"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
учебно-методический материал на тему

Семенова Наталья Анатольевна

 

     Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управления театральной куклой, кукловождение на ширме, советы кукловоду.

   Работа раскрывает способы  управления театральной куклой  посредством различных упражнений, игр, зарядки.  

   Предложенный материал может быть использован  педагогами  учреждений дополнительного образования, руководителями кукольных театров, педагогами-организаторами  образовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школа юного кукловода50.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного образования  

 «Тяжинский  центр дополнительного образования »

Школа юного кукловода

Сборник практических материалов к учебным занятиям

по    дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Куклы вокруг нас»

 

   

 

                                          Семёнова Наталья Анатольевна,    

                                                    педагог дополнительного  

                                образования

Тяжинский

Содержание

Пояснительная записка                                                                                    4

Как стать настоящим кукловодом                                                                   6

Советы начинающему кукловоду                                                                    9

Кукловождение на ширме                                                                               10                                                                                          

Литература                                                                                                        20

Пояснительная записка

        Управление куклой –  азбука актера – кукольника, не изучив ее, трудно работать над постановками спектаклей, сказок, миниатюр. Оживление куклы это то - таинство, которое рождает настоящую куклу. Для того чтобы ее оживить, надо научиться владеть ею. Самые простые жесты и движения куклы  имеют большой смысл и значение, способствуют воспитанию как целого ряда навыков, связанных с куклой, так и личных актерских способностей – творчества, ритмичности, ловкости, умения координировать собственные мысли и движения, выносливости, свободы публичного действия.   Создание внешности куклы, ее движения, а также дальнейшая игра с ней  требуют развития наблюдательности и воображения. Таким образом,  работа в области управления куклой  имеет огромное значение в воспитании  и развитии ребенка.

     В соответствии с этим, целью данной работы является: формирование практических навыков кукловождения.

В ходе ее достижения решаются  следующие задачи:

  1. Познакомить воспитанников с правилами и навыками  кукловождения
  2. Развивать и совершенствовать умения и навыки  кукловождения на ширме, через применение специальных упражнений
  3. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся

В структуре сборника практических материалов  выделяются следующие основные разделы:

  1. Как стать настоящим кукловодом (в данный раздел входят общие правила  и первые навыки кукловождения)
  2. Советы начинающему кукловоду (в разделе  даны советы по работе с куклой, ширмой, декорациями)
  3. Кукловождение на ширме (игры и  упражнения для работы над выразительностью куклы на ширме,  развития творческих способностей  актера – кукловода).

          Процесс воплощения куклы проходит ряд этапов: начинается с создания куклы - персонажа спектакля, а заканчивается игрой исполнителя с нею. Работать с детьми по овладению куклы необходимо последовательно: требование, поправки  должны  возрастать постепенно  и со временем достигать совершенства.  Повышение уровня мастерства кукловождения  позволяет воспитанникам  добиваться определенных успехов в театральной деятельности: кукольный театр «Арлекин» победители районных и областных конкурсов театральные подмостки, выставок декоративно – прикладного творчества в номинации «Театральная кукла».

       

Как стать настоящим кукловодом

       Прежде чем играть роль в спектакле актер должен овладеть  техникой управления куклы и научиться выполнять через куклу простые бытовые навыки.

Кукла должна научиться:

  1. Стоять, ходить, прыгать, бегать, перелезать, переступать, перепрыгивать, подпрыгивать, садиться, вставать, ложиться приседать, вставать на оба колена, на одно колено и вставать с колен
  2. Смотреть и видеть, слушать и слышать, заглядывать, подглядывать, рассматривать, осматривать, вглядываться вдаль, окидывать взглядом, приказывать отойти и подойти взглядом, оглядываться
  3. Поднимать, переносить и передвигать вещи различной тяжести
  4. Стряхивать, расправлять, разглаживать, ловить, отмахиваться и замахиваться, брать и передавать
  5. Драться, наносить удары и принимать их
  6. Здороваться, прощаться, двигаться в манерах и стилях разных времен
  7. Танцевать танцы разных народов и времен, исходя из своих пластических возможностей.

Общие правила кукловождения

  1. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться не более 3/4 своей высоты
  2. Уровень куклы на ширме должен быть постоянным
  3. Кукловод становиться за ширмой так, чтобы его не было видно
  4. Рука, на которую одета кукла, должна быть мягкой
  5. Основа жизни куклы - физическое действие
  6. Куклу следует водить ближе к переднему краю ширмы
  7. Нельзя водить куклу боком или спиной
  8. Работать за ширмой - бесшумно.
  9. Говоря за куклу, не надо говорить фальшивым, неестественным голосом
  10.  Речь должна быть четкой, громкой, неторопливой и понятной зрителю
  11.  Куклу надо держать вертикально
  12.  Кукловод должен быть впереди куклы, чтобы её видеть
  13.  Нельзя водить куклу на вытянутой руке
  14.  Кукла находится параллельно голове
  15.  Пред выступлением необходимо самому проверить готовность своей  

 куклы

  1.  Кукла смотрит «носом», немного наклоняясь вперед (вниз)
  2.  Рот куклы открывается на ударное слово
  3.  При разговоре кукла смотрит на того, с кем говорит
  4.  Разговор кукол сопровождается движением:
  • говорящая кукла  - делает жесты рукой или подкрепляет свои слова кивком головы;
  • слушающая  кукла - неподвижна.
  1.  Если кукла берет какой-нибудь предмет или кланяется, то надо согнуть руку в запястье. Сгибание запястья соответствует сгибанию талии куклы
  2.  Кукла плачет - голова наклонена вперед, а руками она трет глаза

22. Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу

23. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув руку в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла

24.Чтобы встать кукла должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться

25. Характер актера передает кукла

26. Говорить за куклу и водить её должен один и тот же актер

27. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания

28. Удаляясь от передней «грядки» руку с куклой следует поднять чуть выше. Высоту куклы можно контролировать по декорации.

Первые навыки кукловождения

     Первые занятия  проводятся без куклы. На примере своей руки педагог показывает, как работают пальцы кисть, когда ней одета кукла. Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Для такого показа вместо ширмы можно использовать спинку стула. Без куклы, руку ребенка легко проконтролировать и сразу же исправить ошибки. Затем на пальчик кукловода одевается головка куклы. Для головы можно взять мяч для тенниса, футляр яйца от киндер-сюрприза. Можно использовать разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Нарисуйте глазки, носик. Рот, добавьте кое-какие детали - и у вас выйдет рабочая кукла. Сделайте отверстие для пальца. С этими же куколками можно проделать упражнения на ширме, за столом. Можно предложить детям придумать и показать новые упражнения, зарядку, сказки и диалоги двух героев при встрече, веселые истории и превращения, маленькие сценки.

   На первых занятиях по кукловождению следует освоить и отработать упражнения для воспитания «пружинности» в руках. Упражнения проводятся сидя, стоя или при движении по кругу.

  1. «Пружинка» - левая рука согнута в локте. Представим, что локоть опирается на очень мягкую пружинку, которая при малейшем движении локтя подкидывает руку вверх. На «и» - приподнять руку вверх, на «раз» - опустить вниз. Упражнение проделать каждой рукой, двумя руками сразу:
  • меняя высоту и скорость покачивания;
  • с одновременным сгибанием запястья: влево - вправо, вперед – назад.
  1. «Батут» - Начинать с покачивания на воображаемых носках кукольных ног; затем маленькие подскоки, постепенно увеличивая высоту прыжков

3 .Ходьба куклы по кругу:  

  • с поворотом кисти влево, вправо;
  • хромая то на левую, то на правую ногу;
  • переступая через препятствие.

  1. Походка куклы получается, когда кукловод поднимает и опускает согнутую в локте руку - делает «пружинку» и одновременно слегка поворачивает кисть руки

5. Если не поворачивать кисть,   а «пружинку»  делать резче, получаются  

     прыжки куклы. Если делать движения быстрее, то получится бег.

Советы начинающему кукловоду

  1. Прежде чем приступить к постановке спектакля, определите, какой вид кукол будет в нем участвовать
  2. Брать куклу аккуратно, придерживая голову куклы
  3. В спектакле участвуют однотипные куклы
  4. До выступления куклы хранятся на вешалках, а во время выступления раскладывайте их всегда на одно и то же удобное для вас место
  5. Свою куклу перед выступлением обязательно проверьте. Все ли у неё в порядке.  У вас еще время что-то подправить у неё
  6. За свою куклу говорите всегда сами. Характер персонажа лучше передает тот, кто ею  управляет
  7. Если вы не достаете до ширмы или декорации, используйте подставки
  8. Никогда не бросайте кукол, как попало и где попало.

Кукловождение на ширме

         Следующий этап - это работа на ширме. Упражнения проводятся как перед передней «грядкой», так и по кругу. Это позволяет отрабатывать высоту куклы, так как за время прохождения круга кукловод с куклой работает  как на переднем плане, так и на заднем. При прохождении этого расстояния регулируется уровень куклы.

      Для отработки действий куклы хорошим помощником может стать зеркало. Оно необходимо для контроля правильности выполнения действий. Упражнения можно проводить микро группами. Каждая из таких групп показывает свои умения в работе с куклой. А остальные наблюдают вместе с педагогом. Потом проводится разбор ошибок.

Упражнения для тренировки походки куклы

        Следить за равномерным поворотом кисти влево и вправо. Если в какую-либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать. Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой «пружинки», иначе кукла будет «нырять».

  1. Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение  руки и уровень куклы
  2. Сделайте то же, пройдя вдоль «грядки»
  3. «Шел - забыл – вернулся». Кукла двигалась вперед,  на середине «грядки» вспомнила, что что-то забыла, придется развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание  обстоятельств самим учеником. Он может, и иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом
  4. «Шел - забыл - принял решение». Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать
  5. «Шел - оглянулся на звук - принял решение». Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.
  6. «Шел – споткнулся». Обыграть ситуацию
  7. «Шифровщик». Ученику задается вопрос или он придумывает сам место, куда он идет. По дороге он должен, не называя самого места, дать зрителям понять цель своего похода. Например, загадано слово «стадион». Ученик может пройти с такими словами: «Эх, неужели сегодня проиграют?»
  8. «Шаг в ногу на плацу». Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников
  9. Хромать поочередно на разные ноги
  10. Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской
  11. Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица.

   

Упражнения для отработки навыков разговора куклы

  1. Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в «болтание» куклой
  2. Учить стихотворение, заданное на дом        
  3. Читать вслух книгу: интересную и нет
  4. Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице
  5.  Импровизированный ответ на вопрос педагога или другого воспитанника. Вопросы могут быть по контрольной теме или из разряда «дурацких», развивающих актерскую смелость, типа «Зачем ты съел мою котлету?». Можно объединить всех одними обстоятельствами. Например, педагог - генерал, а воспитанники солдаты, и все вопросы на военную тему. Или педагог - мама, а воспитанники - дети
  6. Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку. Главное - импровизация.

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы

  1. Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось «размахивание» при прыжках «мельтешение»  при беге
  2. Пробежать по ширме 100 метров
  3. Убегать от опасности
  4. Бегать, ловя кого-то
  5. Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке
  6. Прыгать разными способами в ритме песни, напевая её вслух
  7. Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую
  8. Прыгать, как ребенок, как старик, как зверь
  9. Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а за тем он подкинет вас и длинным прыжком приземлиться за ним. Вариант, когда у спортсмена не получается, и тренер демонстрирует ему, как нужно прыгать
  10.  Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло
  11.  Перепрыгнуть препятствие, например,  лужу.

Упражнения для других способов движения

     Следить за верным исполнением предыдущих движений, ибо они являются основой остальных. Дети должны импровизировать, сами придумывать оправданные и выразительные позы и движения.

  1. Лечь на ширму и полежать мечтательно, грустно, беззаботно, в ожидании, при бессоннице, замерзнув, будучи больным
  2. Прокрасться по ширме, что-то взять, рассмотреть, положить на место и уйти. Что это было?
  3. Вернувшись поздно, пройтись, стараясь никого не разбудить
  4. Красться в шутку, чтобы поиграть с товарищем
  5. Крадусь, потому что не хочу быть замеченным
  6. Ползти по-пластунски на учениях
  7. Проползти на вражескую территорию под колючей проволокой
  8. Ползу под кроватью за игрушкой или по льду на помощь другу
  9. Сесть на ширму. Обернуться на оклик партнера: с радостью, неохотой, удивлением,  безразлично,  с тоской,  со «странной» реакцией
  10.  Сесть на ширму, чтобы отдохнуть
  11.  Сесть на ширму, представив, что это лавочка во дворе, место в зрительном зале, стул перед кабинетом зубного врача
  12.  В паре. Один садиться спиной к другому. Партнер должен подкравшись, напугать сидящего, в результате чего тот вскочит и убежит. Пугать необязательно «диким воплем», тем более, что это оказывается неубедительным
  13.  Зайти, сесть, читать что-либо: книгу, газету, телефонный справочник.

Работа с предметом

       Перчаточным куклам легче, чем марионеткам, держать в руках какой-нибудь предмет, и хотя выглядит это довольно неуклюже, дети понимают, что одна кукла передает корзинку другой, что кукла засовывает руку в карман, что она может снять шапку. Передача предметов друг другу - важная составная часть театра перчаточных кукол. Упражнения с использованием на занятиях различных предметов помогут точно отработать схему передачи их и сделать действие более выразительным.

Упражнения с воображаемыми предметами

   Данные упражнения воспитывают внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, умение использовать пространство сцены. Тренируется навык сочинения одиночных этюдов.

  1. Собрать вязанку дров и унести с собой
  2. Слепить снеговика
  3. Тащить за собой тяжелый мешок
  4. Толкать впереди себя большой сундук
  5. Подкрасться и поймать мышь
  6. Построить дом из кубиков
  7. Сортировать картошку
  8. Подмести, убрать мусор
  9. Вытереть пыль
  10.  Выкопать яму и посадить дерево
  11.  Закопать клад, отметить место
  12.  Срубить дерево, свалить его, обрубить сучья, унести
  13.  Две куклы пилят бревно двуручной пилой, третья колет дрова, четвертая складывает их в поленницу
  14.  «Кузнецы». Один с большим молотом, другой с маленьким молоточком. Положить полоску металла и работать в ритме: Тук! Тук-тук-тук! Озвучивают удары помощники. Добиться полной синхронности
  15.  Передать корзину с яблоками или другими предметами из рук в руки
  16.  Поднять с земли яблоко и дать другу, копать яму, собирать овощи...
  17.  Поднять тяжелый мешок и пронести его, помочь нести тяжелый предмет друг другу
  18.  Играть в мячик
  19.  Толкать перед собой тяжелый камень, передвигать мебель
  20.  Стирать белье
  21.  Собирать грибы, ягоды, цветы.

         Перчаточная кукла держит предмет обеими руками и может с ним уверенно обращаться. Чтобы его взять, ей надо наклониться в талии так, что бы ладошки её рук хорошо и удобно могли его взять. Если перчаточная кукла должна взять предмет одной рукой, то делают из проволоки крючки на предмете сбоку или снизу, пришивают кнопки или липучку.

«Зарядка»  куклы

     Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз»  кукла делает движение.  На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» -  возвращается в основное положение.

  1. Наклоны головы
  • кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;
  • наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».
  1. Хлопки
  • на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;
  • это упражнение проделать с поворотом в стороны.
  1. Повороты туловища
  • повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;
  • повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.
  1. Наклоны туловища
  • сгибать запястье руки вперед, назад;
  • сгибать запястье руки вправо, влево.
  1. Приседание

                 Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой          позе, затем вернуть в исходное положение.

  1. Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

                 На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу.  На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье.  На «два» - сгибая запястье вправо.

         Точные движения зарядки показывает педагог, дети его копируют. По мере приобретения навыков каждый из ребят показывает свое упражнение, остальные повторяют за ним. Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят. Разнообразить работу и способствует более тесному общению педагога с детьми.

Отработка взгляда куклы

        Основной признак общения куклы - взгляд. Не меняя положения головы, человек может перевести взгляд с одной детали объекта на другую. И все это благодаря подвижности глазного яблока. У куклы же глаза неподвижны, и изменить направление взгляда, без изменения положения головы она не может. Поэтому его направление зависит от положения корпуса и головы куклы. Умение, верно, направлять на объект  взгляд куклы достигается в процессе упражнений.

       «Качели»

Кукла следит за раскачивающимися качелями. Сначала они раскачиваются не сильно, но затем все сильнее и выше. Движение головы куклы непрерывное. Постепенно раскачивание уменьшается, и качели останавливаются.

       «Волейбол»

Кукла следит за мячиком, взлетающим над площадкой. Имитировать полет мячика можно воздушным шариком, привязанным к палке.

       «Бабочка»

Представьте, что вокруг кукол летают бабочки. Все их рассматривают, но не ловят. Следят за полетом, поворачивая голову. Для упражнения можно использовать реально видимую бабочку.

 Следить за направлением взгляда, помня, что кукла смотрит «носом». Не задирать голову в потолок.

Упражнения для отработки взгляда

  • Представив себя диктором  телевидения, объявить следующую передачу. Сделать это от лица мужчины и женщины. То же, но вы - ведущий концерта
  • Прочитать объявление на стенде или афишу на концертной тумбе. Придумать объявление или по заданной теме (общая для всех), или необычно-сказочное
  • Рассмотреть что-то вдали, на ладони, на небе
  • Ждать, высматривая кого-то или что-то, например, друга или автобус.
  • Найти в воображаемом коридоре поликлиники нужную дверь, читая таблички
  • Рассматривать картины в музее, называя их и давая оценку
  • Следить за птицей, жуком, бабочкой, качелями, игрой в волейбол, прыжками на батуте, колесом обозрения
  • Прейти воображаемую дорогу, следя за машинами
  • На плацу. Следить  взглядом за генералом, проходящим вдоль шеренги солдат
  • В паре. Куклы оглядывают друг друга с головы до ног. Отвернуться и рассказать, как выглядит кукла партнера
  • Оценить «воображулю», которая прошла мимо вас соответствующей походкой
  • Искать на ширме ключи, грибы, деньги, клад
  • Посмотреть под ноги с ужасом, брезгливо, с интересом, свой вариант.

Упражнения для закрепления

«Мгновенная реакция»

       Кукла идет по ширме, на середине получает от педагога неожиданное задание. Нужно мгновенно его обыграть.

  • Летит пчела, самолет...
  • Наступил на что-то мягкое, скользкое, мокрое...
  • Увидел впереди друга, врага, медведя, инопланетянина...
  • Уколол ногу
  • Что-то вспомнил приятное, ужасное...

«Муха»

Отгонять муху, которая мешает спать.

«Приветствие»

 Поздороваться с партнером по русскому обычаю, как азиаты. Поздороваться с человеком, которого боишься, с недругом, с ворчливой бабушкой, по-японски, как металлисты.

«На балу»

Вы - дамы и кавалеры на балу 18 века. Поклониться хозяину или хозяйке, сказать в зависимости от этого мужской или женский комплемент.

«Внести атмосферу»

Появиться на ширме после только что увиденного: с испугом, со вздохом облегчения, позвать на помощь.

«Настроение»

Уловить настроение партнера, с которым его вышла и села. Выйти в таком же настроении.

«Шпион»

Первая кукла идет, а вторая «шпионит» за ней. Как только первая оборачивается, вторая должна замереть в позе, которая что-то обозначает. Например, дворника, нагнувшегося за бумажкой, или садовую скульптуру.

Литература

  1. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.:  Владос, 2007. – 173с.
  2. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.: Лада, 2003. – 269с.
  3. Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.:  Дом XXI век,  2003. – 62с.
  4. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение,  2000. – 145с.
  5.  Мастерская чувств [Текст]:  методическое пособие / – М.: Академия развития, 2006. – С.50.
  6. Методические рекомендации по организации деятельности кукольного театра [Текст]:  методические рекомендации / – Новосибирск: Областной центр дополнительного образования, 2003. – С.74.
  7. Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2002. – 208с.
  8.  Обучение  и развитие  [Текст]: практическое пособие / - М.: Дошкольник, 2003.- 34с.

Школа юного кукловода [Текст]: сборник практических материалов /   Н. А. Семенова. – Тяжинский: муниципальное   бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  детей », 2014.- 21с.

Технический редактор И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п. Тяжинский,  муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 11, тел (8-384-49) 21-077


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

"Куклы вокруг нас" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» имеет художественную направленность и  направлена на формирование  и развитие творческих сп...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021

     Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...

МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)

Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируе...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...