Методическая разработка на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
методическая разработка

Бутылкина Ольга Сергеевна

 

ВВЕДЕНИЕ

 К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров». В современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса далеко не все педагогические возможности используются в сфере развития личности младшего школьника во внеурочное время. Одним из факторов развития детской личности является общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры. В настоящее время бытует мнение о том, что изменился менталитет детей и их родителей, отношение семьи к школе, снизился уровень коммуникативной культуры. В связи с этим, одним из решений данной проблемы видится сохранение тех малых структур общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных отношений (семья, группа, класс, клуб) Глубокое проникновение в мир детских интересов необходимо для воспитателей всех категорий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143560, п.Курсаково, дом 3

Истринского муниципального

района Московской области.

Тел. 8(49831) 6-09-34, (факс)  8(498)729-39-70

e-mail:      kurs_sk@mail.ru

Методическая разработка на тему:

«Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

Подготовила воспитатель ГПД

Бутылкина Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

 К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров». В современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса далеко не все педагогические возможности используются в сфере развития личности младшего школьника во внеурочное время. Одним из факторов развития детской личности является общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры. В настоящее время бытует мнение о том, что изменился менталитет детей и их родителей, отношение семьи к школе, снизился уровень коммуникативной культуры. В связи с этим, одним из решений данной проблемы видится сохранение тех малых структур общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных отношений (семья, группа, класс, клуб) Глубокое проникновение в мир детских интересов необходимо для воспитателей всех категорий. Нельзя мыслить успешного воспитания без того, чтобы задачи, которые ставит перед собой воспитатель, не были восприняты ребенком с желанием, заинтересованностью и не встречали бы активного ответного содействия со стороны самих детей. Трудно поверить в то, что воспитатель сможет найти ключ к каждому ребенку, не зная, что же собственно отличает его натуру не только в смысле характера, темперамента и т. п., а в смысле “самого интересного” для этого маленького человека. Интересы подрастающей личности еще только складываются, и их гармоничное развитие во многом зависит от целенаправленного воспитательного воздействия. В настоящее время ведется разработка внеурочной и внеклассной деятельности. Данный вид деятельности необходим для формирования гармонично развитой и воспитанной личности ребенка. В данной работе мы хотели бы рассмотреть досуговую деятельность младших школьников и ее значение в формировании способностей детей. Исходя из поставленной цели, перед нами ставятся следующие задачи: 1. Изучить необходимую учебно-педагогическую и методическую литературу по теме. 2. Проанализировать опыт работы группы продлённого дня и выявить особенности организации досуга детей младшего школьного возраста.

Организация досуга в группе продленного дня

     Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. Отношение педагогов-практиков к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному — объективная реальность нашей школы. До сих понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».    

      Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг выступает одной из основ детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом. 

Сущность и признаки досуга.

      По мере становления досуговедения — нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики — категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий «свободное время», «отдых». В этой триаде самым емким слагаемым является «свободное время», понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Досуг следует трактовать как отдых активный, заполненный забавами и влечениями души.Продолжает эту смысловую традицию и С. А. Шмаков — созидатель теоретических основ педагогики досуга, который образно и одновременно точно определяет досуг как «раз — влечение» (разные влечения), понимая под влечением сильную склонность к чему-либо.

Поскольку уровень досуговой деятельности обусловлен индивидуальными особенностями развития личности, постольку целью педагогической деятельности в сфере досуга является повышение этого уровня. Поэтому педагогический процесс в сфере досуга объективно представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности на достижение ее более высокой конструктивности, культуры и творческой направленности. Досуговая деятельность при этом выступает как одно из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его.

Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.

      Досуг учащихся в самом широком смысле — это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. В таком смысловом контексте досуг учеников, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием внеурочной воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не кое досуговое дело может быть оценено как воспитательное. Высшим достижением педагогического мастерства являются как те события в жизни учащихся, в которых воспитательные и совпадают с мотивом ребенка «я хочу», т. е. воспитательное дело  естественным образом становится и досуговым занятием.

Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в сфере свободного времени.

       Если «досуг» по определению — это активное наполнение "одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:

    1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.

   2. Избирательность досуговых предпочтений- каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.

   3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме  занятий в кружках первоклассники любят играть в различные игры, слушать книги, выходить на  прогулки.

   4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того на пряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.

В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности: - беседы - встречи с интересными людьми - викторины - КВНы - театрализации - интерактивные игры

        Ожидаемый результат – создание оптимальных условий для развития, творческая самореализация каждого, формирование навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность. В процессе игровой, досуговой деятельности накапливается опыт коллективного переживания, формируется нравственное здоровье ребенка, создается необходимый для общения эмоциональный запас, уважение к людям, контактность. В игре рождается содружество, а значит и дружба.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Виды культурно - досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно разделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. В практике работы школы используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в школе имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений школы.

Я работаю над темой «Досуговая деятельность в ГПД» и с каждым годом все больше убеждаюсь, что эффективность этой деятельности дает положительные результаты. Досуговая деятельность способствует сплачиванию коллектива, росту доверия и взаимопонимания между воспитателем и ребенком, также взаимопонимания в семье, возможности получения радости от досуга. Также досуговая деятельность является своеобразной стимуляцией обучения детей, развития их личных качеств, помогает ребенку определить любимое занятие. В своей практике я использую все виды досуговой деятельности, особенно те, которые нравятся детям. Если ребята просто хотят отдохнуть, то они могут почитать книги из библиотечки, просмотреть иллюстрации. Посмотреть мультфильмы, послушать музыку. Также могут оказать посильную помощь в сборе семян растений на пришкольном участке. Убрать небольшую территорию без максимальной физической нагрузки. Поиграть в спокойные игры со спортинвентарем. Принять участие в различных акциях, как то: «Обращение к водителю», «Сделаем поселок чище», «Посади растение». В полном объеме проходят различные развлекательные мероприятия. Например, каждый день на этапе переключения детей на умственную деятельность провожу различные викторины, загадываю загадки, вместе решаем ребусы, разгадываем кроссворды, магические квадраты, решаем задачи на развитие логического мышления и т.п. А прежде чем приступить к этой работе, я знакомлю детей с историей возникновения загадок и ребусов и рассказываю правила разгадывания. Негативными проявлениями современного общества являются равнодушие, агрессивность, жестокость, безжалостность. Это можно наблюдать и в детях. Поэтому значительная часть мероприятий направлена на формирование духовно-нравственных качеств детей. Это различные викторины: об истории нашего города, на экологическую тему, о растениях из Красной книги, о сказочных героях, по конституции Российской Федерации, о правах и обязанностях ребенка, о гигиенических требованиях.

Игра как средство организации досуга детей

    Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой  заключается в активизации двигательной деятельности.

   В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.

   Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идёт, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются  связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений - мозжечком, созревают  механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений – ходьба, бега. У семилетнего ребёнка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счёт количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией.

    У каждой игры есть определённые правила, которые должен соблюдать её участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей ГПД, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.

     Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.

    Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.

     Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

      Выбор игры зависит  от рода занятий детей до, и после окончания  игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.

      Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии  с программой по физической культуре с учётом закономерностей возрастного развития детей.

    Так как возраст моих детей 6 – 10 лет я учитывала возрастные особенности учащихся.

      В связи, что в ГПД 1 классов нет домашнего задания, приходится четко планировать все направления работы, а именно досуг детей. И мы играем всегда и везде.

  Учитывая режим дня ГПД, дети  много времени проводим на свежем воздухе, где активно играем в подвижные игры. Любимые игры: Море волнуется, День и ночь, выше ноги от земли, игры с мячом.

      Подвижные игры имеют ярко выраженный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

     Для того чтобы обучить детей играм, привить любовь к ним, прочно ввести их в детский быт, в группах продлённого дня создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Игру следует, однако, не ограничивать этими рамками, а органично сочетать с другими видами деятельности.

     

При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

    1. Возраст играющих;

    2. Помещение, для проведения игры;

    3. Игры на воздухе;

    4. Число участников;

    5.  Инвентарь для игр.

 

Кружковая работа 

На базе нашей школы практикуется кружковая работа, которая также влияет на досуговую деятельность воспитанников. Кружки помогают выбрать детям направление того рода деятельности, какое им интересно. Перечислю их названия: - «Гимнастика» -«Шахматы» - «Теннис», «Музыка» и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа.

    Физкультурно-оздоровительная работа в режиме школы с группами продлённого дня складывается из таких видов, как гимнастика, физкультурные минутки, спортивный час, игры и развлечения на прогулках, спортивные секции.

      Спортивный час введён в режим школы с группой продленного дня, с целью отдыха учащихся после уроков и «зарядки» для последующей деятельности. Известно, что наиболее эффективен отдых активный, насыщенный физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

      Специфические задачи спортивного часа – это разрядка умственного напряжения, противодействие развитию чрезмерного утопления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление и здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовки. По результатам многих исследований полуторачасовой активный отдых, заключающийся в играх малой и средней подвижности, так же как и отдых, продолжительностью в один час, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.  Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.  

     На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей  в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащение детей занятиями подвижными играми, знанием эстафет и формирования у детей умения организованно играть в коллективе сверстников.

    Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников.

     К доступным можно отнести следующие виды движений:

     ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на пятках и носках;

    бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

    прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;

   бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели;

    лазанье, перелезанье, подлезание, пролезание через обручи, заборчики;

    упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, скамейке, без предметов и с предметами;

    эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.

Прогулки

     Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности  школьников. Было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития  школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны.  Особенно велики они в познавательном отношении. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственных последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.

   Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Возможности такого восприятия очень велики. Зрительная оценка изменений в окружающем мире происходит у детей мгновенно,  причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.  

   Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ученика  с товарищами по группе и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Хотя эта информация в большинстве случаев не программируется и не поддаётся учёту во всём своём объёме,  значимость её в познавательном отношении огромна.

    Великое значение прогулки и в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.

   Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия  указывает доминирующие цели прогулки,  определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя.

    Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные,  игровые, маршрутные, темповые, вольные.

    Спортивные прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно.

     Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения заданий, состязания.

     Темповые прогулки позволяют варьировать темп движения.  В зависимости от времени, которым располагает воспитатель, они могут прерываться и изменяться по скорости.

     Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации.

     Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, т.к. на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и тем более воспитательных целей не уменьшается.

    Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива.

Вывод

    Рациональной организации внеучебного  времени, правильному распределению, чередованию и продолжительности по времени – способствует соблюдение режима дня.

    Организация внеучебного времени учащихся должна не только способствовать сохранению благоприятного  уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, смотреть телевизор и т.д.

     Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность  в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности.

Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Ребенок в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому следует более активно привлекать детей в клубы, кружки, секции. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением, а только с согласия и заинтересованности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

Организация досугав группе продленного дня        Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический ...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...

Методическая разработка по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок"

В данной методической разработке по организации внеурочной деятельности в группе продленного дня "В мире сказок" представлен сценарий занятия с учащимися начальной школы. ...

Методическая разработка на тему: «Организация деятельности в группах продленного дня»

Организация деятельности в группах продленного дня -  одна из моделей внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной ),  в которы...