533 Проект "Интеллект-3Т"
методическая разработка

Орлова Ольга Николаевна

Развитие творческих и интеллектуальных  способностей учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 533-intellekt-3t_proekt.doc166.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533

 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ИНТЕЛЛЕКТ - 3Т

(«Творчество», «Труд», «Технологии»)

Развитие творческих и интеллектуальных  способностей учащихся начальной школы.

Руководители проекта:
Орлова О.Н., заместитель директора по УВР,
Калошина Р.О., заместитель директора по ИТ

   

Разработчики проекта

   Методический совет лицея

Сильные и слабые стороны образовательной среды лицея

В лицее есть положительный опыт в работе с творческими и способными детьми:

  •  учащиеся начальных классов лицея принимают участие в  олимпиадах, где занимают  призовые места (математика, экономика);
  • учащиеся начальных классов лицея принимают участие в  конкурсе исследовательских работ;
  • все учащиеся начальных классов принимают участие в школьном интеллектуальном марафоне;
  • большое количество учащихся принимают участие в конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру», «Кит».
  • инновационная деятельность, работа в статусе районного ресурсного центра, районной опытно-экспериментальной площадки по теме «Мониторинг интеллектуального развития»,
  • сформированная система повышения методического уровня педагогов,
  • наличие  Методического Совета, работа творческих групп.

                 Но в то же время:

  • количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью очень мало;
  • уделяя большое внимание успеваемости, учителя уделяют недостаточное внимание работе с учащимися, способными заниматься на продвинутом уровне;
  • внеурочное время отводится на проекты воспитательной направленности, а не интеллектуальное развитие;
  • слабая мотивация учителей на индивидуальные исследовательские работы со способными учащимися, недостаточное количество инструментов для исследования

Проблемы

  1. Несоответствие между достаточно высокой мотивацией и желанием обучающихся получать высокие результаты в творческой и исследовательской деятельности и реальным уровнем сформированности интеллектуальных, исследовательских навыков и умений.
  2. Несоответствие между желанием педагогов и способностью

их к  эффективной творческой деятельности с учащимися.

  1. Недостаточная готовность обучающихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.

Цель

Выполнив условия требований ФГОС (результаты освоения, структуры ОП, условия реализации), создать возможности для оптимального развития творческой активности  детей, включая детей, чей возможный потенциал в настоящий момент может быть ещё не проявившийся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей к исследовательской деятельности.

Задачи

  1. Выявление творчески способных учащихся.
  2. Раскрытие  способностей учащихся путём вовлечения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
  3. Развитие личности педагога, способного к эффективной творческой деятельности с учащимися.
  4. Использование передовых педагогических технологий, способствующих развитию творческой активности и интеллектуальных способностей учащихся.
  5. Составление и реализация планов индивидуального развития учащихся.
  6. Повышения уровня информационно – коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса
  7. Развитие творческой работы педагогов и активизация учебной деятельности школьников через использование ими активных методов учебной работы и постоянно пополняемого методического инструментария.
  8. Реализовать проект «Интеллект – 3Т («Творчество», «Труд», «Технологии») в начальной школе лицея, обеспечивающий принцип преемственности между начальным и основным образованием

Этапы проектной деятельности

Первый этап: 2012-2013 – прогностический

Второй этап: 2013-2014 – практико-ориентированный

Третий этап: 2014 -2015 – практико-содержательный

Четвертый этап: 2015-2016 – аналитический

Основные направления

  1. Организационное
  2. Нормативно-правовое
  3. Информационное
  4. Кадровое
  5. Научно-методическое
  6. Материально-техническое
  7. Финансовое

Принципы реализации

  • программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
  • совместимости данного проекта и проектов «Лицеист», «Информационная среда» программы развития лицея, образовательной программой начальной школы;
  • информационной компетентности участников образовательного процесса;
  • вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач проекта;
  • включения в реализацию проекта «Интеллект – 3Т» развития всех субъектов образовательного пространства.

Ресурсы для реализации проекта

  • требования к ФГОС, по освоению образовательной программы, элементы проекта соответствуют структуре образовательной программы для начальной школы, по выполнению условий реализации Стандарта;
  • существующая материально-техническая база, предметные кабинеты, игровая комната, кабинеты для ГПД, библиотека;
  • служба сопровождения образовательного процесса (педагог-психолог, логопед, социальный педагог);
  • работающий проект «Умка собирает друзей»;
  • высокопрофессиональный коллектив педагогов начальной школы, развитая методическая служба, практика работы в творческих группах и в рамках педагогических лабораторий, кураторство заместителя директора по информационным технологиям, поддержка методиста информационного центра лицея;
  • социальное партнерство с районной библиотекой, Высшей школой экономики, СПбГУ, МБИ;
  • Совет образовательного учреждения, родительский комитет, активно включенный в образовательный процесс.

Источники финансирования

  • бюджет Санкт-Петербурга и Администрации Красногвардейского района в рамках текущего финансирования,
  • целевые и адресные программы,
  • субвенции по линии приоритетного национального проекта,
  • финансово-хозяйственная деятельность лицея.
  • Объемы финансирования проекта будут  корректироваться ежегодно после принятия закона о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и на основании финансового мониторинга лицея.

Ожидаемые результаты

Для обучающихся:

  • свободный доступ к образовательным ресурсам для развития интеллектуальных способностей;
  •  активизации учебной  и исследовательской работы;
  • формирование организованности и способности к самообразованию;
  • находить и использовать нужную информацию;
  • работать индивидуально, в группе и коллективе;
  • находить правильные решения в нестандартных ситуациях;
  • доступность качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них ученика.

Для педагогов:

  • создание условий для творческой работы педагогов;
  • использование педагогами активных методов обучения;

Для администрации:

  • соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг;
  • создание нормативной базы (электронный офис);
  • применение ИКТ - технологий всеми участниками образовательного процесса

Для родителей:

  • связь с педагогами по электронной почте, использование электронного журнала и дневника;
  • активное участие в образовательном процессе через участие в совместных исследовательских проектах

Эффект от реализации проекта

Реализация данного проекта позволит создать условия для самореализации одарённых, способных к творчеству учащихся, будет способствовать их социальной и профессиональной адаптации, формированию активной жизненной позиции.

Система мониторинга, анкетирования и критериальной оценки эффективности реализации проекта

  • Разработка нормативно-правовой базы   – нормативный ресурс;
  • привлечение к решению задач программы партнеров  - социальный ресурс;
  • анкетирование и мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом  этапе - аналитический ресурс;
  • обеспечение профессионального и личностного роста педагогов, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера - кадровый ресурс;
  • подготовку и развитие материально-технической базы инновационной деятельности лицея – материальный ресурс;
  • совершенствование информационной среды лицея – информационный ресурс;
  • развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов  - инновационный ресурс;
  • составление ежегодных планов заместителями директора, ответственными за реализацию проектов, и представление их педагогическому совету и совету образовательного учреждения  на согласование;
  • подготовка ежегодных публичных отчетов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте, в лицейской газете «Малый охтинец», в районных и муниципальных средствах массовой информации.
  • отчет на ежегодном августовском  педагогическом совете.

Система показателей эффективности

  • Участие детей в конкурсном движении и участие в олимпиадах.
  • Имиджевые показатели приоритетности лицея для учащихся, родителей, населения, конкурентоспособность.
  • Практическое взаимодействие различных социальных институтов.
  • Обеспечение психологической комфортности в школе.
  • Применение  инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
  • Стабильный и сплоченный коллектив.
  • Соответствие материально-технической базы современным требованиям.
  • Привлечение внебюджетных средств для улучшения материально-технической базы лицея.
  • Соответствие нормативно-правовой  базы условиям, обеспечивающим развитие  лицея.
  • Увеличение количества дополнительных образовательных программ, учитывающих  интеллектуальные особенности, образовательные потребности обучающихся.
  • Удовлетворенность обучающихся и родителей  качеством образования в лицее.
  • Эффективность инновационной деятельности педагогов лицея в повышении качества образовательного процесса.