Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «Альтернатива», 2017 - 2018 учебный год
рабочая программа

Ризаева Светлана Михайловна

Дети с ТМНР, так же, как  и нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaalternativa_do_2018-2019.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

ПРИНЯТА                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании экспертного                         Директор ГКОУ ЦИО «Южный»

совета от «___» __________ 2018г.                _______________ / Бурлакина О.В.

Протокол № __ от «_» ________ 2018г.        «___» ________________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СТУДИИ «АЛЬТЕРНАТИВА»

(ознакомительный уровень)

                                        Направленность:

                                        социально-педагогическая

                                        Возраст обучающихся: 6-18 лет

                                        Срок реализации программы: 1 год

                                                

Разработчик: Ризаева С.М., Зотова Е.С.,

Бикулова И.П., Плахотник Т.А.,

                                        педагоги дополнительного образования

Москва

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для детей с ТМНР (обучающиеся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (маломобильные дети) – вариант программы,    предусматривающий составление СИПР), составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень программы: ознакомительный.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

1. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.

3. Постановление Главного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (от 10.07.2015г №26).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9).

7. Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9.Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р.

10. Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р.

11.Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей».

12.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14),

13.Положение об организации ОДО в ГКОУ ЦИО «Южный», Устав ГКОУ  ЦИО «Южный».

Актуальность Программы

Дополнительное образование для детей с ТМНР является важным звеном воспитательной системы, создающей условия для формирования базовых учебных действий и творческого развития учащихся.

Принцип единства диагностики и коррекции развития является исходным положением психолого-педагогического сопровождения и реализации дополнительных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Использование ресурса дополнительного образования в психолого-педагогическом сопровождении таких детей в условиях центров направлено на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, реализоваться в нынешней и будущей жизни.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ТМНР (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В.,  Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности указывают на сложность и особенность формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с органическим поражением.  Особую значимость  это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.  В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М., Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности  способствует  интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными возможностями передвижения очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с ТМНР.

На занятиях по ИЗО – деятельности дети с ТМНР  овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями и штампами из картофеля, моркови, рисуют птичьим пером. Рисуют жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп - горох, фасоль, овес, рис. Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, могут выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца. Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией («Солнышко», «Листик», «Облака»), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления. Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно –   образующую сферу. Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

Специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия зон коры головного мозга, что положительно сказывается  на состоянии детей. По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Отличительные особенности программы. Использование нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества позволяет детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать при помощи материалов для творчества то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, способствует развитию творческих способностей.

Адресат программы

Дети с ТМНР, так же, как и нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности.

Нарушения формирования изобразительной деятельности у детей, страдающих ТМНР, связаны с двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами.  Овладение рисованием детьми с такими нарушениями в развитии будет затруднено.  Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации.

Объем и срок освоения программы – 38 учебных часов.

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на занятии является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребенка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Методики, технологии обучения:

- личностно-ориентированные;

- технология сотрудничества;

- здоровьесберегающие;

- диагностические;

- игровые.

Технологии совершенствования мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

-сортировка;

-нанизывание.

Режим занятий: программа включает в себя 38 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 25 минут учебного времени и 5 минут учебно-сопроводительной деятельности).

Цель Программы: формирование социально значимых жизненных компетенций с использованием  художественных средств.

Задачи Программы:

  1. Формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач
  2. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям
  3. Развитие собственной активности ребенка
  4. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий
  5. Формирование и развитие целенаправленных действий
  6. Развитие планирования и контроля деятельности
  7. Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач
  8. Развитие рефлексивных умений и навыков;
  9. Формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу.

Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Практическая полезность курса 

У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных программ для детей с умственной отсталостью   — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие: Выполнение рисунков красками

1

0,5

0,5

Входной контроль

2.

Подготовительные упражнения

4

3

1

Выставка работ

3

Декоративное рисование

5

4

1

Выставка работ

4

Работа с бумагой

4

3

1

Выставка работ

5

Работа с пластилином

4

3

1

Выставка работ

6

Форма,  пропорция, конструкция

5

4

1

Выставка работ

7

Декоративное рисование

2

1

1

Выставка работ

8

Работа с пластилином

6

4

2

Выставка работ

9

Аппликация

2

1

1

Выставка работ

10

Работа с бумагой

4

3

1

Выставка работ

11

Композиционная деятельность

1

0,5

0,5

Выставка работ

Примечание. Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

  • 38 учебных недель;
  • одну учебную группу.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

Сентябрь

Групповая

1

Вводное занятие: Выполнение рисунков красками

Текущий контроль

Подготовительные упражнения

2.

Сентябрь

Групповая

1

 Аппликация из бумаги «Веселое лето»

Текущий контроль

3.

Сентябрь

Групповая

1

Рисование пальчиками  «Деревья в нашем парке»

Текущий контроль

4.

Сентябрь

Групповая

1

Лепка из пластилина «Загадки с грядки»

Текущий контроль

5.

Октябрь

Групповая

1

Разукрашивание «Грибы»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Декоративное рисование

6.

Октябрь

Групповая

1

Отпечатки «Осенние листья»

Текущий контроль

7.

Октябрь

Групповая

1

Разукрашивание «Фантастические цветы»

Текущий контроль

8.

Октябрь

Групповая

1

Рисование тычком «Осенний ковер»

Текущий контроль

9.

Октябрь

Групповая

1

Акварельная живопись по мокрому «Деревья»

Текущий контроль

10.

Ноябрь

Групповая

1

Разукрашивание «Веселый клоун»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Работа с бумагой

11.

Ноябрь

Групповая

1

Обрывная аппликация «Колючий еж»

Текущий контроль

12.

Ноябрь

Групповая

1

Моделирование из гофрированной бумаги «Астры»

Текущий контроль

13.

Ноябрь

Групповая

1

Аппликация «Чебурашка»

Текущий контроль

14.

Декабрь

Групповая

1

Аппликация из салфеток «Фруктовая сказка»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Работа с пластилином

15.

Декабрь

Групповая

1

Аппликация из пластилина «Павлин»

Текущий контроль

16.

Декабрь

Групповая

1

Заполнение пластилином рисунка «Кружевные рыбки»

Текущий контроль

17.

Декабрь

Групповая

1

Лепка из пластилина «Еловые веточки»

Текущий контроль

18.

Декабрь

Групповая

1

Аппликация  из пластилина «Здравствуй, Дедушка Мороз»»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Форма, пропорция, конструкция

19.

Январь

Групповая

1

Полуобъемная аппликация из мокрой бумаги «Белая береза под моим окном»

Текущий контроль

20.

Январь

Групповая

1

Рисование на тему: «Заснеженный дом»

Текущий контроль

21.

Январь

Групповая

1

Аппликация из ватных дисков «Панда»

Текущий контроль

22.

Февраль

Групповая

1

Аппликация из пластилина «Снегири»

Текущий контроль

23.

Февраль

Групповая

1

Моделирование из ватных дисков и пайеток Топиарий «Новогодний»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Декоративное рисование

24.

Февраль

Групповая

1

Разукрашивание «Деревья в инее»

Текущий контроль

25.

Февраль

Групповая

1

Рисование на мокрой бумаге «Радуга-дуга»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Работа с пластилином

26.

Март

Групповая

1

Размазывание, рисование на пластилине «Волшебные снежинки»

Текущий контроль

27.

Март

Групповая

1

Лепка «Цветы»

Текущий контроль

28.

Март

Групповая

1

Заполнение рисунка пластилином «Ручеек»

Текущий контроль

29.

Март

Групповая

1

Аппликация из пластилина «Весна-красна»

Текущий контроль

30.

Апрель

Групповая

1

Аппликация из пластилина «Солнышко, нарядись!»

Текущий контроль

31.

Апрель

Групповая

1

Заполнение рисунка пластилином «Божья коровка»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Аппликация

32.

Апрель

Групповая

1

Аппликация из ватных дисков, «Каллы»

Текущий контроль

33.

Апрель

Групповая

1

Аппликация из бумаги «Нежные подснежники»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Работа с бумагой

34.

Май

Групповая

1

Обрывная аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»

Текущий контроль

35.

Май

Групповая

1

Аппликация из салфеток «Нарядные бабочки»

Текущий контроль

36.

Май

Групповая

1

Аппликация с элементами рисования «Сказочная птица»

Текущий контроль

37.

Май

Групповая

1

Обрывная аппликация «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка»

Промежуточный контроль,  выставка работ

Композиционная деятельность

38.

Май

Групповая

1

Аппликация с элементами рисования «Весна»

Итоговый контроль

Итого

38


Планируемые результаты реализации Программы

           Предметные

  • фиксировать взгляд на предмете;
  • брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;
  • повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);
  • производить действия с использованием указательного и соотносящего жестов, при назывании учителем предметов и объектов;
  • различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;
  • наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);
  • адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
  • идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с педагогом);
  • рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);
  • выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.);
  • выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);
  • брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

Сформированность базовых учебных действий.

 Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями.

Группа БУД

Учебные действия и умения.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

2. Формирование учебного поведения

-  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-  умение выполнять инструкции педагога:

-  использование по назначению учебных материалов:

-  умение выполнять действия по образцу и по подражанию

3. Формирование умения выполнять задание

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные:

  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства.

 Система оценивания предметных результатов                       

При оценке динамики продвижения ребенка, его результаты не сравниваются с другими детьми, а сравниваются с самим собой на предыдущем этапе развития педагогической работы. Результат творчества не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Результатом работы обучающихся является участие школьников  в выставках, в конкурсах как школьного, так и окружного и городского уровней.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусств;
  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
  • Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

  • в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
  • в развитии зрительной памяти,  фантазии, воображения, художественной интуиции,;
  • в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
  • в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

  • в познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства;

- формировать  умения выделять признаки и свойства объектов, основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез;

-  развивать  способности к обобщению и конкретизации;

- создавать  условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

  • в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;

- развивать эстетический (художественный) вкус;

- уважать культуру другого народа; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

  • в коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой речи:  школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или заданий.

  • В  эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа;

- формировать эстетический кругозор.

  • В трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

- овладевать элементарными свойствами графических, изобразительных действий.

Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями, результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые знания и умения учащихся:

          Учащиеся должны уметь:

  • использовать средства изобразительной деятельности в повседневной жизни;
  • использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • применять в практической деятельности различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;
  • выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
  • использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

        Учащиеся должны знать:

  • Инструменты и материалы, используемые в процессе доступной изобразительной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение Программы

Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения литературы, наглядных пособий и материалов для занятий;

  • наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки;
  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
  • оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски;
  • расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Методические особенности (механизм) реализации Программы

РИСОВАНИЕ

  • Демонстрировать детям приемы рисования. Изображать мелом на доске простое и понятое детям содержание. Изображение давать схематично, но очень заинтересовано, с речевым сопровождением и показом, демонстрацией изображаемых действий («Мальчик играет в мяч», «Дети строят дом для кукол» и т.д.) рисовать цветы, различные изменения в природе.
  • Рисовать для детей краской на большом листе бумаги большой кистью. Пробуждать эмоциональный отклик на яркие пятна, мазки и штрихи, поощрять желание детей участвовать в рисовании, поощрять и стимулировать оценочные действия детей, обсуждать предлагаемую ими тематику для рисования. Обращать внимание на возникновение сходства цветочных пятен сочетаний линий с обликом знакомых предметов.
  •  Рисовать без задания (кистью и красками). Учить устанавливать сходство каракулей со знакомыми предметами, поощрять рисование самостоятельно, исправлять и дополнять совместно с детьми их рисунки, делая их более доступными для узнавания.
  • Развивать самостоятельные изобразительные умения с учетом возможностей детей: формировать навык пользования карандашом и кистью, подражать действиям руки педагога: движения руки по спирали, прямо, касаясь бумаги, ставить точки.
  •  Учить связывать различные движения с результатами: мазки с каплями дождя, спиралевидные движения с запутавшимися нитками в клубке, волнообразные движения с ручейком. Упражнять детей в проведении прямых линий, обращая внимание на начало и конец движения: ленты, тесьмы, дорожка для куклы. Рисовать кистью плашмя, всей поверхностью ворса. Рисовать карандашом и фломастером, пальцем обмакивая его в краску. Направлять детей на изображение реальных предметов. Познакомить с обследованием предметов перед рисованием (целостное восприятие, обыгрывание, определение формы путем обведения по контуру, определение цвета).
  • Рисовать мячи, воздушные шары, яблоки, арбуз, вишенки и т.д. Упражнять в рисовании округлых  форм, замыкать линию. Называть форму «круглой». Сравнивать форму изображаемых предметов с формой предмета-эталона: «Яблоко похоже на шар, оно круглое».
  • Рисовать краской путем применения «следы на снегу», «сосульки заплакали», «травка выросла», «дождик», «снег ночью», «огни зажглись». Во время рисования правильно располагать рисунок на листе бумаги. Уметь назвать свой рисунок, узнать его среди других рисунков.

ЛЕПКА

Формировать готовность к выполнению простейших изобразительных заданий, развивать понимание лепных поделок, как копий реальных предметов, воспитывать игровое отношение к поделкам и желание самим участвовать в лепке. Демонстрировать детям приемы лепки: лепить животных, фигурки людей, предметы посуды, овощи, фрукты и т.д. Учить обыгрывать готовые изделия, и наряду с реальными предметами и игрушками использовать их в игре. Показывать детям приемы росписи готовых изделий из глины, воспитывать интерес к лепке и раскрашиванию. Познакомить с пластилином, объяснить и показать возможные варианты работы с ним. Показать детям прием разминания глины и пластилина, разрывая их ни маленькие кусочки, соединение кусочков, раскатывание прямыми и круговыми движениями на столе, между ладонями. Все задания выполнять с игровой целью, оценивать с учетом  возможностей каждого ребенка.

  • Лепить совместно с детьми фигурки людей, зверей, снеговика, передавать в вылепленной фигурке движение, действие: человек здоровается, что-то предлагает.
  • Упражнять детей в лепке предметов шарообразной формы (яблоки, апельсины, конфеты). Сравнивать их форму с формой шара. Называть форму круглой.
  • Упражнять в способе раскатывания глины и пластилина прямыми и круговыми движениями между ладонями. Подводить детей к установлению связей между формой предмета и способами лепки. Познакомить с восприятием объемной формы перед лепкой путем ощупывания. Лепить предметы, похожие на шар, на палочку, на карандаш.
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой формы: снеговик, пирамиды из шаров, неваляшки. Вычленять основные части предмета, устанавливать их соотношения по величине, расположению и форме.
  • Познакомить с приемами расплющивания глины и пластилина: лепешки, печенье, тортики.
  •   Познакомить с приемами защипывания краев (блюдце, мисочка, печенье). Оттягивания (морковка, птичка, лимон, банан, огурец). Подводить детей к запоминанию последовательности лепки. Что делать сначала, что потом. Анализировать поделки, выделяя их части, показывать и объяснять, как выполнялась та или другая часть.
  • Совершенствование и разнообразие способов обследования предметов перед их лепкой: тактильно-двигательным и зрительным способом с речевой фиксацией.
  •  Учить передавать в лепке целостный предмет со всеми его свойствами, добиваться внешнего сходства с натурой.
  • Активизировать взаимопомощь детей, коллективные действия детей с учетом возможностей каждого ребенка: один может только отрывать куски пластилина, другой раскатывать их, некоторые дети принимают участи только в выборе материала, в планировании этапов действия и в оценке результата.

АППЛИКАЦИЯ

  •  Учить узнавать в аппликации реальные предметы, подкладывать аппликации к предмету, находя его в ряду других предметов (выбор от 2-5). Находить такие предметы в ряду других, отличающихся только по одному признаку (цвету, форме, величине). Учить находить в предметах различительный признак (такой – не такой, этот красный, а этот синий).
  • Учить анализировать несложный образец с помощью воспитателя, вычленять основные элементы, их форму и расположение. Совершенствовать ориентировку в пространстве на листе бумаги.
  • Показывать детям аппликации зверей, несложных сюжетов, предметов, различных узоров (можно готовых форм и фигур). Наклеивание сопровождать эмоциональным рассказыванием и демонстрацией.
  • Познакомить с основными правилами работы с материалом и орудиями, необходимыми для аппликации: клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец. Показать приемы работы – намазывание изнаночной стороны, всей ее поверхности, снимая излишек клея, прижимание изделия салфеткой. Совместное с воспитателем выполнение аппликаций по предложенной детьми и воспитателем теме.
  • Познакомить с составлением узора, в основе которого лежит ритмическая смена элементов – чередование по определенному признаку на горизонтальной полосе бумаги. Равномерно распределять предметы при наклеивании в пространстве листа бумаги. Увеличивать количество элементов до 5. (Венок из цветов «Тюльпаны белые и красные, желтые и красные, «Елочки большие и маленькие», «Грибы и грибочки»).
  •  Составление узора в круге и на полосе, в овале, по образцу. Использовать для чередования осенние плоды, листья, праздничные флажки, шары разного цвета, лес – большие и маленькие елочки, грибочки и т.д. Находить середину круга, овала, полоски.
  • Учить анализировать натуру, определять существенные признаки и пространственные отношения частей. Находить заготовки к предметной аппликации.
  • Проводить предметную аппликацию по натуре: сборно-разборные игрушки: «Соберем пирамидку», «Построим дом из двух-трех частей», «Слепим снежную бабу».
  • Подводить к сюжетной аппликации, видеть связь предметов по содержанию («Около дома растет елка», «На улице два дома рядом»). Учить анализировать аппликацию, изготовленную самостоятельно и другими детьми.

 

Список литературы

Список использованной литературы:

  1. Береснева В.Г. «Дополнительное образование как один из факторов успешности развития личности ребенка». [Текст] / В.Г.Береснева//Наследие Льва Семеновоича Выготского: материалы региональной конференции – Киров, 2006
  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательных школах. – М.: Школа-Пресс, 2002.
  3. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (корреционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Мачихина В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / В. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1992.- №4 – С.24-26.
  5. Казакова Т.М Рисуем натюрморт: Для детей 5-8 лет - 16 с. Растем и развиваемся. М: Карапуз 
  6. Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-26
  7. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.4с.
  8. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  9. Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 404 с.

Список литературы для педагога:

  1. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
  2. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Сфера, 2011

  1.  Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 26. – ART 14804. – 0,4 п. л.
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

  1.  Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. – Казань; Оренбург: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001. – 328 с.

  1. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Баймашова В.А. как научить рисовать -2. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Ск Давыдова Г.Н Рисуем транспорт.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
  2. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб.: Издательский Дом    «Кристалл», 2011
  3.  Кол М.-Э. 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию. – Мн.: ООО «Попурри», 20 Кол М.-Э., Гейнер С. 200 увлекательных пректов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. – Мн.: ООО «Попурри», 200909
  4. Тарищняя О.А. Я рисую ладошками. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011

Интернет-сайты:

  1. Сайт Академия поделок http://detpodelki.ru
  2. Сайт http://www.masterclassy.ru/podelki/
  3. Сайт Страна Мастеров  http://stranamasterov.ru
  4. Сайт Всё для детей  http://allforchildren.ru

5. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324

6. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./  

7. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература.  http://school-collection.edu.ru/catalog/

8. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439

9. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load

10. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Обучение игре на свирелях и блокфлейтах на 2018-2019 уч.г."

- Одна из основных проблем музыкальной педагогики - это развитие  ребёнка без физической и психологической перегрузки. Освоение многих инструментов требует от ребёнка чрезмерных усилий, что часто...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «День за Днём», 2019 - 2020 учебный год

Дополнительное образование для детей с ТМНР является важным звеном внеурочной деятельности, создающей условия для формирования базовых учебных действий и творческого развития учащихся....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «День за днём», 2018-2019 учебный год

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театра-студии "Премьера"

Дополнительная общеобразовательная программа театра -студии "Премьера". Руководитель объединения: Вершинина Людмила Сергееевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ДТ "Островок&q...