Исследовательская работа в начальной школе
материал

Являюсь руководителем школьного Малого Научного Общества "Эврика", делюсь своим опытом на городском мастер-классе по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в начальной школе

(из опыта работы)

Руководитель школьного научного

Общества "Эврика", учитель начальных

классов МБОУ НОШ № 17 г. Пятигорска

Тихонова Татьяна Николаевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский, - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов. Можно сказать, что в арсенале таких средств и методов Стандартов второго поколения особое место занимает проектно-исследовательская деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы», - писал Ж.Ж.Руссо. «Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому,  что сам понял».

        Считаю, что исследовательская деятельность очень важна в начальной школе. Именно в этом возрасте дети желают учиться, получать знания, открывать для себя что-то новое. У них много "почему?", "как?", "зачем?". Они с удовольствием исследуют, делают опыты, эксперименты, ищут ответы на свои вопросы, радуются новым открытиям, пусть еще маленьким, но полученным в результате собственных наблюдений, выводов. Если эту потребность детей не развивать в младших классах, то в среднем звене, когда происходит смена интересов, идеалов, приоритетов, желание учиться пропадает. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

 Опираясь на Стандарты второго поколения, заинтересованность детей, родителей и учителей в такой работе, коллективом нашей школы было принято решение о создании в школе Малого Научного Общества (МНО) «Эврика», руководителем которого я  являюсь.  Разработано положение, где прописаны: цель, задачи, структура, содержание и формы организации работы МНО, которая направлена на:

1.   Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2.    Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

 3.    Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4.    Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

5.   Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.

Работа в МНО ведется в следующих секциях:

  • «Первые шаги в науку»;
  • «Здоровый образ жизни»;
  • «Мой край, моя Россия»;
  • «История моей семьи».

"Эврика" - это добровольное общество, которое объединяет неравнодушных, ищущих, наблюдательных ребят, которые стремятся:

  • совершенствовать и расширять свои знания в определенной области науки, техники, искусства;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • совершенствовать умения и навыки научно-исследовательской  и опытно-экспериментальной деятельности.

Помогают школьникам в их исследовательской деятельности классные руководители. Я являюсь организатором, куратором, консультантом. Провожу занятия один раз в две недели, даю рекомендации детям, родителям, учителям. Ребята получают памятки по ведению проектов, требования по оформлению работ, презентаций. С некоторыми опытными учащимися работу веду в заочной форме. В конце учебного года я провожу итоговую школьную конференцию, где ребята защищают свои проекты. На конференцию приглашаются все, кому интересна исследовательская  и опытническая деятельность. Некоторые ребята вступают в члены МНО в следующем учебном году.

Разумеется, выбрать направление исследования и получить новые знания в той или иной области науки, техники, искусства ребята могут, исходя из интересов. В начале учебного года учащиеся выбирают секцию, определяют тему и приступают  к работе. Над индивидуальной темой исследования ученики работают в течение года, что позволяет им глубоко изучить исследуемую проблему и выполнить работу на достаточно хорошем уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций и фестивалей учебно-исследовательских проектов не только на школьном уровне.

В этом году кроме индивидуальных проектов, я решила ввести в работу МНО коллективные проекты. Общая тема проекта объединяет ребят, позволяет развивать умения работать в команде, ставить общие интересы выше своих. А если в группе новички, то опытные ребята выступают здесь в роли наставника. Таким образом некоторые функции руководителя они берут на себя, что позволяет охватить большее количество детей научно-исследовательской деятельностью. В работе по данному направлению мне помогает сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (Станция юных натуралистов, станция юных техников, Центр детского и юношеского туризма и краеведения, Центр новых образовательных технологий интеллектуального развития детей и молодежи). На базе учреждений дополнительного образования учащиеся часто выполняют практическую часть своих опытнических  и исследовательских работ. Педагоги дополнительного образования становятся консультантами.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований в книгах, интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но еще я рекомендую искать ответы на свои вопросы у людей - специалистов, работающих в сфере, с которой связан проект.  Вместе с родителями организую встречи, где ребята учатся задавать вопросы. К некоторым специалистам мы обращаемся с вопросами по электронной почте. Взрослые охотно идут на контакт с ребятами, стараясь ответить на все их вопросы. Ребята чувствуют значимость своей работы, поддержку профессионалов, с которыми их объединяет общая тема, интересы.

Члены МНО со своими исследовательскими проектами принимают  активное участие  в очных  городских, региональных, краевых конференциях, занимают  призовые места (городская конференция «Я – исследователь»; региональная научно-практическая конференция «Юные тимирязевцы»; региональный конкурс научно-исследовательских работ «Мой край – моя Россия» и др.) Победа во многих заочных всероссийских конкурсах дает возможность ребятам выступить с докладом в очном туре.

        Работой МНО "Эврика" заинтересовались многие педагоги начальных классов школ города Пятигорска, ведь в каждой школе есть ребята, желающие и способные вести исследовательскую работу в младших классах. Поэтому опытом своей работы я делюсь на городском мастер-классе, цель которого - повышение уровня профессионально-педагогической компетенции учителей в условиях  организации работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся в начальной школе. Руководителем мастер-класса  являюсь второй год, работаю по  теме: "Создание дополнительного образовательного пространства (Малое Научное Общество) для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся начальной школы".  Провожу мастер-класс в виде "круглого стола", где не только я делюсь своим опытом, но и  мои коллеги могут рассказать о своих наработках по данному направлению.

        Считаю, что учебно-исследовательская, опытническая и проектная деятельность в начальной школе должна иметь систематическую и стимулирующую специфику. В своей работе придерживаюсь следующей педагогической идеи: уча, не опускаться до уровня детского понимания, а поднимать детей на уровень мышления взрослого.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в начальной школе

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

Исследовательская работа в начальной школе

ИНТЕРЕС К НАУКАМ РОЖДАЕТСЯ ЕЩЁ НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ И ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ ЗАКЛЮЧАЕСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЭТОТ ИНТЕРЕС НЕ ПОГИБ НА САМОМ ЕГО КОРНЕ, А СО СТРЕМИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ РАЗВИВАЛСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В...

Доклад по теме: "Исследовательская работа в начальной школе"

Шаги организации исследовательской работы, требовиная к презентации....

Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе

В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы....

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...