Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
    рабочая программа (3 класс)

    Мария Леонидовна Иванова

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:

    • разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
    • имеет общеинтеллектуальную направленность;
    • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

                Используемый учебно-методический комплект состоит из:

    1. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
    2. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    3. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

            Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:

    • составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
    • разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
    • имеет общеинтеллектуальную направленность;
    • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

            Используемый учебно-методический комплект состоит из:

    1. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
    2. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    3. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

    Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:

            Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится  45 минут.

    Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

            Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

            Курс «Занимательная грамматика» представляет собой комплекс развивающих занятий, нацеленных на:

    • закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского;
    • формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора;
    • привитие любви к родному языку и стремление к его изучению;
    • создание условий для развития познавательных способностей школьников и их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

            Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

            Задачи курса:

    - развитие лингвистических компетенций учащихся;

    - формирование любви и уважения к русскому языку;

    -развитие познавательных способностей младших школьников;

    -развитие творческих способностей младших школьников;

    -расширение кругозора учащихся.

            Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

            Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

            Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются.

    Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

    «Занимательная грамматика».

    Личностные результаты

    • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    Предметные результаты

    • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
    • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
    • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
    • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
    • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

    Основное содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

            В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, знакомства с грамматическими сказками.

            Занятия имеют следующую структуру:

    1. Работа над темой занятия.
    2. Рубрика «Занимательный привал» - позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и т.п.
    3. Продолжение работы над темой.
    4. Рубрика «Мишуткина академия» - в данной рубрике учащихся ждут каверзные вопросы, которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
    5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

            Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тема занятия

    Дата

    по плану

    Дата

    по факту

    1

    Да здравствует русский язык!

    02.09 – 06.09

    2

    Вежливые слова

    09.09 – 13.09

    3

    Поговорки и пословицы.  

    16.09 – 20.09

    4

    Игротека.

    23.09 – 27.09

    5

    Запоминаем словарные слова .

    30.09 – 04.10

    6

    Растения во фразеологизмах.

    07.10 – 11.10

    7

    Животные во фразеологизмах.

    14.10 – 18.10

    8

    Игротека.

    21.10 – 25.10

    9

    Я не поэт, я только учусь…

    04.11 – 08.11

    10

    Как Морфология порядок навела.

    11.11 – 15.11

    11

    Игры с пословицами.

    18.11 – 22.11

    12

    Игротека.

    25.11 – 29.11

    13

    И снова животные во фразеологизмах.

    02.12 – 06.12

    14

    Кое-что о местоимении.

    09.12 – 15.12

    15

    Познакомимся поближе с  наречием и числительным.

    16.12-20.12

    16

    Игротека.

    23.12-27.12

    17

    Состав слова. Основа слова. Формы слова.

    13.01-17.01

    18

    Про корень и окончание.

    20.01-24.01

    19

    Про суффикс и приставку.

    27.01-31.01

    20

    Игротека.

    03.02-07.02

    21

    Непроизносимые согласные.

    10.02-14.02

    22

    Учимся различать приставку и предлог.

    17.02-21.02

    23

    Учимся писать не с глаголами.

    24.02-28.02

    24

    Игротека.

    02.03-06.03

    25

    Имена существительные с шипящим звуком на конце.

    09.03-13.03

    26

    Его величество Ударение.

    16.03-20.03

    27

    Поговорим о падежах.

    30.03-03.04

    28

    Игротека.

    06.04-10.04

    29

    Сложные слова.

    13.04-17.04

    30

    От архаизмов до неологизмов.

    20.04-24.04

    31

    По страницам энциклопедий.

    27.04-01.05

    32

    Игротека.

    04.05-08.05

    33

    Повторяем…

    11.05-15.05

    34

    Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

    18.05-22.05

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

    Для учителя:

    • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
    • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Сборник «Пословицы русского народа» В. И Даля.
    • Компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Экран

    Для учащихся:

    • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
    • Цветные карандаши.
    • Счетные палочки.
    • Головоломка «танграм».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс)

    Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

    Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс 2017-2018 уч. год.

    Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...

    Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3 класс 2018-2019 уч. год.

    Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.Практическая значи...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс...