Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»
проект

Современные технологии в образовании  требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подходом для меня стало формирование  навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка. Одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний – тестовая форма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_8.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий

по русскому языку»

Автор проекта: Шувалова Лариса Александровна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1

г.Нефтекумск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Актуальность выбранной темы
  2. Проблема
  3. Цель проекта
  4. Задачи проекта
  5. Ожидаемый результат
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Теоретический аспект
  2. План реализации проекта
  • Исследовательский этап
  • Практический этап
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  1. Итоговые результаты работы
  2. Используемая литература
  3. Приложение

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

    Современный этап развития общества характеризуется тем, что у детей пропадает интерес к родной отечественной культуре, в частности, к родному языку. Следует констатировать и факт обеднения словарного запаса школьников, снижение уровня орфографической грамотности детей.

     Причинами этого являются: средства массовой информации, которые не дают образца грамотной литературной речи, снижение уровня культуры, всеобщая компьютеризация. Быть грамотным человеком стало необязательным, а тем более непрестижным. Причинами снижения орфографической грамотности являются, на мой взгляд, и отказ от эпистолярного жанра, и снижение интереса к чтению художественной литературы.

     Между тем Единый федеральный государственный стандарт образования задает высокий уровень орфографической грамотности. В результате изучения русского языка ученик должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

     Современные технологии в образовании  требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подходом для меня стало формирование  навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка. Одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний – тестовая форма.

ПРОБЛЕМА

     Проблема обучения младших школьников методики орфографии остается нерешенной в силу разных причин, обозначенных в исследованиях методистов, психологов и педагогов, а также в научно-методических публикациях учителей-практиков. Таковыми причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

        Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

          Проблема формирования орфографического самоконтроля младших школьников в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка сложная, новая и малоизученная.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

     Изучить возможности тестовых заданий в формировании навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;
  • определить виды тестовых заданий, направленных на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников;        
  • предложить систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у младших школьников;
  • проверить эффективность системы тестовых заданий в ходе опытно-экспериментальной работы в классе.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

     При условии систематического использования на уроках русского языка тестовых заданий повысится мотивация к изучению русского языка. Решение тестовых заданий будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если учитель будет:

— диагностировать уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

— применять методические приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников; орфографические задачи; работу над ошибками; карточки с орфографическими заданиями;

— использовать различные тестовые задания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Самоконтроль стимулирует самоанализ, формирование воли, становление личностной зрелости, заметно влияет на развитие творческих возможностей личности. Ребенок, поступивший в школу, еще не способен адекватно оценивать себя. Поэтому в начальной школе учитель требует от ученика не только решения задачи, но и обоснования ее правильности. Это постепенно формирует способность у учащегося осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что уже сделано. Более того – оценит, а правильно ли он сделал и почему он считает что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность.

     Львов М.Р. дает определение самоконтролю в учебной деятельности учащихся - это необходимый этап учебного действия; формируется с первых дней в школе, опирается на осознание школьником своих познавательных действий. Реализуется в таких приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников при этом; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, выразительностью речи; перечитывание учебника с целью выявления полноты ответа.

     По мнению Харченко О.О. орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву - с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

     Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются способность выявить ошибку, умение «по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста».  

     С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

     Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю.

     Опыт общения с учителями показывает: многие из них полагают, будто умение проверять себя складывается само собой, автоматически, по мере освоения признаков основных орфограмм и накопления опыта решения соответствующих орфографических задач. Можно ли принять такую точку зрения? Разумеется, нет. Обучать самопроверке нужно целенаправленно. И начинать необходимо с внедрения в сознание маленьких школьников установки: любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Именно ее осознанию должны быть подчинены первые шаги в обучении самоконтролю.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Исследовательский этап

  1. Обучение использованию алгоритмов орфографических действий.

Исходя из темы проекта, нас интересуют тестовые задания с элементами самоконтроля. Такие тесты предполагают прописывание слов с пропущенными орфограммами и объяснение алгоритма орфографических действий, если в слове допущена ошибка. Формулировка учащимися способа действий в виде алгоритма позволяет увидеть логику последовательности «шагов», обратить внимание именно на способ действия.

Обучение использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.

Подготовительный этап.

Подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

Основной этап.

а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма;

б) далее по схеме разбираются 2-3 примера;

в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общему алгоритму. Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала – коллективно, затем – самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий;

г) развернутое комментирование;

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии.

Этап сокращения операций.

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые – интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. 

     Выполнение разнообразных упражнений на нахождение «опасных мест» в словах является началом обучения орфографическому самоконтролю.

  1. Этапы формирования самоконтроля.

В младшем школьном возрасте ребёнку необходим образец, по которому ученик мог бы осуществлять самоконтроль - это обязательное условие формирования самоконтроля на начальных этапах.

А.М. Арет выделяет три этапа формирования самоконтроля. В начале он реализуется по конкретному образцу, затем по представлению об образце и на завершающем этапе - на основании обобщённого представления образцов.

Использование тестов с элементами самоконтроля позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. Работа с тестовыми заданиями помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствует творческому росту педагога, т.к. требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе. Умение ребёнка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствуют о том, что исходные виды самоконтроля у младшего школьника сформированы.

  1. Анализ тестовых заданий и их классификаций.

Тесты – это стандартизированные задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Структурными компонентами теста являются: тестовое задание — задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон — образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.

Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой и речевой компетенции тестируемых. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

Виды тестов:

по целям:

  • Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.
  • Диагностирующий тест.
  • Обучающий тест.

по характеру деятельности испытуемых:

  • Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях.
  • Тест на установление истинности/ложности утверждения.
  • Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении.
  • Комбинированный тест.
  • «Тест – перекресток».

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Практический этап

Тестовые задания с элементами самоконтроля

на уроках русского языка у младших школьников.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основой орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования, т.е. тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках отдельным или всем учащимся класса. Работа с тестами должна занимать не более 15 минут. На этапе обучающих тестовых заданий слабоуспевающим учащимся или к трудным заданиям предлагается разного рода помощь (правила, памятки, слова для справок, алгоритм орфографических действий).

После проверки тестов учителем или взаимопроверки проводится работа над ошибками. Приемы самостоятельной работы над ошибками:

- самостоятельное исправление учащимися ошибок;

- самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки;

- подбор проверочных слов к данным словам;

- выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания;

- взаимопроверка работ учащихся;

- подбор аналогичных примеров данной орфограммы;

- подбор предметов, противоположных написанию;

- выписывание слов и словосочетаний из текста с определенными орфограммами.

Эти приемы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

Программа PowerPoint позволяет создавать тренировочные тесты, направленные на отработку учебного материала, а также тесты для контроля качества усвоенных знаний. В ней, например, удобно создавать тесты с выбором одного ответа и с автоматическим выставлением оценки. Преимущество такого тестирования состоит в том, что в заданиях можно применять красочные иллюстрации, анимационные фрагменты. Созданные таким образом тесты являются более красочными и эмоциональными, а это очень важно для учащихся как младшего, так и среднего школьного возраста.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Для выявления орфографической грамотности учеников мной были проведены  входной  и промежуточный мониторинги  по русскому языку  в 4В классе ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани (Приложение 1, 2).

На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню сформированности орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки.

Средний уровень предусматривает наличие не более трех ошибок в тексте.

Низкий уровень предусматривает наличие 5 и более ошибок.

Диаграмма результатов уровня сформированности орфографической грамотности обучающихся 4В класса

     Сравнительный анализ результатов тестирования в 4 В классе показал положительную динамику в орфографической грамотности учеников.

     На основе полученных результатов можно сделать  вывод, что возможной причиной  результатов входного мониторинга может быть незнание правил, а также несформированный навык орфографического самоконтроля. Для повышения уровня орфографической грамотности  нужно проводить обучение на основе включения в уроки различных тестовых заданий и упражнений с элементами самоконтроля и коррекционной работы, основанной на них.

     Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации.

     Систематически используя тесты на уроках в качестве контроля по разным разделам и темам курса русского языка, учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения учебного материала.

     Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы, подготовленности класса, а также готовности учителя к этой работе.

     Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

     В основу нашего исследования был положен факт о необходимости повышения уровня орфографического самоконтроля учащихся начальных классов.

         Исследование проблемы показало особую сложность формирования у младших школьников орфографического самоконтроля. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования. С целью повышения эффективного  развития умения самооценки учащихся считаю целесообразным ведение каждым учеником индивидуальной карты самоконтроля. (Приложение 3)

     С целью повышения качества орфографического самоконтроля учащихся была проведена экспериментальная работа по внедрению данных методов и приемов на уроках русского языка. После этого в классе были получены более качественные результаты. Анализ результатов исследования показал, что использованные методы и приемы обеспечивали широкие возможности по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

     Теоретически и экспериментально было доказано, что специально разработанное и организованное, целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие действительно способствует формированию у детей орфографического самоконтроля.

     Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Электронные ресурсы: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467566

                                   http://lib2.podelise.ru/docs/6251/index-12826.html 

  1. Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В. Архипова//Русский язык в школе. – 2007 - №2.- С. 3 – 9.
  2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2005- №2-С.56
  3. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки./ Т.В.Варова // Вестник. – 2006. -№11.- С.27-30.
  4. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 2006-306с.
  5. Железная, Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку /Л.М.Железная// Начальная школа.- 2008.-№4.-С43-46.
  6. Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы /Л.Н. Копытова//Начальная школа до и после.- 2008.-№3.-С.46-50.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 2007. - 361с.
  8. Мор Г.Я. формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -2008. -№10. – с. 18-21
  9.  Харченко О.О. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения./ О.О. Харченко// Русский язык.- 2006.- №8.- С. 16 – 18.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Входной мониторинг

                                                         по русскому языку

учени______4 класса______                                                          ___________________________________________

                                                   

1.Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений в тексте:

Косой дождь становился все мельче тучи начали разделяться на волнистые облака через минуту заблестел робкий луч солнца осиновая роща роняет с ветвей капли дождя с веселой песней вьются жаворонки.

а) 4  б) 5   в) 6  г) 7

2.Предложения бывают (по цели высказывания):

а) простые и сложные   б)  распространенные и нераспространенные

в) повествовательные, вопросительные и побудительные

3. Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв:       а) майка      

б) мелочь      в)  ягода

4. Подчеркни лишнее слова:     подводный, водитель, водяной, водичка

5.Найди слово к схеме: корень, суффикс, окончание      а) выдумка    

б) книжка      в) парта

6. Укажи слова, которые пишутся раздельно:

а) (за)гадка      б)  (не) выучил       в) (за)деревней         г) (по)ехал

7. Укажи слова с разделительным твердым знаком:

а) в…юга      б)  с…едобный       в)  плат…е        г) под…ём      д) сем…я

8. Укажи слова, в которых пропущена буква «е»:

а) отв…чал     б) прокр…чал     в) л…нивый      г) св…стеть      д) см…шной

9. Укажи слова, в которых пропущена звонкая согласная:

а) ни…кий     б) коло…     в) мя…кий       г) берё…ка       д) ша…кА

10.Укажи слова с непроизносимой согласной в корне слова:

а) опас…ный     б) радос…ный      в) чудес…ный       г) праз…ник      

д) чудес…ный

11.Найди грамматическую основу предложения:  В ночном небе зажигались первые звёзды.

а) зажигались в небе     б)   первые звёзды      в)  зажигались звёзды    

г) в ночном небе

12. Дополни предложения:

а) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении- ______________________

б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов -_________________

в) Часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов, называется -__________

г) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов - ____

Приложение 2

Промежуточный тест по русскому языку

ученика 4  _______ класса ОУ  СОШ № 33

  1. Часть речи, обозначающая предмет, явления природы, события, отвечающая на вопросы КТО? ЧТО? Называется…

а) имя существительное.                       в) глагол.

б) имя прилагательное.                          г) местоимение.

  1. Найди слова, в которых допущена ошибка:

а) сосед                                                       г) морковь

б) снек                                                         д) реткий

в) юпка                                                        е) ягодка

  1. Найди слова, которые пишутся слитно:

а)  (на) траве                                              г)  (на) ходка

б)  (от) ведал                                             д) (из) города

в)  (у) книги                                                е)  (от) ветра

  1. Найди слова, в корне которых надо вставить букву О:

а) м… рской                                                г) тр… ва

б) ч…совой                                                  д) г…лодный

в) п…льто                                                     е) п…ля

  1. Найди слова, которые являются именами существительными:

а) у  них                                                        г) плавание

б) голубое                                                    д) море

в) захлопнул                                                е) отдыхал

  1. Найди словосочетания, где у прилагательного в окончании  И:

а) под  высок…м  деревом                      в) за  ближн…м озером

б) на  высок…м  дереве                           г) в  ближн….м  озере

  1. Какая пара слов является лишней?

а) лёгкий – тяжёлый                                  в) глубокий – мелкий

б) большой – огромный                           г) горячий – холодный

  1. Какое среди данных однокоренных слов является проверочным для остальных?

а) стрела                                                       в) стрелка

б) застрелил                                                  г) стрелок

  1. Что нужно сделать, чтобы определить глагол:

а) Выяснить, каким членом предложения является это слово.

б) Узнать в словаре, что оно значит.

в) Определить, что это слово обозначает и на какой вопрос отвечает.

г) Узнать, как это слово образовано.

  1. Какое слово не является однокоренным?

а) повар                                                        в) варежки

б) варенье                                                    г) варёный

  1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?

а) л… дяная                                                   г) п…сать

б) поб…жал                                                   д) б…рёзка

в) з…ма                                                          е) в…да

  1. Найди слова, состав которых соответствует схеме  

а) кормушки                                                    г) обрезки

б) старый                                                          д) зимний

в) окуньки                                                         е) смена

  1. Найди слова, в которых нужно писать Ъ:

а) под…ехать                                                  г) плат…е

б) под…ход                                                     д) об…явить

в) пред…явить                                                е) с…есть

  1. Укажи предложение, в котором знаки препинания поставлены неверно:

а) Блеснула вспышка молнии, и осветила лес.

б) Дождь барабанил по крыше, но вскоре утих.

в) В лесу мы набрали много ягод, грибов.

  1. Найди слова, в которых надо вставить букву:

а) пас…ажир                                                      г) счас…ливый

б) ужас…ный                                                     д) сер…це

в) ак…уратно                                                     е) опас…ность

  1. Слова, образуются с помощью…

а) корня                         б) приставок и суффиксов                     в) окончания

  1. Найди слова, в окончании которых пишется Е:

а) в  Сибир….                                         г) у  опушк…

б) на  дорог…                                        д)  о  дружб…

в)  к  площад…                                      е)  по  лестниц…

  1. Найди слова, которые пишутся без Ь знака:

а) рисуеш…                                              г) камыш…

б) девоч…ка                                               д) боиш…ся

в) вещ…                                                     е) ландыш…

  1. В каком предложении нет однородных членов?

а) Ребята бегали по поляне и весело играли.

б) Светило солнце, и весело пели птицы.

в) На поляне не было ни деревьев, ни кустарников.

  1.  В каких словах звуков меньше, чем букв?

а) яд                                                          г) свет

б) шерсть                                                 д) сонный

в) знает

  1.  У имён прилагательных определяется…

а) род                                                        г) время

б) число                                                    д) падеж

в) склонение                                           е) лицо

  1.  Найди глаголы   I спряжения:

а) строить                                                г) дежурить

б) обидеть                                               д) зависеть

в) слушать                                               е) брить

Приложение 3

Карта самоконтроля учащегося является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося. Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся. Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля. Конечно, ученик есть ученик. Он может пойти на уловки при самопроверке. Но при перепроверке учителю будет видна подтасовка исправлений. Кроме того, общая оценка за урок должна быть в обязательном порядке подтверждена контрольной итоговой работой, которую учитель проверяет сам.

Преимущества данной формы работы:

1. Ученик непосредственно сам выявляет свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала, знает, какие “дыры следует латать”. Он сам контролёр своих знаний.

2. Двойка за один вид работ не обескураживает ученика, что является гарантом интенсивной работы в течение всего урока.

3. Подсчёт оценочных баллов в окружении подсчёта другими одноклассниками своих работ психологически создаёт ситуацию азарта, возможности накопления балла, создающего ситуацию успеха.

4. Учитель детально видит каждого ученика на каждом уроке.

5. Родитель имеет полный информационный блок о знаниях своего ребёнка по всем разделам предмета.

6. Учитель по последней графе карты самоконтроля имеет ясное представление о социальном запросе ученика и родителя, организует оптимальную работу с учеником, имеет связь с родителями.

7. В перспективе создаются условия для индивидуализации работы с учеником, т.к. ученик вписывает в последнюю графу карты итоги предпринимаемой деятельности при неудовлетворённости своими знаниями.

Например, консультация учителя, дополнительные занятия с учителем, самостоятельная дополнительная работа по ликвидации пробела знаний, помощь родителей, репетитора и т. д.

Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося

 

Число

Оценка орфогра-фической работы

Оценка пунктуа-ционной работы

Оценка
грамма-тической
и синта-ксиче-ской
работы

Оценка научно-
тематиче-ского
определения дифферен-циального уровня

Общая оценка за урок

Шаги предпри-нимаемой деят.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".

Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Педагогический проект "Формирование УУД когнитивных способностей младших школьников через театральную деятельность.

Педагогический проект "Формирование УУД когнитивных способностей младших школьников через театральную деятельность, как средство повышения качества образования"...