Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди людей»
рабочая программа (3, 4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Рабочая  программа  внеурочной деятельности «Я среди людей» (социальное направление, кружок), 3 - 4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_sredi_lyudey.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Я среди людей»

(социальное направление, кружок)

Программу составила:

Никитенко Валентина Николаевна, учитель начальных классов, руководитель кружка

Лабытнанги  2019 г

Пояснительная записка.

           Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с  формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

     Реализация программы «Я среди людей» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела.

     Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 3-4-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю,  заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости и трудолюбия.

Рабочая программа кружка «Я среди людей» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей.

В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной  «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Социальное».

Программа составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами и рассчитана  на обучающихся 3- 4  классов. Продолжительность занятия -40 минут.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для формирования у младших школьников следующих способностей: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки), целеполагать (ставить и удерживать цели), планировать (составлять план своей деятельности), проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение).

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Цель программы: развитие и приобретение  учащимися социального опыта, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

     Задачи программы:

        Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

         Приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Развитие положительных эмоций и волевых качеств.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Формирование положительной эмоциональной сферы ребенка.

Формы организации внеурочной деятельности:

        Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты,  фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.  Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный,  практический.

Всего___35_____ часов;  в неделю ____1___час;

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос, наблюдение;
  2. Диагностика
  3. Анкетирование учащихся и родителей.

Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

-  уважительное отношение к иному мнению,

-  положительное отношение к школе,

-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

 -  сформировать эстетические ценности и чувства,

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

-   сформировать элементарные основы экологической культуры.

     Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу,

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

-   задавать вопросы,

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,

-  формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей,

-    работать по предложенному учителем плану,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме,

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,

-    обобщать,

-    устанавливать аналогии,

-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Содержание программы

             Программа состоит из 2 крупных разделов:

1 «Школа - территория толерантности» (3 класс)- 35 ч

2. «Я среди людей» (4 класс)- 35 ч.

«Школа - территория толерантности» (3 класс)

  1. занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.
  2. занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.
  3. занятие. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

4-5 занятие. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

6-7 занятие. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

8-9 занятие. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

  1. занятие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.
  2. занятие. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

12-13 занятие. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15 занятие. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

  1. занятие. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
  2. занятие. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила поведения в  школе и внешкольных учреждениях.

18-19 занятие. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20 занятие. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

21-22 занятие. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

24-25 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

26-27 занятие. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

  1. занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.
  2. занятие. Понимание, что принимать решение - трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.
  3. занятие. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.
  4. занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.
  5. занятие. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что - то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.
  6. занятие. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.
  7. -35 занятие. Обобщить знания по курсу «Школа - территория толерантности», ролевая игра.

            «Я среди людей» (4 класс)

  1. занятие. Внешний вид человека. Внутренний мир человека.

Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо»

2-3 занятие. Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

4-5 занятие. Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.

6-7 занятие. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.

8 занятие. Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.

9-10 занятие. Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

  1. занятие. Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

12-13 занятие. Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».

  1. занятие. Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
  2. занятие. Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.

16-17 занятие. Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера.

  1. занятие. Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.
  2. занятие. Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
  3. занятие. Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
  4. занятие. Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.

22-23 занятие. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.

24-25 занятие. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

  1. занятие. Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.

27занятие. Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость.

  1. занятие. Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.
  2. занятие. Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения.

30занятие. Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения.

31-32 занятие. Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку.

  1. занятие. Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения.
  2. -35 занятие. Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности»

Учебный план для 3 классов
«Школа - территория толерантности»

п/п

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

теория

практика

1

Мы учились жить вместе. Зачем?

1ч.

2

Чем мы будем заниматься в этом году?

1ч.

3

Азбука этики. Основные понятия этики.

1ч.

4

Как я выгляжу.

1ч.

1ч.

5

Я - личность. Мои роли.

1ч.

1ч.

6

Нравственные сказки.

2ч.

7

Устав - основной закон школы.

1ч.

8

Человек и его имя.

1ч.

9

Я и мои друзья.

1ч.

1ч.

10

Верность слову.

2ч.

11

Речевой этикет.

1ч.

12

Умение общаться.

1ч.

13

Этикет в общественных местах.

1ч.

1ч.

14

Библиотека - хранительница знаний.

1ч.

15

Отзывчивость и доброта.

2ч.

16

Я познаю себя и других.

1ч.

17

Формы моральной оценки и самооценки.

2ч.

18

Культура поведения человека.

1ч.

1ч.

19

Как человек принимает решение.

1ч.

20

Принимать решение нелегко.

1ч.

21

Ограничения и самоограничение.

2 ч.

22

Каждый выбирает по себе.

1ч.

23

Я учусь быть самостоятельным.

1ч.

24

Праздничный этикет.

1ч.

25

Обобщающий урок.

1ч.

Всего часов: 35

28

7

Учебный план для 4 классов
«Я среди людей»

п/п

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

теория

практика

1

Азбука этики. Культура поведения и такт.

1ч.

2

Культура общения.

1ч.

3

Человек и его имя.

2ч.

4

Моя малая Родина.

2ч.

5

Устав - основной закон школы.

1ч.

6

Речевой этикет.

1ч.

7

Чувство, настроение и характер.

2 ч.

8

Школьный этикет.

1ч.

9

Праздники в жизни человека.

1ч.

10

Профессии наших родителей.

1ч.

11

Поступки человека и его характер.

1ч.

12

Нравственные отношения в коллективе.

2 ч.

13

Мода и школьная одежда.

   

1ч.

14

Приветствие и знакомства.

1ч.

15

Поведение в общественных местах.

 

1ч.

16

Человек в природе и его здоровье.

1ч.

17

Нравственное отношение в семье.

1ч.

18

Я отвечаю за свои поступки.

1ч.

19

Как решить конфликт.

 

1ч.

20

Сильный человек.

1ч.

21

Оценка решения.

2 ч.

22

Как влиять на поведение другого человека.

2ч.

23

Решительное поведение.

1 ч.

24

Учимся принимать самостоятельное решение.

1ч.

25

Учимся принимать самостоятельное решение.

1 ч.

26

Учимся принимать самостоятельное решение.

1 ч.

27

Обобщающий урок по курсу «Я среди людей»

1ч.

Всего часов: 35

27

8

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- демонстрационное оборудование (компьютер,  интерактивная  доска)

- вспомогательное оборудование (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Список литературы

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.
  7. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.

Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

  1. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.
  2. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных

классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  1. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.
  2. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  5. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. - Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  5. Осеева В.А. Волшебное слово
  6. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  7. Титкова Т.В. Как принимать гостей. - Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.8.
  8. Шалаева Г.П. Как себя вести? - Издательская группа АСТ., 2010.
  9. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. - Издательская группа АСТ., 2010.

              10. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. - Издательская группа АСТ., 2010.

              11.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. - Издательская группа АСТ.,   2010.


Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1
: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:

Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.

Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".

Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

  1. 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации. Инструкция:

"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  1. Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

  1. Не обращаю внимания.

Г) Позову на помощь взрослых.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  1. Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

  1. Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  1. Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

  1. Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  1. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

  1. Докажу ему, что он не прав.

Г) Помирюсь с ним.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень


Анкетирование родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? Варианты ответов:

У могу и всегда так поступаю - 3 балла;

У могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;

У не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.


Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
  1. хорошей организации быта;

Б) радости общения;

  1. покоя и защищенности.
  1. Что более всего заботит вас в семье?
  1. здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

  1. трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?
  1. да;

Б) нет;

  1. не знаю.
  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
  1. да;

Б) нет;

  1. не знаю.
  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
  1. да;

Б) нет;

  1. не знаю.
  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
  1. да;

Б) нет;

  1. не знаю.
  1. Что для вашего ребенка вечер дома?
  1. радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

  1. мучения и пытка.

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»

Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...

Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"

Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...