"Куклы вокруг нас" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (2, 3 класс)

Семенова Наталья Анатольевна

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» имеет художественную направленность и  направлена на формирование  и развитие творческих способностей  и склонностей детей основам кукольного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  

           муниципальное  бюджетное  учреждение

                дополнительного  образования

 «Тяжинский центр дополнительного образования»

        Принято на                                                   Утверждаю:

        педагогическом  совете                                   Директор МБУДО «ТЦДО»

       от « 06 » сентября  2019г.                             ______О.В. Петрова

        протокол № _2___                                       от « 09» _сентября_2019г.  

                                                                             приказ  № _49                       

 

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

      художественной   направленности

«Куклы вокруг нас»

                 

                                           Возраст учащихся: 9 - 13 лет

                                            Срок реализации: 3 года

                       Автор – составитель:                                    

                                           Семёнова Наталья Анатольевна,    

                              педагог дополнительного  

       образования

 пгт. Тяжинский,  2019

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….. 4                                                                                        

Учебно-тематический план 1- го года обучения……………………………….10

Содержание учебно-тематического плана 1- го года обучения……………….11

Учебно – тематический  план   2- го года обучения ……………………………18

Содержание  учебно- тематического плана 2- го года обучения……………..19

Учебно-тематический  план  3- го года обучения ……………………………..25

Содержание учебно-тематического плана 3- го года обучения………………26

Методическое обеспечение программы ………………………………………...31                                                                                                                                                                          

Список литературы ……………………………………………………………......35

Приложение № 1 Диагностика результативности обучения учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Куклы вокруг нас»…………………………………………………...37

                                                                                                         

     

.

 

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» имеет художественную направленность и направлена на формирование и развитие творческих способностей и склонностей детей основам кукольного искусства.  

       Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные художественную направленность и направлена на формирование и развитие

направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

      Педагогическая целесообразность данной программы определяются следующими факторами:

         - предоставление учреждением дополнительного образования выбора форм деятельности, приобщение подрастающего поколения к театральной деятельности;

         - помимо занятий театральной деятельности в программу введены элементы швейного дела и экологической направленности, учащиеся «дают вторую жизнь ненужным» вещам;

       - использование дыхательной гимнастики, упражнений для улучшения произношения, имитации других голосов;

      - выбор репертуара, согласно возрастных особенностей детей.

          Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям, в которых заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Мышление, сравнение, обобщение делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.

     Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Поэтому в настоящий момент актуальным является художественно - эстетическое воспитание и образование через разнообразное использование театральной деятельности учащимися. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Кукольный театр как вид искусства является и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. А сочетание   нескольких видов искусств – музыки, живописи, литературы и актерской игры, даёт огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия кукольным мастерством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

        В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка.

        Цель программы – формирование и развитие творческих способностей учащихся через приобщение к искусству кукольного театра.

       Задачи:

Обучающие:

      1. Познакомить с театром кукол как одним из видов театрального искусства.

      2. Способствовать овладению учащимися основными приемами работы с  

          театральной куклой.

      3. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам кукольного

          театра.

Воспитательные:

      1. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим:

      доброжелательность, чувство товарищества, сострадание, толерантность.

     2. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к театру и

         литературе.

     3. Воспитать личностные качества: целеустремленность, умение

         преодолевать трудности, умение управлять собственными эмоциями,

        способность к достижению           качественного конечного результата.

 Развивающие:

    1. Развить творческие способности учащихся.

    2. Способствовать развитию художественного и ассоциативного мышление

         (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, речь

         (диалог, монолог, интерес к художественной детской литературе. 

      Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Куклы вокруг нас» от существующих по данному профилю деятельности:

  1. Дифференциация учебного материала в зависимости от возраста и способностей учащихся. Особое внимание уделено начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в учебном процессе.  
  2. Возможность каждого ребенка попробовать свои силы в различных видах театрального творчества, выбрать приоритетные направления и максимально реализовать себя в нем.
  3. Обучение в порядке постепенного усложнения от отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли; от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций.
  4. Ярко выраженный командный стиль взаимодействия в творческом процессе. В тот момент, когда в других театральных коллективах каждый участник занимается лишь собственным развитием, в данной программе акцент в первую очередь делается на командность - когда целью является общий путь к одной общей цели - создания спектакля.

       Адресат программы. Программа предназначена  для детей младшего и среднего  школьного возраста, 9 - 13 лет. Данная программа предполагает включение учащихся на второй и третий год обучения по результатам тестирования, собеседования.

      Характеристика детей  младшего и среднего  школьного возраста.

   Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности, повышение значения коллектива, оценки товарищами его поступков и действий.

      Уровень сложности освоения содержания программы -  базовый уровень.

       Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часов по каждому году обучения. Продолжительность реализации программы  - 3 года  обучения.       

      Форма обучения – очная.

       Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Куклы вокруг нас» по форме организации образовательного процесса  предполагает групповое обучение   учащихся младшего и среднего  школьного  возраста 9-13 лет.

    Состав учебной группы – переменный.

       Режим занятий, периодичность и продолжительность.   Недельная нагрузка –  2 академических часа. Занятия проходят  2 раза в неделю по 2 часа (с перерывом  в 10 минут),  1 академический час – 45 минут.

    Наполняемость учебной группы от  8 до 15 учащихся.

    Особенности набора учащихся. Приём детей в творческое объединение свободный, осуществляется с 1 по 10 сентября. Зачисление учащихся в объединение производится с обязательным условием – заявление от родителей (законных представителей).

      Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате обучения по программе учащиеся приобретают определенные знания и умения по годам обучения.

       Предметные результаты

К концу первого года обучения учащиеся будут

знать: 

  •  происхождение куклы;
  •  приемы  одевания перчаточной куклы на руку;
  •  правила  поведения кукловода за ширмой;
  •  терминологию  кукольного театра;
  • правила  вождения перчаточной куклы;

уметь:

  • строить рабочий полукруг;
  • правильно одевать перчаточную куклу;
  •   водить перчаточную куклу;
  •   анализировать свою работу;
  •   сочинять  истории и сказки в предлагаемых обстоятельствах;
  •   работать в коллективе

     К концу второго года обучения учащиеся будут

знать:

  •   отличия  тростевой  от  перчаточной куклы;
  •   правила  вождения перчаточной и тростевой  куклы;
  •   терминологию  кукольного театра;

уметь:

  • снимать мышечное напряжение во время кукловождения;
  •   запоминать заданные  мизансцены;
  •   вживаться в создаваемый образ;
  •   сочинять сказки в предлагаемых обстоятельствах;
  •   бесшумно работать за ширмой во время выступлений;
  •   чётко доносить до зрителей исполняемый текст;

владеть:

  • приёмами вождением тростевой  куклы;
  • интонацией  голоса и эмоциями;
  • пространством сцены.

    К концу третьего года обучения учащиеся будут

знать:

  • правила работы кукловода за ширмой, перед ширмой и на   ширме;
  • правила  кукловождения  тростевой  куклы;

уметь:

  • общаться со зрителями и партнёром через куклу
  • анализировать свою работу и товарищей;
  • запоминать заданный рисунок мизансцены спектакля;
  • изготавливать  простую   марионетку

владеть:

  •   пространством  сцены;
  •   техникой вождения  тростевой и перчаточной  куклы;
  •   эмоциями и интонацией  голоса.

      Освоение программы обеспечивает учащегося достижение планируемых метапредметных, личностных и предметных образовательных результатов.

 Метопредметные результаты:

       Сформированность универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической и творческой деятельности:

  • самостоятельное определение цели своего обучения в рамках программы объединения;
  • умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • умение владеть основами самоконтроля и самооценки;
  • умение работать индивидуально и в коллективе, самостоятельно находя способы взаимодействия с участниками объединения;
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска материала и решения поставленных задач.

Личностные результаты

  • осознание принадлежности к русской культуре;
  • способность к самоопределению с целью дальнейшего выбора профессиональной деятельности;
  • способность к саморазвитию и личностному росту;
  • наличие духовно-нравственного сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • уважительное отношение к другим участникам объединения и их творчеству;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • сформированность гражданской позиции по отношению к Родине;
  • умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

   Итогом обучения каждого учебного года предполагает демонстрация практических знаний и умений, реализуемых при постановке и сдачи спектакля.    

Контроль и диагностика освоения программы

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Куклы вокруг нас» проводится на различных этапах усвоения материала.

Виды и формы контроля включают

Промежуточный контроль

     1. Промежуточный контроль проводится   по  итогам каждого учебного года, представляет собой динамику усвоения практических и теоретических навыков.

     2. Промежуточный контроль   проводиться в   формах: итоговых занятий, тестирования, викторины, зачета

     3. Формы и сроки проведения контроля определяются в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и фиксируется педагогом в журнале учета работы педагога дополнительного образования и  в папке – диагностика учащихся.

 Итоговый контроль

  1. Итоговая аттестация учащихся по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программе проводится в целом за её реализацию.
  2. На итоговом этапе отслеживается: уровень знаний, умений и навыков учащихся в форме – сдачи спектакля.

3. Результаты оформляются в карте теоретических и практических умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и фиксируется в папке – диагностика учащихся. 

   Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков

  • высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, в тестировании не допустил ошибок; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
  • средний уровень – в тестировании выполнил не менее 60-89% заданий правильно;
  • низкий уровень – учащийся выполнил менее 60% заданий правильно.

Учебно-тематический план 1-й года обучения

Название разделов,

темы

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теор.

Пр-ка

I

Введение

1.1 Вводное занятие

 

2

2

1

1

1

1

 

концерт-экспромт

II

История театра кукол

2.1  Происхождение куклы

2.2  Виды кукол

2.3  Кукла своими руками

 

2.4 Театр «Фантазий»

22

2

4

8

8

4

1

1

1

1

 

18

1

3

7

7

 

 опрос

 

Презентация творческих работ

мини-постановки

III

Игровой тренинг

3.1  Игры на развитие

       подвижности

3.2  Упражнения на развитие  

     творческого      мышления

3.3 Упражнения на достижение  мышечной свободы    

14

4

6

4

3

1

1

1

11

3

5

3

 

выполнение упражнений

IV

Основы сценической речи 

4.1 . Речь – средство передачи

         Мыслей и чувств героев

4.2  Язык мой – друг мой

4.3  Помощники устного слова

4.4  Дикция

14

2

2

4

6

4

1

1

1

1

10

1

1

3

5

 

 

 

 

выполнение заданий

V

Секреты театра кукол

5.1  Перчаточная кукла

5.2  Кукольная сцена

5.3 Разминка кукловода.

5.4 Мастерство актёра с куклой      

5.5  Характер и образ персонажа

5.6 Итоговое занятие

28

8

2

6

8

2

2

4

1

1

1

1

-

-

24

7

1

5

7

2

2

-

 

 

 Опрос

 

  Зачет  

VI

   Импровизация «Я -  сам»

 

6.1  Нянюшкины сказки

6.2   «Я сам» составление

               сказок

 6.3  Репетиции сказок

 6.4  Оформление сказок

20

4

4

8

4

1,5

0,5

1

-

-

18,5

3,5

3

8

4

 

 

Коллективный

анализ

Коллективный

анализ

VII

Постановка   сказок и мини-пьес

7.1  Работа над спектаклем

     «Теремок»

7.2  Работа над спектаклем

     «Заюшкина избушка»

7.3Работа над спектаклем

      «Девочка и лиса»

7.4  Работа над спектаклем

      «У страха глаза велики»

7.5  Работа над спектаклем

        «Репка»

7.6  Работа над спектаклем

      «Курочка Ряба»

7.7  Работа над    мини-пьесами

7.8  Итоговое занятие        

 

44

4

6

6

6

6

6

8

2

3,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

40,5

3,5

5,5

5,5

5,5

5,5

5,5

7,5

2

 Коллективный

анализ

 

Тестирование,

сдача  пьес

                                          Итого        

144

21

123

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения

Раздел 1. Введение

Тема 1.1.  Вводное занятие

 Теория: Беседа по истории и традиций творческого объединения. Раскрытие целей и задачи курса, организацию и содержание занятий в творческом объединении.  

    Инструктаж по технике безопасности, планах эвакуации и правил поведения на занятиях, в ЦДО, экскурсия по учреждению ЦДО с целью умения учащимися ориентироваться по зданию и знакомства с другими творческими объединениями.

Практика: 

1.  Концерт-экспромт «Ай да я» - проверка художественных навыков ребят  

2.Заполнение анкеты «Расскажите о себе»;

3.Игры на знакомство «Кто вы?», «Снежный ком» и другие.

4.Просмотр фотоальбомов и  видео материалов занятий, спектаклей и конкурсов;

5.Экскурсия по ЦДО с целью знакомства; игры, тесты.

Раздел 2.  История театра кукол  

Тема  2.1.   Происхождение куклы  

Теория: Природные явления, катаклизмы и неспособность первобытного человека объяснить их. Вера и поклонение духам и богам. Появление куклы и религиозные обряды, в которых её использовали;  Театр кукол Древней Греции.

Практика: Изготовление планшетной куклы. Техника кукловождения  планшетной куклы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Подготовка рабочего места к работе.

Тема  2.2.  Виды кукол  

 Теория: Знакомство с разными видами кукол: бумажной, пальчиковой, тряпичной, вязанной, деревянной, глиняной, резиновой, керамической   и другими. Верховые и напольные  театральные куклы. Куклы из бросового материала. Куклы – предметы. Демонстрация образцов кукол, иллюстраций.  

Практика: Пластилиновая сказка. Подобрать любую знакомую сказку и изготовить  из пластилина для неё: кукол-героев, декорации  и реквизит.  Проигрывание сказки. Презентация «Виды кукол».  

Экскурсия на «фабрику кукол» -  посещение творческих объединений прикладного направления с целью знакомства с кукольных дел мастерами, которые  познакомят ребят  с куклами своего объединения.

Тема  2.3.  Кукла своими руками    

Теория:  Бросовый материал. Приёмы изготовления кукол из бросового материала. Советы мастера по оформлению кукол. Правила работы с тканью и бумагой.  

Практика: Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и кукол: бумажной, пальчиковой, перчатки, из бросового материала (лоскутков  ткани, бумаги, поролона; коробок, ниток и других) для  сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие.  Простейшие движения кукол.

Тема 2.4.   Театр фантазий  

Теория:  Куклы и игрушки в театральном представлении.  Театры  кукол: на ладошке, теней, игрушек, вещей, предметов, коробок и других. «Оживление» предметов и  вещей с помощью рук. Руки человека наделяют предмет жизнью, действием, речь человека – эмоциями, голосом.  Использование импровизируемых сцен и  ширм: стола, раскрытой книги, спинки стула, коробки, листа картона, дверного  проёма и другие.  

Практика: Подготовка  кукол и декораций для театра: из конфетных коробок; на ладошке; из листа картона; игрушек; вещей и предметов. Игрушечная сказка. Придумать и поставить сказки, используя эти театры на различных импровизируемых ширмах: столе, книге, спинке стула и т.д.

 Раздел 3.  Игровой тренинг  

Тема 3.1.  Игры на развитие подвижности  

Теория: Значение тренинга для кукловода.  Навыки рабочего состояния: организованность, коллективность, законченность действий. Кукловод за ширмой и перед ней. Развитие гибкости и подвижности. Укрепление мышц туловища. Мышечное напряжение.

Практика:  Выполнение тренинга.

Тема 3.2.  Упражнения на развитие творческого мышления  

Теория: Что такое творческое мышление. Наглядно – действенное мышление. Причинное мышление. Эвристическое мышление

Практика:  Учимся: анализировать зрительный образ, узнавать объект на основе описания отдельных признаков, узнавать объект по описанию возможных действий с ним,  объяснять образное сравнение, подбирать слова, противоположные по значению.

Тема 3.3.  Упражнения на достижение мышечной свободы

 Теория: Понятие о сценической свободе. Неразрывность внешней (физической) свободы с внутренней(психической) свободой.

Практика: Тренинг мышечного расслабления.Упражнения  на снятие телесных зажимов и умение владеть своим телом. Упражнения на напряжение и мышечное освобождение «В гостях у весёлых гномов».

Раздел 4.  Основы сценической речи  

Тема 4.1.   Речь – средство передачи  мыслей и чувств героев  

Теория:  Роль речи в жизни человека. Значение речи в кукольных постановках. Чем отличается язык животных, человека и птиц?

Практика: Звукоподражатель.  Игры на подражание голоса животных, предметов издающих звук.

Тема 4.2.   Язык мой – друг мой  

Теория:  Язык мой – друг мой. Значение слова «язык». Чудесные превращения слов. Показать важность каждой буквы в слове

Практика: Игры со словами. Игры: «Эхо», «Флот помог», «Найди  слово в слове», «Слово рассыпалось» и т.д.,  Стихи  детских писателей  для отработки чёткости, эмоциональности, выразительности  речи.  

Тема  4.3.   Помощники  устного  слова  

Теория: Жесты и мимика. Что они обозначают? Жесты при описании и подражании. Жесты для выразительности речи. Жесты  говорящего человека. Жесты – важное средство выразительности  куклы и действий куклы.

 Мимика лица – внутреннее состояние человека. Умение слышать собеседника, реагировать, оценивать, проявлять эмоции, быть внимательным.

 Практика: Игры, упражнения и этюды на отработку жестов куклы: «иди сюда», «дай», «нет», «здравствуй», «прощай» и другие.  Весёлая гимнастика. Упражнения, игры и ситуации на отработку мимики лица и жестов.

 Тема  4.4.  Дикция  

Теория: Дикция. Требования к дикции. Дикционная чёткость. Слуховое внимание.  Ударение. Гласный и согласный звукоряд.

Практика:  Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности произношения. Отработка чёткости речи на  детских стихах, четверостишиях, скороговорках и других. Хоровое чтение, чтение в движении. Звуковая разминка.

Раздел 5.  Секреты  театра кукол  

Тема  5.1.   Перчаточная кукла  

Теория: С чего начинается кукольный театр. Первые перчаточные куклы на Руси.  Перчаточная кукла – один из видов верховых кукол. Перчатка – основа куклы. Куклы – люди, куклы – животные.  Азбука театра. Презентация «Виды театральных кукол».  

Практика:  Способы изготовления перчаточной куклы. Использование свойств материалов для изготовления и декорирования кукол. Изготовление и оформление перчаточной куклы.

Тема 5.2.   Кукольная сцена  

Теория: Театральная ширма как дом кукол. Ширма и её приспособления. Виды  ширм. Многоплановая ширма.  Оформление сцены: декорации, задник, реквизит. Материал и клей для изготовления деревьев, домов, кустов, мебели, предметов домашнего обихода. Стойки и крепления. Азбука театра.

Практика: Способы изготовления  декораций. Работа в ширмах разных конструкций.  

Тема  5.3.   Разминка кукловода  

Теория:  Значение разминки для начинающего кукловода. Снятие мышечного напряжения с рук кукловода. Советы кукловоду.

Практика:   Разминка кукловода. Упражнения на раскрепощение пальцев рук, кисти, плеча, руки. Гимнастика для запястья. Пальчиковый игротренинг. Сказки для «Театра в руке».

Тема 5.4.  Мастерство актёра с куклой  

Теория: Перчаточная кукла и способы её одевания на руку кукловода. Как стать настоящим кукловодом. Общие правила кукловождения Правила кукловода.  Этюд. Самоанализ. Советы кукловоду. Азбука театра.

 Практика: Способы управления куклой – петрушкой.  Работа пальцев рук в перчаточной кукле. Упражнения с куклой сидя на стуле и  на ширме. Упражнения для отработки действий с предметами  и с воображаемыми предметами: сидя на стуле, в парах, на кругу и ширме. Отработка взгляда куклы. Отработка вождения на примере русских народных сказок. Этюды  и кукольные миниатюры с перчаточными куклами.  

Тема 5.5.   Характер и образ персонажа  

Теория: Характерность персонажа и как она выражается в действиях куклы.   Пластическая  и речевая  характеристика  героев. Характер и походка;  Характер и голос;  Характер и музыка; Характер и жесты. Образ и голос театральной куклы.  

Практика:  Постановка этюдов и сказок.

Тема  5.6.  Итоговое занятие  

Практика: Занятие – зачет по  кукловождению  перчаточных кукол.

Раздел 6.   Импровизация «Я -  сам»  

Тема 6.1.   Нянюшкины сказки  

Теория: Знакомство со сказкой. Сказки для самых маленьких. Русские народные сказки. Добро и зло в сказках. Волшебство. Построение сюжета сказки по этапам: описание среды,  условий, в которых складываются характеры; события, с которых начинаются действия; развитие действия; столкновение борющихся сил; развязка событий и т.д. Голос и интонация  при рассказывании сказок.

Практика:  «Путешествие по «Сказкаграду» - знакомство с теми местами, где живет сказка. Игры: «Сочини сказку», «Сказка по картинке», «Сказка по кругу», «Нарисуй сказку» и другие. Прослушивание и просмотр диафильмов  и аудио записей со сказками. Постановка маленьких сказок: «Сказки времён года». Модификация сказок.

Тема 6.2.     «Я – сам»  Составление сказок  

Теория: Подобрать темы для постановки. Построение сюжетной линии в  сказках, историях, авторских работах ребят. Что такое  тема, идея, событийный ряд, завязка, конфликт, развязка. Характеристика героев.

Практика:   Составление историй и сказок детьми.

 

Тема 6.3.   Репетиции сказок  

Теория: Походки, жесты, повороты головы и  корпуса.   Что делаю? (действие). Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособления). Речь актёра и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему. Характеристика героя: отношения друг с другом, задачи, цели, их действия, мотивы их поступков. Анализ и самоанализ работ.

Практика: Распределение ролей. Мизансценирование. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом. Репетиции и прогоны с декорациями и с музыкальным сопровождением. Работа над ошибками.

Тема 6.4.   Оформление сказок

Практика: Оформление сказок в  книжки-малышки. Подготовка иллюстраций к сказкам.

Раздел 7.   Постановка  мини-пьес и  сказок  

Тема 7.1.  Работа над спектаклем «Теремок»

Теория:   Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика:  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.2.  Работа над спектаклем  «Заюшкина  избушка»  

Теория:  Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика:   Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.3.  Работа над спектаклем  «Девочка и лиса»

Теория:  Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

 Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.4.  Работа над спектаклем «У страха глаза велики»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.5.   Работа над спектаклем « Репка»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.6.  Работа над спектаклем «Курочка Ряба»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.7.  Работа над   мини-пьесами  

Теория:  Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме, отработка походок и действий куклы с предметами.

Тема 7.8.   Итоговое занятие  

Теория: Подведение итогов работы группы, проверка и закрепление знаний учащихся.  Итоговая  аттестация. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период.

Практика: Сдача спектаклей другим  группам с  последующим обсуждением.  

 .  

Учебно-тематический план 2-й года обучения

Название разделов,

темы

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теор

Пр-ка

I

 Введение

 

1.1  Вводное занятие        

2

2

1

1

1

1

II

История театра кукол

 

2.1  Вертеп

2.2  Домашние кукольные

        театры

2.3  Кукла своими руками        

2.4 Театры кукол нашей

        области

 24

4

6

12

2

4

1

1

1

1

20

3

5

11

1

 опрос

 

Презентация творческих  работ

III

Игровой тренинг

3.1  Упражнения на внимания

3.2  Игры на развитие

        коммуникативных

       способностей

14

8

6

2

1

1

12

7

5

IV

Основы сценической речи 

4.1  Искусство речи

4.2  Дыхание

4.3  Подготовка речевого

      аппарата  к звучанию

12

2

4

6

3

1

1

1

9

1

3

5

V

  Секреты театра кукол

5.1 Тростевая кукла

5.2  Мастерство актёра с

              куклой

5.3  Речевая  и  пластическая

        характеристика   героя

5.4  Музыка и шумовое

              оформление   спектакля

5.5   Итоговое  занятие

28

10    

12

2

2

    2

3

0,5

0,5

1

1

-

25

9,5

11,5

1

1

2

Конверт  вопросов

 

 

 

Зачёт  

VI

Импровизация   « Я -  сам»

 6.1   «Я сам»  постановка мини-  сказок и сценок

 

6.2   Репетиции сказок

6.3  Подготовка  кукол,

        реквизита  и   декораций

14

4

8

2

-

-

-

-

 

14

 4

8

2

Коллективный анализ

Показ пьес

VII

Постановка сказок и мини-пьес    

7.1   Работа над спектаклем

                      «Пых»

7.2  Работа над спектаклем  

                 «Под   грибком»

7.3   Работа над спектаклем

                «Кто сказал   мяу»

7.4   Работа над спектаклем

        «Коза –завидущие глаза»

7.5   Работа над спектаклем

                 « Колосок»

7.6  Работа над спектаклем

                   «Колобок»

7.7  Итоговое занятие

50

8

8

8

8

8

8

2

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

47

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

2

Коллективный анализ

 

 Тестирование,

сдача  пьес

                                           Итого:                        

144

16

128

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения

Раздел 1.    Введение

Тема 1.1.  Вводное занятие  

Теория:  Раскрытие  целей   и задач   предстоящего учебного года; знакомство с организацией  и содержанием  занятий.

Инструктажи: по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам  поведения в ЦДО и  на занятиях; распределение обязанностей в группе.

Практика: Игра «Круг воспоминаний о лете. Игры на знакомство. Проверка правил и навыков кукловождения.

 

 Раздел 2.  История  театра  кукол  

Тема  2.1.   « Вертеп»  

Теория: Вифлеемский ящик. Древней Греции на Руси. Рождественские обычаи. Евангельский рассказ о рождении. Иисуса Христа. Украинские вертепы, белорусские батлейки, польские  шопки.  Устройство  вертепа  и движение  кукол в «Вертепе».

Практика: Постановка «Вертепа». Изготовление вертепа и кукол. Техника кукловождения в вертепе. Постановка и репетиции   представлений.

Тема  2.2.  Домашние кукольные театры  

Теория: Домашние  театры великих людей. Домашние и студийные  спектакли.   Куклы и ширмы для  домашних кукольных театров. Закулисные советы. Декорации и реквизит. Музыкальное и шумовое оформление. Подбор репертуара и работа с ним. Советы юному режиссёру.

Практика: Изготовление простых кукол для теневого театра. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. « Сказки поляны теней» - сказки теневого театра. Закулисные советы.

Тема  2.3.  Кукла своими руками  

Теория: Материал и инструменты для изготовления простейших  кукол для  домашнего театра: наручной, узелковой, из носка, из чулка. Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по  изготовлению и оформлению кукол.

Практика: Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и  кукол. Оформление кукол.

Тема  2.4.   Театры кукол нашей области  

Теория: Знакомство с работой и куклами: Кемеровского театра кукол им. А.Гайдара; театра кукол «Васена» г. Осинники;   образцового театра кукол «Бемби» ДЮЦ им. В. Волошиной   и  других.

Практика: Просмотр видео и фотоматериалов  кукольных коллективов; записей выступлений и конкурсов; газетных материалов. Обсуждение.

 Раздел 3. Игровой тренинг  

Тема  3.1.  Упражнения на внимание  

Теория: Понятие о сценическом внимании (произвольном и непроизвольном). Умение видеть и запоминать. Сценическое внимание и фантазия. Внимание в жизни и на сцене. Воспитание сценического внимания.

Виды внимания: слуховое, внутреннее, зрительное, осязательное, обонятельное.

Практика: «Полёт в страну фантазии»- игры и упражнения на  внимание: «Исходное положение», «Как один», «Ай, да я!», «Кто летает?», «Ходьба с изменением», «Кто сзади», «Кто как сидел», «Звукоуловители», «Видящие пальцы», «Фотографы», «Картина», «Пристройка», «Сторож и мошенники», «Игры с карандашом», «Разведчики» и  т.д.)

Тема  3.2.  Игры на развитие коммуникативных способностей  

Теория: Я и мой язык. Я и мои эмоции. Я и Я. Я и другие.  Я и моя семья.   Я и моё тело.

Практика: Этюды на выражение различных эмоций.

 Тренинг мышечного расслабления.  Игры  на общение. Театральные этюды.

Раздел 4.  Основы сценической речи  

Тема  4.1.  Искусство речи  

Теория: Речь в повседневной жизни и творчестве актёра. Речевой аппарат и значение тренинга. Чёткость и ясность произношения. Дефекты речи и их последствия.

Практика:  Прослушивание аудиозаписей с исполнением сказок.

Тема  4.2.  Дыхание  

Теория: Особенности  физиологического и речевого дыхания. Правильная постановка дыхания. Вдох. Выдох.  Выработка носового дыхания.  

Практика: Звуковая дыхательная гимнастика.  Упражнения на укрепление дыхательных мышц, на опору дыхания, на три вида дыхания. Игры и упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания:  «Свеча», «Цветочный магазин» и другие. Речевой дыхательный тренинг.

Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д. Скороговорки.

Тема  4.3.  Подготовка речевого аппарата к звучанию  

Теория: Речевой аппарат. Знакомство с технологией формирования речи. Способы подготовки речевого аппарата к его использованию в действии.    

Практика:  Артикуляционная гимнастика. Звукоряд гласных и согласных букв. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков. Труднопроизносимые слова.  Игры и упражнения на развитие чёткости и  ясности  произношения.  Скороговорки, стихи, четверостишья на отработку чёткости и ясности речи.

Раздел 5.  Секреты  театра  кукол  

Тема  5.1.   Тростевая кукла  

Теория: Тростевая кукла – один из видов верховых кукол. Гапит и трости – основа куклы. Открытые и закрытые трости.  Крепление тростей. Маленькие секреты  эстрадных номеров  с тростевыми  куклами.  Материал для изготовления тростевой куклы. Плоская кукла и куклу с «живой рукой». Советы кукловоду. Азбука театра.

Практика: Знакомство с  приёмами изготовления тростевой куклы. Изготовление «рабочей» тростевой куклы для отработки кукловождения. Изготовление и оформление перчаточной  куклы на гапите.

Тема  5.2.  Мастерство актёра с куклой  

Теория: Работа с тростевой куклой.  Приёмы вождения  тростевой куклы, тростевой – плоской и куклы с «живой рукой».  Исходное положение куклы и кукловода. Организация актёров за ширмой. Положение кукол на грядке и в глубине сцены.  Способы крепления предметов к руке куклы. Особенности их вождения.

Практика: Упражнения для овладения управлением тростями. Законы кукловождения. Упражнения с тростевой куклой. Упражнения для отработки: походок, поворотов, наклонов корпуса,  взгляда, разговора, работы с предметом, бега, прыжков,  т.д. Постановка   сценок, историй на темы: сказок, на заданные действия и ситуации,- на свободную и т.д.  

Тема  5.3.  Речевая и пластическая характеристика героя  

Теория: Важность пластической характеристики образа и возможности тростевой куклы. Возможности речи для передачи внутреннего состояния героя.

Практика: Упражнения и этюды на  выражение характера персонажа пластически и голосом:- характерные походки;- внутреннее состояние;- действенная задача героя;- тембр голоса; темп речи. Единство действия и слова.

Тема  5.4.  Музыка и шумовое оформление  

Теория: Значение музыки как фона и для раскрытия образа героя. Роль музыки и шумовых эффектов в оформлении спектакля. Секреты шумового оформления.

Практика: Прослушивание и разбор аудиозаписей «Театральные шумы». Просмотр видеозаписей спектаклей.

Тема  5.5.   Итоговое занятие  

Практика:  Зачет. Мини-концерт из сценок, этюдов и сказок детей на вождение тростевой куклы. Анализ и самоанализ работ.

 

Раздел 6.  Импровизация «Я –сам»  

Тема 6.1.  «Я сам»  постановка мини- сказок и сценок  

Теория:  Разбор содержания постановок. Обсуждение: темы, идеи, цепи событий, характеров действующих героев, их взаимоотношений, поступков и конфликтов.  

Практика: Читка  и отбор сценок и сказок  для постановки.

Тема  6.2.    Репетиции сказок  

Теория:  Работа над ролью. Характеристика героев: отношения друг с другом, задачи, цели, их действия и поступки.  Отношение актёра к своему герою.   Речь актёра и движения куклы. Анализ и самоанализ работ.

Практика: Распределение ролей. Мизансценирование. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом: отработка походок, жестов, поворотов головы, корпуса, навыков движения куклы по грядке и в глубине ширмы.  Репетиции и прогоны.  

Тема  6.3.  Подготовка кукол, реквизита  и декораций  

Теория: Знакомство с понятием «декорация». Устройство   декораций.   Плоскостные и объёмные декорации. Материал для изготовления театрального реквизита.

Практика:    Установка ширмы и изготовление элементов декораций.  Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

Раздел 7.   Постановка сказок и мини-пьес      

Тема  7.1.  Работа над спектаклем «Пых»  

Теория:  Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем.   Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы.  Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема  7.2.   Работа над спектаклем  «Под грибком»  

Теория: Чтение пьесы. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Работа над текстом.

Практика: Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем.   Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы.  Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема 7.3.  Работа над спектаклем  «Кто сказал  мяу»  

Теория: Чтение пьесы. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Работа над текстом.

Практика:  Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем.   Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы.  Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема 7.4.   Работа над спектаклем «Коза – завидущие  глаза»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем.   Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы.  Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема 7.5.  Работа над спектаклем « Колосок»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика: Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем. Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема 7.6.  Работа над спектаклем «Колобок»  

Теория: Распределение ролей. Обсуждение характеров героев и их поступков. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Практика:    Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок, жестов, поворотов, действий с предметами, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем. Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

Тема  7.7.   Итоговое занятие  

Теория:  Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший учебный период, сравнение с результатами  предыдущего года и  с результатами других  детей. Итоговая аттестация.

Практика:   Сдача пьес детям старшей группы. Анализ работ и самоанализ каждого  учащегося  своего выступления. Подведение итогов работы группы, проверка и закрепление знаний учащихся.  

   

Учебно-тематический план 3-й года обучения

Название разделов,

темы

Кол-во часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теор.

Пр-ка

I

 Введение

   

1.1  Вводное занятие      

2

2

1

1

1

1

II

История театра кукол

2.1   Петрушка - народный ярмарочный   герой

2.2   Марионетка

2.3  Народные кукольные мастера

2.4  Кукла своими руками

 

24

8

2

2

12

5

1

1

1

2

19

7

1

1

10

Викторина

Опрос

 

мини-выставка

III

Игровой тренинг

3.1   Упражнения на память

3.2  Игры на развитие

 воображения

18

10

8

2

1

1

16

9

7

IV

Основы сценической речи 

4.1  Культура речи

4.2  Голос  

4.3 Техника речи

10

2

4

4

3

1

1

1

7

1

3

3

V

  Секреты театра кукол

5.1   Изготовление перчаточной

        куклы

5.2   Изготовление  тростевой

       куклы

5.3   Изготовление   марионетки

5.4   Работа кукловода над собой

5.5   Мастерство актёра с куклой

5.6  Итоговое  занятие

 

40

10

8

8

2

10

2 

 

4

1

1

1

1

-

- 

36

9

7

7

1

10

2 

мини-выставка

викторина

презентация творческих  работ

зачет

    

VI

Импровизация   « Я -  сам»

 6.1   Представление «Петрушка»

10

10

1

1

9

9

коллективный анализ

VII

   Постановка сказки

7.1  Представление с тростевой

      куклой

7.2   Работа над ролью

7.3   Мизансценирование  пьесы  

7.4   Отработка действий куклы

7.5  Репетиции по картинам

7.6  Подготовка  реквизита и

      декораций

7.7  Генеральные прогоны

7.8  Итоговое занятие

40

4

4

10

4

8

4

4

2

2

1

1

-

-

-

-

-

-

38

3

3

10

4

8

4

4

2

сдача  пьесы

 

Итого:

144

18

126

Содержание  учебно-тематического  плана  3-го года обучения

Раздел 1.  Введение

Тема  1.1.  Вводное  занятие

Теория: Рассказ о прошедших летних каникулах. Цели и задачи на предстоящий учебный  год;  содержание занятий в творческом объединении. Правила поведения в ЦДО и на занятиях; распределить обязанности в группе. Инструктажи: по технике безопасности, противопожарной безопасности и правилах дорожного движения.

 Практика: Игра «Круг воспоминаний»; чаепитие и игровая  программа «Любимая игра лета». Тесты «Каков ваш характер», «Знаете ли вы себя» и другие.  

Раздел 2.  История театра   кукол  

Тема  2.1.  Петрушка – ярмарочный герой  

Теория: Традиции рождественских и весенних праздников. Главный герой ярмарочных представлений. Происхождение Петрушки. Скоморохи и петрушечники на ярмарках и площадях.  Ширма – юбка кукловода – скомороха. Сцены «Комедии о Петрушке». Петрушка и его «родственники» за рубежом.

Практика: Разыгрывание сценок с Петрушкой.

Тема  2.2.  « Марионетка»  

Теория: Театр кукол на нитях. Появление первых выпускных кукол в России. Гастроли иностранцев – марионеточников. Ученики становятся мастерами.   Первые марионеточные театры. Современные марионетки. Разновидности конструкций марионеток. Простейшие куклы - марионетки. Крепление нитей.   Ширма и приспособления.

Практика: Работа кукловодов за ширмой.  Приёмы управления  простой марионетки. Музыкальные этюды и сценки.

Тема  2.3.  Народные кукольные мастера  

Теория: Зайцев И.А - народный кукольник   с программой «Цирк». Г.К Нуриков  в кукольном театре Шимборе. Студия Ефимовых.  С.В  Образцов. Рождение ГУТК.

Практика:  Просмотр видеофильма об Образцове С.В и его театре.

Тема  2.4.   Кукла своими руками    

Теория: Марионетка и принципы её конструирования. Крепление нитей на основные суставы  куклы. Вага и крепление  на ней нитей. Материал и инструменты для изготовления простейших  кукол марионеток.   Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по  изготовлению и оформлению кукол.

Практика:  Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление простой куклы – марионетки  из театральных  кукол или  бросового материала. Подготовка простых ваг и крепление на них кукол.

 Раздел 3.  Игровой тренинг  

Тема  3.1.  Упражнения на развитие памяти  

Теория:   Виды памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. Память на слова (словесная или вербальная); память на образы (образная); память на движения(двигательная);память на эмоции, чувства, переживания(эмоциональная); память на расположение предметов в пространстве; на временные отрезки; на числа, фамилии, лица и т.д.  

Практика: Игры и на развития памяти  юного кукловода: «Беспорядок на кухне», «Странный букет», «Рассеянный крокодил», игры в слова и т.д. Упражнение на развитие памяти физических действий: «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король» и другие.  

Тема  3.2.  Упражнения на развитие воображения  

Теория: Понятие о творческом воображении. Умение воспринимать реальный мир с творческой точки зрения.  

Практика:  «Волшебная палочка» (задания, игры и упражнение на развитие воображения: «Пантомима», «Рассказ-картина», «Рассказ наоборот», «Предложение из слов», «Три предмета», «Таинственные  коробочки» и другие. Работа с воображаемыми  предметами.

Раздел 4.  Основы сценической речи  

Тема  4.1.   Культура речи  

Теория: Русской речи государь по прозванию Словарь. О словах разнообразных, одинаковых и разных. Такие разные звуки.

Мир взаимоотношений букв и слов. Загадки.

Практика:  Игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» и другие. Игры для развития речи, внимания, воображения. Словесные игры и речевые задания.

Тема  4.2.   Голос  

Теория:  Гигиена голоса. Выработка носового дыхания. Освоение дыхания в процессе речи. Сила, полётность  звука. Интонационное богатство голоса. Посыл звука. Высота и сила звучания голоса.

Практика:   Речевой дыхательный тренинг. Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д.

Тема  4.3.   Техника речи  

Теория: Слуховое внимание. Чёткость произношения гласных и согласных звуков.  Выразительность. Интонация.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков в действиях. Тренировка дыхания в движении. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности  речи.

Раздел 5.  Секреты театра кукол  

5.1.   Изготовление перчаточной куклы  

Теория:   Способы изготовления перчаточной куклы. Конструирование  головы куклы. Знакомство с техникой папье–маше.  Оформление головы  и лица куклы. Приёмы конструирования тела куклы. Костюм куклы.

Практика:  Изготовление перчаточной куклы для спектакля в технике папье-маше.  Составление эскизов и изготовление головы куклы.   Оформление головки куклы (парика) и лица (глаза, нос, рот, брови). Изготовление тела куклы и одежды (подготовка выкройки, раскрой и шитьё). Сборка куклы.  

 5.2.   Изготовление  тростевой куклы  

 Теория:   Способы изготовления тростевой куклы.  

 Материал  и приёмы   изготовления  головы.   Материал для изготовления и  крепления гапита и тростей. Материал для оформления  лица куклы, волос и причёсок.

 Практика:   Изготовление тростевой куклы. Эскиз  будущей

 куклы. Конструирование головы. Изготовление:  тела  куклы,  гапита, тростей,

 парика. Сборка куклы. Оформление лица куклы. Изготовление  одежды.

 5.3.  Изготовление  марионетки  

Теория:  Способы изготовления марионеточной куклы. Материал  для изготовления куклы. Приёмы изготовления ваг. Оформление  куклы.  

Практика:  Изготовление куклы марионетки «Страусёнка» и «Петушка» из ниток. Эскиз будущей куклы. Подготовка шаблонов и материалов для куклы. Изготовление  туловища, головы, лапок куклы. Подготовка  ваги и крепление куклы на неё.

Тема  5.4.  Работа кукловода над собой  

Теория:   Вы решили показать кукольное представление своим друзьям. Что для этого необходимо? Как проводить самоподготовку? Как работать над собой? Составление плана работы.

Практика:  Приёмы  релаксации,  концентрация внимания, дыхания; снятие мышечных зажимов; упражнения для разогрева  речевого аппарата; гимнастику для пальчиков и кисти; достижение сценической свободы.  

 Тема  5.5.  Мастерство актёра с куклой  

 Теория:  Что должен знать кукловод.  Правила  при управлении  марионеткой.  

 Практика:  Положение актёра с  куклой – марионеткой за ширмой. Упражнения для овладения управлением  крестовиной и вагой. Упражнения для отработки:  шага, поворотов, наклонов корпуса, танцевальных движений, бега, прыжков куклы. Работа куклы с предметом; слово и действие, музыка и танцевальные движения куклы. Постановка  музыкальных этюдов с куклами-марионетками.

Тема  5.6.  Итоговое   занятие  

Практика:  зачет  по   мастерству  кукловождения кукол разных систем.

Раздел 6.  Импровизация «Я –сам»  

Тема  6.1.    Представление «Петрушка»  

Теория:  Расширение знаний о   Петрушек.  Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьес о Петрушке и выбор для постановке. Работа над характерами героев. Разучивание ролей.    

Практика:   Распределение ролей. Читка текста по ролям. Мизансценирование. Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Работа над текстом. Репетиции. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

 

Раздел 7.  Постановка сказок    

Тема  7.1.    Представление с тростевой куклой  

Теория:  Выбор  и разбор  пьесы. Обсуждение будущего спектакля. Понятия: тема и идея  художественного произведения; Художественный образ, характер и характерность.  Обсуждение: цепи событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. В чём проблема каждого героя: чего он хочет и чего добьётся  Цель и мотивы поведения героев.   

Практика: Читка  и отбор  пьесы для постановки. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанной сказке.

   

Тема  7.2.    Работа над ролью  

Теория:  Распределение ролей. Работа над ролью (обсуждение характеров героев). Отношение кукловода к своему герою. Ради чего ты будешь играть эту роль? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа?  

Практика: Читка пьесы по ролям. Определить логические ударения, паузы. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.   Разбор и поиск речевых характеристик героев.  

Тема  7.3.   Мизансценирование  пьесы     

Теория: Понятие: мизансцена. Мизансценирование сказки  по эпизодам. Мизансценирование действий, картин на ширме. Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Импровизация   и  точность  выполнения установленных мизансцен. Работа с куклой.

   

Тема  7.4.  Отработка действий куклы  

Практика: Обучение соединению действия куклы со словами роли. Отработка походок и действий куклы с предметами. Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов, взглядов куклы. Общение с партнёром и зрителем  через куклу.  Точная  передача  движений актёра с куклой.  

 

Тема  7.5.  Репетиции по картинам  

Практика:  Организация актёров за ширмой. Речь актёра и движения куклы.        Взаимосвязь действия и слова.  Характер персонажа, голос и действие куклы.      

 

Тема  7.6.  Подготовка  реквизита  и  декораций  

Теория: Знакомство с понятием «декорация» и «реквизит». Просмотр декораций для различных спектаклей.    

Практика: Составление эскиза декораций и реквизита к будущему спектаклю. Обсуждение и  выбор эскизов. Подбор необходимого материала и красок. Последовательность изготовления декораций и реквизита.        

Тема  7.7.   Генеральные прогоны  

Практика:   Мизансценирование сказки  по эпизодам,  репетиции на ширме.  Монтировочные прогоны. Генеральные прогоны с музыкой, декорациями,  и реквизитом.  Обсуждение и работа над ошибками.

     

Тема  7.8.   Итоговое занятие  

Теория:  Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший учебный период, сравнение с результатами  предыдущего года и  с результатами других  детей. Итоговая аттестация.

Практика:   Сдача пьес детям старшей группы. Анализ  работ.

Методическое обеспечение программы

               Содержание программы обусловливает выбор методов, видов деятельности, форм и приемов профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.

 Содержание учебной деятельности по программе на каждом этапе включает теоретическую и практическую подготовку. Основная составляющая деятельности – практическая часть, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность.

В ходе реализации программы используются следующие формы занятий:

1. Беседа, в которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются наглядными материалами, презентациями, видеоматериалами.

2. Практические занятия: знакомят с приёмами изготовления кукол разных видов; постигают азы мастерства в вождении театральных кукол, осваивают основы правильного и чёткого произношение, учатся сочинять сказки и работать коллективно над постановкой спектакля.

3. Открытые итоговые занятия – сдача спектакля, проводятся по завершению учебного года, демонстрируются положительные результаты деятельности творческого объединения. Занятия проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей.

            На занятиях кукольного театра используются следующие методы обучения:

 Объяснительно-иллюстративный:

  • беседа-рассуждение;
  • рассказ;
  • сравнение;
  • показ(подражание);
  • объяснение;
  • анализ.

Наглядный;

  • метод совместных действий;
  • иллюстративный материал для занятий;
  • демонстрационные материалы кукол для разных театров(образцы кукол);
  • видеоматериалы по изготовлению кукол и кукловождению;
  • технологические карты, выкройки, шаблоны;
  • мультимедийная презентация;

Метод игры на развитие:

  •   подвижности и коммуникативных способностей;
  •   внимания, памяти, вооображения

Репродуктивный:

  уточнение и воспроизведение   действий по образцу (метод показа).

Упражнения по речи и кукловождению;

Пальчиковый игротренинг;

Гимнастика пальцев и запястья;

Продуктивный:

изготовление кукол, костюмов;

  • составление сказок
  • показ пьес

 Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить физиологические и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняются коллективно, часто в кругу.

 А также на протяжении всего занятия использовались методы поощрения, контроля, мотивации, похвалы и стимулирования.

      В ходе реализации программы «Куклы вокруг нас» используются следующие педагогические технологии:

  • Технология проблемного обучения используется для того, чтобы дети научились постановке и решению задач.  
  • Технология развивающего обучения помогает вовлечь учащихся в различные виды деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии, включающие комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.
  • Информационно-коммуникационные технологии повышают интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

  

   Каждое занятие кукольного театра оснащено различным дидактическим материалом (карточки, раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, технологические карты, задания, упражнения, образцы куколи и т.д.) и технические средства: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютр.

    Структура учебного занятия включает следующие структурные элементы:

 1. Организационный момент (организация начала занятия, создание

 психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 2. Речевая и дыхательная разминка

                - дыхательная гимнастика

                - артикуляционная гимнастика

3. Гимнастика для запястья и пальцев

4. Основной блок (инвариативная часть занятия, включающая в себя развивающие элементы)

5. Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития учащихся (работа по кукловождению, работа по составлению собственных сказок, работа над изготовлением кукол или постановкой пьес)

6. Рефлексия занятия.  

7. Итог занятия (анализ занятия)                 

 

 Условия реализации программы в большей степени зависит от материальной базы творческого объединения, где созданы следующие условия:

1.Оборудована учебная комната для занятий площадью   40 квадратных метров для занятий и репетиций.

2. Стационарная ширма, с разными уровнями высоты, и ширма для выступления на   площадках.

3. Декорации для разных времен года, бутафория к спектаклям; подставки, столы, стулья и скамейки для занятий; шкафы для хранения материалов, оборудования, литературы.

4. Зеркало для отработки навыков кукловождения и упражнений по дикции.

5. Изготовлены различные куклы для занятий и спектаклей: пальчиковые, бумажные (плоские и конусные), из носка, из бросового материала, перчаточные, тростевые, марионетки.

6. Материал для изготовления кукол, декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы и т.д.).

6. Технические средства: телевизор «Самсунг», магнитофон «JD», видеомагнитофон «NOVA», DVD).

7. фоно- аудио- и видеотека сказок, песен; изготовления кукол и спектаклей коллектива.

Методическое обеспечение программы

    Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи материально-технических условий и методического обеспечения программы.

       Сборники практических материалов: «В гостях у сказки», «Игровой тренинг», «В мире театральных кукол», «На Российских перекрёстках», «Путешествие по стране театра кукол» (сборник учебных занятий), «Мастерим кукол» - сборник технологических карт по изготовлению театральных кукол.

      Методические сборники материалов к разделам программы: «Основы сценической речи кукольника», «Кукольная мастерская», «Мастерство актёра с куклой», «Домашний кукольный театр», «Через игру к творчеству» (игровой тренинг), «Репертуар для кукольных постановок», Сборник тестов и заданий для диагностики результативности реализации программы.

     Методические рекомендации к программе: «Методика проектного обучения, как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра», «Развитие творческих способностей воспитанников на учебных занятиях кукольного театра через применение игровой и проектной технологии».

    Разработки открытых занятий в рамках программы по темам: «В  гостях  у кукольного  театра», «Дай жизнь кукле», «По ступенькам мастерства», «Домашний  кукольный  театр», «Петрушка – народный ярмарочный герой», «Работа над спектаклем Теремок», «Речь – как средство передачи мыслей и чувств», «Тростевая кукла», «Экскурсия на фабрику кукол», «Путешествие по сказочному лесу», «Путешествие по городу «Сказкоград»,

«Экскурсия на фабрику кукол», «Изготовление бумажного кукольного театра».

     Мультимедийные презентации к занятиям: «Дай жизнь кукле», «Кукольный театр», «Домашний кукольный театр, «Кукла из носка», «Ширмы для домашних театров», «Изготовление тростевой куклы», «Изготовление бумажного кукольного театра», «Путешествие в мир играющих кукол», «Виды кукол», «По ступенькам мастерства», «Шарманка», «Из истории кукол», «Метод проекта».

       Дидактический материал: «Мастерство актёра с куклой», Работа над спектаклем «Теремок», «Я сам», «Приёмы кукловождения», «Техника речи», «Основы сценической речи», «Составление сказок».

     Наглядный материал по темам: «Петрушка – народный герой», «Кукла – марионетка, «Поролоновая  кукла», «Тростевая  кукла», «Вертеп», «Шарманка», «Художник  в театре», «Наши  эмоции», «Кукольная сцена», «Кукла  из носка», «Работа над спектаклем», «Итоговое  занятие», «Речь – как средство передачи мыслей и чувств»,  «Изготовление  перчаточной  куклы», «Дай жизнь  кукле», «Изготовление  марионетки», «Театр  фантазий», «Куклы из бросового  материала» (ложек, вилок, картинок, лоскутков, бумаги, «Изготовление бумажного кукольного театра», «Колобок» - театр конусных  кукол, «Теремок» - театр плоских  кукол,   «Куклы  из яиц  киндер сюрпризов», «Куклы для теневого театра»,  «Игровой  тренинг», «По  сказкам».

       Макеты кукол: Бумажных, деревянных, пальчиковых, тростевых, перчаточных, марионеток, пластилиновых, конусных, из носка, бросового материала,  

     Технологические карты, выкройки, шаблоны: «Тростевых кукол», «Кукол из носка», «Изготовление перчаточных   кукол», «Поролоновых   кукол», «Кукол для настольного театра», «Кукол-марионеток».

       Материал по воспитательной работе: для родителей «Мы - одна семья» (Сборник практических материалов по работе с родителями), Памятки-рекомендации, анкеты для родителей, видеотека «Золотой фонд» (отчеты работ творческих групп перед родителями); сценарии, разработки, игровой программ, бесед   по работе с коллективом

     Методическую и учебную литература (репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декорации, игр)

Список литературы

Для педагогов

  1. Антина,  А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. Е. Антина. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.

2. Антипина, Е.А. Кукольный театр в детском саду [Текст]:  практическое  пособие /  Е.А. Антипина. – М.: Сфера,2012.

3. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В.

        Бачурина. – М.:  Владос, 2013. – 173 с.

4. Богомолова, Ю.П. Кукольный театр детям[Текст]:  практическое  пособие /

      Ю.П. Богомолова. – М.:  Владос, 2013.

5. Барик, М. Кукольный театр  [Текст]:  практическое  пособие / М. Барик. –

     Изд-во:  Мелик - Пашаев,2014.

6. Великородная, В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: методическое пособие / В. А. Великородная. – М.: ВАКО, 2015. – 224 с.

7. Волков,  И.  Л.  Приобщение школьников к творчеству [Текст]: методическое  пособие / И.  Л.  Волков. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с.

8. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.:   Лада, 2014. – 269 с.

9.  Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования  [Текст]: методическое пособие / Г.Б. Голуб – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2014. – 176с.

9.  Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011 

10.  Калмановский Е. Театр кукол, день сегодняшний [Текст]:   Е.Калмановский      Л; Искусство, 2012

11. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение,  2013. – 145 с.

12.  Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2016. – 208 с.

13. Рассел, Д, Рональд, К. Кукольный театр [Текст]:  практическое  пособие /

      Д. Рассел, К.Рональд. – Изд-во:VSD, 2012.

14.  Разумовский,  В.  Г.  Развитие творческих способностей учащихся  [Текст]:  практическое  пособие / В. Г. Разумовский. – М.: Просвещение, 2013. –   145 с.

 

Для детей

1.Абрамцева, Н. Лесные сказки театра [Текст]: практическое пособие/ Н. Абрамцева. – М.: Просвещение, 2012. – 60с.

2.Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст]: практическое пособие / И. А. Агапова. – М.: Знание, 2013. – 23 с.

3.Горбина, Е. В.  В театре нашем для вас поем и пляшем [Текст]: практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 2012. – С.112 с.

4.Домашний кукольный театр [Текст]:  практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 2012. – С.79 с.

5. Козлов, С. Г.   Я на солнышке лежу [Текст]:  практическое пособие/ С. Г. Козлов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – С.224.

6. Кочеткова, Н.В. Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель [Текст]:  практическое  пособие / Н.В. Кочеткова. – М.:  Владос, 2014.

2010г.

7. Сорокина, Н.Ф, Миланович, Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких [Текст] :  практическое  пособие / Н.Ф. Сорокина. - Изд-во: ЛИНКА – ПРЕСС, 2012.

Приложения

Приложение № 1

Карта сформированных предметных компетенций по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Куклы вокруг нас»

(промежуточная и итоговая диагностики)

Фамилия, имя

учащихся

Теоретические знания

Практические

умения и навыки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

      Критерии оценки определяются педагогом, насколько учащиеся освоили те или иные навыки, оцениваются изменения личности учащихся, удовлетворение потребностей учащимися в художественно-эстетическом развитии. Оценивается также способность детей проявлять творческую активность, инициативу как один из показателей успешной социализации детей  

        

Критерии оценки


п/п

Критерии

Показатели

Уровень

высокий

средний

низкий

Первый год обучения

1

Уровень обученности по программе

(освоение

программы)

Оценка качества знания по истории куклы и терминологии

театра

Учащийся   выполнил задания самостоятельно,  освоил  весь объём   знаний на 90-100%   предусмотренных  программой;   ведёт себя уверенно.

Учащийся ведет себя немного  не уверено,  выполнив   правильно только 60-89% заданий.

Учащийся   не внимателен, обращается за  помощью  к  педагогу и ребятам,  выполнил менее 60%  заданий правильно.

Оценка качества практических навыков по кукловождению перчаточных кукол

Учащийся  самостоятельно правильно одевает куклу  и выполняет    с ней приёмы кукловождения  на  

 90-100% ,  предусмотренных   программой.

Учащийся самостоятельно правильно одевает куклу,    

выполняет приёмы кукловождения,  на  (60-89%) правильно

Учащийся самостоятельно правильно одевает куклу,    

  владеет элементарными навыками кукловождения, но выполняет   менее чем на 60%  заданий правильно.

Умение работать в коллективе

Активно общается со всеми в группе, с удовольствием выполняет коллективные работы, умеет находить общий компромисс.

Обладает коммуникативной культурой, но больше стремится выполнять индивидуальные работы, прислушивается к мнению других.

Коммуникативная культура почти отсутствует, не проявляет желания  работать коллективно, помогать товарищам.

Умение сочинять сказки  в предлагаемых обстоятельствах

Учащийся  сам свободно составляет сказки на  любую предложенную педагогом  тему.

Учащийся

составляет сказки, но с помощью подсказок педагога.

Учащийся не охотно составляет   сказки, но даже с помощью детей не справляется с заданием.

Второй год обучения

Уровень обученности по программе (освоение программы)

Оценка качества знания по   терминологии

Учащийся ведёт  себя уверенно, выполнив самостоятельно все задания  на 90%-100%    

В тестировании учащимся  выполнено правильно только  60-89%  заданий,   ведет себя немного  не уверено.

Учащийся делает в тестировании ошибки, выполнив правильно менее 60% заданий, не внимателен, обращается за                    помощью  к  ребятам.

Сдача  пьес

Учащийся  ведёт себя уверенно, выполняет  приёмы кукловождения самостоятельно, за ширмой работает тихо,  использует пространство сцены, выполняет заданные мизансцены,  чётко доносить до зрителей  текст; заданий выполняет  на  90-100%.

Учащийся  ведёт себя не  всегда уверенно и тихо,    владеет элементарными навыками                    кукловождения, ногда забывает рисунок мизансцен,  речь громкая. но иногда не понятна;заданий выполняет  на  

   60-89%.            

Учащийся  не внимателен,   владеет навыками кукловождения, но не выполняет их, речь тихая и без эмоций  заданий выполняет менее чем на 60%.  

Третий год обучения

Уровень обученности по программе

(освоение программы)

Сдача спектакля

Учащийся  ведёт себя уверенно и   задания выполняет  на  90-100%, т.е

  импровизирует с куклами  в работе над спектаклем,   вживается в создаваемый образ, четко и эмоционально произносит текст за героя.

Учащийся ведет себя немного  не уверено  и задания выполняет на (60-89%), т. е знает и  использует навыки

кукловождения  в работе над спектаклем,   но делает с ошибками                

Учащийся  не внимателен, заданий выполняет менее чем на 60%, , т.е владеет элементарными навыками кукловождения, но не выполняет их, речь тихая и без эмоций .

Умение анализировать  работы

Учащийся  умеет анализировать работы, к критике относится положительно.

Учащийся адекватно относится к критике, при анализе требуется незначительная помощь педагога.

Практически  не воспринимает критику, при анализе требуется постоянная помощь педагога

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)

Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируе...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности «Традиционная народная кукла» разноуровневая (стартовая)

Дополнительная общеобразовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для р...