В гости к фразеологизмам.Конспект внеурочной деятельности.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Данный конспект внеурочного занятия знакомит обучающихся с удивительным миром фразеологизмов и крылатых выражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_frazeologii.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия « В гости к Фразеологии»

Предмет (направление внеурочной деятельности)

Школа развития речи

Класс

3 класс

Тип урока

Путешествие

Технология построения занятия

Игровые технологии (лексико-фразеологические игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект).

Информационно-коммуникационные технологии (презентация, созданная в Microsoft Power Point).

Тема

В гости к Фразеологии

Цель

Углубление и расширение  знаний  обучающихся по теме  «Фразеология»;

Задачи

Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;

Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению; активизировать эмоциональную сферу;

Основные термины, понятия

Фразеологический оборот,

Планируемые результаты

Предметные: 

Обеспечить в ходе занятия развитие учебно-языковых, речевых умений.

 Метапредметные:

Формировать общеучебные знания, умения и навыки.

Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

Познавательные УУД

Учить формулировать познавательные цели.

Формировать умения  осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

Формировать умения- учитывать разные мнения и умения обосновать собственные.

Формировать  умение договариваться, находить общее решение.

Формировать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Формировать умение осуществлять  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД

Формировать умение осуществлять контроль и коррекцию.

Совершенствовать  волевую саморегуляцию.

Личностные УУД

Развивать  познавательные интересы, учебные мотивы.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

Формировать умение вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

        Организация пространства

3 класс

        Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная работа

Книгопечатная продукция:

Фразеологические словари русского языка «Виктория плюс»

Санкт-Петербург 2013г.

Ресурсы: Технические средства

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Карточки, клей, ножницы

Этапы занятия

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Мотивировать обучающихся к внеурочной деятельности путём создания комфортной атмосферы в классе.

2. Определение темы и задач занятия.

Цель:  актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний по данной теме;

 пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; пробуждение ученика к активной деятельности.

3. Путешествие в страну «Фразеология».

Цель: активное получение новой информации; её осмысление и соотнесение новой информации с собственными знаниями; Отслеживание процесса познания и  собственного понимания.

Физкультминутка

Продолжение путешествия.

Итог занятия.

Рефлексия.

Цель: целостное осмысление и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Формирование учебной  мотивации.                    

Совершенствуем уровень развития речи.  

Прогнозируем  предстоящую работу.

Оцениваем свои действия в соответствии с поставленной задачей.              

Формирование умения строить монологическую речь.

Формирование умения слушать и оценивать речь одноклассников.

Формирование умения согласованно  работать в группе.

Формируем умение анализировать свою деятельность.

Формируем умение делать выводы, на основе ранее полученных знаний.

 

Формируем умение согласованно работать в группе, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Формируем умение

осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме

Формируем умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Совершенствуем уровень развития речи.

Формируем умения согласованно работать в группе: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение.

Формируем ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Развиваем внимание.

Совершенствуем уровень развития речи.

Совершенствуем речевую культуру школьников, воспитываем чувство ответственности по отношению к слову.

Совершенствуем понятийный аппарат.

Совершенствуем уровень развития речи.

Формируем умения анализировать свою деятельность.

Развиваем умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

Формируем умения работать с текстом.

Воспитание чувства ответственности за свою работу.

Сценка «Кум и Кума».

Действующие лица: Кума, Кум.

- Здорово, Кум!

 - Здорово, Кума!

- А чаво это, кума, у тебя нонче в горнице народу, что сельдей в бочке?

- Да вот свалились как снег на голову, сидят, хлопают глазами, уши развесили и слухают, о чём мы с тобой лясы точим.

- Да ты не ходи вокруг да около, говори в глаза, чаво за собрание у тебя нонче? Я давеча в лавке был и краем уха слыхал, что к тебе дюже умные люди понаехали.

- Умны, не умны - это ещё на воде вилами писано. Коли начнут из пустого в порожнее переливать, то я им так и скажу: роса долой, и вы домой!

- Ты чаво это мне зуба заговариваешь, ты давай раскрывай карты, каку опять тематику задумала. Меня за нос водить не надо, я чую, что ты чаво – то темнишь.

- А ты пристал как банный лист, и думать мешаешь. Я уж всю голову сломала, никак вспомнить не могу енто слово мудрёное, об чём говорить – то будем. Не голова, а прямо решето!

-Подскажите нашим героям, о чём же мы сегодня будем говорить?   Слайд 1

Какие задачи нам предстоит решить?

Слайд 2 - Слова, как люди, живут – поживают себе поодиночке, выполняют свою работу, но в какой – то момент, когда возникает в этом необходимость, слова, опять же как люди, объединяются друг с другом и рождаются неделимые сочетания, которые называются фразеологизмами. Слова вдруг теряют свои прежние значения

Например, были слова: вода, не разлить, а фразеологизм не разлить водой обозначает уже совсем другое – быть очень дружным, неразлучным.

-Для чего они нужны?

История возникновения их разнообразна.

Слайд 3

Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Из кожи вон лезут, белые мухи , зарубить на носу);

Много фразеологизмов возникло в условиях различных профессий ( трещит по швам, поставить в тупик, нос по ветру держать)

Другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями (как,  Мамай прошёл, водить за нос);

 Некоторые  вышли из песен, сказок, загадок, литературно – авторских произведений (а воз и ныне там, за тридевять земель)

Я приглашаю вас в удивительную страну ФРАЗЕОЛОГИЮ.

Остановка «Профессии» Слайд 4

Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота

Остановка « Фразеологический зоопарк.»

 Слайд 5

 Восстановите фразелогизм, добавив картинку –слово

Голоден как

Волк.

Изворотлив как

Уж

Неуклюж как

медведь

Колюч как

Ёж

Хитёр как

Лиса

Здоров как

Бык

Нем как

Рыба

Болтлив как

Сорока

Упрям как

осёл

Труслив как

заяц

Надут как

индюк

Грязный как

свинья

Существуют в нашем языке фразеологизмы с одинаковыми словами, но имеют разное значение.

Остановка  "Одинаковые слова

Слайд 6

Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые

слова.  Попробуйте объяснить их значение .

 а) Из ... вон плохо .  

Сбыть с  …… .      

Мастер на все …….  

Сидеть сложа  ….. .              Слайд 6 

б) …… разбегаются.

 Строить ….. .        

Не в бровь,  а в ……. .

  ….. на лоб лезут .               Слайд7

в) Как с гуся …. .

Тише ... ниже травы.

Много ...утекло.

 Выйти сухим из  ..... .            Слайд 8

Остановка «Значение» Слайд 9

Некоторые фразеологизмы звучат по разному, но значения у них одинаковые

  Найдите фразеологизмы со значением:

а).  «бездельничать»

б).  «обманывать»

в).  «быстро»

Для каждой группы свой фразеологизм.

1.сломя голову                6. водить за нос

2.сидеть сложа руки       7. во весь дух

3.втирать очки               8. вводить в  заблуждение

4.гонять лодыря              9. высунув язык

5.бить баклуши              10. со всех ног

Проверка Слайд 10 

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду раздавать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять.

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

Следующая остановка "Что это?"

. Попробуйте заменить это высказывание крылатым выражением.

а)Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь;  его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают.

в)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

        

Остановка Фразеологизмы - синонимы.

Слайд 11

Соединим стрелкой пары фразеологизмов-синонимов. Они выражают одно общее понятие.

в двух шагах                                  морочить голову

пускать пыль в глаза                       рукой подать

как ветром сдуло                           утереть нос

заткнуть за пояс       не успел глазом моргнуть.

Остановка Фразеологизмы-антонимы.

Соедините фразеологизмы  противоположные по смыслу. Слайд 12

как кошка с собакой                     хоть пруд пруди          

по пальцам пересчитать              душа в душу

держать язык за зубами                   точить лясы

Остановка. Творческая. Слайд 13

Вставим в каждое предложение подходящий по смыслу фразеологизм из слов для справок.

Ученик сидел на уроке…, потому что накануне он …. и не подготовил задание. Учитель ему вопрос задаёт, а он … . … досидел ученик до конца урока. От стыда он готов был …

Справка: пальцем не пошевелил, сквозь землю провалиться, как на иголках, словно воды в рот набрал, с горем пополам.

Проверка. Слайд 14

Какая основная работа фразеологизмов?

Оцените свою работу используя фразеологизмы.

Слайд 15

Молодцы.

Слайд 16

Спасибо за урок.

Самоконтроль готовности к занятию

Смотрят сценку, предполагая тему занятия.

Определяют тему занятия.

Высказывают предположения  о задачах занятия.

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения.

Сообщения детей о группах фразеологизмов.

Знакомятся с историей возникновения некоторых фразеологизмов.

Слушают сообщения одноклассников.

Работают в группах. Определяют профессию, доказывают свой ответ.

Находят соответствующую картинку, опираясь  на ранее полученные знания.

Приклеивают найденную картинку   на свою карточку.

Работают в группах

Составляют и записывают полученные фразеологические обороты

Подбирают фразеологизмы к словам.

Работая в группе, находят соответствие фразеологического оборота со словом.

Выполняют движения

Производят замену фразеологических оборотов обыкновенным высказыванием в прямом значении.

Вспоминают  что такое синонимы.

Находят фразеологизмы – синонимы, с опорой на ранее полученные знания.

 

Вспоминают, что такое антонимы.

Находят фразеологизмы – антонимы.

Читают текст.

Вставляют в него подходящие фразеологические обороты, опираясь на ранее полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Тема занятия:"В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи"

Внеурочная деятельность по научно-познавательному направлению: "Занимательная математика". 1 класс.  Тема занятия "В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи".Цели: развитие интереса к математике...

Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа расчитана на учащихся 1 класса в рамках ФГОС.Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100...

методическое пособие по внеурочной деятельности веб-квест "В гостях у Петрушки"

Веб-квест поможет ученикам узнать историю куклы Петрушки...

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность)

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность) ...

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...