Программа СЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светскойэтики» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др. «Основы религиозных культур и светской этики» / модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.).
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения. Содержание предмета направлено на формирование культурологических понятии и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.) отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Учебник: Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Издательство "Просвещение".
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального по
ведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис- пользование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз- личных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и 9 пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к раз- личным явлениям действительности.
2.Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Часть 1 1 | Этика общения | 4 | 4 |
2 | Этикет | 4 | 4 |
3 | Этика человеческих отношений | 4 | 4 |
4 | Этика отношений в коллективе | 4 | 4 |
Часть 2 1 | Простые нравственные истины | 4 | 4 |
2 | Душа обязана трудиться | 4 | 4 |
3 | Посеешь поступок — пожнёшь характер | 6 | 6 |
4 | Судьба и Родина едины | 4 | 4 |
Итого: | 34 | 34 |
Этика общения(4ч)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки.
Этикет(4ч)
Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений (4 ч)
Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — вол- шебные двери к добру и доверию. Чувство родины.
Этика отношений в коллективе (4 ч).
Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья.
Простые нравственные истины (4ч)
Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни.
Душа обязана трудиться(4ч)
Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.
Посеешь поступок — пожнёшь характер(6ч)
Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.
Судьба и Родина едины (4 ч)
С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
3.Тематическое планирование
№ урока, четв. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по теме | Коррект., причина |
Часть 1 Разде1 1 | Этика общения(4ч) Добрым жить на белом свете веселей (1 ч) | 1 | |
2 | Правила общения для всех | 1 | |
3 | От добрых правил добрые слова и поступки | 1 | |
4 | Каждый интересен | 1 | |
Разде2 5 | Этикет(4ч) Премудрости этикета | 1 | |
6 | Красота этикета | 1 | |
7 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 | |
8 | Чистый ручеёк нашей речи | 1 | |
Разде3 9 | Этика человеческих отношений (4 ч) В развитии добрых чувств — творение души | 1 | |
10 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | |
11 | Чувство Родины | 1 | |
12 | Жизнь протекает с людьми | 1 | |
Разде1 13 | Этика отношении в коллективе Чтобы быть коллективом | 1 | |
14 | Коллектив начинается с меня | 1 | |
15 | Мой класс – мои друзья | 1 | |
16 | Скажи себе сам Итоговая творческая работа 1 (проекты, сочинения, презентация) | 1 | |
Часть 2 Разде1 | Простые нравственные истины (4ч) |
| |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | 1 | |
18 | Жизнь священна | 1 | |
19 | Человек рождён для добра | 1 | |
20 | Милосердие — закон жизни | 1 | |
Разде3 21 | Душа обязана трудиться(4ч) Жить во благо себе и другим | 1 | |
22 | Следовать нравственной установке | 1 | |
23 | Достойно жить среди людей | 1 | |
24 | Уметь понять и простить | 1 | |
25 | Простая этика поступков | 1 | |
Разде4 26 | Посеешь поступок — пожнёшь характер(6ч) | ||
27 | Общение и источники преодоления обид | 1 | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | |
29 | Доброте сопутствует терпение | 1 | |
30 | Действие с приставкой «со»- вместе | 1 | |
Разде4 | Судьба и Родина едины (4 ч) | ||
31 | С чего начинается Родина… | 1 | |
32 | В тебе взрослеет патриот и гражданин. | 1 | |
33 | Человек как чело века. | 1 | |
34 | Слово, обращённое к себе. Итоговая творческая работа 2 (проекты, сочинения, презентация) | 1 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В преподавании модуля «Основы светской этики» оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе словарей, творческих работ и исследовательских проектов на завершающем этапе.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
выставки работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...