Математика домино: упражнения для устных вычислений
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнеев Владимир Пантелеевич

В статье представлена таблица «Сумма очков на фишках», при помощи которой можно решить предложенные автором упражнения. Для их решения также предлагается использовать пластины домино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneev_statya_6.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Математика домино: упражнения для устных вычислений

        В статье представлена таблица «Сумма очков на фишках», при помощи которой можно решить предложенные автором упражнения. Для их решения также предлагается использовать пластины домино.

        Для подсказки можно использовать таблицу «Сумма очков на фишках». Эту таблицу можно дать учащимся в готовом виде, а можно составить вместе с ними.

Количество очков на каждой фишке домино

Общая сумма

6/6

5/5

4/4

3/3

2/2

1/1

0/0

42

12

10

8

6

4

2

0

6/5

6/4

6/3

6/2

6/1

6/0

51

11

10

9

8

7

6

5/4

5/3

5/2

5/1

5/0

35

9

8

7

6

5

4/3

4/2

4/1

4/0

22

7

6

5

4

3/2

3/1

3/0

12

5

4

3

2/1

2/0

5

3

2

1/0

1

1

1. 3аписать сумму очков на каждой фишке-дубле с помощью цифр и знаков арифметических действий. Выбрать удобный способ и найти общую сумму очков на всех дублях.

12+10+8+6+4+2+0=(12+8)+(10+6+4)+2+0=20+20+2+0=42

2. Увеличить общую сумму очков на фишках-дублях в 2 (3,4 и т.д.) раза.

3.Подобрать фишки, сумма очков на которых равна 5: 5/0, 3/2, 4/1.

Найти общую сумму очков: 5+5+5=5x3=15. Увеличить полученный результат в 3 (4, 5, и т.д.) раз.

4. Подобрать фишки, сумма очков на которых равна 8: 6/2, 5/3, 4/4.

Найти общую сумму очков: 8x3=24. Увеличить ее в 2 (3,4 и т.д.) раза.

5. Подобрать фишки, общая сумма очков на которых будет равна 39; 70.

Ответ: 5/5, 6/3, 5/4, 5/1, 5/0.

10+9+9+6+5=10+(6+5+9)+9=10+20+9=39.

Ответ: 6/6, 5/5, 5/3, 4/4, 5/4, 6/2, 1/1, 6/1, 6/0.

12+10+8+8+9+8+2+7+6=(12+8)+(8+2)+(9+6)+(8+7)+10=20+10+15+15+10=70

По аналогии можно предлагать ученикам подбирать фишки с любой суммой

очков.

6. Найти фишки с наименьшей и с наибольшей суммой очков (исключая дубли): 6/5, 1/0. Вычислить их сумму: 11+1=12. Увеличить получившуюся сумму на столько же: 12+12=24. Увеличить получившийся результат в 5 раз: 24х5=120, уменьшить полученное число в 3 раза: 120:3=40. Назвать ответ. Набрать получившееся число с помощью домино.

7. Вычислить сумму очков на домино, половинки которых состоят из 6 очков, исключая дубль: 6/5, 6/4, 6/3, 6/2, 6/1, 6/0. Назвать эту сумму (51). Увеличить получившуюся сумму на столько же (102). Разделить на 2 (51). Отнять от получившегося числа дубль 6/6 (39).

8. 0т суммы очков фишек с половинкой 5 отнять сумму очков на фишках с половинкой 4, исключая дубли. 6/5, 5/4, 5/3, 5/2, 5/1, 5/0: 11+9+8+7+6+5=46.

6/4, 5/4, 4/3, 4/2, 4/1, 4/0: 10+9+7+6+5+4=41.

Найти разность получившихся чисел: 46–41=5.

Найти сумму получившихся чисел: 46+41=87.

Получившиеся числа можно набрать с помощью домино.

Не вычисляя, ответить на вопрос: можно ли от первой суммы отнять сумму очков

на фишках с половинками 6? Почему? Ответ проверить с помощью вычислений.

Мы надеемся, что подобных упражнений для устных вычислений каждый учитель может придумать бесконечное множество. Еще больший эффект в формировании вычислительных навыков принесут задания, придуманные по аналогии друг для друга самими учениками.

9. Записать сумму очков на всех фишках, не имеющих очков на одном поле. Выбрать удобный способ и найти общую сумму очков на всех семи фишках.

0+1+2+3+4+5+6=0+1+(2+3+5)+(4+6)=0+1+10+10=21.

Увеличить общую сумму очков на фишке в 2, 3, 4 и т.д. раза.

10. Записать сумму очков на всех фишках, имеющих одно пустое поле. Затем, поочередно – сумму очков на фишках, имеющих одно, два, три, четыре, пять, шесть очков на одном поле. В каждом случае должно оказаться по семь фишек. Произвести сложение и вычитание с полученными суммами очков.

Сумма всех очков на фишках с номиналом «пусто» равна 21.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 1 равна 28.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 2 равна 35.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 3 равна 42.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 4 равна 49.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 5 равна 56.

Сумма всех очков на фишках с номиналом 6 равна 63.

        Есть ли какая-то закономерность в получившихся суммах? (Каждая последующая сумма увеличивается на 7 очков).

        Вычислить сумму очков на всех фишках домино. (168). Разделить полученную сумму на 2, 3, 4, 6.

        Сложи большую и меньшую из получившихся сумм. 63+21=84.

        Что это за число? 84 – это половина всех очков в домино. Разделить число 84 на 2. 84:2=42. Что это за число? 42 – среднее количество очков на одного игрока в игре домино, когда участвуют четыре человека, а также сумма всех дублей.

11. Подобрать 7 фишек с минимальным количеством очков. (15).

12. Подобрать 7 фишек с максимальным количеством очков. (69).

13. Какое максимальное количество очков в трех фишках? (33). В четыре фишках? (43). Какое минимальное количество очков в трех фишках? (3). В четырех? (4).

        Эта занимательная математика домино позволяет придумывать различные упражнения, которые будут интересны и познавательны ученикам.

Любое дело, организованное вместе с детьми, принесет им радость и пользу только тогда, когда оно опирается на потребности самого ребенка, если оно находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Поддерживать познавательную активность можно с помощью элементов занимательности и дидактической игры, которые позволяют учить ребенка, а не развлекать его. Развивающие, познавательные игры, к которым бесспорно можно отнести игру домино, способствуют развитию детского мышления, памяти, внимания, творческих способностей, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самоконтролю, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике 3 класс:Приёмы устных вычислений в пределах 1000.Закрепление.

Нетрадиционные формы проведения урока занимают важное место в школьной практике. Здесь даны задания на закрепление устных приёмов вычисления в пределах 1000 в игровой форме....

Технологическая карта урока математики на тему "Приёмы устных вычислений" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России")...

Конспект урока по математике по теме: "Способы устных вычислений с переходом через разряд"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения использовать приемы сложения и вычитания  с переходом через  разрядПланируемые результатыПредметные: уметь использовать приемы сложения и ...

Разработка урока и презентация по математике по математике по теме: "Приёмы устных вычислений"

Урок математики разработан с учётом всех требований ФГОС. В разработке использованы разные приёмы и методы объяснения темы, чтобы достичь положительного результата в конце урока....

Технологическая карта по математике по теме "Приемы устных вычислений" (3 класс) УМК: «Школа России», учебник Математики: 3 кл. 2 ч.: М. И. Моро

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучащихся с приемами устного вычисления в пределах 1000Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с приёмами устного ...