Районный конкурс педагогических достижений
методическая разработка (3 класс)

Кадрян Светлана Равильевна

Представление педагогического опыта:Система работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» или работа с детьми, для которых русский язык не является родным

.Я представила вам свою  Систему работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» с использованием технологий критического мышления и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам в вашей работе. Ведь главный результат этой работы – не только научить, но и «зажечь» ребенка. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность учащихся в планировании своей деятельности, способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadryan_konkurs_202_27.10_1.docx122.91 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта Кадрян Светланы Равильевны

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»

В. А. Сухомлинский

Кадрян Светлана Равильевна, 1978 г.р., учитель начальных классов ГБОУ школы № 202 Педагогический стаж работы 19 лет.

Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения – дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».

Разрешите представить вашему вниманию педагогический опыт по теме

Система работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» или работа с детьми, для которых русский язык не является родным.

Миграционные процессы, происходящие в мире и особенно на территории стран СНГ, характеризуются изменением ситуации в школьном образовании. Это связано с увеличивающимся потоком мигрантов из стран «ближнего зарубежья» и нерусских семей, для которых русский язык не является родным.

Всех учащихся-мигрантов можно разделить на две группы:

- учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи.

- учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.

Диагностика

В своей работе мне пришлось столкнуться с детским коллективом, в котором 31 ученик, это дети разных национальностей, из них почти одна треть –   мигранты, относящиеся к  названным группам.
Инофоны – 5 учащихся: 2 человека азейбарджанцы (дома говорят на родном, мамы по русски не говорят), 2 человека армяне (дома говорят на родном языке), 1 человек узбеки (плохо говорит по русски),

Билингвы – 6 учащихся: 1 человек татары, 1 человек молдаване, 1 человек белорусы, 3  человека украинцы.

 В рамках данной проблемы мною была поставлена основная цель -  Оказание помощи детям-мигрантам в овладении русским языком, для устранения трудностей при освоении учебного материала и более успешной адаптации в социуме класса и школы.

Важно понимать, что русский язык является для учеников не только средством общения, но и средством получения знаний, орудием мышления, инструментом познания, а также средством карьерного роста и дальнейшей успешности. Поэтому в процессе изучения русского языка задачей учителя становится языковое воспитание – формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности. 

Задачи работы:

- Продиагностировать лексические и коммуникативные проблемы учащихся.

- Подобрать и апробировать эффективные технологии, методики и формы работы.

- Внедрить систему работы по развитию у учащихся практических навыков использования русского языка как инструмента получения новых знаний по основной образовательной программе и

- Создать условия, обеспечивающие успешное освоение учащимися лексического значения слов, правил и норм русского языка и коммуникативных навыков.

- Проанализировать результаты работы по преодолению проблем учащихся в освоении знаний русского языка и скорректировать выбор технологий обучения.

Работа над темой проводилась в несколько этапов.

I этап: Диагностический (1 четверть 2-й класс)

Проведена диагностика класса, выявлены группы учащихся, нуждающихся в помощи.

II этап: Апробация (2 четверть 2-й класс)

На основании полученных результатов осуществлялся подбор методик, приемов и форм работы. Обучение детей 2-х разных групп требовало выбора универсальной технологии.

Моя система работы по преодолению проблем в изучении русского языка основывается на технологии критического мышления, как наиболее эффективная для всех групп детей.

III этап: Внедрение (2-4 четверть 2 класса)

На данном этапе велась работа по преодолению следующих проблем

- обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

- формирование навыков словообразования и словоизменения;

- обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

- формирование связной речи;

- развитие артикуляционных навыков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

- формирование навыков общения на русском языке.

IV этап: Аналитический и коррекционный (1 четверть 3 класса)

В начале третьего года обучения был проведен анализ полученных результатов, скорректированы группы детей с учетом вновь прибывших. В ходе повторных диагностик учащиеся  продемонстрировали улучшение в навыках чтения и письма, обогащение словарного запаса.

На данном этапе так же ведется работа по анализу эффективности,  корректировке и расширению банка используемых технологий.

Все этапы работы с учащимися, для которых русский язык не является родным реализованы по следующим направлениям:

Направление 1. Работа над  освоением учащимися лексического значения слов, правил и норм русского языка на уроках.

Как уже было сказано ранее универсальной технологией для работы с группами  учащихся-мигрантов была выбрана технология критического мышления.

Что такое критическое мышление и что оно нам дает?

Ведущая Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием основных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к проблемам.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждом этапе урока русского языка используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Перечислю некоторые из них: Кластер, Инсерт, Кубики, Бортовой журнал, Таблицы вопросов, ЗХУ, Совместный поиск, Идеал, Фишбоун. Стратегий и приемов много. Не хватит и часа рассказывать о них.

На уроках литературного чтения использую такие приемы работы как Перекрестная дискуссия, Чтение с остановками, Синквейн, Плюс-минус-интересно и т.д.

Направление 2. Работа над коммуникативными умениями учащихся во внеурочное время.

На занятиях по внеурочной деятельности использование ТРКМ учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. 

Важнейшей практической задачей для педагогов становится создание системы курсов русского языка и лингвокраеведения для мигрантов, усиливается актуальность проблемы межкультурного диалога. Возникает необходимость в специальной методической поддержке учителей школ, работающих с семьями мигрантов, в создании индивидуальных программ изучения русского языка. Такой программой в моем классе стала программа внеурочной деятельности «Русский без проблем». На этих занятиях отрабатывались  коммуникативные умения и навыки  письменной речи – написание сочинений.

Ученики моего класса активно учувствуют в коллективных творческих проектах «История книги», «Богатыри земли русской», «Замечательные факты», «Дерево дружбы».

С чего я начала свою работу? Наверное, с переосмысления целей обучения. Важно не только выучить предмет, но и позволить школьникам рассуждать, заблуждаться и самим искать пути преодоления этих заблуждений. Но как организовать такую работу? В голову пришла идея создать группу, в которую будут ходить дети, которые испытывают трудности в изучении русского языка. Была создана небольшая группа - 15 человек и мы приступили к работе. Встречались мы один раз в неделю и  начали с простого - работа с текстом, далее перешли к написанию своих текстов, используя приемы и стратегии критического мышления. Детям очень понравилось заниматься в группе. На занятия ходили с огромным удовольствием. Знания улучшились, дети стали больше читать. Я сделала вывод, что ученики зажглись.

Представленная система работы помогла ученикам почувствовать себя более успешными, поскольку они смогли применять знания на всех предметах и поучаствовать в различных творческих проектах. Дети научились работать в группе, научились воспринимать идеи других, исправлять свои ошибки, следить за ходом рассуждения, контролировать себя, слушать собеседника, строить логические выводы, задавать вопросы, активно воспринимать информацию. Дети-инофоны стали лучше учиться и говорить по-русски. В этом году мы продолжаем работать и дети бегут на занятия. Им нравится, и я делаю выводы, что работа прошла не зря – есть положительные результаты: расширился словарный запас, стало понятнее содержание математических задач, особенно хорошо детям удаются мини сочинения.

В данный момент мы находимся на этапе корректировки и внедрения, есть определенные успехи, но возникали определенные трудности (риски, которые необходимо учесть в дальнейшей работе):

Работа с вновь прибывшими (Приезжают и уезжают хаотично)

Работа с родителями (В семьях не говорят на русском)

Технология КМ – трудоемкая, занимает много времени на подготовку.

Заключение.

Я представила вам свою  Систему работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» с использованием технологий критического мышления и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам в вашей работе. Ведь главный результат этой работы – не только научить, но и зажечь ребенка. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность учащихся в планировании своей деятельности, способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».

Всегда в делах, всегда в заботах. Учить детей – моя работа.

Список литературы.

Развитие критического мышления на уроке  С.И. Заир-Бек И.В. Муштавинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"

Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"...

ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений Березовского района

ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учрежд...

Районный конкурс педагогических достижений Номинация «Мастерство педагога»

Система работы с учащимися по направлению  «Русский без проблем»  или работа с детьми, для которых русский язык не является родным.Технологии критического мышления •Перекрес...

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 году в номинации «Лучший учитель»

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 годув номинации «Лучший учитель»...

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Легендарный сын Куйтунского района»

Тема исследовательской работы мною была выбрана не случайно. На протяжении нескольких лет пыталась найти достоверный материал о герое, которому установлен памятник в д. Станица 3-я Куйтунского район...

Статья "Участие в конкурсах педагогических достижений как средство повышения квалификации и профессионального развития педагогов"

Ситуация, сложившаяся сегодня в системе образования предъявляет высокие требования к личности педагога, как ключевой фигуре инновационных изменений в системе образования, в связи с чем происходит пост...