Статья "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"
статья (4 класс)

Оськина Елена Евгеньевна

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения.  Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению и использование современных педагогических технологий. Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Образовательные технологии основываются на принципах: системности, интерактивности деятельности, социализации и ориентации на получение конкретного продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  

«Современные технологии как инструмент управления

 качеством образования»

Подготовила: Оськина Елена Евгеньевна

– учитель начальных классов

Современные технологии как инструмент управления качеством образования

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

                                                                                                                                 Конфуций.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции?

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – это сис-темный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усво-ения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя- щий своей задачей оптимизацию форм образования. Образовательные технологии осно-   вываются на принципах: системности, интерактивности деятельности, социализации и        ориентации на получение конкретного продукта.

На своих уроках использую следующие образовательные технологии: информационные

технологии, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,       технологию проблемного обучения, игровые технологии,  проектные технологии.

Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. Урок с использованием информационных коммуникационных технологий становится более интересным для обучающихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Именно ИКТ помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает обучающимся усваивать материал. Кроме электронных учебников, различных презентаций и видео, на уроках я использую цифровые образовательные                       ресурсы, а также материалы образовательной платформы Учи.ру.

Личностно-ориентированное обучение - предусматривает приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматриваю-щих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса.

 Технология проблемного обучения - способствует развитию творческих способностей обучающихся и формированию критического мышления, а также положительных эмоций

 Игровые технологии - позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что ранее было трудно. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

На уроках использую дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. А также могу провести творческие игры и игры с правилами. Творческие игры включают: театральные, сюжетно-ролевые игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. 

Проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Я практикую, как кратковременные, так и длительные проекты. Которые выполняются индивидуально или в группе. По форме презентации (конечного представления проекта) такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, и др).
При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.

 Более подробно хочу поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы. Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс с третьей четверти 1 класса. Во втором классе учащимся уже смело даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе мы изучаем тему «Моя семья». За две недели до проведения урока учащиеся получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Все учащиеся поставлены в равные условия. Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет — будет зависеть от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе учащиеся ещё не могут выполнить исследовательский проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности. В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, по подробной инструкции. Собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках.  После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи в общем у каждого своя фантазия). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками. До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме.

Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

Что происходит в школе сейчас? Изменяется микроклимат. Меняется профессиональ-    ная позиция педагогов. Формируется активная жизненная позиция и взрослых и детей. Совершенствуются качественные характеристики личности учащихся, а самое главное всё    это должно быть направлено на стабильность качества знаний.

  Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе  пас- сивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.    Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты-  практически, по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом ис- следовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает       присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учи-      тель.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для педа-гога. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить обучающихся в процесс урока. Что, в     свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования обучающихся, и соответственно, будет способствовать реализации задач  стандартов нового поколения.

 Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит   её находить”.

                             

                                             Список использованной литературы

 1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. – 2003. - № 10.

2. yaneuch.rucat_16/kompetentnostnyj…v-obrazovanii…

3. multiurok.ru…k-kachiestvu-uroka…obrazovaniia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования УУД у младших школьников

В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов в работе в информационном пространстве учителя начальных классов...

Современные технологии как инструмент управления качеством образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью обучения детей в начальной школе является научить учеников максимально быстро и качественно осваивать и применять в жизни большое количество информации. Современные педагогические технол...

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя компетентности современного педагога....