

Выступление на педсовете по теме:"Модель выпускника начальной школы"

В презентации представлен материал о том, как должен выглядеть ученик, завершивший обучение на ступени, начального общего образования....

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива, как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это...