Картотека занимательных опытов с песком.
материал

Чугреева Ольга Анатольевна

Картотека занимательных опытов с песком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zanimatelnyh_opytov_s_peskom._chugreeva_o._a.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты с песком

Чугреева О. А.

       Природный песок – этор рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Песчинки могут образовывать в толще песка своды и тоннели. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.

 

Опыт №1.Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

      Оборудование:

1.     Сухой песок.

2.     Поднос, на который можно высыпать песок.

      Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

      Вывод:  Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

 

Опыт №2. Своды и тоннели.

      Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

      Оборудование:

1.     Поднос с сухим песком.

2.     Лист тонкой бумаги.

3.     Карандаш.

4.     Клеевой карандаш.

      Опыт: Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.

      Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

 

Опыт №3. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     2 подноса.

3.     Формочки и совки для песка.

      Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

      Вывод:  Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

 

Опыт №4. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

 Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     Сито.

3.     Два тазика.

4.     Тяжелый стальной брусок.

5.     Маркер.

      Опыт:  Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

      Вывод:  В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

 

Опыт №5. Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

       Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

      Оборудование:

1.     Сухой песок.

2.     Сито.

3.     Два тазика.

4.     Деревянная толкушка.

5.     Тяжелый стальной брусок.

6.     Маркер.

      Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. Таким же образом насыплем сухой песок в другой тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.

      Вывод: В рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»

Цели: •          ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;•          способствов...

Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом, водой, песком и статическим электричеством. Методические рекомендации.

Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом,водой, песком и статическим электричеством. Методические рекомендации....

Картотека занимательных опытов с водой.

Занимательные опыты с водой.   ...

Картотека занимательных опытов с воздухом.

Картотека занимательных опытов с воздухом....

Картотека занимательных опытов со статическим электричеством.

Картотека занимательных опытов со статическим электричеством....

Программа внеурочной деятельности "Занимательные опыты"

Программа  курса внеурочной деятельности «Занимательные опыты» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Книжка "Занимательные опыты с водой"

Книжка "Занимательные опыты с водой"...