Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)
материал

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_26.03.2015.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОБШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Формирование универсальных учебных действий»

(из опыта работы)

учитель начальных классов

Синицына Лидия Ивановна

26.03.2015г.

  Как уже было сказано выше стандарт определяет требования к результатам образования и одним из таких результатов, которыми должны овладеть ученики к концу четвертого класса, являются метапредметные. Эта таблица показывает, что к метапредметным результатам относятся надпредметные умения, межпредметные умения и универсальные учебные действия (общеучебные умения). Подробно я хочу остановиться на УУД (регулятивные, познавательные УУД, коммуникативные УУД).

       Когда я взяла первый класс  в 2011 году начала работать по ФГОС второго поколения, передо мной встала задача формирования УУД: то есть научить ребенка учиться, добывать самостоятельно знания, а учитель только направляет. Я поняла, работать по-старому нельзя, деятельность учителя изменилась коренным образом.

       Поэтому, первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

       На каждом уроке я подбираю такие задания, которые достигли бы этих результатов:

- находить, характеризовать, анализировать;

- устанавливать закономерности;

- владеть общим способом проверки орфограмм;

- выдвигать гипотезу;

- планировать свои действия;

- осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении задач;

- осуществлять само и взаимоконтроль;

- учитывать разные умения при работе в паре;

- формировать собственное мнение и позицию;

- оценивать действия одноклассников;

- формировать умение признавать ошибки.

       Второе условие для успешного формирования УУД – включение детей в активную, познавательную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опирается на потребность и готовность школьников к овладению знаниями. Мне необходимо уметь ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организовать процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю учения привлекательным, через следующие методы, технологии, приемы, формы:

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде. А организую процесс обучения так, чтобы они добывали эти знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- соблюдаю преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;

- выбираю средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиванию при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний;

- организую парную, групповую самостоятельную работу, проектные, исследовательские методы, создаю противоречия, провокации, работаем с контролерами, консультантами.

       Для отслеживания УУД мне помогает учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века», по которым я работаю. Авторы учебников русского языка, литературного чтения, уже включили комплексные итоговые контрольные работы по итогам I – II полугодий. Они направлены на проверку освоения обучающимися ООП НОО на основе сформированности УУД.

Комплексные итоговые контрольные работы:

- по русскому языку составлены на материале основных тем, изученных на уроках блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи»;

- по литературному чтению проводятся комплексные разно уровневые контрольные работы.

В конце года проводим комплексные итоговые контрольные работы на основе межпредметных связей.

       Комплексные работы состояли из двух частей. Первая часть – основная, которая проверяла сформированность метапредметных результатов на базовом уровне. В работу входили задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру. Задания проверяли сформированность таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «Выпускник научится».

       Обучающиеся успешно справились с основной частью комплексной работы и достигли планируемых результатов обучения ООП НОО согласно требованиям стандарта в разделе «Выпускник научится».

Результаты комплексных итоговых контрольных работ:

1 класс

100%

2 класс

94,1%

3 класс

94,4%

Отличный результат – 38,8%

Хороший результат – 55,5%

Удовлетворительный результат – 5,6%

Сформированность УУД отслеживаю по таблице:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

2 класс

Высокий – 35,8%

Средний – 58,8%

Низкий – 5,9%

Высокий – 35,3%

Средний – 64,7%

Высокий – 47,6%

Средний – 52,4%

3 класс

Высокий – 36,8%

Средний – 45,1%

Высокий – 36,8%

Средний – 52,7%

Низкий – 11,5%

Высокий – 31,5%

Средний – 68,5%

В марте 2015 года более 10 учащихся (р -11, м-12) 4 класса участвовали в школьном этапе всероссийской олимпиаде по русскому языку и математике, занявшие 1,2,3 места:

Математика

1 места – Забурдаев Д. – 23 балла

2 место – Долгих К. – 14 баллов

3 место - Дыба Д. – 11 баллов

Русский язык

1 место - Дыба Д. – 29,25 балла

2 место - Воронина М. – 25 баллов

3 место – Есина А. – 24,25 баллов

       Результаты олимпиад показали, что обучающие владеют ключевыми умениями (сформированность навыков чтения. Умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала.

       Выполняя требования ФГОС НОО я могу сказать, что к концу четвертого года обучения мои дети владеют УУД, они научились:

  1. Регулятивные:

Самостоятельно формировать задание: определять его ель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

  1. Познавательны:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  1. Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"

Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...