Программа индивидуальной работы с одарёнными детьми
учебно-методический материал

Материал содержит Программу индивидуальной работы с одаренными детьми, обучающимися в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 индивидуальной работы  с одарёнными детьми  

        Одаренные дети — это особый мир детства, интеллектуальный потенциал общества, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Каждый ребенок одарен по-своему и для учителя важнее выявление не  уровня, а качества одаренности.

        Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Эти дети выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

        В современном обществе возросло значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала, задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть,  развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развивать его способности, подготовить почву, чтобы его способности были реализованы

        Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна   работа на уроке, они читают словари, энциклопедии, специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть  свои способности

       Работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой и  продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений работы классного руководителя и учителей-предметников.

       Цель  программы: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества обучения; расширение возможностей развития их индивидуальных способностей.  

       Задачи программы:

  • развитие личности одаренных учащихся;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие позитивной Я-концепции;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие рефлексивных умений.

       Принцип построения программы: приоритет индивидуальности.

       Принципы реализации программы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

       Основные направления работы с одаренными детьми:

  • выявление одаренных обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных

       учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития

       обучающихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся,

которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных,

районных, республиканских, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках,

конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

  • включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию

творческих инициатив учителей и обучающихся школы.  

       Формы работы:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

Содержание работы с одаренными детьми

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по

определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и

интеллектуального потенциала одаренных детей:

1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на

творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими

области умственной деятельности.

3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.

4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с

детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать

гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.

9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание

стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в

результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выступления в лекторских группах;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам олимпиад. К празднованию Дня

семьи - выставка творческих достижений обучающихся.

2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на

родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

                          Примерный план работы с учащимися

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Диагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихся

Октябрь

Вовлечение учащихся в школьные кружки по интересам

Всероссийская олимпиада по ПДД «Светофорик»

Ноябрь

Предметная неделя по русскому языку для учащихся начальных классов

Районный конкурс творческих проектов «Профессия моего папы»

Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

Декабрь

Школьный тур олимпиад по русскому языку и математике среди учащихся начальных классов

Всероссийская олимпиада по окружающему миру «Тайны природы»

Январь

Всероссийская олимпиада «Олимпусик» для учащихся начальных классов

Февраль

Предметная неделя по математике для учащихся начальных классов

Районный конкурс «Росток» для учащихся начальных классов 

Март

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Апрель

Всероссийский конкурс по окружающему миру «ЧиП»

Май

Конференция «Наши достижения»

                                Прогнозируемый результат:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.

Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс)....

Программа по работе с одарёнными детьми "Знайка"

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся ...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов:

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универс...

Программа индивидуальной работы с одарёнными детьми

Программа индивидуальной работы с одарёнными детьми...