"Куклы вокруг нас" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (2, 3 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» имеет художественную направленность и направлена на формирование и развитие творческих способностей и склонностей детей основам кукольного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Тяжинский центр дополнительного образования»
Принято на Утверждаю:
педагогическом совете Директор МБУДО «ТЦДО»
от « 06 » сентября 2019г. ______О.В. Петрова
протокол № _2___ от « 09» _сентября_2019г.
приказ № _49
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Куклы вокруг нас»
Возраст учащихся: 9 - 13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель:
Семёнова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного
образования
пгт. Тяжинский, 2019
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 4
Учебно-тематический план 1- го года обучения……………………………….10
Содержание учебно-тематического плана 1- го года обучения……………….11
Учебно – тематический план 2- го года обучения ……………………………18
Содержание учебно- тематического плана 2- го года обучения……………..19
Учебно-тематический план 3- го года обучения ……………………………..25
Содержание учебно-тематического плана 3- го года обучения………………26
Методическое обеспечение программы ………………………………………...31
Список литературы ……………………………………………………………......35
Приложение № 1 Диагностика результативности обучения учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Куклы вокруг нас»…………………………………………………...37
.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» имеет художественную направленность и направлена на формирование и развитие творческих способностей и склонностей детей основам кукольного искусства.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные художественную направленность и направлена на формирование и развитие
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Педагогическая целесообразность данной программы определяются следующими факторами:
- предоставление учреждением дополнительного образования выбора форм деятельности, приобщение подрастающего поколения к театральной деятельности;
- помимо занятий театральной деятельности в программу введены элементы швейного дела и экологической направленности, учащиеся «дают вторую жизнь ненужным» вещам;
- использование дыхательной гимнастики, упражнений для улучшения произношения, имитации других голосов;
- выбор репертуара, согласно возрастных особенностей детей.
Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям, в которых заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Мышление, сравнение, обобщение делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Поэтому в настоящий момент актуальным является художественно - эстетическое воспитание и образование через разнообразное использование театральной деятельности учащимися. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Кукольный театр как вид искусства является и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. А сочетание нескольких видов искусств – музыки, живописи, литературы и актерской игры, даёт огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия кукольным мастерством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей учащихся через приобщение к искусству кукольного театра.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с театром кукол как одним из видов театрального искусства.
2. Способствовать овладению учащимися основными приемами работы с
театральной куклой.
3. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам кукольного
театра.
Воспитательные:
1. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим:
доброжелательность, чувство товарищества, сострадание, толерантность.
2. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к театру и
литературе.
3. Воспитать личностные качества: целеустремленность, умение
преодолевать трудности, умение управлять собственными эмоциями,
способность к достижению качественного конечного результата.
Развивающие:
1. Развить творческие способности учащихся.
2. Способствовать развитию художественного и ассоциативного мышление
(умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, речь
(диалог, монолог, интерес к художественной детской литературе.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Куклы вокруг нас» от существующих по данному профилю деятельности:
- Дифференциация учебного материала в зависимости от возраста и способностей учащихся. Особое внимание уделено начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в учебном процессе.
- Возможность каждого ребенка попробовать свои силы в различных видах театрального творчества, выбрать приоритетные направления и максимально реализовать себя в нем.
- Обучение в порядке постепенного усложнения от отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли; от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций.
- Ярко выраженный командный стиль взаимодействия в творческом процессе. В тот момент, когда в других театральных коллективах каждый участник занимается лишь собственным развитием, в данной программе акцент в первую очередь делается на командность - когда целью является общий путь к одной общей цели - создания спектакля.
Адресат программы. Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста, 9 - 13 лет. Данная программа предполагает включение учащихся на второй и третий год обучения по результатам тестирования, собеседования.
Характеристика детей младшего и среднего школьного возраста.
Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности, повышение значения коллектива, оценки товарищами его поступков и действий.
Уровень сложности освоения содержания программы - базовый уровень.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часов по каждому году обучения. Продолжительность реализации программы - 3 года обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» по форме организации образовательного процесса предполагает групповое обучение учащихся младшего и среднего школьного возраста 9-13 лет.
Состав учебной группы – переменный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Недельная нагрузка – 2 академических часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (с перерывом в 10 минут), 1 академический час – 45 минут.
Наполняемость учебной группы от 8 до 15 учащихся.
Особенности набора учащихся. Приём детей в творческое объединение свободный, осуществляется с 1 по 10 сентября. Зачисление учащихся в объединение производится с обязательным условием – заявление от родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате обучения по программе учащиеся приобретают определенные знания и умения по годам обучения.
Предметные результаты
К концу первого года обучения учащиеся будут
знать:
- происхождение куклы;
- приемы одевания перчаточной куклы на руку;
- правила поведения кукловода за ширмой;
- терминологию кукольного театра;
- правила вождения перчаточной куклы;
уметь:
- строить рабочий полукруг;
- правильно одевать перчаточную куклу;
- водить перчаточную куклу;
- анализировать свою работу;
- сочинять истории и сказки в предлагаемых обстоятельствах;
- работать в коллективе
К концу второго года обучения учащиеся будут
знать:
- отличия тростевой от перчаточной куклы;
- правила вождения перчаточной и тростевой куклы;
- терминологию кукольного театра;
уметь:
- снимать мышечное напряжение во время кукловождения;
- запоминать заданные мизансцены;
- вживаться в создаваемый образ;
- сочинять сказки в предлагаемых обстоятельствах;
- бесшумно работать за ширмой во время выступлений;
- чётко доносить до зрителей исполняемый текст;
владеть:
- приёмами вождением тростевой куклы;
- интонацией голоса и эмоциями;
- пространством сцены.
К концу третьего года обучения учащиеся будут
знать:
- правила работы кукловода за ширмой, перед ширмой и на ширме;
- правила кукловождения тростевой куклы;
уметь:
- общаться со зрителями и партнёром через куклу
- анализировать свою работу и товарищей;
- запоминать заданный рисунок мизансцены спектакля;
- изготавливать простую марионетку
владеть:
- пространством сцены;
- техникой вождения тростевой и перчаточной куклы;
- эмоциями и интонацией голоса.
Освоение программы обеспечивает учащегося достижение планируемых метапредметных, личностных и предметных образовательных результатов.
Метопредметные результаты:
Сформированность универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической и творческой деятельности:
- самостоятельное определение цели своего обучения в рамках программы объединения;
- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение владеть основами самоконтроля и самооценки;
- умение работать индивидуально и в коллективе, самостоятельно находя способы взаимодействия с участниками объединения;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска материала и решения поставленных задач.
Личностные результаты
- осознание принадлежности к русской культуре;
- способность к самоопределению с целью дальнейшего выбора профессиональной деятельности;
- способность к саморазвитию и личностному росту;
- наличие духовно-нравственного сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- уважительное отношение к другим участникам объединения и их творчеству;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- сформированность гражданской позиции по отношению к Родине;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Итогом обучения каждого учебного года предполагает демонстрация практических знаний и умений, реализуемых при постановке и сдачи спектакля.
Контроль и диагностика освоения программы
Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Куклы вокруг нас» проводится на различных этапах усвоения материала.
Виды и формы контроля включают
Промежуточный контроль
1. Промежуточный контроль проводится по итогам каждого учебного года, представляет собой динамику усвоения практических и теоретических навыков.
2. Промежуточный контроль проводиться в формах: итоговых занятий, тестирования, викторины, зачета
3. Формы и сроки проведения контроля определяются в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и фиксируется педагогом в журнале учета работы педагога дополнительного образования и в папке – диагностика учащихся.
Итоговый контроль
- Итоговая аттестация учащихся по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программе проводится в целом за её реализацию.
- На итоговом этапе отслеживается: уровень знаний, умений и навыков учащихся в форме – сдачи спектакля.
3. Результаты оформляются в карте теоретических и практических умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и фиксируется в папке – диагностика учащихся.
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков
- высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, в тестировании не допустил ошибок; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – в тестировании выполнил не менее 60-89% заданий правильно;
- низкий уровень – учащийся выполнил менее 60% заданий правильно.
Учебно-тематический план 1-й года обучения
№ | Название разделов, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Пр-ка | |||
I | Введение 1.1 Вводное занятие
| 2 2 | 1 1 | 1 1 |
концерт-экспромт |
II | История театра кукол 2.1 Происхождение куклы 2.2 Виды кукол 2.3 Кукла своими руками
2.4 Театр «Фантазий» | 22 2 4 8 8 | 4 1 1 1 1
| 18 1 3 7 7
| опрос
Презентация творческих работ мини-постановки |
III | Игровой тренинг 3.1 Игры на развитие подвижности 3.2 Упражнения на развитие творческого мышления 3.3 Упражнения на достижение мышечной свободы | 14 4 6 4 | 3 1 1 1 | 11 3 5 3 |
выполнение упражнений |
IV | Основы сценической речи 4.1 . Речь – средство передачи Мыслей и чувств героев 4.2 Язык мой – друг мой 4.3 Помощники устного слова 4.4 Дикция | 14 2 2 4 6 | 4 1 1 1 1 | 10 1 1 3 5 |
выполнение заданий |
V | Секреты театра кукол 5.1 Перчаточная кукла 5.2 Кукольная сцена 5.3 Разминка кукловода. 5.4 Мастерство актёра с куклой 5.5 Характер и образ персонажа 5.6 Итоговое занятие | 28 8 2 6 8 2 2 | 4 1 1 1 1 - - | 24 7 1 5 7 2 2 - |
Опрос
Зачет |
VI | Импровизация «Я - сам»
6.1 Нянюшкины сказки 6.2 «Я сам» составление сказок 6.3 Репетиции сказок 6.4 Оформление сказок | 20 4 4 8 4 | 1,5 0,5 1 - - | 18,5 3,5 3 8 4 |
Коллективный анализ Коллективный анализ |
VII | Постановка сказок и мини-пьес 7.1 Работа над спектаклем «Теремок» 7.2 Работа над спектаклем «Заюшкина избушка» 7.3Работа над спектаклем «Девочка и лиса» 7.4 Работа над спектаклем «У страха глаза велики» 7.5 Работа над спектаклем «Репка» 7.6 Работа над спектаклем «Курочка Ряба» 7.7 Работа над мини-пьесами 7.8 Итоговое занятие
| 44 4 6 6 6 6 6 8 2 | 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - | 40,5 3,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 7,5 2 | Коллективный анализ
Тестирование, сдача пьес |
Итого | 144 | 21 | 123 |
Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Беседа по истории и традиций творческого объединения. Раскрытие целей и задачи курса, организацию и содержание занятий в творческом объединении.
Инструктаж по технике безопасности, планах эвакуации и правил поведения на занятиях, в ЦДО, экскурсия по учреждению ЦДО с целью умения учащимися ориентироваться по зданию и знакомства с другими творческими объединениями.
Практика:
1. Концерт-экспромт «Ай да я» - проверка художественных навыков ребят
2.Заполнение анкеты «Расскажите о себе»;
3.Игры на знакомство «Кто вы?», «Снежный ком» и другие.
4.Просмотр фотоальбомов и видео материалов занятий, спектаклей и конкурсов;
5.Экскурсия по ЦДО с целью знакомства; игры, тесты.
Раздел 2. История театра кукол
Тема 2.1. Происхождение куклы
Теория: Природные явления, катаклизмы и неспособность первобытного человека объяснить их. Вера и поклонение духам и богам. Появление куклы и религиозные обряды, в которых её использовали; Театр кукол Древней Греции.
Практика: Изготовление планшетной куклы. Техника кукловождения планшетной куклы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Подготовка рабочего места к работе.
Тема 2.2. Виды кукол
Теория: Знакомство с разными видами кукол: бумажной, пальчиковой, тряпичной, вязанной, деревянной, глиняной, резиновой, керамической и другими. Верховые и напольные театральные куклы. Куклы из бросового материала. Куклы – предметы. Демонстрация образцов кукол, иллюстраций.
Практика: Пластилиновая сказка. Подобрать любую знакомую сказку и изготовить из пластилина для неё: кукол-героев, декорации и реквизит. Проигрывание сказки. Презентация «Виды кукол».
Экскурсия на «фабрику кукол» - посещение творческих объединений прикладного направления с целью знакомства с кукольных дел мастерами, которые познакомят ребят с куклами своего объединения.
Тема 2.3. Кукла своими руками
Теория: Бросовый материал. Приёмы изготовления кукол из бросового материала. Советы мастера по оформлению кукол. Правила работы с тканью и бумагой.
Практика: Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и кукол: бумажной, пальчиковой, перчатки, из бросового материала (лоскутков ткани, бумаги, поролона; коробок, ниток и других) для сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие. Простейшие движения кукол.
Тема 2.4. Театр фантазий
Теория: Куклы и игрушки в театральном представлении. Театры кукол: на ладошке, теней, игрушек, вещей, предметов, коробок и других. «Оживление» предметов и вещей с помощью рук. Руки человека наделяют предмет жизнью, действием, речь человека – эмоциями, голосом. Использование импровизируемых сцен и ширм: стола, раскрытой книги, спинки стула, коробки, листа картона, дверного проёма и другие.
Практика: Подготовка кукол и декораций для театра: из конфетных коробок; на ладошке; из листа картона; игрушек; вещей и предметов. Игрушечная сказка. Придумать и поставить сказки, используя эти театры на различных импровизируемых ширмах: столе, книге, спинке стула и т.д.
Раздел 3. Игровой тренинг
Тема 3.1. Игры на развитие подвижности
Теория: Значение тренинга для кукловода. Навыки рабочего состояния: организованность, коллективность, законченность действий. Кукловод за ширмой и перед ней. Развитие гибкости и подвижности. Укрепление мышц туловища. Мышечное напряжение.
Практика: Выполнение тренинга.
Тема 3.2. Упражнения на развитие творческого мышления
Теория: Что такое творческое мышление. Наглядно – действенное мышление. Причинное мышление. Эвристическое мышление
Практика: Учимся: анализировать зрительный образ, узнавать объект на основе описания отдельных признаков, узнавать объект по описанию возможных действий с ним, объяснять образное сравнение, подбирать слова, противоположные по значению.
Тема 3.3. Упражнения на достижение мышечной свободы
Теория: Понятие о сценической свободе. Неразрывность внешней (физической) свободы с внутренней(психической) свободой.
Практика: Тренинг мышечного расслабления.Упражнения на снятие телесных зажимов и умение владеть своим телом. Упражнения на напряжение и мышечное освобождение «В гостях у весёлых гномов».
Раздел 4. Основы сценической речи
Тема 4.1. Речь – средство передачи мыслей и чувств героев
Теория: Роль речи в жизни человека. Значение речи в кукольных постановках. Чем отличается язык животных, человека и птиц?
Практика: Звукоподражатель. Игры на подражание голоса животных, предметов издающих звук.
Тема 4.2. Язык мой – друг мой
Теория: Язык мой – друг мой. Значение слова «язык». Чудесные превращения слов. Показать важность каждой буквы в слове
Практика: Игры со словами. Игры: «Эхо», «Флот помог», «Найди слово в слове», «Слово рассыпалось» и т.д., Стихи детских писателей для отработки чёткости, эмоциональности, выразительности речи.
Тема 4.3. Помощники устного слова
Теория: Жесты и мимика. Что они обозначают? Жесты при описании и подражании. Жесты для выразительности речи. Жесты говорящего человека. Жесты – важное средство выразительности куклы и действий куклы.
Мимика лица – внутреннее состояние человека. Умение слышать собеседника, реагировать, оценивать, проявлять эмоции, быть внимательным.
Практика: Игры, упражнения и этюды на отработку жестов куклы: «иди сюда», «дай», «нет», «здравствуй», «прощай» и другие. Весёлая гимнастика. Упражнения, игры и ситуации на отработку мимики лица и жестов.
Тема 4.4. Дикция
Теория: Дикция. Требования к дикции. Дикционная чёткость. Слуховое внимание. Ударение. Гласный и согласный звукоряд.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности произношения. Отработка чёткости речи на детских стихах, четверостишиях, скороговорках и других. Хоровое чтение, чтение в движении. Звуковая разминка.
Раздел 5. Секреты театра кукол
Тема 5.1. Перчаточная кукла
Теория: С чего начинается кукольный театр. Первые перчаточные куклы на Руси. Перчаточная кукла – один из видов верховых кукол. Перчатка – основа куклы. Куклы – люди, куклы – животные. Азбука театра. Презентация «Виды театральных кукол».
Практика: Способы изготовления перчаточной куклы. Использование свойств материалов для изготовления и декорирования кукол. Изготовление и оформление перчаточной куклы.
Тема 5.2. Кукольная сцена
Теория: Театральная ширма как дом кукол. Ширма и её приспособления. Виды ширм. Многоплановая ширма. Оформление сцены: декорации, задник, реквизит. Материал и клей для изготовления деревьев, домов, кустов, мебели, предметов домашнего обихода. Стойки и крепления. Азбука театра.
Практика: Способы изготовления декораций. Работа в ширмах разных конструкций.
Тема 5.3. Разминка кукловода
Теория: Значение разминки для начинающего кукловода. Снятие мышечного напряжения с рук кукловода. Советы кукловоду.
Практика: Разминка кукловода. Упражнения на раскрепощение пальцев рук, кисти, плеча, руки. Гимнастика для запястья. Пальчиковый игротренинг. Сказки для «Театра в руке».
Тема 5.4. Мастерство актёра с куклой
Теория: Перчаточная кукла и способы её одевания на руку кукловода. Как стать настоящим кукловодом. Общие правила кукловождения Правила кукловода. Этюд. Самоанализ. Советы кукловоду. Азбука театра.
Практика: Способы управления куклой – петрушкой. Работа пальцев рук в перчаточной кукле. Упражнения с куклой сидя на стуле и на ширме. Упражнения для отработки действий с предметами и с воображаемыми предметами: сидя на стуле, в парах, на кругу и ширме. Отработка взгляда куклы. Отработка вождения на примере русских народных сказок. Этюды и кукольные миниатюры с перчаточными куклами.
Тема 5.5. Характер и образ персонажа
Теория: Характерность персонажа и как она выражается в действиях куклы. Пластическая и речевая характеристика героев. Характер и походка; Характер и голос; Характер и музыка; Характер и жесты. Образ и голос театральной куклы.
Практика: Постановка этюдов и сказок.
Тема 5.6. Итоговое занятие
Практика: Занятие – зачет по кукловождению перчаточных кукол.
Раздел 6. Импровизация «Я - сам»
Тема 6.1. Нянюшкины сказки
Теория: Знакомство со сказкой. Сказки для самых маленьких. Русские народные сказки. Добро и зло в сказках. Волшебство. Построение сюжета сказки по этапам: описание среды, условий, в которых складываются характеры; события, с которых начинаются действия; развитие действия; столкновение борющихся сил; развязка событий и т.д. Голос и интонация при рассказывании сказок.
Практика: «Путешествие по «Сказкаграду» - знакомство с теми местами, где живет сказка. Игры: «Сочини сказку», «Сказка по картинке», «Сказка по кругу», «Нарисуй сказку» и другие. Прослушивание и просмотр диафильмов и аудио записей со сказками. Постановка маленьких сказок: «Сказки времён года». Модификация сказок.
Тема 6.2. «Я – сам» Составление сказок
Теория: Подобрать темы для постановки. Построение сюжетной линии в сказках, историях, авторских работах ребят. Что такое тема, идея, событийный ряд, завязка, конфликт, развязка. Характеристика героев.
Практика: Составление историй и сказок детьми.
Тема 6.3. Репетиции сказок
Теория: Походки, жесты, повороты головы и корпуса. Что делаю? (действие). Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособления). Речь актёра и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему. Характеристика героя: отношения друг с другом, задачи, цели, их действия, мотивы их поступков. Анализ и самоанализ работ.
Практика: Распределение ролей. Мизансценирование. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом. Репетиции и прогоны с декорациями и с музыкальным сопровождением. Работа над ошибками.
Тема 6.4. Оформление сказок
Практика: Оформление сказок в книжки-малышки. Подготовка иллюстраций к сказкам.
Раздел 7. Постановка мини-пьес и сказок
Тема 7.1. Работа над спектаклем «Теремок»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.2. Работа над спектаклем «Заюшкина избушка»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.3. Работа над спектаклем «Девочка и лиса»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.4. Работа над спектаклем «У страха глаза велики»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.5. Работа над спектаклем « Репка»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.6. Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.7. Работа над мини-пьесами
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.
Тема 7.8. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы группы, проверка и закрепление знаний учащихся. Итоговая аттестация. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период.
Практика: Сдача спектаклей другим группам с последующим обсуждением.
.
Учебно-тематический план 2-й года обучения
№ | Название разделов, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор | Пр-ка | |||
I | Введение
1.1 Вводное занятие | 2 2 | 1 1 | 1 1 | |
II | История театра кукол
2.1 Вертеп 2.2 Домашние кукольные театры 2.3 Кукла своими руками 2.4 Театры кукол нашей области | 24 4 6 12 2 | 4 1 1 1 1 | 20 3 5 11 1 | опрос
Презентация творческих работ |
III | Игровой тренинг 3.1 Упражнения на внимания 3.2 Игры на развитие коммуникативных способностей | 14 8 6 | 2 1 1 | 12 7 5 | |
IV | Основы сценической речи 4.1 Искусство речи 4.2 Дыхание 4.3 Подготовка речевого аппарата к звучанию | 12 2 4 6 | 3 1 1 1 | 9 1 3 5 | |
V | Секреты театра кукол 5.1 Тростевая кукла 5.2 Мастерство актёра с куклой 5.3 Речевая и пластическая характеристика героя 5.4 Музыка и шумовое оформление спектакля 5.5 Итоговое занятие | 28 10 12 2 2 2 | 3 0,5 0,5 1 1 - | 25 9,5 11,5 1 1 2 | Конверт вопросов
Зачёт |
VI | Импровизация « Я - сам» 6.1 «Я сам» постановка мини- сказок и сценок
6.2 Репетиции сказок 6.3 Подготовка кукол, реквизита и декораций | 14 4 8 2 | - - - -
| 14 4 8 2 | Коллективный анализ Показ пьес |
VII | Постановка сказок и мини-пьес 7.1 Работа над спектаклем «Пых» 7.2 Работа над спектаклем «Под грибком» 7.3 Работа над спектаклем «Кто сказал мяу» 7.4 Работа над спектаклем «Коза –завидущие глаза» 7.5 Работа над спектаклем « Колосок» 7.6 Работа над спектаклем «Колобок» 7.7 Итоговое занятие | 50 8 8 8 8 8 8 2 | 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - | 47 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 2 | Коллективный анализ
Тестирование, сдача пьес |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Раскрытие целей и задач предстоящего учебного года; знакомство с организацией и содержанием занятий.
Инструктажи: по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в ЦДО и на занятиях; распределение обязанностей в группе.
Практика: Игра «Круг воспоминаний о лете. Игры на знакомство. Проверка правил и навыков кукловождения.
Раздел 2. История театра кукол
Тема 2.1. « Вертеп»
Теория: Вифлеемский ящик. Древней Греции на Руси. Рождественские обычаи. Евангельский рассказ о рождении. Иисуса Христа. Украинские вертепы, белорусские батлейки, польские шопки. Устройство вертепа и движение кукол в «Вертепе».
Практика: Постановка «Вертепа». Изготовление вертепа и кукол. Техника кукловождения в вертепе. Постановка и репетиции представлений.
Тема 2.2. Домашние кукольные театры
Теория: Домашние театры великих людей. Домашние и студийные спектакли. Куклы и ширмы для домашних кукольных театров. Закулисные советы. Декорации и реквизит. Музыкальное и шумовое оформление. Подбор репертуара и работа с ним. Советы юному режиссёру.
Практика: Изготовление простых кукол для теневого театра. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. « Сказки поляны теней» - сказки теневого театра. Закулисные советы.
Тема 2.3. Кукла своими руками
Теория: Материал и инструменты для изготовления простейших кукол для домашнего театра: наручной, узелковой, из носка, из чулка. Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по изготовлению и оформлению кукол.
Практика: Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и кукол. Оформление кукол.
Тема 2.4. Театры кукол нашей области
Теория: Знакомство с работой и куклами: Кемеровского театра кукол им. А.Гайдара; театра кукол «Васена» г. Осинники; образцового театра кукол «Бемби» ДЮЦ им. В. Волошиной и других.
Практика: Просмотр видео и фотоматериалов кукольных коллективов; записей выступлений и конкурсов; газетных материалов. Обсуждение.
Раздел 3. Игровой тренинг
Тема 3.1. Упражнения на внимание
Теория: Понятие о сценическом внимании (произвольном и непроизвольном). Умение видеть и запоминать. Сценическое внимание и фантазия. Внимание в жизни и на сцене. Воспитание сценического внимания.
Виды внимания: слуховое, внутреннее, зрительное, осязательное, обонятельное.
Практика: «Полёт в страну фантазии»- игры и упражнения на внимание: «Исходное положение», «Как один», «Ай, да я!», «Кто летает?», «Ходьба с изменением», «Кто сзади», «Кто как сидел», «Звукоуловители», «Видящие пальцы», «Фотографы», «Картина», «Пристройка», «Сторож и мошенники», «Игры с карандашом», «Разведчики» и т.д.)
Тема 3.2. Игры на развитие коммуникативных способностей
Теория: Я и мой язык. Я и мои эмоции. Я и Я. Я и другие. Я и моя семья. Я и моё тело.
Практика: Этюды на выражение различных эмоций.
Тренинг мышечного расслабления. Игры на общение. Театральные этюды.
Раздел 4. Основы сценической речи
Тема 4.1. Искусство речи
Теория: Речь в повседневной жизни и творчестве актёра. Речевой аппарат и значение тренинга. Чёткость и ясность произношения. Дефекты речи и их последствия.
Практика: Прослушивание аудиозаписей с исполнением сказок.
Тема 4.2. Дыхание
Теория: Особенности физиологического и речевого дыхания. Правильная постановка дыхания. Вдох. Выдох. Выработка носового дыхания.
Практика: Звуковая дыхательная гимнастика. Упражнения на укрепление дыхательных мышц, на опору дыхания, на три вида дыхания. Игры и упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания: «Свеча», «Цветочный магазин» и другие. Речевой дыхательный тренинг.
Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д. Скороговорки.
Тема 4.3. Подготовка речевого аппарата к звучанию
Теория: Речевой аппарат. Знакомство с технологией формирования речи. Способы подготовки речевого аппарата к его использованию в действии.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звукоряд гласных и согласных букв. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков. Труднопроизносимые слова. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности произношения. Скороговорки, стихи, четверостишья на отработку чёткости и ясности речи.
Раздел 5. Секреты театра кукол
Тема 5.1. Тростевая кукла
Теория: Тростевая кукла – один из видов верховых кукол. Гапит и трости – основа куклы. Открытые и закрытые трости. Крепление тростей. Маленькие секреты эстрадных номеров с тростевыми куклами. Материал для изготовления тростевой куклы. Плоская кукла и куклу с «живой рукой». Советы кукловоду. Азбука театра.
Практика: Знакомство с приёмами изготовления тростевой куклы. Изготовление «рабочей» тростевой куклы для отработки кукловождения. Изготовление и оформление перчаточной куклы на гапите.
Тема 5.2. Мастерство актёра с куклой
Теория: Работа с тростевой куклой. Приёмы вождения тростевой куклы, тростевой – плоской и куклы с «живой рукой». Исходное положение куклы и кукловода. Организация актёров за ширмой. Положение кукол на грядке и в глубине сцены. Способы крепления предметов к руке куклы. Особенности их вождения.
Практика: Упражнения для овладения управлением тростями. Законы кукловождения. Упражнения с тростевой куклой. Упражнения для отработки: походок, поворотов, наклонов корпуса, взгляда, разговора, работы с предметом, бега, прыжков, т.д. Постановка сценок, историй на темы: сказок, на заданные действия и ситуации,- на свободную и т.д.
Тема 5.3. Речевая и пластическая характеристика героя
Теория: Важность пластической характеристики образа и возможности тростевой куклы. Возможности речи для передачи внутреннего состояния героя.
Практика: Упражнения и этюды на выражение характера персонажа пластически и голосом:- характерные походки;- внутреннее состояние;- действенная задача героя;- тембр голоса; темп речи. Единство действия и слова.
Тема 5.4. Музыка и шумовое оформление
Теория: Значение музыки как фона и для раскрытия образа героя. Роль музыки и шумовых эффектов в оформлении спектакля. Секреты шумового оформления.
Практика: Прослушивание и разбор аудиозаписей «Театральные шумы». Просмотр видеозаписей спектаклей.
Тема 5.5. Итоговое занятие
Практика: Зачет. Мини-концерт из сценок, этюдов и сказок детей на вождение тростевой куклы. Анализ и самоанализ работ.
Раздел 6. Импровизация «Я –сам»
Тема 6.1. «Я сам» постановка мини- сказок и сценок
Теория: Разбор содержания постановок. Обсуждение: темы, идеи, цепи событий, характеров действующих героев, их взаимоотношений, поступков и конфликтов.
Практика: Читка и отбор сценок и сказок для постановки.
Тема 6.2. Репетиции сказок
Теория: Работа над ролью. Характеристика героев: отношения друг с другом, задачи, цели, их действия и поступки. Отношение актёра к своему герою. Речь актёра и движения куклы. Анализ и самоанализ работ.
Практика: Распределение ролей. Мизансценирование. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом: отработка походок, жестов, поворотов головы, корпуса, навыков движения куклы по грядке и в глубине ширмы. Репетиции и прогоны.
Тема 6.3. Подготовка кукол, реквизита и декораций
Теория: Знакомство с понятием «декорация». Устройство декораций. Плоскостные и объёмные декорации. Материал для изготовления театрального реквизита.
Практика: Установка ширмы и изготовление элементов декораций. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).
Раздел 7. Постановка сказок и мини-пьес
Тема 7.1. Работа над спектаклем «Пых»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.2. Работа над спектаклем «Под грибком»
Теория: Чтение пьесы. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Работа над текстом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.3. Работа над спектаклем «Кто сказал мяу»
Теория: Чтение пьесы. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Работа над текстом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.4. Работа над спектаклем «Коза – завидущие глаза»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.5. Работа над спектаклем « Колосок»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.6. Работа над спектаклем «Колобок»
Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра с куклой, партнёром, зрителем. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Тема 7.7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший учебный период, сравнение с результатами предыдущего года и с результатами других детей. Итоговая аттестация.
Практика: Сдача пьес детям старшей группы. Анализ работ и самоанализ каждого учащегося своего выступления. Подведение итогов работы группы, проверка и закрепление знаний учащихся.
Учебно-тематический план 3-й года обучения
№ | Название разделов, темы | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Пр-ка | |||
I | Введение
1.1 Вводное занятие | 2 2 | 1 1 | 1 1 | |
II | История театра кукол 2.1 Петрушка - народный ярмарочный герой 2.2 Марионетка 2.3 Народные кукольные мастера 2.4 Кукла своими руками
| 24 8 2 2 12 | 5 1 1 1 2 | 19 7 1 1 10 | Викторина Опрос
мини-выставка |
III | Игровой тренинг 3.1 Упражнения на память 3.2 Игры на развитие воображения | 18 10 8 | 2 1 1 | 16 9 7 | |
IV | Основы сценической речи 4.1 Культура речи 4.2 Голос 4.3 Техника речи | 10 2 4 4 | 3 1 1 1 | 7 1 3 3 | |
V | Секреты театра кукол 5.1 Изготовление перчаточной куклы 5.2 Изготовление тростевой куклы 5.3 Изготовление марионетки 5.4 Работа кукловода над собой 5.5 Мастерство актёра с куклой 5.6 Итоговое занятие
| 40 10 8 8 2 10 2
| 4 1 1 1 1 - - | 36 9 7 7 1 10 2 | мини-выставка викторина презентация творческих работ зачет
|
VI | Импровизация « Я - сам» 6.1 Представление «Петрушка» | 10 10 | 1 1 | 9 9 | коллективный анализ |
VII | Постановка сказки 7.1 Представление с тростевой куклой 7.2 Работа над ролью 7.3 Мизансценирование пьесы 7.4 Отработка действий куклы 7.5 Репетиции по картинам 7.6 Подготовка реквизита и декораций 7.7 Генеральные прогоны 7.8 Итоговое занятие | 40 4 4 10 4 8 4 4 2 | 2 1 1 - - - - - - | 38 3 3 10 4 8 4 4 2 | сдача пьесы
|
Итого: | 144 | 18 | 126 |
Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Рассказ о прошедших летних каникулах. Цели и задачи на предстоящий учебный год; содержание занятий в творческом объединении. Правила поведения в ЦДО и на занятиях; распределить обязанности в группе. Инструктажи: по технике безопасности, противопожарной безопасности и правилах дорожного движения.
Практика: Игра «Круг воспоминаний»; чаепитие и игровая программа «Любимая игра лета». Тесты «Каков ваш характер», «Знаете ли вы себя» и другие.
Раздел 2. История театра кукол
Тема 2.1. Петрушка – ярмарочный герой
Теория: Традиции рождественских и весенних праздников. Главный герой ярмарочных представлений. Происхождение Петрушки. Скоморохи и петрушечники на ярмарках и площадях. Ширма – юбка кукловода – скомороха. Сцены «Комедии о Петрушке». Петрушка и его «родственники» за рубежом.
Практика: Разыгрывание сценок с Петрушкой.
Тема 2.2. « Марионетка»
Теория: Театр кукол на нитях. Появление первых выпускных кукол в России. Гастроли иностранцев – марионеточников. Ученики становятся мастерами. Первые марионеточные театры. Современные марионетки. Разновидности конструкций марионеток. Простейшие куклы - марионетки. Крепление нитей. Ширма и приспособления.
Практика: Работа кукловодов за ширмой. Приёмы управления простой марионетки. Музыкальные этюды и сценки.
Тема 2.3. Народные кукольные мастера
Теория: Зайцев И.А - народный кукольник с программой «Цирк». Г.К Нуриков в кукольном театре Шимборе. Студия Ефимовых. С.В Образцов. Рождение ГУТК.
Практика: Просмотр видеофильма об Образцове С.В и его театре.
Тема 2.4. Кукла своими руками
Теория: Марионетка и принципы её конструирования. Крепление нитей на основные суставы куклы. Вага и крепление на ней нитей. Материал и инструменты для изготовления простейших кукол марионеток. Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по изготовлению и оформлению кукол.
Практика: Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление простой куклы – марионетки из театральных кукол или бросового материала. Подготовка простых ваг и крепление на них кукол.
Раздел 3. Игровой тренинг
Тема 3.1. Упражнения на развитие памяти
Теория: Виды памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. Память на слова (словесная или вербальная); память на образы (образная); память на движения(двигательная);память на эмоции, чувства, переживания(эмоциональная); память на расположение предметов в пространстве; на временные отрезки; на числа, фамилии, лица и т.д.
Практика: Игры и на развития памяти юного кукловода: «Беспорядок на кухне», «Странный букет», «Рассеянный крокодил», игры в слова и т.д. Упражнение на развитие памяти физических действий: «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король» и другие.
Тема 3.2. Упражнения на развитие воображения
Теория: Понятие о творческом воображении. Умение воспринимать реальный мир с творческой точки зрения.
Практика: «Волшебная палочка» (задания, игры и упражнение на развитие воображения: «Пантомима», «Рассказ-картина», «Рассказ наоборот», «Предложение из слов», «Три предмета», «Таинственные коробочки» и другие. Работа с воображаемыми предметами.
Раздел 4. Основы сценической речи
Тема 4.1. Культура речи
Теория: Русской речи государь по прозванию Словарь. О словах разнообразных, одинаковых и разных. Такие разные звуки.
Мир взаимоотношений букв и слов. Загадки.
Практика: Игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» и другие. Игры для развития речи, внимания, воображения. Словесные игры и речевые задания.
Тема 4.2. Голос
Теория: Гигиена голоса. Выработка носового дыхания. Освоение дыхания в процессе речи. Сила, полётность звука. Интонационное богатство голоса. Посыл звука. Высота и сила звучания голоса.
Практика: Речевой дыхательный тренинг. Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д.
Тема 4.3. Техника речи
Теория: Слуховое внимание. Чёткость произношения гласных и согласных звуков. Выразительность. Интонация.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков в действиях. Тренировка дыхания в движении. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности речи.
Раздел 5. Секреты театра кукол
5.1. Изготовление перчаточной куклы
Теория: Способы изготовления перчаточной куклы. Конструирование головы куклы. Знакомство с техникой папье–маше. Оформление головы и лица куклы. Приёмы конструирования тела куклы. Костюм куклы.
Практика: Изготовление перчаточной куклы для спектакля в технике папье-маше. Составление эскизов и изготовление головы куклы. Оформление головки куклы (парика) и лица (глаза, нос, рот, брови). Изготовление тела куклы и одежды (подготовка выкройки, раскрой и шитьё). Сборка куклы.
5.2. Изготовление тростевой куклы
Теория: Способы изготовления тростевой куклы.
Материал и приёмы изготовления головы. Материал для изготовления и крепления гапита и тростей. Материал для оформления лица куклы, волос и причёсок.
Практика: Изготовление тростевой куклы. Эскиз будущей
куклы. Конструирование головы. Изготовление: тела куклы, гапита, тростей,
парика. Сборка куклы. Оформление лица куклы. Изготовление одежды.
5.3. Изготовление марионетки
Теория: Способы изготовления марионеточной куклы. Материал для изготовления куклы. Приёмы изготовления ваг. Оформление куклы.
Практика: Изготовление куклы марионетки «Страусёнка» и «Петушка» из ниток. Эскиз будущей куклы. Подготовка шаблонов и материалов для куклы. Изготовление туловища, головы, лапок куклы. Подготовка ваги и крепление куклы на неё.
Тема 5.4. Работа кукловода над собой
Теория: Вы решили показать кукольное представление своим друзьям. Что для этого необходимо? Как проводить самоподготовку? Как работать над собой? Составление плана работы.
Практика: Приёмы релаксации, концентрация внимания, дыхания; снятие мышечных зажимов; упражнения для разогрева речевого аппарата; гимнастику для пальчиков и кисти; достижение сценической свободы.
Тема 5.5. Мастерство актёра с куклой
Теория: Что должен знать кукловод. Правила при управлении марионеткой.
Практика: Положение актёра с куклой – марионеткой за ширмой. Упражнения для овладения управлением крестовиной и вагой. Упражнения для отработки: шага, поворотов, наклонов корпуса, танцевальных движений, бега, прыжков куклы. Работа куклы с предметом; слово и действие, музыка и танцевальные движения куклы. Постановка музыкальных этюдов с куклами-марионетками.
Тема 5.6. Итоговое занятие
Практика: зачет по мастерству кукловождения кукол разных систем.
Раздел 6. Импровизация «Я –сам»
Тема 6.1. Представление «Петрушка»
Теория: Расширение знаний о Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьес о Петрушке и выбор для постановке. Работа над характерами героев. Разучивание ролей.
Практика: Распределение ролей. Читка текста по ролям. Мизансценирование. Подготовка ширмы, кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Работа над текстом. Репетиции. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.
Раздел 7. Постановка сказок
Тема 7.1. Представление с тростевой куклой
Теория: Выбор и разбор пьесы. Обсуждение будущего спектакля. Понятия: тема и идея художественного произведения; Художественный образ, характер и характерность. Обсуждение: цепи событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. В чём проблема каждого героя: чего он хочет и чего добьётся Цель и мотивы поведения героев.
Практика: Читка и отбор пьесы для постановки. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанной сказке.
Тема 7.2. Работа над ролью
Теория: Распределение ролей. Работа над ролью (обсуждение характеров героев). Отношение кукловода к своему герою. Ради чего ты будешь играть эту роль? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа?
Практика: Читка пьесы по ролям. Определить логические ударения, паузы. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Разбор и поиск речевых характеристик героев.
Тема 7.3. Мизансценирование пьесы
Теория: Понятие: мизансцена. Мизансценирование сказки по эпизодам. Мизансценирование действий, картин на ширме. Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Работа с куклой.
Тема 7.4. Отработка действий куклы
Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок и действий куклы с предметами. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов, взглядов куклы. Общение с партнёром и зрителем через куклу. Точная передача движений актёра с куклой.
Тема 7.5. Репетиции по картинам
Практика: Организация актёров за ширмой. Речь актёра и движения куклы. Взаимосвязь действия и слова. Характер персонажа, голос и действие куклы.
Тема 7.6. Подготовка реквизита и декораций
Теория: Знакомство с понятием «декорация» и «реквизит». Просмотр декораций для различных спектаклей.
Практика: Составление эскиза декораций и реквизита к будущему спектаклю. Обсуждение и выбор эскизов. Подбор необходимого материала и красок. Последовательность изготовления декораций и реквизита.
Тема 7.7. Генеральные прогоны
Практика: Мизансценирование сказки по эпизодам, репетиции на ширме. Монтировочные прогоны. Генеральные прогоны с музыкой, декорациями, и реквизитом. Обсуждение и работа над ошибками.
Тема 7.8. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший учебный период, сравнение с результатами предыдущего года и с результатами других детей. Итоговая аттестация.
Практика: Сдача пьес детям старшей группы. Анализ работ.
Методическое обеспечение программы
Содержание программы обусловливает выбор методов, видов деятельности, форм и приемов профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.
Содержание учебной деятельности по программе на каждом этапе включает теоретическую и практическую подготовку. Основная составляющая деятельности – практическая часть, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность.
В ходе реализации программы используются следующие формы занятий:
1. Беседа, в которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются наглядными материалами, презентациями, видеоматериалами.
2. Практические занятия: знакомят с приёмами изготовления кукол разных видов; постигают азы мастерства в вождении театральных кукол, осваивают основы правильного и чёткого произношение, учатся сочинять сказки и работать коллективно над постановкой спектакля.
3. Открытые итоговые занятия – сдача спектакля, проводятся по завершению учебного года, демонстрируются положительные результаты деятельности творческого объединения. Занятия проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей.
На занятиях кукольного театра используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный:
- беседа-рассуждение;
- рассказ;
- сравнение;
- показ(подражание);
- объяснение;
- анализ.
Наглядный;
- метод совместных действий;
- иллюстративный материал для занятий;
- демонстрационные материалы кукол для разных театров(образцы кукол);
- видеоматериалы по изготовлению кукол и кукловождению;
- технологические карты, выкройки, шаблоны;
- мультимедийная презентация;
Метод игры на развитие:
- подвижности и коммуникативных способностей;
- внимания, памяти, вооображения
Репродуктивный:
уточнение и воспроизведение действий по образцу (метод показа).
Упражнения по речи и кукловождению;
Пальчиковый игротренинг;
Гимнастика пальцев и запястья;
Продуктивный:
изготовление кукол, костюмов;
- составление сказок
- показ пьес
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить физиологические и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняются коллективно, часто в кругу.
А также на протяжении всего занятия использовались методы поощрения, контроля, мотивации, похвалы и стимулирования.
В ходе реализации программы «Куклы вокруг нас» используются следующие педагогические технологии:
- Технология проблемного обучения используется для того, чтобы дети научились постановке и решению задач.
- Технология развивающего обучения помогает вовлечь учащихся в различные виды деятельности.
- Здоровьесберегающие технологии, включающие комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.
- Информационно-коммуникационные технологии повышают интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Каждое занятие кукольного театра оснащено различным дидактическим материалом (карточки, раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, технологические карты, задания, упражнения, образцы куколи и т.д.) и технические средства: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютр.
Структура учебного занятия включает следующие структурные элементы:
1. Организационный момент (организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Речевая и дыхательная разминка
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
3. Гимнастика для запястья и пальцев
4. Основной блок (инвариативная часть занятия, включающая в себя развивающие элементы)
5. Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития учащихся (работа по кукловождению, работа по составлению собственных сказок, работа над изготовлением кукол или постановкой пьес)
6. Рефлексия занятия.
7. Итог занятия (анализ занятия)
Условия реализации программы в большей степени зависит от материальной базы творческого объединения, где созданы следующие условия:
1.Оборудована учебная комната для занятий площадью 40 квадратных метров для занятий и репетиций.
2. Стационарная ширма, с разными уровнями высоты, и ширма для выступления на площадках.
3. Декорации для разных времен года, бутафория к спектаклям; подставки, столы, стулья и скамейки для занятий; шкафы для хранения материалов, оборудования, литературы.
4. Зеркало для отработки навыков кукловождения и упражнений по дикции.
5. Изготовлены различные куклы для занятий и спектаклей: пальчиковые, бумажные (плоские и конусные), из носка, из бросового материала, перчаточные, тростевые, марионетки.
6. Материал для изготовления кукол, декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы и т.д.).
6. Технические средства: телевизор «Самсунг», магнитофон «JD», видеомагнитофон «NOVA», DVD).
7. фоно- аудио- и видеотека сказок, песен; изготовления кукол и спектаклей коллектива.
Методическое обеспечение программы
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи материально-технических условий и методического обеспечения программы.
Сборники практических материалов: «В гостях у сказки», «Игровой тренинг», «В мире театральных кукол», «На Российских перекрёстках», «Путешествие по стране театра кукол» (сборник учебных занятий), «Мастерим кукол» - сборник технологических карт по изготовлению театральных кукол.
Методические сборники материалов к разделам программы: «Основы сценической речи кукольника», «Кукольная мастерская», «Мастерство актёра с куклой», «Домашний кукольный театр», «Через игру к творчеству» (игровой тренинг), «Репертуар для кукольных постановок», Сборник тестов и заданий для диагностики результативности реализации программы.
Методические рекомендации к программе: «Методика проектного обучения, как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра», «Развитие творческих способностей воспитанников на учебных занятиях кукольного театра через применение игровой и проектной технологии».
Разработки открытых занятий в рамках программы по темам: «В гостях у кукольного театра», «Дай жизнь кукле», «По ступенькам мастерства», «Домашний кукольный театр», «Петрушка – народный ярмарочный герой», «Работа над спектаклем Теремок», «Речь – как средство передачи мыслей и чувств», «Тростевая кукла», «Экскурсия на фабрику кукол», «Путешествие по сказочному лесу», «Путешествие по городу «Сказкоград»,
«Экскурсия на фабрику кукол», «Изготовление бумажного кукольного театра».
Мультимедийные презентации к занятиям: «Дай жизнь кукле», «Кукольный театр», «Домашний кукольный театр, «Кукла из носка», «Ширмы для домашних театров», «Изготовление тростевой куклы», «Изготовление бумажного кукольного театра», «Путешествие в мир играющих кукол», «Виды кукол», «По ступенькам мастерства», «Шарманка», «Из истории кукол», «Метод проекта».
Дидактический материал: «Мастерство актёра с куклой», Работа над спектаклем «Теремок», «Я сам», «Приёмы кукловождения», «Техника речи», «Основы сценической речи», «Составление сказок».
Наглядный материал по темам: «Петрушка – народный герой», «Кукла – марионетка, «Поролоновая кукла», «Тростевая кукла», «Вертеп», «Шарманка», «Художник в театре», «Наши эмоции», «Кукольная сцена», «Кукла из носка», «Работа над спектаклем», «Итоговое занятие», «Речь – как средство передачи мыслей и чувств», «Изготовление перчаточной куклы», «Дай жизнь кукле», «Изготовление марионетки», «Театр фантазий», «Куклы из бросового материала» (ложек, вилок, картинок, лоскутков, бумаги, «Изготовление бумажного кукольного театра», «Колобок» - театр конусных кукол, «Теремок» - театр плоских кукол, «Куклы из яиц киндер сюрпризов», «Куклы для теневого театра», «Игровой тренинг», «По сказкам».
Макеты кукол: Бумажных, деревянных, пальчиковых, тростевых, перчаточных, марионеток, пластилиновых, конусных, из носка, бросового материала,
Технологические карты, выкройки, шаблоны: «Тростевых кукол», «Кукол из носка», «Изготовление перчаточных кукол», «Поролоновых кукол», «Кукол для настольного театра», «Кукол-марионеток».
Материал по воспитательной работе: для родителей «Мы - одна семья» (Сборник практических материалов по работе с родителями), Памятки-рекомендации, анкеты для родителей, видеотека «Золотой фонд» (отчеты работ творческих групп перед родителями); сценарии, разработки, игровой программ, бесед по работе с коллективом
Методическую и учебную литература (репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декорации, игр)
Список литературы
Для педагогов
- Антина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. Е. Антина. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
2. Антипина, Е.А. Кукольный театр в детском саду [Текст]: практическое пособие / Е.А. Антипина. – М.: Сфера,2012.
3. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В.
Бачурина. – М.: Владос, 2013. – 173 с.
4. Богомолова, Ю.П. Кукольный театр детям[Текст]: практическое пособие /
Ю.П. Богомолова. – М.: Владос, 2013.
5. Барик, М. Кукольный театр [Текст]: практическое пособие / М. Барик. –
Изд-во: Мелик - Пашаев,2014.
6. Великородная, В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: методическое пособие / В. А. Великородная. – М.: ВАКО, 2015. – 224 с.
7. Волков, И. Л. Приобщение школьников к творчеству [Текст]: методическое пособие / И. Л. Волков. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с.
8. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.: Лада, 2014. – 269 с.
9. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования [Текст]: методическое пособие / Г.Б. Голуб – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2014. – 176с.
9. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
10. Калмановский Е. Театр кукол, день сегодняшний [Текст]: Е.Калмановский Л; Искусство, 2012
11. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение, 2013. – 145 с.
12. Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2016. – 208 с.
13. Рассел, Д, Рональд, К. Кукольный театр [Текст]: практическое пособие /
Д. Рассел, К.Рональд. – Изд-во:VSD, 2012.
14. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся [Текст]: практическое пособие / В. Г. Разумовский. – М.: Просвещение, 2013. – 145 с.
Для детей
1.Абрамцева, Н. Лесные сказки театра [Текст]: практическое пособие/ Н. Абрамцева. – М.: Просвещение, 2012. – 60с.
2.Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст]: практическое пособие / И. А. Агапова. – М.: Знание, 2013. – 23 с.
3.Горбина, Е. В. В театре нашем для вас поем и пляшем [Текст]: практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 2012. – С.112 с.
4.Домашний кукольный театр [Текст]: практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 2012. – С.79 с.
5. Козлов, С. Г. Я на солнышке лежу [Текст]: практическое пособие/ С. Г. Козлов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – С.224.
6. Кочеткова, Н.В. Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель [Текст]: практическое пособие / Н.В. Кочеткова. – М.: Владос, 2014.
2010г.
7. Сорокина, Н.Ф, Миланович, Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких [Текст] : практическое пособие / Н.Ф. Сорокина. - Изд-во: ЛИНКА – ПРЕСС, 2012.
Приложения
Приложение № 1
Карта сформированных предметных компетенций по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Куклы вокруг нас»
(промежуточная и итоговая диагностики)
№ | Фамилия, имя учащихся | Теоретические знания | Практические умения и навыки | ||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
Критерии оценки определяются педагогом, насколько учащиеся освоили те или иные навыки, оцениваются изменения личности учащихся, удовлетворение потребностей учащимися в художественно-эстетическом развитии. Оценивается также способность детей проявлять творческую активность, инициативу как один из показателей успешной социализации детей
Критерии оценки | ||||||||||
№ | Критерии | Показатели | Уровень | |||||||
высокий | средний | низкий | ||||||||
Первый год обучения | ||||||||||
1 | Уровень обученности по программе (освоение программы) | Оценка качества знания по истории куклы и терминологии театра | Учащийся выполнил задания самостоятельно, освоил весь объём знаний на 90-100% предусмотренных программой; ведёт себя уверенно. | Учащийся ведет себя немного не уверено, выполнив правильно только 60-89% заданий. | Учащийся не внимателен, обращается за помощью к педагогу и ребятам, выполнил менее 60% заданий правильно. | |||||
Оценка качества практических навыков по кукловождению перчаточных кукол | Учащийся самостоятельно правильно одевает куклу и выполняет с ней приёмы кукловождения на 90-100% , предусмотренных программой. | Учащийся самостоятельно правильно одевает куклу, выполняет приёмы кукловождения, на (60-89%) правильно | Учащийся самостоятельно правильно одевает куклу, владеет элементарными навыками кукловождения, но выполняет менее чем на 60% заданий правильно. | |||||||
Умение работать в коллективе | Активно общается со всеми в группе, с удовольствием выполняет коллективные работы, умеет находить общий компромисс. | Обладает коммуникативной культурой, но больше стремится выполнять индивидуальные работы, прислушивается к мнению других. | Коммуникативная культура почти отсутствует, не проявляет желания работать коллективно, помогать товарищам. | |||||||
Умение сочинять сказки в предлагаемых обстоятельствах | Учащийся сам свободно составляет сказки на любую предложенную педагогом тему. | Учащийся составляет сказки, но с помощью подсказок педагога. | Учащийся не охотно составляет сказки, но даже с помощью детей не справляется с заданием. | |||||||
Второй год обучения | ||||||||||
Уровень обученности по программе (освоение программы) | Оценка качества знания по терминологии | Учащийся ведёт себя уверенно, выполнив самостоятельно все задания на 90%-100% | В тестировании учащимся выполнено правильно только 60-89% заданий, ведет себя немного не уверено. | Учащийся делает в тестировании ошибки, выполнив правильно менее 60% заданий, не внимателен, обращается за помощью к ребятам. | ||||||
Сдача пьес | Учащийся ведёт себя уверенно, выполняет приёмы кукловождения самостоятельно, за ширмой работает тихо, использует пространство сцены, выполняет заданные мизансцены, чётко доносить до зрителей текст; заданий выполняет на 90-100%. | Учащийся ведёт себя не всегда уверенно и тихо, владеет элементарными навыками кукловождения, ногда забывает рисунок мизансцен, речь громкая. но иногда не понятна;заданий выполняет на 60-89%. | Учащийся не внимателен, владеет навыками кукловождения, но не выполняет их, речь тихая и без эмоций заданий выполняет менее чем на 60%. | |||||||
Третий год обучения | ||||||||||
Уровень обученности по программе (освоение программы) | Сдача спектакля | Учащийся ведёт себя уверенно и задания выполняет на 90-100%, т.е импровизирует с куклами в работе над спектаклем, вживается в создаваемый образ, четко и эмоционально произносит текст за героя. | Учащийся ведет себя немного не уверено и задания выполняет на (60-89%), т. е знает и использует навыки кукловождения в работе над спектаклем, но делает с ошибками | Учащийся не внимателен, заданий выполняет менее чем на 60%, , т.е владеет элементарными навыками кукловождения, но не выполняет их, речь тихая и без эмоций . | ||||||
Умение анализировать работы | Учащийся умеет анализировать работы, к критике относится положительно. | Учащийся адекватно относится к критике, при анализе требуется незначительная помощь педагога. | Практически не воспринимает критику, при анализе требуется постоянная помощь педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-77388-1405702437.jpg)
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909880-1490653995.jpg)
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)
Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1206861-1617076199.png)
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности «Традиционная народная кукла» разноуровневая (стартовая)
Дополнительная общеобразовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для р...