Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди людей»
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди людей» (социальное направление, кружок), 3 - 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_sredi_lyudey.docx | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я среди людей»
(социальное направление, кружок)
Программу составила:
Никитенко Валентина Николаевна, учитель начальных классов, руководитель кружка
Пояснительная записка.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Реализация программы «Я среди людей» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела.
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 3-4-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости и трудолюбия.
Рабочая программа кружка «Я среди людей» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей.
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Социальное».
Программа составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами и рассчитана на обучающихся 3- 4 классов. Продолжительность занятия -40 минут.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для формирования у младших школьников следующих способностей: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки), целеполагать (ставить и удерживать цели), планировать (составлять план своей деятельности), проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение).
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Цель программы: развитие и приобретение учащимися социального опыта, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы:
Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
Приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование позитивной самооценки и самоуважения.
Развитие положительных эмоций и волевых качеств.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Формирование положительной эмоциональной сферы ребенка.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический.
Всего___35_____ часов; в неделю ____1___час;
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос, наблюдение;
- Диагностика
- Анкетирование учащихся и родителей.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Содержание программы
Программа состоит из 2 крупных разделов:
1 «Школа - территория толерантности» (3 класс)- 35 ч
2. «Я среди людей» (4 класс)- 35 ч.
«Школа - территория толерантности» (3 класс)
- занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.
- занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.
- занятие. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
4-5 занятие. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
6-7 занятие. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.
8-9 занятие. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
- занятие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.
- занятие. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
12-13 занятие. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра
14-15 занятие. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)
- занятие. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
- занятие. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила поведения в школе и внешкольных учреждениях.
18-19 занятие. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».
20 занятие. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.
21-22 занятие. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?
23 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
24-25 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
26-27 занятие. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».
- занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.
- занятие. Понимание, что принимать решение - трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.
- занятие. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.
- занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.
- занятие. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что - то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.
- занятие. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.
- -35 занятие. Обобщить знания по курсу «Школа - территория толерантности», ролевая игра.
«Я среди людей» (4 класс)
- занятие. Внешний вид человека. Внутренний мир человека.
Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо»
2-3 занятие. Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
4-5 занятие. Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.
6-7 занятие. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.
8 занятие. Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.
9-10 занятие. Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
- занятие. Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.
12-13 занятие. Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
- занятие. Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
- занятие. Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.
16-17 занятие. Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера.
- занятие. Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.
- занятие. Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
- занятие. Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
- занятие. Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.
22-23 занятие. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
24-25 занятие. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
- занятие. Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.
27занятие. Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость.
- занятие. Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.
- занятие. Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения.
30занятие. Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения.
31-32 занятие. Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку.
- занятие. Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения.
- -35 занятие. Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности»
Учебный план для 3 классов
«Школа - территория толерантности»
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Мы учились жить вместе. Зачем? | 1ч. | |
2 | Чем мы будем заниматься в этом году? | 1ч. | |
3 | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1ч. | |
4 | Как я выгляжу. | 1ч. | 1ч. |
5 | Я - личность. Мои роли. | 1ч. | 1ч. |
6 | Нравственные сказки. | 2ч. | |
7 | Устав - основной закон школы. | 1ч. | |
8 | Человек и его имя. | 1ч. | |
9 | Я и мои друзья. | 1ч. | 1ч. |
10 | Верность слову. | 2ч. | |
11 | Речевой этикет. | 1ч. | |
12 | Умение общаться. | 1ч. | |
13 | Этикет в общественных местах. | 1ч. | 1ч. |
14 | Библиотека - хранительница знаний. | 1ч. | |
15 | Отзывчивость и доброта. | 2ч. | |
16 | Я познаю себя и других. | 1ч. | |
17 | Формы моральной оценки и самооценки. | 2ч. | |
18 | Культура поведения человека. | 1ч. | 1ч. |
19 | Как человек принимает решение. | 1ч. | |
20 | Принимать решение нелегко. | 1ч. | |
21 | Ограничения и самоограничение. | 2 ч. | |
22 | Каждый выбирает по себе. | 1ч. | |
23 | Я учусь быть самостоятельным. | 1ч. | |
24 | Праздничный этикет. | 1ч. | |
25 | Обобщающий урок. | 1ч. | |
Всего часов: 35 | 28 | 7 |
Учебный план для 4 классов
«Я среди людей»
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Азбука этики. Культура поведения и такт. | 1ч. | |
2 | Культура общения. | 1ч. | |
3 | Человек и его имя. | 2ч. | |
4 | Моя малая Родина. | 2ч. | |
5 | Устав - основной закон школы. | 1ч. | |
6 | Речевой этикет. | 1ч. | |
7 | Чувство, настроение и характер. | 2 ч. | |
8 | Школьный этикет. | 1ч. | |
9 | Праздники в жизни человека. | 1ч. | |
10 | Профессии наших родителей. | 1ч. | |
11 | Поступки человека и его характер. | 1ч. | |
12 | Нравственные отношения в коллективе. | 2 ч. | |
13 | Мода и школьная одежда. |
| 1ч. |
14 | Приветствие и знакомства. | 1ч. | |
15 | Поведение в общественных местах. |
| 1ч. |
16 | Человек в природе и его здоровье. | 1ч. | |
17 | Нравственное отношение в семье. | 1ч. | |
18 | Я отвечаю за свои поступки. | 1ч. | |
19 | Как решить конфликт. |
| 1ч. |
20 | Сильный человек. | 1ч. | |
21 | Оценка решения. | 2 ч. | |
22 | Как влиять на поведение другого человека. | 2ч. | |
23 | Решительное поведение. | 1 ч. | |
24 | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1ч. | |
25 | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1 ч. | |
26 | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1 ч. | |
27 | Обобщающий урок по курсу «Я среди людей» | 1ч. | |
Всего часов: 35 | 27 | 8 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- демонстрационное оборудование (компьютер, интерактивная доска)
- вспомогательное оборудование (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных
классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. - Т.: Укитувчи. 1989.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. - Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.8.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? - Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. - Издательская группа АСТ., 2010.
10. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. - Издательская группа АСТ., 2010.
11.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. - Издательская группа АСТ., 2010.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно делать людям радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
- Если кто-то надо мной смеется, то я...
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
- Когда меня постоянно перебивают, то я...
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят.
- Иметь много денег.
- Иметь самый современный компьютер.
- Иметь верного друга.
- Мне важно здоровье родителей.
- Иметь возможность многими командовать.
- Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- Иметь доброе сердце.
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
- Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
- 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации. Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
Г) Позову на помощь взрослых.
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
- Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
- Докажу ему, что он не прав.
Г) Помирюсь с ним.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? Варианты ответов:
У могу и всегда так поступаю - 3 балла;
У могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;
У не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания - кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
- хорошей организации быта;
Б) радости общения;
- покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
- здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
- трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
- да;
Б) нет;
- не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
- да;
Б) нет;
- не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
- да;
Б) нет;
- не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
- да;
Б) нет;
- не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
- радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
- мучения и пытка.
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»
Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...
Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"
Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...